Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дать понятие способности

ХАРАКТЕР - это совокупность относительно устойчивых индивидуально-своеобразных свойств личности, которые проявляются в поведении, деятельности и отношении к людям, коллектива, к себе, вещей, труда и т.д.

Черта характера - это привычная, устойчивое, повторяющееся форма реагирования, поведения или отношения.

14 вопрос Характер теснее всего связан с темпераментом, который определяет внешнюю, динамичную форму выражения сущности человека. Его можно понять по тому, как она мыслит и ведет себя при различных обстоятельствах, какого мнения она о других людях и о самой себе, каким образом в основном ведет себя.

Характер человека проявляется в его общественной деятельности, общественных отношениях. Поэтому знать характер личности очень важно. Это дает возможность предвидеть, как она поведет себя при определенных условиях, чего от нее можно ждать, как она будет выполнять поручения и т.д.

А характер как одна из существенных особенностей психического склада личности является целостным образованием, что характеризует человеческое «Я» как единство.

Понимание характера как единства его черт не исключает выделение в нем некоторых цепей с целью более глубокого познания его сущности. Но для этого нужно определить структуру характера, выделив в ней содержание и форму. Содержание характера личности определяют общественные условия жизни и воспитания. Поступки человека всегда чем мотивировано, на что или на кого направлен.

15 вопрос В структуре характера выделяют две группы его компонентов: позиционные и общие. К позиционных компонентов принадлежат направленность, убеждения, разум, чувства, воля и темперамент. Общие компоненты интегрируют позиционные компоненты в разных вариациях и соотношениях. К ним относятся полнота, целостность, определенность и сила характера (рис.27.1).

Рис. 27.1. Структура характера

Определенность характера оказывается в его направленности на конкретные цели, а также в стремлениях и убеждениях.

Определенность характера человека как субъекта деятельности сказывается на принципиальности и добросовестности действий независимо от важности поручения. На человека с определенным характером можно полагаться, поручая ей важные дела, - она выполнит поручение в соответствии с его цели, содержания дела и способов выполнения.

О людях с неопределенным характером трудно сказать, хорошие они или плохие. Это люди беспринципные, без четких позиций в политической, трудовой жизни, в быту.

Сила характера оказывается в решительных, активных и настойчивых действиях, деятельности и способности завершить дело ли достичь цели, несмотря ни на какие препятствия.

В настоящий личности должно быть единство всех компонентов ее характера. Однако единство характера не исключает того, что при различных обстоятельствах в той же человека по-разному проявляются указанные компоненты и черты характера. Одновременно человек может быть снисходительной и чрезмерно требовательным, непоколебимой и покладистой, щедрой и скупым. При этом единство компонентов характера остается, и именно в этом проявляется.

13 вопрос Черты характера личности влияют на деятельность, отношения, способы действий и т.д. Типовое и индивидуальное в характере существует в единстве. Типичное создает фон для индивидуальных проявлений черт характера, и проявление несвойственных большинства членов определенной социальной группы черт характера вызывает возражения, осуждение.

Особенности типичного характера оказывают положительное или отрицательное отношение: а) к труда; б) до других людей; в) к самой себе; г) до предметов и явлений действительности.

Отношение к труду проявляется в уважении к труду, трудолюбия или же пренебрежении к ней и работников. Важные черты отношение к труду: аккуратность, добросовестность, дисциплинированность, организованность.

Отношение к другим людям возникает в контактах между личностями и предопределяется общественными условиями жизни, которые складываются исторически и оказываются в коллективе. Чертам характера, которые выявляют отношение личности к другим людям, свойственны значительная вариативность содержания и формы, зависимость от уровня культурного развития народа и духовного богатства личности.

Это отношение имеет оценочный характер, в котором интеллектуальное оценивания зависит от эмоционального отношения к чертам характера, проявляющиеся в общественных контактах. Оценочное отношение к людям выражается в разном смысле черт характера и разной форме их проявления. Одобрение и осуждение, поддержку и возражения можно выразить в вежливой, тактичной, доброжелательной форме или же формально, подобострастно, а то и грубо, грубо, иронично, саркастически, обидно.

Безусловно, отношение к другим людям оказывается в зависимости от обстоятельств и характера оценки поступков как в положительных, так и отрицательных чертах характера. Среди положительных черт характера, присущих культурному человеку, есть справедливость, соблюдение слова, щедрость, доброжелательность, честность, принципиальность. В их основе лежат гуманистические нравственные качества людей, идейные убеждения, прогрессивные устремления.

К отрицательным чертам характера относятся отчужденность, замкнутость, зависть, скупость, пренебрежение к другим, хвастливость, гордость, склонность к безосновательному насмешки и издевки, придирчивость, склонность к пустопорожних споров, отрицание истины, мелочность, мизантропия. Отрицательные черты характера очень вредят позитивному общению людей, их стремлению к совместной борьбы с несправедливостью, общению в труде.

Относясь определенным образом к поступков и поведения других, человек формирует собственные черты характера по аналогии или противопоставлением.

Отношение к самому себе - положительное или отрицательное - зависит от уровня развития самосознания, способности оценивать себя. Такие черты характера, как скромность, чувство собственного достоинства, требовательность к себе, ответственность за дело, склонность отдавать все свои силы коллектива, государству, свидетельствуют о высоком уровне развития самосознания личности.

В то же время некоторым людям в отношении к себе присущие отрицательные черты: нескромность, хвастливость, карьеризм, надменность, самоуверенность, беспринципная повиновение, безосновательная пренебрежение или заниженная самооценка.

Среди черт характера особенно заметны те, которые определяют отношение людей к вещам, к природе. Бережливость, заботливость, аккуратность, бережливость, бережное отношение к природе преподносят личность.

Характер тесно связан с темпераментом, который может способствовать или противодействовать развитию определенных черт характера. Поэтому важно знать свой темперамент. В частности, холерику или сангвинику легче, чем меланхолику ли флегматику, сформировать в себе инициативность и решительность. Но для холерика может стать серьезной проблемой формирования сдержанности и самоконтроля, а для сангвиника - требовательности к себе и самокритичности. Меланхолику труднее преодолевать застенчивость и тревожность, а флегматику - развивать активность.

Человеческий характер формируется с первых дней жизни человека до последних его дней. В первые годы жизни ведущим фактором развития характера становятся взрослые. В младшем возрасте рядом с подражанием на первое место выходит воспитания. А начиная с подросткового возраста важную роль в формировании характера играет самовоспитания. Сам человек может сознательно, целенаправленно совершенствовать характер благодаря изменению социального поведения, совместной деятельности, общения с другими людьми. Следует помнить, что характер можно изменять в течение всей жизни человека.

16 Акцентуация характера Акцентуация характера — понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

Акцентуация характера представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заострённостью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит её к определённой дисгармонии.

Акцентуации характера свойственна уязвимость личности по отношению не к любым, а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим.

По степени выраженности можно выделить два вида акцентуаций характера:

· Явная акцентуация характера — крайний вариант нормы. Черты характера достаточно выражены в течение всей жизни.

· Скрытая акцентуация характера — обычный вариант нормы. Черты характера этого типа проявляются в основном при психотравмах.

Они могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.

Выделяются следующие основные типы акцентуации характера:

1) циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;

2) гипертимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца;

3) лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

4) астенический — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии;

5) сензитивный — повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

6) психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий;

7) шизоидный — отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;

8) эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность;

9) застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность;

10) демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь», при неудовлетворенной потребности в признании;

11) дистимный — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

12) неустойчивый — склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

13) конформный — чрезмерная подчитенность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера — промежуточные типы результат одновременного развития нескольких типических черт.

Учет акцентуации характера необходим для осуществления индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, профориентации, выбора адекватных форм индивидуальной и семейной психотерапии.

Дать понятие способности.

Определение понятия «способность»

 

Способность, будучи одной из наиболее общих психологически понятий, по-разному трактуется учеными. В отечественной психологии подчеркивается, что способность является индивидуально – психологической особенностью человека (Б.М.Теплов) и представляет собой «сложное синтетическое образование» (С.Л.Рубинштейн). Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу наиболее часто используемого в отечественной психологии определения способностей. Способностиэто индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость, быстроту и прочность овладения новыми способами и приемами деятельности. Разработка проблемы способностей в отечественной психологии связана с именами трех крупнейших ученых Б.М.Теплова, С.Л.Рубинштейна и Б.Г.Ананьева. Б.М.Теплова интересовали общие проблемы способностей. Именно он выделили те три признака способностей, которые положены в основу большинства определений, предлагаемых в учебниках по психологии. Кроме того, он изучал взаимосвязь способностей и задатков (на примере музыкальных способностей). Рассматривая связь между способностями, с одной стороны, и знаниями, умениями, навыками, с другой, Теплов подчеркивал, что они несводимы один к другому, а находятся в диалектической взаимозависимости: способности обусловлены наличными у человека знаниями, умениями и навыками и, в свою очередь, сами позволяют более легко и прочно овладеть знаниями, умениями и навыками. С.Л.Рубинштейн активно разрабатывал вопрос о соотношении способностей и одаренности. Он предложил трактовку способности как обобщения психических процессов и деятельности. Он утверждал, что способности существуют и проявляются в конкретных видах деятельности, а не в чистом виде, как это предполагали многие ученые за рубежом. С работ Б.Г.Ананьева началось исследование уровней способностей. Ему принадлежат первые в отечественной психологии подходы к сущности и структуре таланта и гениальности. Ананьева также интересовали вопросы взаимосвязи способности и характера, способности и личности.

<== предыдущая | следующая ==>
К теме 9. Рынок труда и заработная плата | спасобности задатки Способности и их виды

Date: 2015-08-15; view: 396; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию