Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ





 

Экономическую (генеральную) стратегию деятельности предприятия, как правило, детализируют с помощью функциональных стратегий, которые отражают конкретные пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед его отдельными подразделениями и службами.

Функциональные стратегии разрабатываются соответствующими подразделениями предприятия (организации). В силу их предназначения и специфики деятельности различные службы предприятия имеют свое собственное видение достижения поставленных ориентиров, поэтому разрабатываемые ими стратегии не всегда стыкуются, а иногда и противоречат друг другу. Искусство руководства предприятием заключается в том, чтобы заставить функциональные подразделения сбалансировать и скоординировать разрабатываемые ими стратегии. Достигаться это может двумя основными путями: во-первых, руководители функциональных служб предприятия участвуют в обосновании и разработке базовой (генеральной) стратегии предприятия; во-вторых, процесс разработки окончательной стратегии развития предприятия должен быть многоступенчатым, включая этап согласования и координации.

Предприятие должно разрабатывать следующие основные виды функциональных стратегий:

1. Стратегию маркетинга;

2. Финансовую стратегию;

3. Инновационную стратегию;

4. Стратегию производства;

5. Социальную стратегию;

6. Экологическую стратегию.

Стратегия маркетинга рассматривается как одна из ведущих функциональных стратегий развития предприятия. Важность маркетинговой стратегии обусловлена тем обстоятельством, что маркетинг обеспечивает информационные, стратегические и оперативные связи предприятия с внешней средой. Вследствие чего, непосредственное функционирование маркетинга тесно связано с другими подсистемами управления деятельностью предприятия.

Финансовая стратегия предполагает формирование и использование финансовых ресурсов для реализации базовой стратегии предприятия и соответствующих курсов действий. Она позволяет экономическим службам предприятия создавать и изменять финансовые ресурсы и определять их оптимальное использование для достижения целей функционирования и развития предприятия.

Важность данной функциональной стратегии заключается в том, что именно в финансах отражаются через систему экономических показателей все виды деятельности, происходит балансировка функциональных задач и их подчиненность достижению основных целей предприятия. С другой стороны, финансы – это источник, исходный момент для выработки остальных функциональных стратегий, так как финансовые ресурсы часто выступают одним из важнейших ограничений объема и направлений деятельности предприятия.

Инновационная стратегия предприятия должна повышать и поддерживать конкурентный статус выпускаемой предприятием продукции. Инновационное развитие предприятия представляет собой не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т.е. инновационного потенциала (рис. 3).

 

Рис. 3. Процесс инновационного развития предприятия

 

Производственная стратегия предприятия связана с разработкой и реализацией основных направлений его деятельности в области выпуска продукции. При этом следует заметить, что производственный процесс – наиболее стабильный вид практической деятельности, а в случае возникновения нестабильности в производственной сфере потрясения на предприятии оказываются наиболее сильными.

Основные элементы стратегии производства приведены на рис. 4.

 

Рис. 4. Составляющие элементы стратегии производства

 

1. Планирование производства и контроль.

Участие производственных подразделений в процессе обоснования и разработки стратегии развития предприятия является пассивным, поскольку планы производства относятся скорее к тактическим решениям, чем к стратегическим. Однако руководство производственных подразделений принимает участие в выработке следующих принципиальных решений:

· определение возможностей использования имеющегося оборудования и необходимости его реконструкции;

· определение тенденций взаимоотношений с персоналом в области повышения квалификации и заработной платы, а также решении социальных вопросов;

· проведение экспертизы деятельности других подразделений предприятия для обеспечения производственного процесса.

2. Повышение производительности труда.

Данное направление деятельности предприятия может предполагать:

· проведение анализа факторов производительности труда и выявление «узких мест»;

· повышение производительности труда путем улучшения системы и структуры управления предприятием;

· разработку программы мероприятий по повышению производительности труда.

3. Человеческий фактор на производстве.

Необходимо отметить, что человеческий фактор оказывает решающее воздействие на уровень производительности труда. Этот фактор можно рассматривать в двух основных аспектах: во-первых, необходимо создание определенных условий для эффективной работы персонала в процессе производства; во-вторых, необходимо формирование условий для обеспечения воспроизводства рабочей силы.

Эффективное участие работников в производственном процессе определяется многими факторами, включая начисление заработной платы, производственный микроклимат, моральное стимулирование, систему профессионального роста и обучения кадров, оборудование рабочего места и охрану труда и др.

Социальная стратегия предприятия связана с обоснованием и разработкой программы мероприятий для обеспечения нормального хода процесса воспроизводства рабочей силы на предприятии и сохранения благоприятного микроклимата в коллективе. Реализация таких программ мероприятий способствует повышению производительности труда работников предприятия и, следовательно, влияет непосредственно на протекание производственного процесса.

В качестве основных компонентов социальной стратегии предприятия можно назвать следующие.

1. Стратегия развития кадрового потенциала предприятия (планирование кадровых потребностей предприятия, стратегия формирования персонала предприятия, стратегия развития персонала предприятия, стратегия использования и сохранения персонала).

2. Базовая социальная стратегия предприятия (совершенствование социальной структуры производственного коллектива предприятия, улучшение условия и охраны труда, укрепление здоровья работающих).

3. Целевые социальные программы – в рамках разработки и реализации социальной стратегии могут выделяться целевые программы для решения наиболее приоритетных задач социального развития предприятия.

Экологическая стратегия предприятия предусматривает разработку систем мероприятий по решению природоохранных проблем, направленных на:

· рациональное использование ресурсов;

· ограничение объемов выбросов (предотвращение или уменьшение утечки вредных веществ в окружающую природную среду);

· сокращение отходов (снижение их количества, переработка и повторное использование);

· производство безвредных продуктов, которые на протяжении всего жизненного цикла не представляют вреда с точки зрения выбросов и отходов, обладают низкой долей риска.

Создание функциональной стратегии включает в себя активность менеджеров в данной сфере деятельности. Все это показывает, что функциональная стратегия, которая сводится к какому-либо функциональному подразделению, в большой степени соответствует общей деловой стратегии компании. Причем персонал, а именно каждый работник в индивидуальности, считает, деловую стратегию логическим продолжением своей работы.

Как правило, большая часть ответственности возлагается на людей, являющихся руководителями данных функциональных подразделений.

Чтобы разработать функциональную стратегию правильно, необходимо:

- oпpeдeлить ключевую poль и предельно точное coдepжaниe фyнкциoнaльнoй пoдcиcтeмы;

- убедиться в том, что соответствующий менеджер компании понимает цели и корпоративную миссию и готов выполнять их;

- разъяснить информацию, которая описывает то, как эта функциональная система помогает эффективно развить бизнес;

- распределить между функциональными областями полномочия и виды деятельности;

- при возможности провести ревизию всех существующих функциональных подразделений, причем сделать это одновременно, чтобы результаты были точными;

- сделать так, чтобы все исполнители действовали по одной схеме, что позволит им обмениваться информацией и мыслить в одном направлении корпоративной миссии;

- создать сбалансированную систему тенденций, которые будут связаны напрямую с профессиональной компетентностью, а также этикой и предпринимательством, причем данная система не должна образовывать конфликты;

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, формирование функциональной стратегии предприятия является необходимым условием наращивания объемов производства и как следствие – получения положительного финансового результата. Для этого руководитель должен иметь чёткое представление о функциональной модели и сущности SWOT-анализа (т.е. анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз предприятия) и проводить его с определенной периодичностью.

На основе результатов анализа и должны приниматься решения по совершенствованию управления предприятием.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Оксамитный А.К. Статья: Моделирование функциональной стратегии предприятия.

2. Мосейкин Ю.Н. Курс лекций «Стратегический менеджмент».

3. Панов И.А. «Стратегический менеджмент». - М.: 2002.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономист, 2006.

5. Радугин А.А. Основы менеджмента. – М.: Центр, 1997.

 








Date: 2015-08-15; view: 523; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.009 sec.) - Пожаловаться на публикацию