Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виролайнен Е.В.- учитель – логопед

Коррекционно- логопедическое занятие по преодолению нарушений слоговой структуры слова у учащихся 2 класса общеобразовательной школы.

Виролайнен Е.В.- учитель – логопед

МКОУ «Средняя школа № 1 г. Олонца»

«При нормальном развитии ребенка овладение им слого­вой структурой происходит постепенно через ряд законо­мерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности сло-гообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, ког­да ребенок способен оценить правильность и выявить дис­гармонию не только своего, но и чужого высказывания.[2 ]

С каждым годом в школах увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.

Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения ребенком грамматическим строением речи, усвоение звукового анализа, письмо, чтение. При нарушении слоговой структуры слова может искажаться порядок слогов, сокращаться или увеличиваться их количество, отмечаются перестановки звуков и слогов в словах, ошибки воспроизведения стечения согласных. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии может привести к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и фонематической дислексии.

Поэтому на своих коррекционных занятиях я отвожу особое место работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова. На одном из занятий- «Деление слов на слоги», учащиеся 2 класса закрепили умение деления слов на слоги.

Цель: закрепление умения деления слов на слоги, опираясь на количество в нем гласных

звуков и бук.

Лексическая тема:Обувь.

Грамматическая тема: написание сочетания ЧК.

Задачи:1.Формировать умение делить слова на слоги, повторять способ деления слов на

слоги.

2.Развивать умение составлять из слогов слова; развивать умение восстанавливать

деформированное предложение; развивать зрительную память, внимание,

логическое мышление; развивать устную и письменную речь учащихся.

3. Воспитывать умение работать самостоятельно, умение слушать чужое

высказывание, приучать детей высказывать свое мнение; воспитывать культуру

речи.

Планируемые результаты:

- учащиеся закрепят умение делить слова на слоги;

- будут уметь по количеству гласных определять количество слогов;

- аргументировано отвечать и доказывать свое мнение, используя в своей речи

развернутые предложения.

На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:

- здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);

- игровые;

- личностно-ориентированная (индивидуальные задания);

- информационно- коммуникативная (использование мультимедийных средств обучения);

-проблемное обучение (частично- поисковое).

Оборудование:компьютеры у учащихся и педагога, графопроектор, зеркала, тетради, ручки,

красный карандаш, простой карандаш.

Ресурсы: кленовые листочки с заданиями, листы с написанными словами и слогами,

презентация «Деление слов на слоги» (Microsoft Office Powerpoint), задание для

детей в электронном варианте «Предложение» (Microsoft Office Word)

Структура занятия:

1. Организационный момент.

При входе в класс, дети берут цветные листочки и садятся за те столы, на которых лежат листочки такого же цвета. Проверка готовности к уроку.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Пальчиковая гимнастика.

4.Чтение стихотворения учителем.

Кружатся листья над дорогой,
Лес прозрачен и багрян.
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушки и полян.
Мы идём и под ногами
Слышим шорох золотой,
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Осень приготовила вам в подарок эти замечательные листочки, но они не простые, а с заданиями.

5. Сообщение темы.

Первое задание.

- Выполнив первое задание, вы узнаете тему нашего занятия.

- Разделите карточки на две группы (слова – слоги)

- Как назвать одним словом то, что вы отнесли к первой группе? Ко второй группе?

- Кто догадался, что мы будем с вами делать?

- Тема нашего занятия: «Деление слов на слоги».

- Что такое слог?

6. Второе задание: «Запрет»(чтение слогов в слоговой таблице)

ли тр тап ки
ки туф лен сов
пи ва нет ки
дм ки крос ск

 

 

7. Третье задание:

- Что можно составить из слогов?

(Работа с презентацией «Деление слов на слоги»; составление слов из слогов)

ли   тап ки
ки туф   лен сов
пи ва нет ки
  ки крос  

 

- Найдите слог, который начинается с буквы Т и заканчивается буквой Ф.

- Из скольких слогов составите слово?

- Первый слог ТУФ, какое слово можно составить?

Составляются слова туфли, тапки, валенки, кроссовки, пинетки.

Чтение всех составленных слов по слогам.

- Назовите одним словом.

8. Четвертое задание: ( работа в тетрадях)

- Запишите слова, которые составили, по памяти в тетрадь.

- Как определили количество слогов в слове?

- Обведите гласные буквы красным цветом, разделите слова черточками на слоги.

Проверка выполненного задания: проговорить слова по слогам, выделить гласные, указать количество слогов.

- Какую обувь вы еще знаете; определите количество слогов (устно).

9. Пятое задание.

- Посмотрите на слова в тетради. К каждому слову подберите однокоренное слово так, чтобы

в нем было больше слогов.

- Запишите их рядом, обведите гласные красным цветом, разделите черточками на слоги. (Какое правило работает?). Сравнение количества слогов в парах слов.

10. Гимнастика для глаз.

11. Шестое здание.

(устно) – Догадайтесь, какой предмет спрятала осень.(Работа с презентацией «Деление слов

на слоги». Детям показываются частично изображенные предметы)

- Проговорите слово по слогам, укажите количество слогов в слове.

Слова: галоши, сапоги, босоножки, сланцы.

- Как определили количество слогов в слове?

12. Физминутка.

- Встаньте те, у кого имя состоит из 2 слогов.

Похлопайте (потопайте, присядьте, наклонитесь в стороны, кивните) столько раз, сколько ….. изображено на картинке. (Работа с презентацией «Деление слов на слоги». Показываются слайды, на которых изображено разное количество обуви. Например: четыре чешки, три балетки)

13. Седьмое задание. (Самостоятельная работа детей за компьютерами. Выполнение задания «Предложение». На мониторах дети видят разные по величине кеды, на которых написаны слова)

- Что можно составить из слов?

- Расставьте кеды от самого большого, до самого маленького. Если вы выполните задание правильно, то у вас получится предложение.

Проговаривание предложения, запись по памяти. Повторить правила написания предложений. Какое правило еще работает?

Задание: выделить гласные, разделить слова на слоги.

Взаимопроверка у компьютеров.

14. Итог: - Что делали на уроке?

- Что было легко, трудно?

- Как определили количество слогов в слове?

- Для чего мы учились делить слова на слоги? (Почему важно

уметь делить слова на слоги?)

- Оцените свою работу.

- Переверните листики на партах, что там написано? Назовите

обувь, где количество слогов совпадает с цифрой на вашем

листочке.

- Осень очень рада, что вы выполнили все ее задания и дарит вам свои угощения.

Список используемой и рекомендованной литературы:

1.Агранович З. Е.Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей.- Санкт-Петербург, 2001.

2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие.- М:ТЦ Сфера, 2007.

3. Волоскова Н.Н. трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов.-М., 1996.

4. Проворова М.Н.Преодоление нарушений слоговой структуры слов у первоклассников. – Логопед, 2010, №6.

5.Соломатина Г.Н. Онтогенез звуко-слоговой структуры слова в норме. –Практическая психология логопедия, 2005, №3.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Сын великана | строго ограничено и находится на постоянном контроле

Date: 2015-08-15; view: 269; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию