Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2 Институт реализации прав и свобод граждан г. Краснодара и Краснодарского края





 

Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека высшей ценностью. Это значит, что соблюдение законных прав личности является первостепенной задачей государства и гражданского общества, основным условием улучшения качества жизни всех граждан нашей страны.

Государственным органом, призванным содействовать соблюдению и защите прав личности является институт Уполномоченного по правам человека.

Деятельность уполномоченного по правам человека регулируется в соответствии со статьей 17 Закона Краснодарского края от 4 июля 2000 г. № 287-КЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае».

В соответствии со ст. 1 Закона «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае», «должность Уполномоченного по правам человека учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан в крае, их соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления крае и должностными лицами»[44].

Закрепленные в ст. 5 краевого Закона задачи Уполномоченного по правам человека аналогичны задачам федерального омбудсмена, закрепленным в ст. 1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Закон также закрепляет принципы независимости омбудсмена, его политической нейтральности, конституционности и законности, уважения достоинства личности; конфиденциальности проводимых расследований и субсидиарности[45].

Процедурная форма правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае (ст. ст. 11-14 Закона Краснодарского края «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае»), а также формы реагирования на нарушения прав граждан (ст. ст. 15-17 Закона) аналогичны используемым федеральным омбудсменом.

Реализация личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина в г. Краснодаре происходит в следующих направлениях:

– право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство, независимый суд. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ч. 1 ст. 46) и закрепляет, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч.1 ст. 47). Судебная защита – один из государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права, осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством;

– право на исполнение судебных решений. Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации[46].

Согласно п. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения должником предъявленного к исполнению в службу судебных приставов исполнительного документа не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства[47];

– право на справедливое и законное расследование уголовных преступлений и административных правонарушений. Законодательством Российской Федерации установлен исключительно процессуальный порядок рассмотрения жалоб на решение и действия (бездействие) органа дознания, следствия, прокурора и суда, осуществляющих уголовное преследование. Непосредственно в уголовном законодательстве определен круг должностных лиц, которые имеют право принимать самостоятельные решения, за которыми закреплены определенные процессуальные права и обязанности.

Законами Российской Федерации Уполномоченный не наделен функциями надзорного органа. Он не может обеспечить контроль за проведением следственных действий, принимать решения по жалобам на действия сотрудников правоохранительных органов;

– право на содержание в местах принудительного содержания в соответствии с требованиями законодательства;

– право на получение гражданства Российской Федерации. Согласно ст. 6 Конституции Российской Федерации гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его[48];

– право граждан на квалифицированную юридическую помощь. Конституция РФ предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Регулирование права на квалифицированную юридическую помощь в Конституции РФ свидетельствует об общегосударственном значении указанного права и создает правовую основу для обеспечения единого федерального стандарта оказания юридической помощи.

В статье 48 Конституции РФ используется понятие «каждый», поэтому право на квалифицированную юридическую помощь распространяется на всех без исключения лиц - граждан РФ, лиц без гражданства, иностранных граждан. В соответствии со ст. 55 Конституцией РФ право на квалифицированную юридическую помощь не подлежит ограничению ни при каких условиях, включая и чрезвычайное положение.

Федеральными законами установлено, что граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»[49], УПК РФ, ГПК РФ, Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[50], Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»[51], Федеральным законом «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»[52], соответствующим краевым законодательством.

К социально-экономическим правам и свободам граждан в г. Краснодаре относятся:

– право на социальное, медицинское обеспечение и социальные гарантии. Право на образование. Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 октября 1966 г., закрепляет право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование[53].

– право на жилище, благоприятные условия проживания и окружающую среду. Как гласит ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

– право на труд. В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ст. 37)[54].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственным органом, призванным содействовать соблюдению и защите прав личности в является институт Уполномоченного по правам человека.

В Краснодарском крае институт Уполномоченного по правам человека появился в 2000 году. Именно тогда был принят закон Краснодарского края от 4 июля 2000 г. № 287-КЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае».

 

 


 

Заключение

В научной литературе вопрос гарантий не решен однозначно. Отсутствует единое определение понятия гарантий, что влечет за собой разногласия при анализе системы гарантий и их классификации.

Конституция РФ не только устанавливает права и свободы, но и закрепляет обязательность их обеспечения. В связи с этим в современной юридической литературе преобладает точка зрения, что система гарантий прав и свобод человека и гражданина выступает составной частью правового статуса личности.

Под правовым статусом (или положением) обычно понимают систему прав и обязанностей личности, которые закреплены и гарантированы ей по закону.

Гарантии можно обозначить как определенные нормами конституционного права средства и условия, обеспечивающие фактическую социальную исполнимость, охрану и защиту, в случае нарушения прав, свобод и законных интересов личности.

В широком смысле понятие гарантий охватывает совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления.

В результате анализа различных точек зрения относительно понятия гарантий прав и свобод личности, можно сделать вывод, что основное предназначение гарантий состоит в обеспечении реализации прав и свобод личности, а в случае нарушения – в обеспечении их защиты.

Таким образом, гарантии прав и свобод личности в широком смысле представляют собой систему принципов, условий и средств реализации и защиты прав и свобод личности.

В узком смысле гарантии прав и свобод личности – это законодательно закрепленные процессуальные права, обеспечивающие реализацию и защиту иных прав и свобод личности.

Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения.

Соблюдение официально признанных государством прав и свобод – обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации). Наряду с юридическими гарантиями (механизмами) осуществления (реализации) прав и свобод человека большую роль играют общие гарантии – экономические, социальные, политические, духовные, социально-психологические. Более того, в отношении ряда прав, например экономических, социальных, культурных, такого рода гарантии имеют определяющее значение.

Государственным органом, призванным содействовать соблюдению и защите прав личности является институт Уполномоченного по правам человека.

Таким образом, особенности реализации прав и свобод граждан в РФ, связаны с тем, что в целях гарантии из обеспечения государство создает институты, способствующие реализации таких прав, среди которых законодательные акты (законодательная база), система судебных и правоохранительных органов, специальные институты, уполномоченные по правам человека, а также институт гражданства.

 

\


 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015, с изм. от 07.04.2015) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

4 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // «Парламентская газета», N 241-242, 22.12.2001.

5 Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1994

6 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 8 января 2001. № 2. Ст. 163.

7 Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 марта 1997. № 9. Ст. 1011.

8 Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ «О присоединении России к Уставу Совета Европы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 26 февраля 1996. № 9. Ст. 774.

9 Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему» // Собрание законодательства Российской Федерации. 26 февраля 1996. № 9. Ст. 775.

10 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 июня 2002. № 22. Ст. 2031.

11 Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // «Российская газета», N 89, 12.05.1993.

12 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // «Российская газета», N 3, 06.01.1997.

13 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об исполнительном производстве» // «Российская газета», N 223, 06.10.2007.

14 Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // «Российская газета», N 263, 23.11.2011.

15 Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // «Российская газета», N 95, 05.05.2006.

16 Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // «Парламентская газета», N 104, 05.06.2002.

17 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 29.12.2014) // «Ведомости СНД и ВС РФ», 11.03.1993, N 10, ст. 357.

18 Закон Краснодарского края от 4.7.2000 N 287-КЗ Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае // «Кубанские новости», N 142 от 1 августа 2000 г.

Литература

19 Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М.: Международные отношения, 2012. 324 с.

20 Алменов Б. А. Проблема обеспечения гарантий прав и свобод человека // Успехи современного естествознания. 2012. № 10. С. 102-103.

21 Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. 300 c.

22 Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / Мордовец А. С.; Под ред.: Матузов Н. И. Саратов: Изд-во Сарат. ВШ МВД РФ, 2013. 286 c.

23 Ростовщиков И. В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград: Академия, 2012. 192 с.

24 Тарасова А. Г. Юридическая процедура как средство обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2011. № 2. С. 258-264.

25 Евдокимов К. Н. О Конституционно-правовых гарантиях информационных прав и свобод человека и гражданина // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 3. С. 106-109.

26 Эльназаров Д. Х. Особенности обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина в Республике Таджикистан: конституционно-правовое исследование [Электронный ресурс] // Правовая инициатива. 2012. № 4. URL: http://49e.ru/ru/node/105 (дата обращения 10.05.2015).

27 Мирская Т. И. К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Юридическая наука. 2013. № 2. С. 23-27.

28 Авакьян С.А. Конституционное право России. М.: Юридическая литература, 2015. 808 с.

29 Советское государственное право / под ред. С.С. Кравчука. М. Наука, 2014. 444 с.

30 Нудненко Л. А. Конституционные права и свободы личности в России. СПб.: Питер, 2012. 351 с.

31 Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Омега-Л, 2013. 560 с.

32 Зиновьев А. В. Проблемы теории и практики прав человека // Конституция РФ: доктрина и практика / отв. ред. В. Д. Зорькин. М.: Инфра-М, 2012. С451 с.

33 Витрук В. Н. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2013. 210 с.

34 Гасанов К. К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. М.: Наука, 2014. 230 с.

35 Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества // Государство и право. 2012. № 10. С. 17-25.

36 Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева // СПС «КонсультантПлюс».

37 Югов А. А. Механизм реализации конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей – ключевой компонент подлинного народовластия // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 7. С. 12-32.

38 Марокко Н. А. Проблемы конституционной судебной защиты прав и свобод гражданина // Право и государство: теория и практика. 2012. № 5. С. 28-33.

39 Научно - практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. М.: СПС Гарант. 2013. 259 с.


[1] Эльназаров Д. Х. Особенности обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина в Республике Таджикистан: конституционно-правовое исследование [Электронный ресурс] // Правовая инициатива. 2012. № 4. URL: http://49e.ru/ru/node/105 (дата обращения 10.05.2015).

[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

[3] Мирская Т. И. К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Юридическая наука. 2013. № 2. С. 23.

[4] Авакьян С.А. Конституционное право России. М.: Юридическая литература, 2015. С. 499.

[5] Советское государственное право / под ред. С.С. Кравчука. М. Наука, 2914. С. 139.

[6] Нудненко Л. А. Конституционные права и свободы личности в России. СПб.: Питер, 2012. С. 51.

[7] Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1994

[8] Нудненко Л. А. Конституционные права и свободы личности в России. СПб.: Питер, 2012. С. 54.

[9] Нудненко Л. А. Конституционные права и свободы личности в России. СПб.: Питер, 2012. С. 54.

[10] Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Омега-Л, 2013. С. 311.

[11] Нудненко Л. А. Конституционные права и свободы личности в России. СПб.: Питер, 2012. С. 54.

[12] Зиновьев А.В. Проблемы теории и практики прав человека // Конституция РФ: доктрина и практика / отв. ред. В.Д. Зорькин. М.: Инфра-М, 2012. С. 174.

[13] Витрук В. Н. Общая теория правового положения личности. М.: Норма, 2013. С. 21.

[14] Гасанов К. К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. М.: Наука, 2014. С. 187.

[15] Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Омега-Л, 2013. С. 311.

[16] Авакьян С.А. Конституционное право России. М.: Юридическая литература, 2015. С. 692.

[17] Государственное право РФ / под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юридическая литературв, 2014. С. 220.

[18] Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества // Государство и право. 2012. № 10. С. 17.

[19] Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / под ред. Ю.А. Дмитриева // СПС «КонсультантПлюс»

[20] Югов А. А. Механизм реализации конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей – ключевой компонент подлинного народовластия // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 7. С. 12.

[21] Марокко Н. А. Проблемы конституционной судебной защиты прав и свобод гражданина // Право и государство: теория и практика. 2012. № 5. С. 28.

[22] Еремеева Е А. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина: понятие, структура, непосредственное действие // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 2. С. 55.

[23] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

[24] Мирская Т. И. К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Юридическая наука. 2013. № 2. С. 27.

[25] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

[26] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В.Лазарев. М.: СПС Гарант, 2013 г. С. 41.

[27] Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 марта 1997. № 9. Ст. 1011.

[28] Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ «О присоединении России к Уставу Совета Европы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 26 февраля 1996. № 9. Ст. 774.

[29] Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему» // Собрание законодательства Российской Федерации. 26 февраля 1996. № 9. Ст. 775.

[30] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 8 января 2001. № 2. Ст. 163.

[31] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 3 июня 2002. № 22. Ст. 2031

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Date: 2015-08-06; view: 664; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию