Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и структура формы (устройства) государства. Соотношение сущности, содержания и формы государстваФорма государства - это внешняя характеристика сущности государства. Форма государства - это категория, показывающая взаимосвязь между различными органами государства. Она показывает, как организована государственная власть. Проблема сущности, содержания и формы государства и права относится к числу тех, которые постоянно находятся в центре внимания юристов. Однако необходимое единство взглядов не только по проблеме в целом, но даже и по отдельным, составляющим ее суть вопросам, так и не достигнуто. Разумеется, та многообразная полемика, которая развернулась на страницах юридической печати по этой проблеме, не может быть отражена в одной статье. Поэтому в данном случае будет сделана лишь попытка привлечь внимание к вопросам, которые либо мало, либо совсем не затрагивались юристами. Обычно названная проблема разрабатывается отдельно применительно к государству и праву. Этот, казалось бы, вполне объяснимый с точки зрения специализации ученых-юристов факт имеет свои отрицательные последствия. Хотя все без исключения юристы, так или иначе затрагивающие проблему сущности, содержания и формы, постоянно указывают, что они исходят из общефилософских принципов разграничения данных научных категорий, тем не менее конкретизируют общефилософские принципы по-разному в отношении государства, с одной стороны, права — с другой. Между тем общеизвестно, что государство и право — такие взаимосвязанные и взаимообусловленные явления общественной жизни, основные закономерности возникновения и развития которых совпадают. А это, конечно, должно определенным образом отразиться на трактовке в юридической науке понятий сущности, содержания и формы государства и права. В философской литературе указывается, что сущность явления — это совокупность его внутренних, необходимых сторон и связей в их взаимозависимости.[1] Именно сущность сообщает явлению такую качественную определенность, с которой связывается само его существование. Из этого и исходят юристы при определении сущности государства и права. Однако в течение длительного времени ими ставился, а нередко продолжает ставиться и по сей день знак равенства между понятиями сущности и классовой сущности государства и права. Но это далеко не идентичные понятия. В этой связи прежде всего нужно сказать, что теперь уже трудно представить себе юриста, который бы прямо отрицал противоречивый характер государства и права. В работах последнего десятилетия, как правило, в той или иной форме указывается, что государство и право выполняют не только сугубо классовые функции, но и функции, связанные с общими делами, вытекающими из природы самого общества. При этом обращается внимание на то, что последние всегда осуществляются с позиций и в конечном счете во имя интересов господствующего класса. Правда, пока еще не всегда прямо говорится о том, что именно в органическом единстве двух названных выше противоречивых функций государства и права проявляется их сущность. В частности, автор настоящей статьи был не прав, предлагая рассматривать выполнение общих дел лишь как существенный, а не сущностный признак государства.[2] Не вполне ясно о соотношении сугубо классовой функции государства и выполняемых им общих дел пишет В. С. Петров, умаляющий значение последних для характеристики сущности государства.[3] Классики марксизма-ленинизма неоднократно указывали на противоречивый характер деятельности эксплуататорских государств. Так, К. Маркс в «Капитале» писал, что деятельность этих государств «охватывает два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами».[4] Именно с учетом противоречивой деятельности эксплуататорских государств К. Маркс и говорил о различном отношении трудящихся к отдельным звеньям ликвидируемой в ходе социалистической революции государственной машины. В частности, анализируя опыт Парижской Коммуны, он в «Гражданской войне во Франции» подчеркивал: «Задача состояла в том, чтобы отсечь чисто угнетательские органы старой правительственной власти, ее же правомерные функции отнять у такой власти, которая претендует на то, чтобы стоять над обществом, и передать ответственным слугам общества».[5] На необходимость дифференцированного подхода к решению задачи слома эксплуататорской государственной машины не раз обращал внимание и В. И. Ленин.[6] Однако было бы ошибкой полагать, что для раскрытия сущности государства и права достаточно указать на их сугубо классовые функции и функции, связанные с выполнением общих дел, вытекающих из природы самого общества. Данные функции в их противоречивом единстве выполняются не только государством и правом. О«и в той или иной степени и форме выполняются также негосударственными организациями и социальными нормами неправового характера, имеющимися и во всяком классовом обществе. Следовательно, необходимо найти качественное различие между государством и правом, с одной стороны, а также иными организациями и социальными нормами классового общества, участвующими в решении как сугубо классовых задач, так и задач по выполнению общих дел, вытекающих из природы самого общества,— с другой.
|