Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дж. Свифт – памфлетист





Одним из самых страстных и непримиримых оппонентов Дефо был Джонатан Свифт (1667-1745). Он родился в ирландском Дублине в небогатой семмье мелкого чиновника, который умер незадолго до рождения сына. Свифт окончил школу и колледж при Дубоинском университете, а в 25 лет получил степень магистра в Оксфорде. В 1694 году принял духовный сан англиканской церкви и был назначен священником в Ирландию. Там Свифт опубликовал свои первые памфлеты, среди которых “Сказка бочки (1704), где в пародийном свете показал борьбу католической, англиканской и кальвинистской (пуританской) церкви.

Интересно, что Свифт почти все свои произведения выпускал анонимно или под различными псевдонимами. Публицистику Свифта отличала ярко выраженная сатирическая направленность, ироничность, аллегоричность, эзопов язык и в то же время жесткость и бескомпромиссность по отношению к политическим оппонентам. Свифт никогда не опускался в своих произведениях до прямой проповеди, предлагая читателям самим сделать выводы.

Политические симпатии Свифта были сначала на стороне вигов. Но со временем их политика разочаровала его и он примкнул к тори. С ноября 1710 года по июнь 1711 года Свифт был редактором партийного еженедельника The Examiner. Под непосредственным руководством Свифта вышел 31 номер, с большим количеством его статей, памфлетов и политических стихотворений.

Памфлет Свифта «Письма суконщика»(1724), выпущенный без указания имени автора, призывал к байкоту английских товаров. Причиной написания послужила выдача англичанну Вуду королевского патента на чеканку разменной монеты для Ирландии. Вуд наводнил страну неполновесной монетой. На этом «законном грабеже» нажился и он, и английское правительство. Свифт, устами суконщика предлагал ирландцам байкотировать монету Вуда и настолько увлекся, что кончил призывами к восстанию против английского владычества вообще. Этот памфлет имел невероятный успех и произвел сильное возмущение в народе., что парламентсий наместник в Ирландии назначил премию тому, кто укажет имя автора. Но никто не выдал Свифта, и Лондону пришлось пойти на серьезные экономические уступки.

После этого Свифт стал в Ирландии национальным героем. Но экономическое давление продолжалось и ирландцы продолжали беднеть. Тогда Свифт учредл фонд помощи особо нуждающимся, среди которых были как англикане, так и котолики. В памфлете «Скромное предложение» (1729 года) Свифт издевательски посоветовал продавать обреченных на голод ирландских детей из бедных семей на мясо, а из их кожи делать перчатки.

Роман «Путешествия Гулливера» (1726), известный сейчас как детская сказка, был изначально злободневным памфлетом, высмеивавшим английскую политику и борьбу партий вигов и тори. Со временем роман, как и большинство других памфлетов Свифта, утратил политическую остроту, но превратился в образец политической сатиры.

Последние несколько лет жизни Свифт страдал душевным расстройством, а после инсульта потерял речь и память и был признан недееспосбоным.

«Скромное предложение»

Что такое Ирландия. Ведь Англия взяла ее под свой патронат. Англия должна быть с точки зрения любого нормального жителя Ирландии помогать. Англия ничего не делала не для другого государства, а для части СВОЕГО государства. – кусочек из семинарских занятий.

Памфлет, написанный от имени озабоченного общественным благом прожектёра и принятый некоторыми современниками за чистую монету, появился на волне захлестнувшей Англию после вторжений Стюартов неприязни к «папистам» (к которым относили и ирландцев). Языком, которым скотовладельцу подобало бы рассказывать о своём имуществе, автор со всей серьёзностью расписывает бедственное положение обнищавших ирландцев. Предлагаемое им решение шокирующе нетривиально:

“Один очень образованный американец, с которым я познакомился в Лондоне, уверял меня, что маленький здоровый годовалый младенец, за которым был надлежащий уход, представляет собою в высшей степени восхитительное, питательное и полезное для здоровья кушанье, независимо от того, приготовлено оно в тушёном, жареном, печёном или варёном виде. Я не сомневаюсь, что он также превосходно подойдёт и для фрикасе или рагу.”

Иными словами, детей бедняков предлагается продавать в качестве деликатеса для стола представителей того класса, к которому принадлежит сам автор. Далее изложены рецепты приготовления младенцев в пищу и калькуляции, доказывающие экономические выгоды от осуществления подобного предложения. В качестве оборотной стороны автор предвидит обезлюдение Ирландии, но альтернативные варианты решения проблемы с ходу отметает из-за их неэффективности:

“Я хотел бы, чтобы читатель обратил внимание на то, что я предназначаю моё средство исключительно для королевства Ирландии, а не для какого-либо иного государства, которое когда-нибудь существовало, существует и сможет существовать на земле. Поэтому пусть мне не говорят о других средствах, как, например, наложить на проживающих за границей налог в 5 шиллингов на каждый заработанный фунт стерлингов, покупать одежду и мебель, сделанные только из отечественных материалов и на отечественных мануфактурах, полностью отказаться от всего, на чём основано развитие у нас иностранной роскоши или что ему способствует, излечить наших женщин от расточительности, связанной с гордостью, тщеславием, праздностью и игрой в карты, развить стремление к бережливости, благоразумию и умеренности, научить граждан любви к своей Родине, ибо её у нас не хватает, и этим мы отличаемся даже от лапландцев и обитателей Топинамбу, прекратить нашу вражду и внутрипартийные раздоры, и впредь не поступать как евреи, которые убивали друг друга даже в тот самый момент, когда враги ворвались в их город; быть несколько более осторожными и не продавать своей страны и своей совести за чечевичную похлёбку, возбудить в помещиках хотя бы в малейшей степени чувство милосердия по отношению к своим арендаторам и, наконец, внушить нашим торговцам дух честности, трудолюбия и предприимчивости. <...> Поэтому, повторяю, пусть никто не говорит мне об этих и подобных им мерах, пока ему не блеснёт, по крайней мере, луч надежды на то, что когда-нибудь будет сделана честная и искренняя попытка претворить эти меры в жизнь.”

Свифт, как и подобало писателю эпохи классицизма, стремился продолжать традиции латинской сатиры. Подобно тому, как «Путешествия Гулливера» наследуют «Правдивой истории» Лукиана, «Скромное предложение» примыкает к античной традиции Reductio ad absurdum, представленной, в частности, «Апологией» Тертуллиана.

Джордж Витковский основную мишень свифтовской сатиры увидел в тех реформаторах, которые рассматривают людей как объекты, тем самым приравнивая их к товарам. Эдмунд Уилсон уподобил эту сторону свифтовского памфлета Марксову доказательству полезности преступности в качестве регулятора численности населения.

Принимая в своём трактате нарочито деловитый тон, Свифт мрачно вышучивал многочисленных прожектёров, которые на заре эры Просвещения предлагали исцелить язвы общества с помощью того или иного нехитрого рецепта. Скажем, предлагалось создать акционерное общество для управления нищими и бродягами. В подтверждение своей правоты авторы таких инициатив пускались (подобно автору «Скромного предложения») в длинные математические и статистические выкладки.

«Скромное предложение» — одно из самых ярких проявлений желчного пессимизма, с которым Свифт смотрел на своих современников и человечество в целом. Писатель отвергал общепринятую в Новое время идею совершенствования человечества (прогресса). С точки зрения Свифта, социальные болезни заложены в самой человеческой природе и, следовательно, неизлечимы.

Date: 2015-08-15; view: 865; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию