Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения и задания

России в пореформенный период

Основные понятия и термины: имперская модернизация, «революция сверху», редакционные комиссии, крестьянская реформа, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, крестьянские наделы, крестьянские повинности, отрезки, испольщина, издольщина, «железнодорожная горячка», подушные подати, земская реформа, земство, самоуправление, гласные, судебная реформа, суд присяжных, мировые судьи, военная реформа, городская реформа, городская дума, городская управа, городской голова, городское самоуправление

 

Логические задания

1. Заполните таблицы:

1. « Реформы 60 -70-х гг. ХIХ в. в России»

Реформируемая сфера Положение до реформы Изменение в результате реформ
Сельское хозяйство    
Промышленность и транспорт    
Финансы    
Местное управление    
Судопроизводство    
Армия    
Просвещение    
Печать    

 

2 «Реформы 60-70-х и контрреформы 80 - 90-х годов ХIХ в.

Название 60-70-е 80-90-е
Земская    
Городская    
Судебная    
Политика в области просвещения    
Политика в области печати    
Военная    

Вопросы для самопроверки

Ответьте на теоретические вопросы:

1. Что такое «революция сверху»? Не опоздала ли «революция сверху» в России?

2. Каковы предпосылки отмены крепостного права в России?

3. Почему Александр II решил дать свободу крестьянам?

4. Проанализируйте главные задачи крестьянской реформы и пути их реализации.

5. Почему наряду с крестьянской возникла необходимость проведения других реформ в России в правление Александра II?

6. В чем сущность земской, судебной, финансовой реформ, реформы в армии, в области народного образования, в печати? Почему их называют либеральными?

7. Кому принадлежит особая заслуга в осуществлении либеральных реформ в нашей стране в XIX веке?

8. Какие изменения произошли в экономическом развитии России в результате реформ Александра II?

9. Были ли «Великие реформы» 60-70-х гг. диалогом общества и власти? Состоялся ли этот диалог? Аргументируйте свой ответ.

10. Какие препятствия на пути превращения традиционного общества в индустриальное убирали «Великие реформы»?

11. Сравните социальные процессы, сопутствующие индустриализации в России и в странах Западной Европы (Англия, Франция).

12. В чем реакция Александра III на проводимые реформы была сходной с консервативной политикой Николая I и в чем от нее отличалась?

Вопрос для эрудитов:

1. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гасет писал: «Прошлое не может сказать, что нам делать. Но оно может предупредить, чего нам не делать». О чем нас предупреждает ХIХ век?

Вопросы на «засыпку»:

1. О.В. Ключевский отмечал, что содержание внутренней политики России с начала ХIХ в. определялось двумя основными стремлениями – «это уравнение сословий перед законом и введение их в совместную дружную государственную деятельность». Как Вы думаете, насколько это удалось осуществить на протяжении ХIХ века? Справился ли с этой задачей ХХ век?

2. В.О. Ключевский, анализируя ход российской истории очень четко проследил следующую закономерность: «Нужда реформ назревает раньше, чем народ созревает для реформ», Подтверждает ли ХIХ в. этот вывод историка?

3. Почему на протяжении ХIХ в. русское самодержавие не эволюционировало в сторону конституционной монархии или хотя бы абсолютизма западноевропейского образца?

Вопросы с неочевидными ответами:

1. Известный русский писатель, эмигрант первой волны М. Алданов считал, что личные и душевные качества правителя, его благие намерения немногого стоят, если он не может дать народу мира и порядка. Согласны ли Вы с этой точки зрения? Исходя из этих критериев, кого из императоров России, правящих в ХIХ в. можно отнести к числе великих?

1. В середине века А. Герцен писал: «Внизу и вверху разные календари. Наверху ХIХ век, а внизу разве ХV…». Изменилось ли положение в конце века?

2. В. Белинский утверждал: «Мы люди вне общества, так как Россия обществом не является». Какие элементы гражданского общества складывались в России на протяжении ХIХ века? Можно ли утверждать, что к концу ХIХ века в России уже сложилось гражданское общество?

Упражнения и задания

1. Во второй половине XIX в. в российском обществе обострились противоречия. Основное противоречие — между феодальным и буржуазным развитием — достигло предела. Исторический опыт стран Запада показывал, что в данном случае должно одержать верх буржуазное направление развития. В России данное противоречие породило антибуржуазную борьбу.

F Найдите убедительный ответ на поставленный вопрос.

2. На рубеже ХIХ-ХХ веков в России существовали элементы традиционных общинно - патриархальных отношений и самые новейшие формы капитализма, полуазиатская деспотическая власть царя (Л. Н. Толстой Николая II называл «Чингисхан с телефоном») и развивающееся социал-демократическое движение, неграмотность, невежество основной массы населения и подлинный расцвет культуры.

F Поразмышляйте, как эти обстоятельства были взаимосвязаны с модернизацией государства и общества: тормозили модернизацию? стимулировали модернизацию? ускоряли модернизацию? делали невозможной модернизацию России?

3. Россию наряду с Германией, Японией, Италией и государствами Центральной и Юго-Восточной Европы некоторые историки относят к странам второго эшелона развития.

F Как Вы считаете, дает ли такой подход возможность представить настоящее историческое место России в мировом сообществе на рубеже веков?

4. Разберитесь с ситуацией:

При разработке и обсуждении военного устава и, в частности, проблемы отсрочки от военной службы министр народного просвещения Д.А. Толстой выступил против предоставления льгот по образованию, в то время как военный министр Д.А. Милютин был сторонником такой меры.

F Почему? Ведь, казалось бы, все должно быть наоборот.

5. Современный исследователь В. Чернуха пишет: «Но будто злой рок тяготел над Россией: в ХIХ век она занималась тем, что теряла время, отпущенное для преобразований, и происходило это по вине ее монархов. Внес свой вклад в дело трудноразвязываемых узлов и Александр III, причем с самыми лучшими намерениями, считая, что упрочивает будущее своей семьи, династии, России и даже Европы».

F Поразмышляйте, о каких узлах идет речь? Почему Александр III предпочел их затягивать, а не распутывать один за другим? Какой вклад он внес в нарастании системного кризиса на рубеже веков

6. Историк Т. А. Филиппова отмечает: «Зачастую на практике задачи консервативной стабилизации лучше достигались либеральными методами реформирования, а либеральные пути обновления и модернизации надежнее осуществлялись, будучи снабжены «предохранительными механизмами» консерватизма».

F Как вы понимаете это высказывание? Проанализируйте либеральный и консервативный методы реформирования, опираясь на конкретные примеры из истории России. Какой из этих методов вы считаете наиболее приемлемым для России?

7. Прокомментируйте цитату:

«Строго говоря, отмена крепостного права означает только модернизацию феодального строя, а отнюдь не его ликвидацию. Ведь наделение бывших помещичьих крестьян гражданскими правами и землей за определенные повинности переводило их в то положение, в котором пребывали миллионы государственных крестьян, т. е. произошел отказ от крепостнической, помещичьей формы феодального строя в пользу государственного феодализма... Но отмена крепостного права в реальных исторических условиях середины прошлого века нанесла смертельный удар феодальному строю, находившемуся в состоянии затяжного кризиса... Этот объективно-исторический результат приписывается реформатору, в то время как он в нем «не виноват».

Литвак Б. Г.

F Как Вы можете объяснить парадоксальный на первый взгляд вывод историка: «Этот объективно-исторический результат приписывается реформатору, в то время как он в нем «не виноват»? А кто тогда виноват?

 


<== предыдущая | следующая ==>
Приседания со штангой | 

Date: 2015-08-24; view: 336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию