Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие как форма мысли, его роль в научном мышлении. Основные операции с понятиями





Понятие – есть результат обобщения предметов некоторого вида по опред-й совокупности общих для них и совокупности отличительных для них признаков. Переход от чувственного понятия мышления, к абстрактному мышлению есть переход от отражения мира в формах ощущения к отражению его в понятиях. Мышление представляет собой механизм оперирования понятиями. Пон выражается словами или словосочетаниями. Понятие не есть языковое выражение, но выражается с помощью языковых выражений (снег, snow...).

Понятие есть форма мысли, которая является результатом мысленного выделения однотипных предметов некоторого множества по общим и существенным признакам. Каждое понятие имеет содержание и объем. Объем понятия – это совокупность предметов понятия. Содержание понятия – это совокупность признаков, на основе которой объекты выделены и обобщены в понятии. М/у содержанием и объемом понятия есть связь в виде закона обратного отношения: чем больше содержание понятия, тем меньше круг объектов функционирующих в нем, и наоборот, чем больше объем тем уже содержание.

Понятие отличается от форм чувственного познания: в представлении дается усредненный объект чувственного познания, а понятие может отражать и чувственно не воспринимаемое (скорость света, леший...).

Виды понятий: 1) по количественному критерию а) единичные (нынешняя королева Англии) б) общие в) пустые (вечный двигатель, круглый квадрат) 2) по характеру признаков а) положительные, если выражает наличие у предмета какого-то признака б) отрицательные 3) по характеру мыслимых в понятии предметов а) абстрактные понятия б) конкретные (студент, атом).

Виды отношений м/у понятиями: сравнимые (электрон, позитрон) и несравнимые (электрон и город) во множестве сравниваемых выделяют а) совместимые – признаки составляющие содержание понятий могут принадлежать одним предметам (спортсмен и аспирант) б) несовместимые – если пересечение их объемов является пустым множеством (студент отличник и студент неуспевающий).

Виды совместимости: 1 Равнозначные (равноугольный треуг и равносторонний), 2 понятия находящиеся в состоянии логического подчинения (аспирант и учащийся) 3 перекрещивающиеся понятия (аспирант и спортсмен).

Виды несовместимости: 1 противоречащие – в одном из которых есть признаки, наличие которых отрицается в другом (мужчина и не мужчина), род при этом исчерпывается этими понятиями.2 противоположные (высокий и низкий) 3 соподчиненные (прокурор и адвокат – объединены в юрист, но не имеют общих признаков, треугольник и квадрат).

Операции с понятиями. 1. Операции с объемами понятий (классов) а) пересечение двух классов образует класс, элементами которого являются те и только те предметы, которые входят как в первый так и во второй классы; 2 объединение двух классов, в результате этой операции образуется класс элементами которого являются те и только те предметы, которые входят по крайней мере в один из исходных классов; 3 дополнением к классу называется операция, в результате которой к классу WxA(x) образуется класс класс (с чертой), элементами которого являются те и только те предметы из области значений переменной х, который не входят в класс WxA(x). 4 Разность классов называется операция м/у двумя классами, в результате которой образуется класс содержащий те и только те элементы первого класса, которые не входят во второй класс.

Основными операциями над содержаниями понятий являются: отрицание содержания, конъюнкция содержаний и дизъюнкция содержаний.

Date: 2015-08-15; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию