Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные причины и вехи становления мировой социологической мысли





Одна теоретическая абстракция стоит любой другой и, одновременно, ничего не стоит, если она не опирается на историю своего возникновения и развития, на эволюцию своего понятийного выражения. Поэтому прежде чем давать определение социологической науки, прежде чем формулировать и защищать это определение вопреки другим точкам зрения по данному вопросу, следует перво-наперво рассмотреть узловые точки истории становления социологии как специфического подвида научного мировоззрения и методологии.

Социальные и промышленные революции 17-18 веков развили и усилили тенденции, связанные с так называемым коперниканским переворотом. К этим тенденциям, проявившим себя во всех сферах жизни общества можно отнести, в частности, несколько характерных моментов.

1. Развитие промышленности способствовало ускоренному росту городов. Скопление большой массы населения на относительно небольших, локальных территориях привело, с одной стороны, к дифференциации и поляризации социальных групп, занятых в одном производственном системном процессе, но выполнявших при этом различные функции и имевших разный социальный статус. На базе усиливающегося социально-экономического неравенства стимулировался рост социальных противоречий, напряженности, приводящий периодами к резкому конфликтному разрешению. С другой стороны, единый технологический процесс и общая система хозяйствования усиливали социальную взаимосвязь и взаимозависимость, объективно способствовали росту социальной солидарности в периоды относительно эволюционного, неконфликтного общественного функционирования.

И первая, и вторая тенденции, не смотря на их диаметральную противоположность, вызвали подъем социального самосознания, самоуважения, стремления к удовлетворению своих групповых потребностей и интересов, короче говоря, подъем социальной активности. Эта активность, выраженная в массовых социальных движениях все более повышающих уровень своей организованности и сплоченности превратилась в мощную силу, в фактор, с которым уже не могли не считаться ни правительства, ни ученые.

Сокращение объемов и роли аграрного хозяйствования, основанного на традиционных, веками не изменявшихся примитивных технологиях, увеличение объемов и роли промышленного производства вели к развитию техники. Технический прогресс настоятельно требовал и стимулировал развитие науки, которая со временем стала мощным фактором промышленного роста. В этом заключалась главная причина общественного перехода к научному мировоззрению, рассматривавшему природу и общество как реально данную, подчиняющуюся неким непреложным, объективным законам конструкцию.

Конечно, по взглядам на суть, существо, основу данной конструкции у ученых не было единого мнения, но общая установка на поиск ответа на указанный вопрос уже существовала, причем, во многом благодаря философии.

3. Философия Запада, развивалась в эпоху средневековья в общем и целом как теологическая схоластика, а в эпохи Ренессанса, Просвещения, Нового времени в качестве натурфилософии (матери, собора всех областей человеческого знания) и метафизики (некой области корневого, общего и наиболее абстрактного знания первопричин и первооснов мироздания). С конца 18 века философия, отражая процессы общественного стремления к научному мировоззрению, все больше приобретала позитивистский характер, пытаясь превратить науку в панацею от всех бед человечества, как природного, так и социального порядка. Разные философы искали эту панацею по-разному:

- одни видели ее в развитии физики и математики, биологии (а позднее химии). Причем, они полагали, что общество, социум, будучи лишь частью мироздания, функционирует и развивается по тем же естественнонаучным законам, что и природа, и космос;

- другие пытались выделить специфику социально-гуманитарной науки, показать качественное своеобразие общественных законов и человеческого поведения, обращаясь к истории этнографии, антропологии, дисциплинам, изучающим экономику и политику;

- третьи занимали неустойчивую промежуточную позицию или сознательно пропагандировали комплексную точку зрения на развитие естественных и социально-гуманитарных наук;

- четвертые, уверовав в потенциал психологии, попав в плен тотального психологизма и субъективизма, стали искать ответы на вопросы социального плана в сознательных или бессознательных пластах психики отдельным людей.

В таком вот сложном и противоречивом водовороте научных и околонаучных идей и воззрений рождается научная дисциплина, которую мы сегодня знаем как социологию. Архиважно понять, что перечисленные тенденции были не только контекстом, фоном для развития социологической науки. Они стали ядром, «телом» социологической проблематики, основой предмета и метода социологии. И такое положение дел сохранилось вплоть до сегодняшнего дня. Отсюда многообразие и противоречивость во взглядах на мировую социологическую науку. Отсюда общий и абстрактный характер подачи и прочтения ее проблем, тем, разделов.

И, тем не менее, несмотря ни на что, социология постепенно выкристаллизовывается именно как научная дисциплина, не похожая на другие науки и при этом тесно связанная с ними, с их открытиями и достижениями. В истории (эволюции) социологической мысли постепенно оформляется такой методолого-методический механизм и инструментарий, которого в подобном системном выражении нет ни у одной науки, ни у одной философской доктрины. Речь идет о механизме и инструментарии конкретно-социологических исследований. Конкретное в данном случае организует, ориентирует и подправляет общее, которое в силу своего абстрактного характера может «растекаться по древу» в самых неожиданных направлениях. Поэтому наше видение социологии можно сформулировать в виде следующего лозунга: «Социологическая наука как таковая возникает не из туманных теоретических конструкций, а в практике конкретно-социологических исследований, направляется и корректируется ими, состоит из них и, в конечном счете, им же служит». Лучшему пониманию данного тезиса способствует и концептуальное осознание, комплексное прочтение, системный охват истории социологической мысли.

Историю социологии традиционно отсчитывают с Огюста Конта, которому мы, собственно, и обязаны введением самого термина «социология», понимаемого им как социальная физика. По большому счету Конт – физикалист, то есть философ и ученый, убежденный, что знание законов физики, как самое совершенное и завершенное знание поможет разобраться и с закономерной основой и сутью общественных процессов.

Конт при создании науки социологии уповал также на эмпиризм, полагая, что единственным истинно научным источником сведений о мире выступает опыт.

Наконец, Конт – позитивист, вернее отец – основатель позитивизма, видевшего свой предмет не в трансцендентном, абстрактном, общем, сущностном бытии вещей, а только в фактах, то есть в позитивных, имманентных (присущих) опыту моментах.

Отсюда убеждение Конта в том, что социология должна опираться на три важнейшие принципа: эмпиризм, позитивизм, физикализм.

Физикализм Конта отнюдь не так прост и примитивен, как могло бы показаться неискушенному исследователю его творчества. Верное понимание данного контовского принципа тесно связано с эволюционизмом, который Конт заложил и в основу классификации наук, и в основу общей организации социологического знания.

Конт считал, что классификация наук должна использовать два критерия: догматизма и историзма. Согласно первому критерию, одна наука вытекает из другой. Второй критерий осознается им как переход от одного этапа развития к другому. По Конту, науки в своем развитии создали следующую последовательность: математика – астрономия – физика – химия – биология – социология, где социология выступает самой сложной наукой, базирующейся «на плечах» (на законах и принципах) всех остальных.

Таким образом, согласно Конту, социология есть самая совершенная наука, дающая знания об обществе, основанные на непосредственно в опыте наблюдаемых и сравниваемых, а также подлежащих экспериментальной проверке фактах. Понимание данных фактов осуществимо по аналогии с пониманием законов физики, химии, биологии и подлежит математической обработке.

Эволюционизм для Конта – это не только один из принципов разработанной им эволюционной теории, но и его идеологическое кредо. Конт понимая свою задачу как научное обоснование эволюционного снятия противоречия между «социальным порядком» и «социальным прогрессом». Он выступал против революционного (остроконфликтного) пути развития общества. Отсюда тщательная разработка и обоснование эволюционного варианта общественного движения, прогресса, под которым философ понимал, прежде всего интеллектуальное развитие и моральное совершенство. В этом истоки его упований на своеобразную теологизацию общества и поисков «второй социологии» в религии не Бога, но Человечества. Именно так следует понимать разработанный Контом «Закон трех стадий» («главный закон развития общества», по Конту, полагавшему, что человеческий дух в своем развитии проходит три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную. Вера в волю сверхъестественного сменяется поиском абстрактных причин, идей, сил и наконец уступает место объединению практики и вырастающей из нее теории, которые совокупно основываются на эмпирически наблюдаемых фактах. Фактах, прежде всего личного опыта, на базе которых затем путем сравнивания выделяются связи явлений, из чего уже выкристаллизовываются постоянные связи и, наконец, законы. Вот почему в качестве предмета социологии французский философ определял законы наблюдаемых социальных явлений, а достоверность социологических выводов требовал основывать на фактах и их связях.

Конт видел организацию социологического знания в двухчастной форме, то есть состоящей из двух разделов: социальной статики и социальной динамики. Социальная статика изучает законы существования общества и создает теорию порядка. Она исследует ограниченные по времени и территориально локальные социальные явления: семью, касты, классы, социальные группы, государства, нации, организации. Все это исследуется во взаимосвязи и взаимообусловленности. В таком варианте это и есть общество, иными словами, сложная функциональная система, основанная на разделении труда, где, прежде всего, выделяются, доминируют и противостоят друг другу семейная ассоциация и политическая организация. Семейные связи, через которые, по Конту, человек связан с любимыми другими социальными явлениями, опираются на чувство солидарности. Опора, каркас политики – классовые интересы, их идеологическое и правовое воплощение.

Социальная динамика изучает законы последовательной смены, эволюции социальных явлений, состояний общества и создает теорию прогресса для нужд практической политики (или политической практики). Соответственно, в поле зрения социальной динамики попадают основные движущие силы общественного развития: социально-экономические, природные (географические, климатические), духовно-интеллектуальные (главные, по Конту).

Для полного и окончательного понимания контовской трактовки, социологии, социальных фактов, явлений следует добавить, что помимо эволюционного принципа его эволюционная теория реформирования общества опиралась еще на три принципа:

- принцип условий существования требовал учитывать приоритетное воздействие на человека внешней и внутренней (духовой) среды;

- принцип единообразия человеческой природы требовал учета биологически обусловленных потребностей и интересов, свойственных чувственной природе человека;

- принцип консенсуса обязывал учитывать взаимосогласованность целого и частей.

Такой многофакторный подход позволяет нам предположить, что Огюст Конт изначально в фундамент социологии заложил принцип единства и взаимообусловленности объективного и субъективного. Также у него прослеживается тенденция к созданию механизма постижения объективных социальных законов и закономерностей не только в виде адресации к законам естествознания (кстати, в поздний период своего творчества Конт разочаровался в потенциале научного знания и, как уже отмечалось, обратился к религии), но и в виде выявления, математической обработки обеспечения субъективного фактора: потребностей, интересов, мнений, идей конкретных людей.

Таким образом, Огюст Конт уже с самого начала создания научной социологии максимально приблизил ее к уровню конкретно – социологического эмпирического исследования социальных явлений через изучение взаимодействия общественной и природной среды с индивидуальным духовно – интеллектуальным миром конкретных людей.

Среди социологов с мировым именем сравниться с Контом в подобной разноплановости, комплексности подхода, пожалуй, может лишь Карл Маркс. Маркса почему-то уже привычно стали рассматривать довольно однобоко: если и не в качестве родоначальника, то уж точно, как наиболее яркого представителя социологической концепции конфликта и автора экономической теории социального процесса [см.11, C. 25-27]. На самом деле, все обстоит не совсем так. Маркс – прежде всего Философ (с большой буквы), в первоначальный период своего творчества развивавшийся под влиянием работ Гегеля. Но в отличие от Гегеля, выводившего диалектику мирового движения, развития из замысла Абсолютной Идеи, Маркс ищет не идеалистическое а материалистическое основание диалектики мира. Он находит это основание в материальных процессах, которые применительно к социальной форме движения материи основываются на экономическом базисе, но далеко не только на нем. Карл Маркс совместно с Фридрихом Энгельсом разрабатывают формационную теорию общества, позволяющую взглянуть на социум, как на диалектически развивающуюся систему, переживающую и эволюционные, и революционные периоды.

Классики марксизма учили, что основными движущими силами социального развития выступают не идеи и уж, тем более, не социальная солидарность, а вполне материальные противоречия. Объяснялось это следующим образом:

- в основе социальной системы находится экономический базис или, более широко, способ производства прежде всего материальных благ;

- способ производства предполагает наличие соответствующих друг другу производительных сил (сырьевые источники, орудия труда и люди, то есть агенты трудовой деятельности) и производственных отношений, в которые люди вступают в процессе осуществления совместной трудовой деятельности и по поводу распределения ее результатов, продуктов;

- место, роль, степень участия, значимость в трудовом процессе и доля присваиваемой продукции у различных людей, группируемых именно по этим критериям существенно разнится. Отсюда деление социума на классы и более дробное деление на социальные группы;

- чем значительней разница в статусе и в доходах, тем острее межклассовые и групповые противоречия. Наивысшая степень их обострения ведет и коренной ломке всей социальной системы революционным путем;

- в процессе этой ломки изменяется способ производства и вытекающая из него социально – классовая организация;

- постепенно в соответствие с изменившимся базисом изменяется и вся идеологическая надстройка, охватывающая сферы духовного производства (искусство, философия, религия), а также (если мыслить уже современными категориями) все сферы промежуточного характера (политика, право, спорт, образование, наука);

- любая из перечисленных сфер состоит из трех основных элементов: формы производственно-практической деятельности; формы отношений, в том числе, в их материально-опредмеченном, институциональном состоянии; формы отражающего первые два элемента сознания (общественного и индивидуального);

- участие народных масс, конкретных рядовых людей в общественном процессе обусловлено их местом в социально-классовой структуре и совокупным давлением, влиянием в составе своей группы на всю социальную систему;

- роль выдающихся личностей в истории обусловлена тем, насколько полно и точно они осознают и выражают эти групповые интересы, а также тем, насколько вовремя и решительно они используют данную им власть для социальной перестройки или стабилизации, принимающей массовый, то есть политический характер;

- реконструкция или стабилизация социальной системы во многом зависит от государственной перестройки, которая охватывает сферу политики (концентрированного выражения экономики) и сферу права (концентрированного выражения политики);

- что касается марксистской классификации наук, то она исходит из свойственного классической немецкой философии учения о формах движения материи: механической, физической, химической, биологической, социальной. Механика – наука о движении тел обычной массы, физика – наука о движении атомов, химия – молекул, биология изучает развитие и эволюцию живых организмов, социально – гуманитарный блок – социальные процессы и человека (его психику и поведение);

- социальная философия, которая в марксизме занимает место социологии, хотя и мыслится более широко, призвана изучать общественные процессы, исходя из знания всего приведенного выше формационного подхода;

- Маркс и Энгельс посвятили значительное внимание и конкретно – социальным (читать «социологическим») исследованиям. Например, Маркс дал прекрасные образчики контент-анализа, а Энгельс фундаментально разработал и использовал социологический метод наблюдения.

Продолжателем идей Огюста Конта, разработчиком ряда стандартов научной деятельности в социологии был Герберт Спенсер. Этот британский философ, вместе с тем, был достаточно самобытен и оригинален: в ходе разработки теории эволюции, тесно связанной с учением Дарвина, он создал учение о социальном институте, которым мы пользуемся и сегодня. Данную авторскую разработку, с точки зрения научной социологии, однозначно можно считать одним из столпов социологической теории. Но ирония истории науки состоит в том, что учение о социальном институте есть не что иное, как более частное изложение философской теории отчуждения. Поэтому для правильного понимания творчества Спенсера следует обратиться к последней.

Философскую теорию отчуждения заложил еще Гегель, объясняя процесс создания мира Абсолютной Идеей, которая творит свое инобытие, отчуждая его от себя. Еще один немецкий философ Людвиг Фейербах развил теорию религиозного отчуждения, призывая отказаться от теологии в пользу антропологии, то есть от Бога ради Человека. Своим антропологическим материализмом Фейербах доказывал, что не Бог создал людей, а, наоборот, люди создали богов. Боги, учил Фейербах, это человеческая сущность вынесения вовне человека и ему же противопоставленная. Поэтому, чем больше превосходных качеств (всеблагость, вездесущность, всезнание) закладывается в мыслеобраз Бога, тем бедней, низменней, грязней мыслится человек.

Маркс и Энгельс распространили теорию отчуждения на экономическую и политическую сферы общественной жизни. Развивая экономические теории Адама Смита и Давида Риккардо, в учении о частной собственности и присвоении прибавочного продукта Маркс показал, как производитель оказывается отчужденным от результатов своего же труда, становясь все беднее по мере того, как растет присваемое господствующими классами общественное богатство. А Энгельс великолепно проиллюстрировал процесс отчуждения власти от основной массы населения страны в процессе зарождения и усиления государственной политической и правовой системы. Он показал, что государство в условиях господства частной собственности, с одной стороны, возникая как аппарат выполнения «общих дел», осуществления общественного управления, с другой стороны, забирая на себя все права, оставляет за гражданским обществом одни обязанности. Поэтому государство неизбежно превращается в силу, вынесенную над обществом, противопоставленную последнему и довлеющего над последним, то есть в машину политического подавления и угнетения. Теперь обратимся вновь к творчеству Герберта Спенсера.

Предполагается, что сам Спенсер стоял на позициях принципиального требования обеспечения индивидуальной свободы и свободы конкуренции. Любое насильственное вмешательство в естественный ход развития событий (каковым он считал, например, социалистическое планирование), по мнению Спенсера, ведет к социальному и биологическому вырождению, паразитизму и выживанию «худших за счет лучших». Отсюда его выступления против государственной помощи бедноте, против государственных форм общественного воспитания, против колониализма и против любых форм поощрения и роста государственной бюрократии.

Увидеть за указанными выше и, на первый взгляд, не очень связанными друг с другом протестами некую общую основу аргументации не просто. В этом может помочь рассмотрение эволюционной теории Спенсера.

Эволюция, по Спенсеру, это процесс интеграции бессвязного и однородного вещества и рассеянного движения в состояние определенности и системности, характеризующейся структурно – функциональной разнородностью вещества и движения. Эволюция, короче говоря, есть процесс организации, структурирования, происходящий согласно общему закону, гласящему: «Прирост массы приводит к усложнению организации, усилению внутрисистемной дифференциации и интеграции».

Date: 2015-09-02; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию