Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка крестьянской реформы





Реформа 1861 г. рождалась в ходе жестоких столкновений между либералами и крепостниками. Решившись отменить крепостное право, Александр II поначалу действовал методами своего отца: стал ждать инициативы от дворянства, учредил очередной Секретный комитет по крестьянскому делу (январь 1857 г.). Ни комитет, составленный из николаевских сановников, ни дворянство не хотели решать крестьянский вопрос, но откладывать его решение уже было нельзя. В этом царя убеждали и его сановники; об этом говорило и общественное мнение.

В конце 1857 г. литовское дворянство — не без давления властей — ходатайствовало о безземельном освобождении своих крестьян. Царь предписал литовским дворянам создавать губернские комитеты для выработки проектов крестьянской реформы. Рескрипт (предписание) царя, так называемый "рескрипт Назимову", губернатору Литвы, был опубликован: в России и за рубежом стало известно о готовящейся реформе. Секретный комитет переименовали в Главный комитет; николаевская традиция секретности, безгласности была сломана. После этого отступать было нельзя. Медленно, неохотно помещики разных империй стали подавать прошения об открытии у себя губернских комитетов. Так правительство фактически вынудило дворян выступить с "инициативой" в крестьянском вопросе. В этом сказалась значительная самостоятельность государственной власти в России, ее инициативная роль.

Вопрос о реформе в принципе был решен, личное освобождение крестьян признавалось несомненным, спорным оставалось наделение крестьян землей, считавшейся собственностью помещика. Помещики плодородных черноземных губерний хотели после личного освобождения крестьян оставить в своих руках максимум земли. Помещики нечерноземных областей с бедной землей соглашались дать крестьянам земельный надел за выкуп. Второй вариант в принципе был более либеральным, но в губернских комитетах его поддерживало меньшинство дворян.

В правительстве идею освобождения крестьян с землей за выкуп отстаивал лидер реформы Н.А. Милютин с единомышленниками, царь же поначалу разделял взгляды большинства помещиков. Но весной 1858 г. невдалеке от Петербурга взбунтовали эстонские крестьяне, которых еще в начале XIX в. освободили без земли. Провалилась и попытка безземельного освобождения удельных крестьян. Против проектов дворянского большинства резко выступили А.И. Герцен, радикальный журнал "Современник" Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, все передовое общественное мнение. В конце 1858 г. идея освобождения крестьян с землей стала основой правительственной программы.

Крепостники яростно нападали на Н.А. Милютина и его соратников, называя их "красными". Но те упорно стояли на своем: после отмены крепостного права рядом с крупным помещичьим хозяйством должно возникнуть мелкое крестьянское. Тогда, полагали либеральные бюрократы, помещики смогут перестроить свое хозяйство на капиталистический лад, и в то же время в России не возникнет массы безземельных пролетариев. Страна избежит революций, через которые прошла Европа; государственная власть сможет выступать в качестве арбитра между сословиями, вырастет авторитет царя как защитника народных нужд. Эти соображения привлекали Александра II. Поборов личную неприязнь к Милютину, он назначил его товарищем (заместителем) министра внутренних дел.

Теперь предстояло самое сложное: внести либеральную программу в законодательство. В начале 1859 г. для обработки проектов, подготовленных губернскими дворянскими комитетами, и согласования их с планами правительства были созданы Редакционные комиссии. Их председателем стал генерал Я.И. Ростовцев, фактическим лидером — Н.А. Милютин. Подчиняясь непосредственно царю, комиссии стали главным центром подготовки реформы. Ростовцев и Милютин собрали в них в основном либералов: в комиссиях работали славянофилы Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский, с Милютиным тесно сотрудничал видный западник К.Д. Кавелин, не входивший в комиссии. Небольшая, но сплоченная группа, овладевшая ключевой позицией в верхах, стала на время значительной силой.

В 1859-1861 гг. проекты комиссий были переданы на обсуждение депутатам губернских комитетов, затем (после закрытия комиссий) — в Главный комитет и Государственный совет. Везде проекты подвергались резким нападкам. Но либеральные бюрократы и царь не церемонились с противниками:им не давали гласно высказывать свои возражения, Александр II крайне ограничил права дворянских депутатов, самовластно утверждал мнения либерального меньшинства в Главном комитете и в Государственном совете. Защищать либеральный проект приходилось авторитарными методами. Основу проекта удалось отстоять, но его противники добились крупных поправок: платежи, причитавшиеся с крестьян, были увеличены, размеры отводимых им наделов уменьшены.

Содержание реформы 1861 г.

19 февраля 1861 г., в шестую годовщину своего вступления на престол, Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". Бывшие крепостные получали личную свободу и большинство общегражданских прав (заключать сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия). При этом крестьяне оставались неполноправным сословием: они по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям, были прикреплены к месту жительства.

Вотчинную власть помещика сменило крестьянское самоуправление, ведавшее сбором податей и мелкими судебными делами. Сельские общества (создаваемые на основе общины) и волостные общества (из нескольких сельских обществ) избирали на сходах начальство — сельских старост, волостных старшин, волостной суд. Крестьянское самоуправление подчинялось правительственным чиновникам. В то же время через него бывшие крепостные входили в новые демократические учреждения — земство, суд присяжных, приобщались к гражданской жизни.

Сохранялись общинное землевладение, регулярные переделы земли между крестьянами, круговая порука в отбывании повинностей. Наделы земли передавались не лично крестьянам, а всей крестьянской общине.

Власть общины над личностью, сословная обособленность крестьянского управления были чертами архаическими, но сохранять их предполагалось лишь на первых порах, чтобы уберечь крестьян от быстрого обезземеливания, от нажима со сторон вчерашних хозяев-помещиков. Авторы реформы надеялись со временем углубить процесс преобразования деревни.

Поскольку земля считалась дворянской собственностью, крестьяне, получая надел, должны были выплачивать за него выкуп. Выкуп приравнивался к сумме, которая, будучи положена в банк под 6%, приносила бы ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Таким образом, помещику стремились компенсировать потерю не только земли, но и крепостного труда.

Величина крестьянских наделов и повинностей, от которых исчислялся выкуп, определялась по соглашению между помещиками и крестьянами в рамках размеров, установленных правительством. Условия выкупа излагались в уставных грамотах, за составлением которых наблюдали мировые посредники, назначаемые правительством из местных дворян и независимые от администрации. До перехода на выкуп крестьяне считались «временнообязанными» и продолжали работать на помещика.

Выкуп осуществлялся при посредничестве государства. Крестьяне платили непосредственно помещику только 20-25% стоимости земли. Государство брало на себя обязательство сразу выдавать помещикам 75-80% выкупной суммы, а крестьяне потом должны были возвратить долг государству с процентами. До 1907 г. (конец платежам положила первая российская революция) крестьяне отдали государству сумму, вдвое превышающую изначальный размер выкупа. В то же время из средств, выдаваемых помещикам, была вычтена их задолженность казне. Таким образом, государство возвратило себе долги и дворянства и (с переплатой) крестьянства.

Формально помещик мог бесконечно затягивать "временно-обязанное" состояние, числиться собственником всей земли и пользоваться даровым трудом крестьян. Но при этом он не мог их самолично наказать, отнять у них наделы или повысить повинности. Государство фактически вынуждало помещиков переводить своих бывших крестьян на выкуп. Для крестьян выкуп был обязателен: в течение девяти лет (а фактически и дольше) они не могли отказаться от своего надела.

В 1858-1863 гг. была проведена реформа удельных, в 1866-1886 гг. государственных крестьян. 1861 год стал своеобразным рубежом в истории нашей страны.

Date: 2015-08-24; view: 420; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию