Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Британия в Записках о Галльской войне





 

Ознакомившись с источниками, можно сделать вывод, что римляне встретились с бриттами во время экспансии на север, в земли германцев и галлов. Галлы торговали с бриттами, а когда началась Галльская война, последние стали оказывать посильную помощь своим соседям. Цезарь, переправившись через море, которое римляне называли Океан, дал первое в истории описание бриттов. В частности, он отметил, что жители приморских территорий считали себя потомками белгов (жителей северной Галлии), а те, что жили во внутренней Британии, считали себя коренными жителями (5;12). Цезарь отметил в своей работе сходство бриттских дворов и галльских, а также густонаселенность побережья (5;12). Последнее можно объяснить активной торговлей бриттов южной Британии с галлами. Дальше полководец пишет, что на юге острова обитают земледельцы, в то время как дальше на север жители ведут более примитивный образ жизни: " Жители внутренней части Британии большей частью не засевают полей, а питаются молоком и мясом и одеваются в шкуры. А все британцы красятся вайдой, которая придает их телу голубой цвет " (5;14).

После столкновений с кельтами Британии, Цезарь вернулся на континент и позднее дал подробное описание кельтских обычаев и традиций в Галлии. Зная, что юг Британии населяли потомки галльских белгов, можно сделать вывод, что традиции в Галлии и на юге Британии (в частности, Кантии) были схожи. Очевидно, у галльских кельтов было много общего и с жителями внутренней Британии.

Согласно Цезарю в Галлии (и, соответственно, на юге Британии) существовало два типа свободных людей (" простой народ там держат на положении рабов " (6;13): друиды и всадники. Всадники у галлов " выступают в поход, когда это необходимо и когда наступает война (а до прихода Цезаря им приходилось почти ежегодно вести или наступательные или оборонительные войны " (6;15).

Друиды же, очевидно, являются наиболее привилегированным сословием. К их функциям, по Цезарю, относятся: участие в богослужениях, наблюдение за правильностью обрядов, разрешение богословских вопросов, обучение молодежи, разрешение споров и вынесение приговоров, назначение наказаний (6;13). Неподчинение друидам каралось, по сути, изгнанием. " Тот считается безбожником и преступником, все его сторонятся, избегают встреч и разговоров с ним, чтобы не нажить беды, точно от заразного; как бы он того ни домогался, для него не производится суд; нет у него и права на какую бы то ни было должность " (6;13).

Все друиды подчинялись одному верховному друиду, после смерти которого проводились выборы (6;13). Интересно уточнение Цезаря, что сами галльские друиды считали свою науку родом из Британии, и они отправлялись на остров, " чтобы основательнее с нею познакомиться "(6;13). Друиды не участвовали в войнах (6;14), но свои внутренние споры часто решали при помощи оружия (6,13). Также они не платили налоги (подати), что делало статус друида желанным для многих галлов. Процесс обучения друида Цезарь описыл со слов местных жителей: например, будущие друиды учили наизусть стихи, но никогда не записывали их. (6;14) Из этого можно сделать вывод, что друиды выполняли также функции сказителей и хранителей устного творчества.

Цезарь также упомянул и человеческие жертвоприношения (6;16). " Некоторые племена употребляют для этой цели огромные чучела, сделанные из прутьев, члены которых они наполняются живыми людьми ". По всей видимости, этим чучелом является Плетеной Человек (The Wicker Man). Дж. Фрэзер связывал обычай сжигать людей, подозреваемых в колдовстве, с пережитками именно этого кельтского ритуала ("Золотая Ветвь, глава LXIV). По Цезарю, обычно в чучеле сжигали преступников и пленников, однако если таковых не могли отыскать, то сжигали и невинных людей (6;16). Впрочем, некоторые исследователи сомневаются в том, что кельты приносили человеческие жертвы.

Говоря о религии, Цезарь пишет, что наиболее почитаемое божество у галлов - Меркурий (6;17) (римляне, описывая религиозные воззрения других народов, давали местным божествам привычные для них имена): " Он [Меркурий] имеет больше всего изображений, его считают изобретателем всех искусств, он же признается указывателем дорог и проводником в путешествиях, думают также, что он очень содействует наживе денег и торговым делам ". Видимо, речь идет о кельтском боге Тевтате (Teutates). Также Цезарь пишет, что кельты поклонялись Аполлону (" прогоняет болезни "), Марсу (" руководит войной "), Юпитеру (" имеет верховную власть над небожителями ") и Минерве (" учит начаткам ремесла и искусств ")(6,17). Им, по мнению исследователей, соответствуют, Белен (Belenus), Эзус (Hesus), Таранис (Taranis). Кого подразумевал под Минервой Цезарь, до сих пор точно неясно, но я на основе мифов кельтских галлов рискну предположить, что речь идет об Эпоне, главном женском божестве в пантеоне галлов.

Цезарь дал также некоторые детали повседневной жизни кельтских галлов. До достижения определенного возраста ребенок не имел права подходить к своему родителю при людях (6,18). Общество галлов было очевидно патриархальным, так как мужчины имели над женщинами и детьми " право жизни и смерти " (6;19). Когда умирал знатный кельт, то вместе с ним сжигали его вещи, а часто и рабов (6, 19). Также в общинах было строгое правило, касающееся доносов: человек был обязан донести властям, если ему казалось, что происходило нечто антиобщественного характера, но не имел права сам распространять слухи (6,20). Государственные дела галлы обсуждали на государственных собраниях. Не совсем ясно, кто в них участвовал, но, по всей видимости, участниками были всадники и друиды, то есть свободные люди.

 

 

Британия глазами Тацита.

 

Тацит описал Британию более поздних времен, когда остров практически стал Римской провинцией, и дал более точные сведения о жителях именно Британии. Более того, не только её южных провинций, но и внутренних, так как легион Агриколы дошел приблизительно до границы современных Англии и Шотландии.

Тацит дал описание внешности бриттов: он пишет, что у жителей Каледонии (территория современной Шотландии) русые волосы и высокий рост, как у германцев ("Агрикола, параграф 11), а у силуров, жителей юга Британии, курчавые волосы как у Иберийцев (11). Тацит делает важно замечание, что у бриттов были такие же верования и обычаи как у галлов, а языки бриттов очень схожи с галльскими (11). Из этого можно сделать вывод, что по сведениям Цезаря о жизни галлов можно судить и о жизни бриттов.

Тацит, описывая бриттов, пишет, что они находились в состоянии постоянных междоусобных распрей (12) и сделал интересное замечание, что раньше у бриттов были цари, а к моменту приходу римлян они уже подчинялись вождя, которые " вовлекают в междоусобные распри ". Не совсем ясно, как можно это трактовать. Возможно, что у бриттов раньше было крупное племенное объединение (хотя никаких свидетельств этого нет), возможно также, что римляне услышали от бриттов отголоски распространенного среди всех народов мира мифа о золотом веке. Или же Тацит просто допустил фактическую ошибку: как мы знаем, в Британии он не был, и источниками для него служили рассказы самого Агриколы и легионеров, служивших в Британии.

От Тацита мы также знаем, что бриттам было свойственно определенного гендерное равенство. Он пишет, что когда речь шла о царской власти над войском бритты не делали разницы между мужчиной и женщиной (16). Согласно Тациту, после смерти вождя племени иценов Прасутага его место заняла его вдова Боудикка.

По Тациту, бритты долго сопротивлялись римскому вторжению (об этом же пишет и Цезарь), однако вскоре на территории подконтрольной Агриколе стали внедряться римские порядки, против которых население не слишком возражало: юношей из знатных родов стали обучать " свободным наукам " (грамматике, диалектике, риторике, арифметике, геометрии, музыке и астрономии). Вскоре после этого местные жители стали одеваться в тогу (21), а также " пристрастились к портикам, термам и изысканным пиршествам " (21). Тацит замечает, что то, что " было ступенью к дальнейшему порабощению, именовалось ими[ …] образованностью и просвещенностью " (21).

 

Date: 2015-08-06; view: 775; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию