Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководство для бывших культистов





Маделейн Ландау Тобиас, M.S., R.N.,C.S.*

Следующие руководящие указания основываются на моем опыте в качестве экс-культиста деструктивной группы и на работе, которую я проделала по консультированию и консультациям с более чем двумя сотнями экс-культистов за последние три года. Предложения по тому, как справиться со связанными с культом трудностями нацелены специально на бывших членов культа; однако, я полагаю, что также могут из этого извлечь пользу другие участвующие в послекультовом процессе выздоровления или близкие к этому процессу.

ПРИРОДА ПОСЛЕКУЛЬТОВЫХ ПРОБЛЕМ

Степень и тип ущерба, переживаемого в результате членства в культе, чрезвычайно разнообразны. Некоторые индивиды способны покинуть группы с минимумом страдания, быстро заново приспособляясь к жизни вне культа. Другие могут демонстрировать серьезные трудности, справляясь даже с простой деятельностью повседневной жизни. Факторы, объясняющие предкультовую уязвимость и переменные внутри культа, которые оказывают влияние на эти различия в процессе выздоровления и объясняют эти различия, обсуждаются в других главах. Здесь намечены в общих чертах главные сферы послекультовой уязвимости и связанные с этим проблемы, с которыми типично сталкиваются экс-культисты.

ОБЛАСТИ ПРОБЛЕМ ДЛЯ ЭКС-КУЛЬТИСТОВ

Трудности для экс-культистов склонны оказываться в пределах главных жизненных аспектов выживания и роста, как это перечислено ниже. Специфические потребности внутри каждой из этих проблемных сфер тогда являются более полно развитыми.

Психологические: отделение пшеницы от плевел

· Сортировка убеждений и ценностей до, в течение и после культа

· Определение и обезвреживание культовых методик контроля сознания

· Разрядка языка, или отказ от использования внутренней культовой терминологии и прекращение ее использования

· “Плавание” или расщепление личности, измененные состояния

· Нерешительность, черно-белое мышление и навязчивые мысли

Эмоциональные: необходимость справляться с чувствами

· Деятельность по преодолению горя

· Депрессия и чувства поражения

· Стыд и чувство вины

· Страх, включая ночные кошмары и приступы паники

· Гнев и ярость

Физические: оказание помощи телу, которым пренебрегали

· Проблемы здоровья и медицинская помощь

· Упражнения и диета

Профессиональные: сосредоточенность на будущем

· Что теперь делать с твоей жизнью

· Как объяснять годы жизни в культе

· Переоценка кареьрных целей и умений

· Возвращение к учебе

Отношения: как справиться со спорными вопросами доверия

· Доверие к себе и к другим

· Одиночество, включая “культовые прыжки”

· Примирение с семьей и бывшими друзьями, появление новых друзей

· Потребность отделиться от семьи и друзей, все еще вовлеченных в культ

· Назначение свиданий и секс

Духовные/философские: переоценка того, во что верить

· Где Бог после гуру?

· Возвращение к прежней духовности или другие убеждения и направления философии

ПОНИМАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛОВИНОЙ СРАЖЕНИЯ

Прежде, чем вы сможете исцелиться от чего бы то ни было, сначала вы должны знать и понимать, от чего вы лечитесь. Хотя экс-культисты, которые покинули свои группы, по крайней мере, частично, благодаря внешней помощи (такой, как воздействие консультирования о выходе, смотрите Главу 8), могут иметь некоторое понимание того, что с ними было сделано; те, кто был изгнан из культов (“отверженные”) или покинул культ сам(“ушедшие добровольно”) часто имеют весьма слабое понимание этого. В действительности последние часто имеют сильную потребность отрицать, что ими манипулировали и их эксплуатировали.

На подсознательном уровне некоторые экс-культисты могут иметь трудности в том, чтобы выйти за пределы позиции стыда и чувства вины, находя это предпочтительным в сравнении с признанием того, что они были беспомощны и превращены в жертву. Страх - а иногда ярость - испытываемые, когда они полностью выступают против беспомощности и превращения в жертву - то есть против того, что они не имели контроля над своей жизнью - могут по временам быть подавляющими и более причиняющими страдания, чем отрицание, стыд или чувстов вины. Таким образом, даже в течение многих лет после ухода из своих групп экс-культисты часто удаляются от семей и друзей, прячут или отрицают свои проблемы и откладывают поиски помощи по связанным с культом спорным вопросам. Часто, когда отверженные и ушедшие добровольно все-таки включаются в процесс терапии, это происходит ради того, чтобы справиться с отношениями или другими проблемами, которые являются прямым или косвенным результатом их вовлеченности в культ, причем эта связь часто вначале не является для них очевидной.

Разумеется, с отрицанием культовых отношений - в большой или малой группе, или в отношениях один-на-один - необходимо иметь дело в первую очередь. Выздоравливающий экс-культистдолжен понимать контроль сознания, культовые методики рекрутирования и свою конкретную уязвимость. Экс-культистам необходимо читать и слушать все, что они могут, о деструктивных группах и о контроле сознания, что помогает утвердить их опыт и покончить с их ощущениями изолированности.

Контрольный список, данный ниже, может помочь экс-культистам разобраться с тем, что они поняли и что не поняли относительно своего культового опыта и контроля сознания, и начать процесс выздоровления.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ СМЫСЛА ИЗ ВАШЕГО ОПЫТА

Нижеследующие наборы вопросов нацелены на раскрытие реальной природы культовой группы, лидера и используемых методки. Разбираясь с проблемами, поднимаемыми этими вопросами, вы начинаете процесс просвещения и критического исследования, процесс, который является решающим для послекультового выздоровления.

Вербовка

1. Что происходило ввашей жизни до присоединения или до встречи с группой или лидером?

2. Как с вами начали переговоры?

3. Каковы были ваши начальные реакции и чувства относительно группы, других членов, лидера?

4. Что сначала интересовало вас в группе?

5. Как вас ввели в заблуждение в ходе рекрутирования?

6. Что вам обещали группа или лидер? Вы когда-либо это получили?

7. Что они не сказали из того, что могло бы повлиять на вас таким оборазом, что вы не присоединились бы, если бы это знали?

8. Зачем вы были им нужны?

Контроль сознания

1. Какие методики контроля сознания применялись вашей группой? Монотонное пение, медитация, лишение сна, изоляция, наркотики, гипноз, критицизм, страх?

2. Какая методика была наиболее эффективной? Наименее эффективной?

3. Чем вы до сих пор пользуетесь теперь, наподобие монотонного пения, что вам трудно бросить или тяжело не делать?

4. Каковы верования и ценности группы?

Здесь полезно иметь представление о восьми критериях контроля сознания Лифтона (Lifton, 1961), чтобы использовать их как измерительный колышек по отношению к вашему культовому опыту (смотрите объяснения критериев Лифтона в Главах 3 и 10).

Сомнения

1. Каковы теперь ваши сомнения относительно группы?

2. Верите ли вы до сих пор, что группа или лидер имеют все или некоторые ответы?

3. Боитесь ли вы до сих пор встретить своего лидера или членов на улице?

4. Думаете ли вы когда-нибудь о возвращении назад? Что происходит в вашем мозгу, когда это случается?

5. Верите ли вы, что ваша группа или лидер имеют какую-либо сверхъестественную или духовную силу, чтобы причинить вам теперь, когда вы ушли, каким-либо образом,физически или духовно, вред?

6. Верите ли вы, что вы прокляты Богом за то, что ушли?

Эта последняя группа вопросов служит для того, чтобы показывать, в какой степени культовое влияние все еще действует.

ОЧИЩЕНИЕ ЯЗЫКА

Оказавшись вне группы, экс-культисты могут обнаружить, что они используют жаргон группы, не осознавая этого. Лозунги группы и ее терминология становятся наиболее рациональным способом общения внутри группы; они также останавливают творческое, пытливое мышление и характеризуют вас как члена этой группы. После того, как вы ушли из группы, этот язык мешает и создает барьеры в общении с другими; когда этот язык оказывается услышанным, увиденным или ощущаемым неожиданно экс-культистом, он может даже породить измененные состояния, замешательство, тревогу, страх, чувство вины и стыд.

Некоторые экс-культисты находят, что им необходимо совершить особое усилие, чтобы заново научиться родному языку. Культы меняют смысл такого большого количества обычных, повседневных слов и выражений; таким образом, для бывших членов общение вне группы становится болезненным и смущающим. Экс-культисты больше не имеют значимого словаря, чтобы понимать свой собственный внутренний мир. Это действительно остановка мышления и изоляция.

Чтобы выстроить заново нормальный словарь и доверие к словам, бывший член экстремистской политической группы рекомендовал заниматься кроссвордами и другими словесными головоломками, доступными в большинстве супермаркетов, книжных магазинов и в ежедневных газетах. Начинайте с легких вариантов и стройте.

Чтобы разрядить культовый язык, некоторые нашли полезным составлять список всех слов, используемых группой, которые означают вне группы другие вещи. Они ищут их “действительное” значение в словаре. Телевидение, газеты и книги также могут быть полезными в определении того, как остальной мир рассматривает конкретные слова и их значение.

КАК СПРАВЛЯТЬСЯ С ИЗМЕНЕННЫМИ СОСТОЯНИЯМИ СОЗНАНИЯ

Общей послекультовой проблемой является то, как справляться с “плаванием”, также называемым трансом, псевдонаркотическим опьянением и расщеплением личности. Когда он “плавает”, экс-культистощущает себя оторванным от своей окружающей среды. Становится трудной концентрация, периоды внимания укорачиваются, а простая деятельность становится великой задачей. Необходимость принимать незначительные решения может породить смущение и панику.

Лучший способ справиться с “плаванием” заключается в том, чтобы открыть “спусковой крючок”, который обеспечивает стимул к “плаванию”. Очевидные “спусковые крючки” включают музыку, которую пели или слушали в культе, молитвы или монотонные песни или определенный тон голоса. “Спусковые крючки” являются конкретными для каждой группы. Некоторые просто случайны для окружающей среды данной группы и являются напоминаниями об опыте в культе; другие “спусковые крючки” специально вставляются во время измененных состояний, чтобы вызывать запрограммированные реакции у членов.

“Спусковыми крючками” могут быть:

· Зрелища: специальные цвета, флаги, портреты лидера, сигналы руками, выражения лица, символы группы, отдельные предметы, использовавшиеся в групповой деятельности или ритуалах

· Звуки: песни, жаргон, лозунги, щелкающие звуки в горле, особый смех, мантры, отдача распоряжений, молитвы, говорение на языках, проклятия, ключевые слова и фразы

· Прикосновения: определенные типы жестов или прикосновений, пожатие рук, поцелуй

· Запахи: ладан, духи или одеколон лидера, пища, комнатные запахи, запахи тела

· Вкус: определенная пища, кровь

Простое наличие представлений о ваших “спусковых крючках” является первым шагом к тому, чтобы быть невосприимчивым в их отношении. Если у вас есть какие-либо сувениры или напоминания о ваших культовых ритуалах и обрядах, подумайте, не стоит ли от них избавиться. Нет необходимости испытывать себя постоянно и ощущать боль.

Одна из моих клиенток приходила в ярость всякий раз, когда я использовала то, что она считала культовым жаргоном. Поскольку это были слова, которые являются частью нормального повседневного употребления, и их было слишком много, быстро стало очевидным, что я не могла бы исключить их из своего словаря. Было настоятельно необходимо заново выразить значение слов для нее. Выражение заново (или перепрограммирование) исключило эмоциональную хватку слов и, таким образом, группы. Она была в состоянии вновь приобрести больше личной силы и выбора и она также была менее изолирована от других, которых она прежде рассматривала как нечувствительных и жестоких.

Цифрой 1 является рабочая таблица по перепрограммированию (формированию заново) стимулов (“спусковых крючков”), созданная Карин Стар Дансер (StarDancer, 1990).

Применяйте таблицу для каждого остающегося причиняющего беспокойство стимула. Первым называйте специфический Стимул (“спусковой крючок”). Определите свою Немедленную Реакцию на него, как интеллектуально, так и эмоционально. Спросите себя, что это значит для меня сейчас? Следующий пример случая иллюстрирует полезность рабочей таблицы.

СТИМУЛ:

НЕМЕДЛЕННАЯ РЕАКЦИЯ:

Эмоции:

Посыл:

КРАТКОСРОЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ:

Эмоция:

Посыл:

ПРОБЛЕМА:

Старый посыл:

Основан ли этот посыл на факте:

Какие факты опровергают этот посыл?

Какие факты, если таковые имеются, подтверждают этот посыл?

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Что является наихудшим из того, что может случиться?

Какие благоприятные события, если таковые имеются, могут произойти?

НОВАЯ ПРОГРАММА:

Какой альтернативной мыслью могу я попытаться заменить старый посыл?

Как я могу разрядить свои отрицательные эмоции?

Что я могу сделать, чтобы заменить их положительными эмоциями?

Схема 1. Рабочая таблица по перепрограммированию*

Барбара была членом восточного религиозного культа, у нее Были трудности с концентрацией и решением проблем; она страдала от тревоги и депрессии после своего ухода из культа. Она хранила в качестве “сувенира” несколько свитков, которые содержали молитвы, монотонно распевавшиеся в группе. Считалось, что монотонное пение принесет земное и духовное счастье, а те, кто покинул группу, должны были подвергнуться проклятию в виде множества неожиданных бедствий.

Вид этих свитков был для Барбары Стимулом. Ее Немедленной Реакцией было смутное ощущение боязни, легкое головокружение и воспоминание об угрозах группы. Краткосрочными последствиями для нее были постоянное сомнение относительно ее решения об уходе из группы, ощущение неудачи и низкое чувство собственного достоинства. Посыл заключался в том, что она была в опасности духовно, физически и эмоционально из-за того, что ушла из группы: она должна быть наказана.

В разделе Проблема вам следует произвести некоторое исследование. Каковы факты? Верит ли остальное общество в то, что это истинно? Исследуя свои верования, Барбара оказалась в состоянии интеллектуально понять, что свитки и монотонное пение не имеют никакой власти и что многие другие ушли из группы, не испытав вреда и в действительности действовали вполне благополучно. Фактически Барбара покинула культ из-за того, что ее брак и семейная жизнь ухудшались с момента присоединения; теперь качество ее жизни и семья уже улучшились через несколько месяцев после ухода! Пересмотр всего этого заставил Барбару осознать, что не существовало объективных факторов, которые поддерживали бы угрожающие заявления группы.

Используйте свое собственное воображение в разделе Результаты, посмотрите, можете ли вы нарисовать и изменить то, что может случиться. Вспомните времена в прошлом, когда ваш культ или лидер ошибались относительно чего-нибудь. В культе от вас ожидали, что вы верили, что ваш лидер был непогрешим, и вы действительно в это верили. Вспомните свои сомнения! После рассмотрения течения своего времени в группе Барбара была в состоянии выбросить свитки.

Используйте раздел Новая программа, чтобы выделить новые посылы для замены старых, и изучите свои ощущения относительно этих перемен. Будьте терпеливы с самим собой. Волшебные верования некоторых групп имеют корни в нашем воображении, и может потребоваться некоторое творческое начало, чтобы выдернуть их! Используя эти руководящие указания, Барбара смогла посмотреть на свитки объективно; она могла избавиться от них, коль скоро они были лишены своей силы.

Когда вы предпринимаете усилие, чтобы перепрограммировать свои стимулы, вы можете сделать громадные шаги в завоевании вновь своей свободы от культового контроля сознания. Рабочая таблица также может быть видоизменена и использована для изучения культовых верований. Для этого полезна часть Проблема. В группе вас учили не доверять своим собственным мыслям и внутренним чувствам. Теперь могут быть такие моменты, когда вы приходите в замешательство относительно того, какие мысли являются вашими собственными, а какие являются культовыми. Когда вы проходите по рабочей таблице и изучаете различные идеи, вы можете решить, чему верить и как вы хотите интерпретировать свою реальность. Это также является началом возвращения доверия к себе.

КАК СПРАВЛЯТЬСЯ С ЧУВСТВАМИ

Некоторые чувства поощрялись и преувеличивались в группе: чувство вины, страх и стыд, например, использовались, чтобы благоприятствовать податливости и контролю. Другие чувства, такие, как гнев в отношении лидера группы, грубо наказывались, подавлялись или запрещались. Вполне вероятно, что злые чувства канализировались группой против аутсайдеров, семьи или правительства и использовались для рационалистического объяснения антисоциального поведения и изоляционизма.

Наличие чувств является и хорошей, и плохой новостью для экс-культистов. Находясь в культе, члены учатся выживать, отчасти, путем отрицания и подавления своих чувств. Как только они оказываются на свободе, их часто захлестывают чувства, которые трудно определить и с которыми трудно справляться.

Горе и печаль

Почти все экс-культисты испытывают горе и печаль. Уходи из группы означает переживание многих потерь:

· Потеря группы

· Потеря времени, пока находился в группе

· Утрата невинности, наивности, идеализма

· Утрата духовности или других убеждений

· Потеря семьи

· Утрата смысла жизни

Горе и печаль, особенно в сочетании с тревогой, гневом и стыдом могут породить выводящую из строя депрессию. Достаточно обыкновенно для экс-культистов, что им приходится иметь дело с подобными эмоциями в течение месяцев после ухода. Ключ для того, чтобы справиться с ними и с другими напряженными чувствами, в том, чтобы выразить их каким-то образом когда-то кому-то. Выражение может заключаться и в ведении дневника мыслей и чувств. Запись отчета о вашем культовом опыте является великолепным способом придания этому смысла посредством извлечения данных чувств из вашей головы и тела на бумагу. Пишите стихи, рисуйте, вяжите и вышивайте это. Используйте свое воображение!

В Коннектикуте несколько женских групп собрались вместе, чтобы привлечь внимание и поделиться своей яростью и горем относительно сексуальной травмы в своей жизни. Каждая женщина сделала кусок стеганого одеяла, выражая свои мысли и чувства о сексуальном насилии. Эти куски, сшитые вместе, составили пять стеганых одеял размером 12 футов х 12 футов, создающих трогательную и воодушевляющую историю силы и выживания.

Нахождение кого-либо, кто выслушает вашу историю, ваши переживания и прислушается к вашим чувствам, является жизненно важным для выздоровления. Выберите кого-нибудь, кто будет в состоянии выслушать вас неосуждающе и сочувственно, кого-нибудь, кто заинтересован в знании о культах и контроле сознания, кого-нибудь, кто является объективным и оказывающим поддержку в ваших усилиях исцелиться.

Чувства неудачи, вины и стыда

Экс-культисты, которые не проходили консультирования о выходе, часто ощущают, что каким-то образом они являются неудачниками или не отвечающими требованиям из-за того, что они оказались не в состоянии остаться в группе. Они могут ощущать, что чего-то не хватает в них самих, или они не были достаточно хороши для группы или лидера. Если их лидер ушел, был посажен в тюрьму или умер, они могут думать, что это была их вина из-за того, что они не были хорошими или достаточно духовными. Культы типично обвиняют членов во всем плохом. Экс-культисты имеют тенденцию продолжать эту практику обвинения самих себя после своего ухода.

Чуство вины переживается, когда мысли и поведение идут против убеждений относительно того, что является правильным и неправильным. В культе эти убеждения могут отброшены, искажены или изменены посредством процесса реформирования мышления, чтобы контролировать членов. Экс-культисты могут испытывать чувство вины из-за множества причин:

· Причинение вреда и разочарования семье, причинение им беспокойства, боли и раздражения.

· Рекрутирование друзей, родственников и других новых членов

· Участие в направляемой культом деятельности, которая идет против прежних этические ценностей, такой, как деятельность, связанная с наркотиками, нищенство, ложь, слежка за друзьями и другими членами культа, навязанная культом проституция и порнография, насилие, убийство и другая преступная деятельность.

· Достижение позиции власти и авторитета в группе и использование ее для оказания поддержки лидеру и контролирования других.

· Участие в “цепи жертв” посредством совершения насилия над своими подчиненными таким же образом, каким они сами подвергались насилию со стороны своих старших.

Вы испытываете стыд, когда видите себя как плохого глазами других; чувство вины ощущается тогда, когда вы делаете что-то, что вы считаете дурным. Например, члену культа могут дать ежедневную квоту сбора денег. Будучи не в состоянии справиться с ней, он возвращается в группу и должен сообщить о своем низком доходе. При ощущении вины в том, что он недостаточно заработал, хотя он вполне мог работать до изнеможения, его могут заставить чувствовать, что морально он является худшим, если не порочным, из-за своей неполноценности. Стыд теперь нагромождается на чувство вины. Таким образом культовая система производит постоянный цикл чувства вины и стыда.

Поскольку такая значительная часть культового поведения нацелена на контролирование членов через вину и стыд, сложная задача заключается в том, чтобы определить те действия, о которых экс-культисты нормально сожалели ли бы при наличии докультовых этических систем, и в то же время определить факторы внутри группы, которые ослабляли способность членов делать добровольный, основанный на информированности выбор. Они должны разобраться, за какие действия им следовало бы отвечать самим, а за какие несут ответственность группа и лидер.

Прощение как средство выздоровления

Прощение самого себя является существенным для устранения стыда и снижения чувства вины. Стыд ядовит: Он уродует чувство собственного достоинства и тормозит эмоциональное исцеление. Хотя чувство вины помогает нам избегать совершения вновь тех же самых ошибок, чрезмерные его размеры мешают нам расти и учиться на этих ошибках.

Работа со стыдом и чувством вины является решающей для процесса выздоровления. Следующая методика, упрощенно переделанная из 12-шаговых программ, является полезным механизмом для того, чтобы добиться контроля над самосуждающими эмоциями.

1. Во-первых, составьте список всего, что вы сделали в группе такого, что порождает стыд и чувство вины, связанные с опытом в группе.

2. Поделитесь этим с кем-нибудь, относительно кого вы верите, что он не будет осуждать вас. Очень полезно поговорить об этом с терапевтом, консультантом по выходу, священослужителем или другим экс-культистом. Вам необходимы перспектива и объективность кого то другого. Вам необходимо извлечь это из себя!

3. Взгляните на этот список реалистично и посмотрите, не сможете ли вы возместить ущерб кому-либо из тех людей, которые в это вовлечены. Этого не следует делать, если это причиняет еще большую боль другому или влечет за собой риск, что вы вновь окажетесь вовлеченным в группу.

4. Если вы можете и если вы находите это полезным, попросите прощения у Бога, вашей высшей власти или у какого бы то ни было вашего духовного источника.

5. Не забывайте простить себя. Это самая тяжелая и самая важная часть всего. Пока вы действуете на основании чувства вины, вы эмоционально находитесь в невыгодных условиях.

6. Экс-культисты не должны прощать своих лидеров, чтобы исцелиться. Они могут, если хотят и в состоянии это сделать. Им следует, однако, избегать продолжать устанавливать для себя невозможные стандарты, как это является нормой в культовых группах.

Мы можем искать прощения у тех, кому мы причинили боль, у Бога и у самих себя, но прощать тех, кто причинил ущерб нам - это другое дело. Это в высшей степени личное дело. Как сказал один экс-культист: “Тех в группе, кто причинил мне вред, я, как их товарищ-член, могу простить. Они были настолько же под влиянием нашего лидера, как и я. Что касается лидера, коль скоро он не показывает никакого признака скорби по поводу того, что он со мной сделал и что он продолжает делать с другими и что он продолжал бы делать со мной, если бы мог, я не прощаю его”.

Страх

Страх - спинной хребет контроля сознания. Культы контролируют посредством страха: страха перед теми, кто вне группы; страха из-за неудачи, осмеяния и насилия внутри группы; страха перед духовным провалом. Сравнение записей с другими экс-культистами является наилучшим противоядием против страха. Нашим источником общей поддержки экс-культистов является FOCUS, сеть поддержки для бывших членов, присоединенная в качестве филиала к Сети оповещения о культах. По всей территории Соединенных Штатов имеются многочисленные группы FOCUS. (Для получения информации связывайтесь с Национальным офисом Сети оповещения о культах Cult Awareness Network National Office, 2421 W. Pratt Blvd., Suite 1173, Chicago, IL 60645.)

Признание того, что ваш страх является результатом внешних манипуляций, становится более легким, когда вы говорите с другими, у которых имеются сходные сомнения и страхи. Общими выражениями страха являются следующие:

· Страх, что мы сделали ошибку, уйдя из группы. Что, если мы были неправы, а наш лидер действительно является мессией?

· Страх перед физическими, эмоциональными, финансовыми и/или духовными бедствиями: Что, если, как предсказывал лидер культа, эти пагубные события действительно происходят с отступниками?

· Страх перед насилием и возмездием со стороны группы: Что, если группа последует своим угрозам?

Отдавайте себе отчет в возможности постгипнотического внушения как вероятного объяснения некоторых послекультовых симтомов или проблем. Помните о власти стимулов; просматривайте или переделывайте рабочую таблицу перепрограммирования так часто, как это необходимо.

Если вас годами учили относительно опасностей для вас и вашей семьи после ухода из группы, тогда вы можете брать на себя вину за все плохое, что случается. Проводите некоторую проверку реальности. Если вы верите, что культ ответственен за все плохое, что случается с вами с момента ухода, тогда кто, как вы думаете, отвечает за хорошее? Будьте реалистичны относительно сил вашего бывшего лидера и потенциала культового следования угрозам. Если реальное зло от культа является возможностью, тогда предпримите необходимые предосторожности, ряд которых кратко намечен ниже.

Защищая себя

Если известно, что ваша группа является склонной к насилию в отношении экс-культистов, в этом случае вы должны защитить себя. Проблема защиты экс-культистов является сложной. Нижеследующие предложения исходят от Кевина Гарвея (личное общение, 1991), опытного консультанта по выходу.

Date: 2015-08-24; view: 347; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию