Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доминат и падение империи





Некоторых временных успехов в сохранении единства империи достигли императоры Диоклетиан и Константин.

Диоклетиан (284—305 гг.) был сыном отпущенника и из простых солдат дослужился до начальника императорской стражи. После убийства сыновей императора Кара его провозгласили императором. Им был проведен ряд важных реформ: он разделил империю на четыре части, взял себе в соправители (с титулом августа) своего товарища Максимиана. Титулы цезарей получили Галерий и Констанций Хлор. Диоклетиан окончательно превратился из принцепса в «господина» (отсюда наименование поздней империи «доминат»), прямого потомка Юпитера. Христиане были подвергнуты более жестким, чем прежде, преследованиям. Сенаторы независимо от того, присутствовали ли они в сенате или жили в своих имениях, оставались высшим сословием, но все дела решал сам император и состоявший при нем совет. Однако знать была удовлетворена успешными войнами Диоклетиана с германцами, персами, маврами, а главное — тем, что ему удалось подавить восстания. В пышных панегириках Диоклетиана и Максимиана прославляли как новых олимпийцев, победителей гигантов, мятежных «сынов земли».

В 305 г. Диоклетиан отказался от власти и удалился в родную Далмацию. После короткой борьбы между претендентами на престол императором стал Константин, сын Констанция Хлора (306—337 гг.). Он стал единоличным правителем, но сохранил деление империи на префектуры, подчинявшиеся префектам претория и разделенные на провинции, объединявшиеся в диоцезы. Константин прекратил гонения на христиан и даже созвал в Нике.е собор (325 г.) для выработки единого вероучения (символа веры), превратив христианство в государственную религию. Сам он крестился перед смертью, надеясь, по словам недоброжелателей, что крещение смоет с него грехи, в частности казни почти всех своих родственников.

Теперь церковь стала союзницей государства. Еще в конце II в. видный деятель христианской церкви Тертуллиан писал о всеобщем счастье, мире и братстве, которые наступили бы в империи, если бы сам цезарь стал христианином. Теперь эта казавшаяся утопической мечта исполнилась, не улучшив, однако, положения ни империи, ни христианской церкви. Став господствующей, она превратилась в арену борьбы между различными направлениями: никейцами, арианами, донатистами и др. Взявшие верх обвиняли противников в ереси и использовали против них силу государственного аппарата. Отвергнув императорский культ, церковь признала императора наместником бога на земле Все имеющее к нему пусть даже косвенное отношение было объявлено священным. Недовольство приравнивалось к святотатству. Церковь богатела за счет пожертвований императоров и частных лиц, владела землями и колонами. Выборы на пост епископа, дававший власть, влияние и богатство, сопровождались интригами, а то и побоищами. Недовольные перерождением церкви образовывали свои «еретические» секты, уходили в пустыни, положив начало монашеству. Вместе с тем развивались христианское вероучение, богословие, христианская философия, которая, немало заимствуя из философии античной, давала свою интерпретацию тех же проблем, предлагала свои пути их решения В IV—V вв. жили виднейшие представители христианской философии, так называемые отцы церкви — В асилий В еликий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Августин, епископ африканского города Гиппона, создатель христианской философии истории.

Идея вечности империи, преклонения перед создавшими ее «предками» заменяется концепцией неизбежной гибели всех земных царств (вечно только царствие божие) и движения от старого к новому. Казалось бы, абстрактные богословские вопросы, по свидетельству историка Аммиана Марцеллина, становились предметами всеобщих дискуссий даже на рынках и в цирюльнях. Приверженцев античных ценностей оставалось все меньше. Попытка императора Юлиана, прозванного Отступником, вернуться от христианства к античной религии, не удалась Неудача Юлиана показала всю слабость «последних язычников», их оторванность от запросов жизни.

Однако в сочинениях тогдашних «светских» авторов — поэта Авзония, автора сборника писем Аполлинария Сидония, историка Аммиана Марцеллина и др — реминисценции античной культуры были настолько многочисленны, что не всегда удается определить, был ли тот или иной писатель христианином или приверженцем «веры предков». Старые культы продолжали сохраняться среди сельского населения. Историк церкви и биограф канонизированного епископа г Тура Мартина описывал, как крестьяне сопротивлялись проводимой Мартином христианизации, разрушению их святилищ, уничтожению священных деревьев. В конце IV в. н. э. император Феодосии строго запретил отправление языческих культов. Но сельские боги упорно продолжали жить как лесные, водяные, домашние духи, слившись с образами святых мучеников, погибших во время гонений, прославившихся своим аскетизмом пустынников, которых особенно много было в Египте и Сирии и «жития» которых стали одним из распространенных видов литературы.

Новые веяния сказались и в искусстве Еще Плотин сформулировал теорию эстетики, в корне отличавшуюся от концепции Цицерона и Горация. С его точки зрения, художник должен был отражать не реальное, а только нечто внутреннее, душу, некую общую идею Искусство домината сознательно или бессознательно следовало этой теории На Востоке, в фаюмских портретах Египта, в фресках си рийского города Дура-Эвропос изображались фигуры, лишенные портретного сходства, реальных черт Подчеркивалась лишь напряженная внутренняя жизнь души На Западе культ императорской власти способствовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений Огромны были термы, выстроенные при Каракалле и Диоклетиане, триумфальные арки, статуи императоров, как бы застывших в недосягаемом величии. Однако, несмотря на видимое усиление императорской власти, действительное положение в империи было непрочным Население оказалось в еще более тяжелом, чем прежде, положении. Порвавший со всеми римскими традициями Константин перенес свою столицу в основанный им на месте Византии Константинополь, отстроенный с необычайной роскошью Перенос столицы на вое ток был символом процесса, часто обозначаемого в литературе как «ориентализация» империи Обычно под этим термином понимают теократизацию императорской власти, установление ритуала, подобного ритуалу восточных царей Но то были лишь внешние признаки внутренних процессов Рим, пройдя через стадию гражданской общины, пришел к строю, близкому структуре восточных государств с их огромными царскими землями, с разными категориями зависимого населения, стоявшего между рабами и свободными, с неразвитыми экономическими связями А сходство в социально экономической структуре порождало и сходство в оформлении государственной власти Однако, демонстрируя все внешние атрибуты силы, эта власть фактически ею не обладала Особенно это проявилось при преемниках Константина.

Его реформы, продолжавшие реформы Диоклетиана, лишь ненадолго укрепили империю Армия, состоявшая из закрепощенных колонов и разорявшихся крестьян, теряла боеспособность. Все чаще приходилось прибегать к помощи солдат из варваров. Их командиры приобретали все больше влияния при дворе императоров, а войско порой не оказывало действенного сопротивления своим соплеменникам, снова начавшим наступать на границы империи. Еще не умея брать укрепленные города, варвары опустошали сельские местности. К ним нередко присоединялись поднимавшиеся на борьбу крестьяне. Они захватывали виллы, уничтожали долговые расписки, превращали господ в рабов.

В 378 г. поселенные на Дунае готы восстали и вместе с колонами и рабочими с золотых приисков разбили армию императора Валента (364—378 гг.). Сменивший его Феодосии (379—395 гг.), в последний раз объединивший под своей властью Восточную и Западную империи и действовавший репрессиями и компромиссами, справился с восстанием, но оправиться империя уже не могла. После смерти Феодосия она окончательно распалась на восточную и западную части.

В западных провинциях росло недовольство знати. Окрепшая, имевшая собственные дружины, способные усмирять колонов и защищать ее укрепленные виллы (бурги), знать смотрела на центральное правительство, неспособное отразить нашествия варваров и подавить крестьянские восстания, как на пожирателя ее огромных доходов. Снова и снова в западных провинциях появляются претенденты на престол, нередко вступавшие в союз с вождями варваров. Наряду с этим все, кто страдал от закрепощения, тяжести налогов, злоупотреблений бюрократического аппарата, тоже надеялись на варваров и массами бежали к ним. Ослабевшая империя становится легкой добычей варваров. 24 августа 410 г. вождь готов Аларих взял и разграбил Рим. Потом готы ушли, но впечатление от падения Рима было потрясающим.

В последующие десятилетия одна западная провинция за другой переходят в руки готов, бургундов, лангобардов, вандалов, франков, основывавших там свои королевства. Римских императоров, уже не имевших никакой власти, ставили и смещали вожди германских дружин. В 476 г. Одоакр из племени скиров сместил последнего императора Ромула, прозванного Августулом, и, не сочтя нужным даже назначить нового, отослал инсигнии императорской власти в Константинополь, столицу Восточной Римской империи, которая под именем Византии просуществовала еще тысячу лет.

Так закончилась история античного мира и началась эпоха формирования феодального строя. Вопрос о характере перехода от античного рабовладельческого общества к феодальному служил и продолжает служить темой многих дискуссий. Но как бы эти проблемы ни решались, не подлежит сомнению, что античный мир и его цивилизация оказали огромное влияние на материальную и духовную культуру последующих эпох, распространявшееся не только на народы, входившие в состав Римской империи, но и на германцев, арабов, славян. Изучение влияния, ассимиляции и трансформации античного наследия в обществах с различным социально-экономическим и политическим строем имеет первостепенное значение для изучения общей проблемы перехода от одной формации к другой, взаимодействия различных культур, возможностей и границ культурного заимствования, проблемы, непосредственно связанной с общими концепциями историко-культурного развития. С теоретической точки зрения античный мир значим и как общественная формация, без изучения которой нельзя понять ход всемирно-исторического процесса. Изучение античного мира открывает большие возможности для анализа взаимодействия различных социально-экономических, политических и культурных процессов. При всем своеобразии такого взаимовлияния в конкретно-исторических условиях оно дает возможность лучше понять общие социологические и историко-культурные закономерности развития социальных организмов.

Западная Римская империя пала, и некоторым исследователям представляется, что вместе с нею погибло почти все созданное Римом, а дальнейшее развитие началось чуть ли не на пустом месте. Но если даже в ранний период истории западных «варварских королевств» было забыто значительное число достижений материальной и духовной культуры античности, многое ею созданное продолжало жить и на Западе. На Востоке же, в Византии, античная традиция, переосмысляясь, по существу никогда не прерывалась. И на западе, и на востоке Европы господствовало христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры. Благодаря трудам «отцов церкви» грамотные люди знакомились с некоторыми положениями античной философии, с историей, мифами.

Когда славянские страны, в том числе Русь, приняли христианство, эти труды, доставлявшиеся из Византии, как и другие христианские произведения, исторические хроники, романы, об Александре Македонском, стали известны и здесь. На Западе же латынь оставалась языком церкви и науки еще много столетий после падения Рима. В монастырях переписывали рукописи античных авторов, благодаря чему они и дошли до нас. Архитектура церквей воспроизводила римскую архитектуру (в частности, римских базилик), хотя и со значительными вариантами в разных странах и областях.

Жила и сама идея Рима как политического и духовного центра, объединяющего народы, Константинополь назывался «вторым Римом», византийцы именовали себя римлянами — «ромеями», а своего императора — «римским кесарем». На Западе продолжателями, наследниками Рима считали себя Карл Великий, а затем государи «Священной Римской империи». После падения Константинополя на Руси укрепилось представление о Москве как «третьем Риме», наследнице православного Рима— Константинополя, и это сыграло немалую роль в идеологии XV—XVI вв., в изучении истории и литературы Рима, из которых черпался материал для оправдания политических концепций (как, например, в переписке Грозного с Курбским).

И на Востоке, и на Западе в центре внимания стояла философия Аристотеля, приспособленная к христианской философии. Его труды, как и другие античные сочинения, были переведены, например, на арабский язык. Опираясь на наследие александрийских математиков, арабы создали алгебру, знали они и Галена, и греческих астрономов. Именно с арабского языка сочинения Аристотеля были переведены на латынь. Непререкаемыми авторитетами вплоть до Нового времени оставались Птолемей и Гален, а когда настала возможность отвергнуть их санкционированную церковью непогрешимость, Коперник, создавая свою гелиоцентрическую систему, опирался на Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца. Римское право постоянно изучалось юристами средневековой Европы, приспосабливалось к нуждам феодального общества.

Если восточноевропейские славянские страны знакомились с античным наследием через Византию, то в Западной Европе знали лишь то, что осталось от Рима. Только когда с наступлением турок на Византию многие византийские ученые стали переселяться в Италию, здесь они познакомились с античным наследием в его полном объеме, что стимулировало расцвет культуры Возрождения. Теперь труды и римских и греческих авторов извлеклись из монастырских хранилищ, переписывались, изучались, комментировались, становились оружием в борьбе с властью церковной догмы над умами людей, в пропаганде новых идей гуманизма, просвещения, свободы мыслей, гармоничного развития личности, величия науки. Велико было в то время влияние античного искусства. Извлеченные при раскопках статуи служили образцом великим творцам Возрождения, воплощая идеал прекрасного, но земного человека в противоположность средневековым изображениям святых. За образцы бралась и римская архитектура, основы ее осваивались и развивались далее. Знаменитый тогда автор труда по архитектуре Палладий во многом основывался на Витрувии. В обращении к античности современники Возрождения видели путь к духовному освобождению от засилья догмы, к утверждению науки, творчества, исканий во всех сферах жизни.

С течением времени влияние античного наследия все более крепло Латынь продолжала оставаться языком ученых всего европейского мира, углублялось знакомство с греческим языком и греческими мыслителями. В XVIII в. сложилась теория «греческого чуда»— абсолютного совершенства искусства классической Греции, по сравнению с которым искусство эллинизма и Рима было упадком и эпигонством Развитие книгопечатания стимулировало издание греческих и латинских авторов и знакомство с ними. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой обучения в школах. Труды Евдокса Книдского, Диофанта способствовали развитию тригонометрии. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших ее объем, сыграли немалую роль в Великих географических открытиях. Философские системы античных мыслителей вдохновили философов Нового времени. В XVIII в., в преддверии Великой французской революции, философы-материалисты обращаются к Лукрецию. Его учение о возникновении мира из атомов, об эволюции природы и человеческого общества без божественного промысла, о естественном договоре, объединяющем людей для общей пользы, о законе, который не бог, а люди устанавливают для той же пользы и отменяют его, когда он этой пользе перестает удовлетворять, было созвучно передовым теориям того времени. И столь же созвучны были идеи народовластия, равенства, свободы, справедливости, хотя, став революционными лозунгами XVIII в., они понимались гораздо шире, чем в античности.

Европейские театр и литература постоянно обращались к античности, и все более многообразными становились их связи с нею. Обрабатывались античные сюжеты: «Антоний и Клеопатра» и «Юлий Цезарь» у Шекспира, «Андромаха», «Федра», «Британии» у Расина, «Медея», «Гораций», «Цинна», «Помпеи» у Корнеля. Воспроизводились целые пьесы: например, «Комедия ошибок» Шекспира повторяла «Менехмов» Плавта, а «Скупой» Мольера—плавтовский «Ларчик». Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега, Гольдони навеяны образами ловких, умных рабов Плавта, помогающих господам устроить их любовные дела. Переводились античные романы и в подражание им писались новые. Множество античных образов и сюжетов — богов, богинь, героев, битв и празднеств — служило темами художникам и скульпторам, трактовавшим их в соответствии со вкусами своего времени.

Так, активный участник Великой французской революции художник Давид в противоположность художникам, угождавшим вкусам изнеженной знати, писал античных героев, преисполненных патриотических и гражданских чувств: «Клятва Горациев», «Смерть Сократа», «Леонид у Фермопил». Римское право легло в основу права других западных государств.

В Новое и новейшее время античный мир сохранил свое значение в самых разных сферах духовной и умственной деятельности. К нему обращаются историки, социологи, культурологи. Античный мир как некий замкнутый цикл, известный с возникновения до гибели, постоянно служит эталоном для культурологов, как придерживающихся концепции цикличности человеческой истории, так и многих иных, стремящихся видеть некие общие закономерности развития общества, соотношения в его истории тех или иных факторов, процессов, условий.

Без знакомства с античной культурой невозможно понять многочисленные греческие и римские реминисценции у классиков русской литературы. В России еще в XVIII в. переводили античных авторов, и уже Державин написал свой «Памятник» в подражание «Памятнику» Горация. Прекрасно знал римскую литературу A. С. Пушкин. Его переводы Горация по адекватности подлиннику не знают себе равных. К античным сюжетам обращались Д. С. Мережковский («Юлиан Отступник»), B. Я. Брюсов («Алтарь победы»), Л. Андреев (пьесы «Похищение сабинянок» и «Конь в сенате»).

Основоположники марксизма высоко ценили наследие древности. К. Маркс в «Капитале» неоднократно ссылался на греческих и римских авторов, сравнивая их понимание экономических процессов, обусловленных господством простого товарного производства, с экономическими теориями эпохи капитализма. Он считал, что греческое искусство дало миру непревзойденные шедевры. В значительной мере на античном материале построил свою работу «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс, посвятивший также три статьи раннему христианству. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» и В. И. Ленин в «Философских тетрадях» анализировали сущность и значение греческой философии. В. И. Ленин отмечал, что перед греческими философами стояли по существу те же вопросы, что и перед философами Нового времени. Сходны были и некоторые ответы на них, хотя и не правомерно (как это делают многие западные историки философии) отождествлять системы современных философов • с «пробными системами» мыслителей древности. Большую заслугу последних В. И. Ленин видел в открытии и применении ими диалектического метода. Ф. Энгельс же подчеркивал, что при недостаточности познаний античных философов и ученых, при слабости их методов они стояли выше многих современных деятелей науки, так как воспринимали мир в его целостности.

Таким образом, тысячи нитей связывают культуру Европы с древними цивилизациями Греции и Рима. «...Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы», — писал в «Анти-Дюринге» Ф. Энгельс.

 

Date: 2015-08-22; view: 265; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию