Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительные элементы педагогической технологии





Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.

Дополнительные элементы воспитательных технологий:

Одним из наиболее важных дополнительных элементов воспитательной технологии является создание психологического климата в группе.

Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью следующих операций:

· Установление личных контактов.

· Этическое благородное поведение.

· Предупреждение возможных неудач.

· Применение аудиовизуального художественного ряда.

· Привнесение элемента.

· Через традицию.

Групповая деятельность также является одним из дополнительных элементов воспитательных технологий.

Следующий дополнительный элемент воспитательных технологий – это создание ситуации успеха и неуспеха.

Ситуация неуспеха – это субъективное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому.

Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий для личного индивидуального развития ребенка.

Одним из дополнительных элементов воспитательных технологий также является педагогическая реакция на поступок ученика.

Что же такое поступок? Поступок – это совершаемое субъектом всякого рода деяние, имеющее моральную оценку.

Алгоритм, который предлагается ниже, был разработан совместно с доктором педагогических наук, профессором Н.Е. Щурковой и ее коллегами:

· «Не удивляться» поведению ребенка.

· Содействовать психическому уравновешиванию путем «оправдания» поведения школьника.

· Инструментовать свободу выбора, чтобы помочь примирению ребёнка с самим собой.

· Осветить предметный и социальный результат того, что сделано ребёнком, чтобы способствовать самостоятельному осмыслению.

· Предъявить иной способ поведения как альтернативу для самоопределения.

· Инициировать самосознание школьника, побуждая его выявить мотивы и объяснить причины случившегося.

· «Защита» от внешних оскорблений, чтобы создать условия для реализации ребенком себя на другом уровне культуры.

· Неожиданное индивидуальное решение, нарушающее логику выстраиваемого воздействия.

Рассмотрим последний дополнительный элемент воспитательных технологий – этическая защита.

С позиции функционально-операционного подхода перечисленные возможности представляют собой функции, реализуемые педагогом в ответ на недостойное слово или действие ученика. Но рассмотрим все по порядку.

Первая функция – сохранение собственного достоинства в момент грубости, звучащей в наш адрес.

· Операция «вопрос на воспроизведение» ставит обидчика в положение, когда, ссылаясь на то, что недослышали или были чем-то очень увлечены, его любезно просят повторить еще раз фразу, с которой он обращался, и тем самым нарушают логику его действий, подталкивают к поиску иных, более культурных форм обращения.

· «Наивное удивление» тоже помогает сохранить достоинство, не допустить грубости в свой адрес. Большое значение для реализации этой операции имеет пластико-мимическое выражение.

Вторая функция – корректировка поведения партнера – осуществляется как продолжение и развитие первой функции. В этих целях могут быть использованы следующие операции:

· «Ссылка на свои слабости», позволяющая инструментовать внешнее принятие вины на себя, что заставляет партнера менять свою точку зрения и вслед за оскорблением извиняться или говорить комплимент.

· «Окультуренное воспроизведение» это произнесение фразы, повторяющей смысл, но оформленной культурно. Эта операция дает конкретный наглядный образец обращения в контексте возникшей ситуации.

Реализация третьей функции – сохранение достоинства партнёра – развивает и углубляет взаимоотношения с ним, предоставляет ему возможность проявить себя иначе, на более высоком культурном уровне, реабилитироваться.

Назовем и для этой функции две операции:

· «Подстановка мотива», осуществляемая путем оглашения доброго, вероятно, намерения ребенка, которое внешне приобрело иную форму. Фраза строится как утверждение позитивной направленности, с которым трудно не согласиться: «Ты (вы), наверное, хотел...», «Ты (вы), скорее всего, хотел...».

· «Оправдание поведения» выглядит как расценивание поступка ребенка в доброжелательном смысле.

· Кроме перечисленных операций, для этической защиты могут быть использованы и более жесткие формы, применение которых требует больших психических затрат и одной, и другой стороной. Не использовав возможности легких и изящных операций этической защиты, педагог не имеет морального и профессионального права переходить к ним.

· «Оставить человека наедине с собственным поступком» означает демонстративно прекратить (на какое-то время) отношения с ним, предварительно озадачив его оценкой собственного поступка или слов: «Вы, наверное, и сами не осознаёте...»;

· «Противопоставление его поведению» осуществляется как сравнение «Вы такой... а...» Кажущаяся легкость этой операции порой оборачивается сложностью отыскания достоинства, особенно в момент напряженных отношений, поэтому фраза может иметь варианты: «Я считал вас...», «Вы производили впечатление...» и т.д.

· «Великодушное прощение», или «царский подарок», выглядит как позволение подобного обращения с собой, но на самом деле жестко пресекает такую практику: «Если уж тебе так хочется...»

Date: 2015-09-02; view: 1089; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию