Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полномочия прокурора в стадии возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела





Согласно п.1 ч.2 ст.37 УПК РФ прокурор- проверяет исполнение. требований закона о приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Иными словами, при возбуждении уголовного дела прокурор уполномочен осуществлять надзор за исполнением закона с самого начала уголовного судопроизводства, которое п.9 ст.5 УПК РФ обозначено моментом получения сообщения о преступлении.

В ст. 144 УПК РФ содержатся только общие нормы, касающиеся процедуры приема сообщений о преступлении. Так, согласно в ч.1 этой-статьи говорится об обязанности дознавателя, органа дознания, следователя принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении; в ч.4 - о выдаче заявителю документа о принятии сообщения о преступлении; а ч.5 предоставляет право обжалования отказа в приеме сообщения о преступлении прокурору или в суд. Более подробно прием, регистрация, учет, некоторые вопросы рассмотрения информации, имеющей отношение к борьбе с преступностью, регламентированы в ведомственных актах.

Исследователи стадии возбуждения уголовного дела отмечают, что к числу наиболее распространенных уголовно-процессуальных нарушений на этапе приема сообщений о преступлениях относится фальсификация заявлений и сообщений о совершенном преступлении и сокрытие преступлений от учета. Причинами таких нарушений являются не только ненадлежащее применение требований закона должностными лицами, уполномоченными осуществлять эту деятельность, но также несовершенство нормативной базы.

Рассматривая понятие «принятие заявления и сообщения о преступлении», Н.Е.Павлов полагает, что оно складывается из совокупности действий: собственно приема заявления и сообщения, его оформления, обеспечения достоверности получаемых сведений и регистрации заявления и сообщения1. По нашему мнению, прием сообщения о преступлении по установленным уголовно-процессуальным законом правилам подразумевает деятельность и по оформлению сообщения, и по обеспечению достоверности сведений (установлению личности заявителя).

В связи с этим принятие сообщения о преступлении состоит из двух взаимосвязанных элементов: приема и регистрации2.

В соответствии с чЛ ст. 144 УПК РФ прием сообщения-о преступлении представляет собой получение в официальном порядке дознавателем, органом дознания, следователем исходящей от граждан, должностных лиц или организаций информации о совершенном или готовящемся преступном деянии.

В УПК РФ термин «регистрация» как элемент рассмотрения сообщений о преступлении не указан; о регистрации сообщения о преступлении речь идет лишь как о предмете прокурорского надзора в п. 1 ч.2 ст.37 УПК РФ, широко используется это понятие и в ведомственных нормативных актах. Практический смысл разделения «приема» и «регистрации» очевиден: должностное лицо может получить заявление, но не зарегистрировать или зарегистрировать не по установленным правилам. Поэтому закрепление в ч.1 ст. 144 УПК РФ «регистрации» в качестве этапа рассмотрения сообщения о преступлении способствовало бы укреплению законности в стадии возбуждения уголовного дела

Прежде чем перейти к непосредственному исследованию реализации полномочий прокурора при приеме и регистрации сообщений о преступлениях прокурором, важно уделить внимание собственно сообщению о преступлении. Характеристика его как повода для возбуждения уголовного дела, определение видов сообщений, позволяет более четко обозначить «острые углы» в правовом регулировании и практике прокурорского надзора за исполнением закона при приеме и регистрации сообщения о преступлении.

Поводы для возбуждения уголовного дела перечисляются в ч.1 ст. 140 УПК РФ. Существует мнение, что источники информации о преступлении служат поводами к возбуждению уголовного производства, а поводами к возбуждению уголовного дела такие заявления и сообщения становятся лишь после соответствующего процессуального оформления, регистрации и проверки1. Вряд ли возможно с этим согласиться, поскольку, исходя из ст. 141-143 УПК РФ, оформление и регистрация являются неотъемлемыми, атрибутами поводов для возбуждения уголовного дела. Без этого невозможно не только возбуждение уголовного дела, но и производство, предварительной проверки поступившего сообщения.

Проверка является составной частью рассмотрения сообщения о преступлении и носит процессуальный характер, поскольку осуществляется после приема сообщения о преступлении, т.е. после начала уголовного судопроизводства. В ходе проверки сообщения о преступлении, так же как при расследовании, устанавливаются конкретные обстоятельства преступления. Однако вряд ли обоснованно мнение о том, что доследственная проверка - не что иное, как расследование1. Помимо методов, сроков, прав и обязанностей участников уголовного судопроизводства, отличие от предварительного следствия и дознания, состоит в том, что проверка сообщений преследует иную цель. Если при расследовании устанавливаются все обстоятельства совершенного преступления, то при проверке сообщений - только наличие или отсутствие признаков преступления, а также оснований отказа в возбуждении уголовного дела, необходимые для принятия решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче сообщения по подследственности или в суд.

Согласно ст.144 УПК РФ прокурор не уполномочен проверять сообщения о преступлениях, однако на данном этапе рассмотрения сообщения прокурором реализуются другие полномочия.

В теории уголовного процесса высказано мнение о том, что-проверка сообщений о преступлении не входит в предмет надзора прокурора. Однако п.1 ч.1 ст.37 УПК РФ указывает на проверку прокурором исполнения требований федерального закона, в т.ч. и при разрешении сообщения о преступлении. Принятие процессуального решения по сообщению о преступлении (его разрешение) возможно только на основе всестороннего, полного и объективного изучения и оценки содержащейся в нем информации. Результатами такой оценки информации, содержащейся в сообщении о преступлении, является либо принятие одного из решений по существу (о возбуждении уголовного дела, об отказе в этом, о передаче сообщения по подследственности или в суд), либо о проведении проверки информации в случае недостаточности данных, указывающих на признаки преступления или на их отсутствие. Поэтому проверку сообщения о преступлении следует считать предпосылкой законного и обоснованного его разрешения. В связи с этим проверка как этап рассмотрения сообщения о преступлении входит в предмет прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела (это вытекает и из требований ведомственных нормативных актов).

Нельзя не отметить, что надзор прокурора за соблюдением закона при проверке сообщеншг о преступлении реализуется, как правило, на этапе принятия процессуального решения, когда к прокурору поступают копии постановления о возбуждении уголовного дела или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела: прокурор вправе потребовать от дознавателя и следователя материалы, обосновывающие принятое решение, и, соответственно, проверить законность производства проверки сообщения о преступлении. Вмешательство прокурора в поднадзорную деятельность на более ранней стадии - непосредственно в ходе осуществления проверки сообщения - обусловлен определенными обстоятельствами: жалобами заинтересованных лиц, ходатайством о продлении срока рассмотрения сообщения, необходимостью получения разрешения суда на осмотр жилища - места происшествия при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, либо собственной инициативой прокурора.

Непосредственно при проверке сообщения о преступлении прокурор надзирает за соблюдением установленных законом сроков принятия решений, обоснованностью продления указанного срока, правомерностью доследственной проверки, соблюдением исчерпывающего перечня и правильностью проведения мероприятий, возможных до возбуждения уголовного дела, принятием мер к предотвращению или пресечению преступлений, закреплению его следов.

В литературе отмечается, что проверка сообщений о преступлениях часто сопровождается нарушениями закона, к числу наиболее типичных относятся: фальсификация материалов предварительной проверки и принимаемых решений; превышение сроков проверки (несвоевременное принятие процессуального решения); производство следственных и иных действий, неразрешенных на этапе проверка.

В отличие от УПК прежних лет, по УПК РФ проверка каждого принятого сообщения о преступлении является обязательной. Этот вывод вытекает из положений ч.1 ст. 144 УПК РФ, где указана обязанность проверить любое сообщение о совершенном или готовящемся преступлении. Вместе с тем 83,1% опрошенных прокуроров считают, что проводить проверку вряд ли оправдано, если в сообщении о преступлении содержатся достаточные данные для возбуждения уголовного дела.

Date: 2015-08-15; view: 1343; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию