Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новациями неомарксистов Франкфуртской школы стали два главных положения. Первое, движущей силой революции является не пролетариат, который обуржуазился и интегрировался в капита­лизм





Первое, движущей силой революции является не пролетариат, который обуржуазился и интегрировался в капита­лизм, а «аутсайдеры» - люмпены, безработные, преследуемые наци­ональные и сексуальные меньшинства, радикальные слои студенче­ства и гуманитарной интеллигенции, нищее население «бедных» стран, противостоящее «богатым» странам.

Второе положение: сла­бое звено буржуазного общества - не власть и государство, а систе­ма духовных ценностей - культурных, моральных, религиозных и определяемых ими семейно-брачных отношений. Единственное, что сближало старых и новых марксистов, это понимание морали: все, что способствует революции - нравственно, что препятствует ей - аморально.

Уже в Соединенных Штатах представители Франкфуртской школы создали так называемую «критическую теорию», в которой подвергли уничтожающей критике главные элементы западной культуры - христианство, власть, семью, традиции, патриотизм, консерватизм, сексуальные ограничения и прочее. Объектом наибо­лее радикального отрицания явилась традиционная семья во главе с мужчиной-отцом. В ней усматривалось не просто неравенство по­лов, а политическое неравенство. Такая семья оценивалась как «ав­торитарная», представляющая собой «авторитарное государство в миниатюре», где «семейный империализм воспроизводит нацио­нальный империализм». Т. Адорно даже объявил патриархальную семью «колыбелью фашизма».

Альтернативу западной культуре неомарксисты видели в «сексу­альной революции». Г. Маркузе в книге «Эрос и цивилизация» объявил «принцип получения удовольствия» главным принципом жизни. Эта идея была с энтузиазмом встречена в студенческих кам­пусах Европы. Г. Маркузе стал «культовой фигурой» молодежи. Во время студенческих выступлений в Париже в 1968 г. развевались знамена с надписью «Маркс, Мао, Маркузе». Хотя впоследствии Г. Маркузе отказался от наиболее нигилистических положений сво­ей концепции, они оставили заметный след в общественном созна­нии Запада.

Вариантом неомарксизма были и идеи Антонио Грамши (1891-1937), одного из основателей Итальянской компартии. В ряде работ, особенно в основном труде «Тюремные тетради», написанном в зак­лючении с 1929 по 1935 гг.. он развивал политико-философский ас­пект марксизма, расширяя рамки первоисточника и частично реви­зуя его. Новаторской была мысль о том,что движущей силой истории является не развитие производительных сил, как утверждал К. Маркс, а конкуренция гегемонии и культурных моделей, причем не обязательно связанных с экономикой.

Одна из главных тем политической философии А. Грамши - тео­рия гегемонии, которая использовалась для обоснования стратегии перехода к социализму. Смысл этой теории состоял в достижении рабочим классом экономического, политического и идейно-нрав­ственного господства в обществе путем создания «исторического блока» с другими угнетаемыми классами и слоями, внедрения в массовое сознание новой культуры, ориентированной на социалис­тические ценности.

Важную роль в завоевании рабочим классом господствующих позиций в обществе А. Грамши отводил интеллигенции рабочего класса, по его выражению, «органической интеллигенции». Она должна не просто творить культуру, но и посредством культуры объединять нацию вокруг доминирующего класса, формировать коллективную волю нации. Ее миссию А. Грамши видел и в том, чтобы привлечь в «исторический блок» «традиционную интелли­генцию», доставшуюся от прошлой эпохи.

Согласно теории гегемонии, интеллектуальным лидером нации («коллективным интеллигентом») должна стать марксистская пар­тия как выразитель коренных интересов рабочего класса. Именно эта партия, согласно А. Грамши, обладает монополией на истину и подобна божеству (или церкви), которой следует подчиняться.

Оригинальна и разработанная А. Грамши концепция революции как способа достижения рабочим классом полной гегемонии. Он считал, что прямое столкновение со старым режимом и государ­ством, как это было в России в 1917 г., малоэффективно. В условиях гегемонии буржуазии рабочему классу будет трудно взять власть в результате одной, пусть даже и хорошо подготовленной, атаки на капитал. Для овладения господствующими позициями необходима «маневренная война» в политическом обществе и «позиционная война» в структурах гражданского общества, целенаправленная по­литико-воспитательная деятельность марксистской партии среди широких слоев населения.

В послевоенные десятилетия неомарксизм, распространивший­ся в значительной степени под влиянием разочарования в опыте «реального социализма» внес заметный вклад в исследование меж­дународных отношений второй половины XX в. В работах неомарк­систов ключевым элементом международной системы (согласно их терминологии, «мир-системы») выступают отношения собственности.

Наиболее известные представители этого направления И. Валлерстайн, А. Франк, С. Амин разрабатываютпроблематику эконо­мического неравенства и зависимости в современном мире, соци­альной дифференциации населения, прежде всего по оси «богатый Север - бедный Юг». Расслоение мирового сообщества на три час­ти - процветающий центр («ядро»), архаичную периферию и полу­периферию, по их мнению, служит главной причиной нестабильно­сти в международных отношениях и источником потенциальных конфликтов. Преодоление этой системы неравенства зависит преж­де всего от готовности и способности народов периферии консоли­дировать свои усилия для борьбы против монополий центра за социальную справедливость и перераспределение богатства. Основ­ные идеи неомарксизма изложены в работе Иммануила Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире», опубликованной в 2001 г. в России

Согласно концепции И. Валлерстайна, Россия представляет собой полупериферийное государство, которое, несмотря на все по­пытки его реформирования, не сумело войти в состав ядра «мир-системы», но избежало участи периферийных стран, ставших коло­ниальными придатками наиболее развитых государств. По его мнению, с геополитическим положением и военной мощью России не могут не считаться другие государства.

Будущее человечества видится И. Валлерстайну в мрачных то­нах. Он прогнозирует возможность прямых нападений государств маргинализированного Юга на страны «богатого» Севера, захватни­ческих войн между государствами Юга с применением ядерного оружия, нестабильность внутри ядра «мир-системы». Главной же угрозой ядру «мир-системы» И. Валлерстайн считает массовые миг­рации населения Юга на Север, которые приведут к разнообразным деструктивным последствиям.

Версиями неомарксизма являются «теория зависимости» (Р. Пребиш) и теория «структурного неравенства» (И. Галтунг). Согласно первой из них благополучие экономически развитых стран основано на эксплуатации ресурсов отсталых и неэквивалент­ном обмене между богатыми и бедными государствами. Теория «структурного неравенства» усматривает причины межнациональ­ных конфликтов в неравноценном положении одних и тех же госу­дарств в различных типах международных структур (экономиче­ской, политической, военной и т. п.).

В целом неомарксизм отражал поиск марксистскими и марксист­ски ориентированными мыслителями «третьего пути», свободного как от буржуазности, отчуждения и манипуляций массовым созна­нием, так и от тоталитаризма с присущими ему засильем бюрокра­тии и государственной идеологии

Date: 2015-08-07; view: 484; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию