Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика науки Теория государства и права. Становление, развитие и современное состояние теории государства и права





Теорию государства и права относят к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права как науки:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система.

Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин:

1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно-правовых явлений;

2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления;

3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права.

Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:

1) возникновения, функционирования, развития государства и права;

2) развития правовой культуры и правосознания;

3) применения, соблюдения и исполнения норм права.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

Последний метод, в свою очередь, основан:

1) на анализе – разделении данного объекта на части;

2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;

3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;

4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;

Вторая часть вопроса

 

Необходимость теоретического осмысления таких фено­менов политической жизни, как государство и право возникла издавна. Замена первобытных общественных образований по­литически организованной властью потребовала введения правовой регламентации социальных отношений, а также уп­равленческих функций власти. Уяснение значения права как инструмента воздействия на общественные отношения и особенностей функционирования государства становится основ­ной темой всего последующего развития политико-правовой мысли.

Возникновение различных теоретических концепций, вы­ражающих понимание государства, права и их основных ин­ститутов, а также идей о соотношении права и государства, связывают еще с античностью. Развитие воззрений на государ­ство и право в эпоху раннеклассовых обществ базировалось, главным образом, на общих мировоззренческих принципах, религиозных верованиях, моральных представлениях. Форму­лирование и представление таких идей в разные периоды об­щественного развития было уделом представителей рабовла­дельческой аристократии, жрецов, высших иерархов церкви.

Позднее эстафета построения правовых концепций "лучшей" организации политической жизни перешла к средневековому бюргерству, идеологам буржуазии периода ранних антифео­дальных революций и к последующим проводникам идей, на­правленных против авторитаризма и тоталитаризма. Их учения о праве и политической организации власти составляют историю теоретико-философской науки права, которая в свою очередь является час­тью юриспруденции вообще и источником знаний общетеоре­тической науки права в частности.

Возникновение отечественной теории государства и права как самостоятельной науки относится лишь ко второй половине XIX в., когда общее учение о праве в качестве самостоятельного объекта изучения сначала излагается в сочинении М.Н. Капустина «Теория права. Общая догматика» (1868), а затем и Н.М. Коркунова в «Лек­циях по общей теории права» (1886). В работе М.Н. Капустина во­просы права рассматривались с позиции юридического позитивиз­ма, в соответствии с которым исследователя должна интересовать лишь формально-логическая обработка нормативного материала путем его систематизации и обобщения. Причины возникновения права при этом игнорировались.

Исправить эти недостатки было призвано социологическое направ­ление, ярким представителем которого был Н.М. Коркунов. К числу условий развития права он отнес и государство. Поэтому в его «Лек­циях», переиздававшихся в нашей стране до 1924 г., нашли отраже­ние не только проблемы права, но и государства. В сущности, «Лек­ции» - эта первый отечественный учебник по теории государства и права, в котором в систематизированном виде изложены основные положения общетеоретической государственно-правовой науки, во многом сохранившие свое значение до нашего времени.

В последствии конструкции теории государства и права стали основываться на других, в том числе на философских, подходах (психологическая теория и т.д.). После 1917 г. юриспруденция была поставлена на службу классовым интересам, которые, однако, на практике интерпретировались исключительно с позиции админист­ративно-командной верхушки. Целые разделы теории государства и права (о понятии государства и права, о функциях государства и т.д.) были подвергнуты коренному пересмотру. Вместо идеологиче­ского плюрализма, характерного для предреволюционной эпохи, на десятилетия утверждается монополия на истину исключительно за марксизмом-ленинизмом. Соответственно, теория государства и права именуется не иначе, как марксистско-ленинская.

Немарксистская и антимарксистская мысль либо игнорировалась, либо служила дежурной мишенью для нападок: в ней не находили ничего положительного. Современные западные государственно-пра­вовые системы были представлены как враждебные интересам масс и не способные эволюционировать в сторону обеспечения прав и интересов широких слоев населения. Сама юридическая наука была провозглашена партийной, служащей интересам пролетариата. Рекомендовалось везде и всюду отыскивать классовый смысл кон­кретных правовых норм, конкретных государственных решений. В результате «партийного» подхода юридическая наука лишилась объ­ективного подхода к анализу государственно-правовых явлений. Это выразилось прежде всего и в теории, и на практике в пренебреже­нии интересами индивида, его правами.

В постсоветскую эпоху на первый план в теоретико-правовых ис­следованиях выступил частный интерес. Он определяет основные мо­тивы, обусловившие пересмотр главных постулатов советской теории государства и права. Государство и право трактуются ныне как важ­нейшие элементы цивилизации, как ценности, благодаря которым становятся возможными прогрессивное развитие общества и созда­ние нового мирового порядка на основе общепризнанных принци­пов и норм.

2. Теория государства и права в системе юридических и других гуманитарных наук. Проблемы правовой науки.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы:

§ технические;

§ естественные;

§ гуманитарные.

Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты.

Существенное влияние государства и права на вес стороны общественной жизни вызывает необходимость изучения данного явления многими гуманитарными науками (философией, политологией, экономической теорией и т. д.). Однако для названных наук это исследование не является основным. Так, философия, анализируя закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе. Экономическая теория исследует влияние этих явлений на сферу экономики, так как стихийно развивающаяся экономика может принести обществу величайший вред. Политология изучает влияние государства и права на политическую среду и т. п.

Между гуманитарными науками и теорией государства и права существуют не только прямые, но и обратные связи, при которых теория пользуется достижениями этих наук. Она включает в свой научный арсенал возможности философских категорий, знание общественных, экономических и политических закономерностей, а также социально-психологических закономерностей поведения человека. В свою очередь, теория государства и права становится своеобразной математикой для гуманитарных наук. С помощью точных конструкций она передает свои выводы о закономерностях развития государственно- правовых явлений для использования другими гуманитарными науками.

Следовательно, теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует сфилософией, социологией, политологией и т. д. В частности, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается обшей методологией познания государственно-правовой действительности. В то же время, теория государства и права дает конкретный материал для широких философских обобщений.

Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. В свою очередь, юридические науки можно подразделить на следующие виды:

§ теория государства и права;

§ историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

§ отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и другое право);

§ прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика и т. п.).

Место теории государства и права в системе юридических наук обусловлено ее взаимодействием с каждым из видов этих наук. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно- правовых форм в хронологическом порядке (т. е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т. и. (т. е. применяет преимущественно логический метод).

Если историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений) изучают государство и право в строгой хронологической последовательности, учитывая различного рода случайности, а также парадоксы прошлого и настоящего в развитии конкретных государственно-правовых явлений и исторических процессов, то теория, обобщая все богатство исторического опыта, освобождаясь от всего конкретного и случайного, на основе прошлого определяет общие закономерности настоящего и перспективы будущего государственно-правового функционирования общества. При этом исторические сведения могут стать частью теоретического исследования, способствуя получению нового теоретического знания. Это становится возможным, когда они используются для обоснования и подтверждения теоретических положений или когда на их основе устанавливаются источники и движущие силы развития политико-правовых явлений, периодизация их функционирования.

По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т. д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.

Отраслевые юридические науки (уголовное, гражданское, трудовое право и т. п.) имеют предмет исследования, ограниченный во времени (только действующее законодательство) и в пространстве (только определенная разновидность регулируемых отношений), и изучают специфические закономерности отдельных, конкретных государственно-правовых явлений. Теория же, обобщая отраслевые юридические знания и устанавливая системные связи между юридическими явлениями и процессами, определяет общие закономерности их развития, а на этой основе вырабатывает логически завершенную систему базовых категорий, аккумулирующих новые знания о природе этих явлений (теория правонарушения создана на основе системного исследования преступлений, гражданско-правовых деликтов, административных и дисциплинарных проступков и т. д.).

Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них.

Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мерс является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.

Таким образом, особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является:

§ гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления — государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);

§ политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);

§ теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).

Вторая часть вопроса

Юридическая теория накопила большой запас теоретических знаний о явлениях государственно-правовой действительности. В состав правоведения включается целая группа наук, объединенных единым объектом. Предмет правоведения в целом - специфические закономерности государственно-правовой действительности. В силу неоднородности, разнопорядковости этих закономерностей проблемы юридической науки следует, прежде всего, разделить на общеправовые, отраслевые и касающиеся иных юридических наук. Нам хотелось бы обратить внимание на некоторые «болевые точки» юридической науки на общеправовом уровне.

Направления исследований отечественной правовой науки сложились таким образом, что в поле зрения правоведения оказались явления не только правового характера, но и те, которые связаны с государством. В последнее десятилетие проявилась тенденция к разграничению теории права и теории государства как отдельных юридических наук. По этому поводу хотелось бы отметить следующее: мы согласны с тем, что типом соотношения государства и права является взаимодействие. Последнее предполагает, что рассматриваемые явления реализуют свою специфическую природу через взаимоотношение друг с другом, вне взаимодействия они не способны существовать как определенные явления (Кененов А.А., Марченко М.Н.).

Государство и право имеют единую основу в лице социально-экономической и духовной структуры общества. Именно во взаимодействии сущность государства и права раскрывается ярче. Приведенные суждения свидетельствуют о нецелесообразности разделения теории государства и права, которое может привести к трудностям в исследовании близко расположенных объектов государственно-правовой действительности, а также к расширению научной базы политологии за счет теории государства и права.

В развитие указанной темы следует также обратить внимание на усиление западного влияния в теории государства и права, которое выражается в попытках замены устоявшихся терминов на иные, принятые за рубежом. Так, предпринимаются попытки переименовать теорию государства и права в юриспруденцию (Нерсесянц B.C.).

Важное место в правоведении занимает вопрос о методологии теории государства как науки. Не имея возможности привести все точки зрения по данной проблеме, обратим внимание на то, что обычно методология трактуется как совокупность принципов, законов и категорий и соответствующим им средств (способов) научной и практической деятельности, направленной на познание и преобразование действительности на правильной мировоззренческой основе (Фаткуллин Ф.Н.). При этом, если ранее в качестве методологических выделялись уровни диалектического материализма, исторического материализма и собственно правоведения, то ныне предложен свежий взгляд на проблему: выделен уровень принципов, законов и категорий философии, затем - обществоведения в целом и социологии в частности, далее - самого правоведения и отдельных, конкретных наук, входящих в семейство правоведения (Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф.). Однако открытым остается вопрос о том, какую философскую систему следует брать за основу, то есть что понимать под «правильным мировоззрением».

Необходимо также дать определение правовой надстройки. Становится очевидным, что рассмотрение в качестве ядра общества только экономических явлений не дает полной картины общественного бытия. Здесь наука встает пред дилеммой: либо вообще отказаться от идеи базиса и правовой надстройки, либо расширить понимание категории базиса за счет включения явлений неэкономического характера. К примеру, предлагается к базису отнести политическую власть и идеологию (С.С.Алексеев). Подчеркнем, однако, что данную проблему, прежде всего, необходимо решить на общефилософском, общемировоззренческом уровне. Пока, к сожалению, чаще встречается модернизация положений диалектического материализма.

В качестве одной из серьезнейших общеправовых научных проблем следует выделить отсутствие эффективной модели пра-вореализации. Имеются в виду не умозрительные схемы от нормы права до актов реализации субъективных прав, а научно обоснованная система мер обеспечения исполнения действующих правовых норм. Очевидно, что для решения указанной задачи потребуется объединение усилий и специалистов в области общей теории государства и права, и представителей отраслевых юридических наук, а также социологов, политологов, психологов, экономистов. Думается, что разрозненность усилий в исследовании указанной проблемы является одной из причин неудач в данной сфере. Так, зачастую изменения в программе экономического развития страны не подкрепляются соответствующими подвижками в правовой области. До сих пор отсутствует более или менее приемлемая программа развития правовой системы. Скачкообразные и непродуманные изменения в последней привели к усилению правового нигилизма в обществе (проблема правового идеализма и нигилизма достаточно интересна, стремление Н.И.Матузова более подробно разработать эту тему заслуживает поддержки). Особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что решение задачи повышения эффективности правореализации невозможно представить без совершенствования правового воспитания как членов общества в целом, так и правоведов в частности. Над этим вопросом необходимо работать всем вузам, выпускающим дипломированных юристов.

3. Теория государства и права: предмет, система, функции.

1. Понятие теории государства и права как науки.

Теория государства и права как наука - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

2. Предмет и объект теории государства и права как науки.

Объект изучения теории государства и права - это целостное явление государства и права, изучаемое также, со стороны своего предмета иными науки.

Объектом изучения науки теории государства и права выступает государство и право.

Предмет теории государства и право - это то, что изучает теория государства и права под своим углом исследования объекта.

Предметом науки теории государства и права выступают общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

3. Структура теории государства и права как науки.

Структуру теории государства и права как науки составляют:

- совокупность идей, взглядов, представлений, теорий об общих вопросах происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

4. Функции теории государства и права как науки.

Функции теории государства и права как науки - это характерная и прикладная составляющая теории государства и права, отражающая значимость и необходимость науки теории государства и права для общества и исследователей государственно- правовых явлений.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

- Онтологическая, отраженна в научных изысканиях науки теории государства и права в сфере наиболее философских вопросов бытия общества, в частности, что есть государство и право.

- Гносеологическая функция (познавательная), отраженная в деятельности по выявлению сущности и природы теории государства и права, накоплению теоретических знаний по этому вопросу.

- Идеологическая функция, отраженна в том, что выводы и достижения науки теории государства и права влияют на правосознание, правовую культуру индивида, а также на государственную идеологию.

- Эвристическая функция, находит отражение в результатах изыскания науки теории государства и права, в открытии последней новых закономерностей происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

- Образовательная функция, отраженна в том, что наука теории государства и права вырабатывает базу для учебной дисциплины теории государства.

- Методологическая функция, отраженна в том, что наука теории государства и права, являясь основополагающей юридической наукой, вырабатывает систему понятий и категорий, на основе которых строятся иные юридические науки.

5. Методы теории государства и права как науки.

Метод теории государства и права - это совокупность приемов, принципов и правил, с помощью которых изучаются и постигаются общие закономерности происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

Классификация методов теории государства и права:

- Всеобщие (философские) методы, подразделяются на метафизику и диалектику, последняя разделяется на материалистическую диалектику и идеалистическую диалектику, идеалистическая диалектика делится на субъективный идеализм и объективный идеализм.

- Общенаучные методы, среди которых выделяется анализ, синтез, индукция, дедукция, а также системный метод и метод научного эксперимента.

- Частнонаучные методы, в частности социологический, статистический и кибернетический, статистический, системный исторический и психологический метод познания.

- Частноправовые методы, такие как сравнительно-правовой, формально-юридический метод.

4. Методология теории государства и права. Классификация методов научного познания государства и права.

Как и каждая наука, теория государства и права имеет не только свой предмет, но и метод. Слово "метод" происходит от двух греческих слов: odos и meta, что можно перевести как "путь к чему-либо". Предмет теории государства и права дает ответ на вопрос: что, какую область политической и правовой жизни изучает данная наука. В то же время метод указывает на то, как, каким образом она это делает.
Безотносительно к конкретной науке метод представляется как способ изучения реальной действительности и получения о ней знаний.
Как отдельные методы, так и методология в целом определяются предметом самой науки. Это - объективный фактор. Однако важную роль играют и субъективные факторы. Они заключаются в способности исследователя использовать по своему выбору методы исследования предмета.
Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государственно-правовых явлений.
К числу исследовательских принципов, общих для всех социальных наук (включая теорию государства и права), относят: принцип всесторонности, принцип историзма, принцип комплексности.
Основной смысл принципа всесторонности исследования государства и права заключается в том, чтобы исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в их взаимосвязи и взаимодействии с другими, соотносящимися с ними явлениями. Полнота и всесторонность исследования предполагают также рассмотрение государства и права не в одном каком-либо отдельно взятом аспекте, а во всех формирующих общее видение исследуемых явлений аспектах.
Принцип историзма в исследовании государства и права означает рассмотрение существующих государственно-правовых явлений не только под углом зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого и предполагаемого будущего.
Содержание принципа комплексности в изучении государства и права заключается в том, чтобы исследовать их не только с юридической точки зрения, но и с позиций других общественных наук - философии, социологии, политэкономии, политологии. В юридической литературе в связи с широким использованием философских категорий справедливо указывалось на то, что не нужно бояться "философизации" или "социологизации" государственно-правовой науки. Однако важно при этом не подменять юридическое исследование философским, социологическим или любым другим исследованием.

1. Общенаучные методы – разрабатываются разными науками, используются разными науками:

· - Метод сравнения - позволяет выявить с помощью сравнения общее и особенное в явлениях, степени и тенденции их развития.

· - Метод анализа - условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части.

· - Метод синтеза - предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей.

· - Метод абстрагирования - отвлечение от частных признаков отдельных предметов и явлений в целях обобщения этих признаков и получения цельного знания о предметах и явлениях.

· - Метод системного подхода - ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем.

· - Метод диалектики - позволяет выявить наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

2. Специальные методы – разрабатываются неюридическими науками, но используются юридическими науками:

· - Социологический метод - исследование государства и права на основе фактических данных.

· - Статистический метод - позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений.

· - Математический метод - систематизация и использование статистических данных для научных и практических выводов.

· - Кибернетический метод - позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления.

3. Частные методы - разрабатываются и используются ТГП:

· - Формально-юридический метод - позволяет определить юридические понятия, выявить их признаки, проводить классификацию вне связи с другими сферами.

· - Сравнительно-правовой метод - позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы в целях изучения их общих и особенных свойств.

· - Правовой эксперимент - это апробация законодательных нововведений с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах.

Кроме методов в рамках методологии выделяют принципы научного познания – основополагающие начала, на основании которых осуществляется осмысление предмета науки, принципы:

· - Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

· - Принцип объективности означает стремление получения максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов сводится к минимуму.

· - Принцип универсальности - ТГП изучает общие закономерности развития государства и права, без относительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе, исторической эпохе. Понятия и принципы, сформированные в рамках ТГП, выступают в качестве оценочных критериев, в сравнении с которыми может быть рассмотрена любая реально существующая государственно-правовая система.

· - Принцип плюрализма закрепляет возможность существования различных идейно-теоретических подходов, школ, концепций, возможно отстаивающих различные точки зрения.

5. Проблемы соотношения государства и права в вопросах их происхождения и развития.

Это вопрос о соотношении ПиГ и наоборот. Онит тесно связаны между собой, сущ-юи и функционируют в неразрывном единстве. В вопросе о взаимодействии ПиГ в мировой науке сложились два основных подхода: этатистический и естественно правовой (либеральный). Этатистический признает примат (первенство) Г, т.е. согласно этому подходу Г является определяющим фактором по отношению к праву, поскольку право устанавливается и санкционируется Г (юрид-ий позитивизм). Согласно естественно правовому либеральному подходу не Г, а право является определяющим фактором. Г зависит от права и должно ему подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко выражен в теории правового Г). Г должно быть подчинено праву.

Вопрос о происхождении П и Г свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении П и Г. Мыслители различных времен и народов по разному объясняли и объясняют когда и в силу каких причин возникают Г и П. Одни считают что Г и П это вечные спутники человеческого общества поскольку они возникают одновременно с обществом и существуют до тех пор пока существует общество. По мнению др. исследователей (большинство) ГиП возникает не одновременно, а лишь на определенной ступени его исторического развития. Наиболее распространеными теориями ГиП являются: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, макрсиско-ленинская и др. Теологическая зародилась в глубокой древности. Она не разграничивает процесс возникновения общ-ва, ГиП. Общ-во а вместе с ним ГиП возникают одновременно и являются творением божественного разума. Все что сущ-ет на земле по воле бога. ГиП вечны как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. Патриархальная теория (древняя) - согласно этой теории Г возникает в результате разростания семьи. По мнению Аристотеля разростание семьи ведет в начале к появлению поселений которые за тем преобразуются в Г. Согласно этой теории глава семьи – патриарх, становится главой Г – монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением власти над своими детьми – своими подчиненными. Договорная теория выр-ся в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Согласно ей - Г – результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления Г люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общ-ва (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав полученных от бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. По этому что бы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании Г передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав. Теория насилия в двух вариантах как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия. Согласно теории внут. насилия Г возникает в результате насилия одной части об-ва над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Г создается как сила выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общ-ва которая не желает подчинятся воли большинства. Теория внешенего насилия - Г возникает в результате завоевания одного племени или народа другим. Г создается как аппрат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка. С этой же целью создается и право. Марксисткая теория (классовая, экономическая) -происхождение семьи, частной собственности и Г”. С точки зрения марксиской теории Г и возникает как результат раскола общества на антогонистические классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение ГиП как естественно исторический процесс развивающийся по своим собственны законам.

Date: 2015-08-15; view: 4035; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию