Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая система США





 

Четыре важнейших принципа политической системы США:

1. Конституционализм - основа политической системы США. Верховенство и господства права в государстве посредством наличи в этом государстве Конституции, которая провозглашает основные ценности общества, перечисляет основные права и свободы гражданина, устанавливает основные принципы государственного устройства и прописывает основные обязанности государства перед гражданами. Америка - пионер по созданию конституционального устройства. Американская Конституция была принята в 1787 г. на Конвенте в Филадельфии, за два года до Великой Французской революции. Такого устройства не существовало нигде, она противостояла устройству в Европе. Конституция и 26 поправок закладывают политические принципы США. Существует даже культ Конституции. Гражданская религия вполне гармонично сочетается с протестанской религией. Это вкупе составляет концепцию Града на холме. Конституция и политическая система США - самые устойчивые в мире. Конституция США ни разу не отменялась. Поправки лишь дополняли ее, менялось толкование Конституции, но не ее принципы. Американская Конституция основывается на идеях французского Просвещения, протестантской религии и естественного права. Самая главная ценность - свобода. Это включает ряд прав, в том числе право собственности и право предпринимательской деятельности. Дело Сноудена: американское государство таки нарушает права человека, его свободы. Основа основ американской государственности - не дать государству установить диктатуру, ограничить свободу. Инструмент - разделение властей. Представление о том, что каждый индивид изначально обладает автономностью и свободой. Это созвучно с идей общественного договора Джона Локка. Автономные индивиды самоорганизуются и выбирают государство: государство для человека, а не человек для государства. Эта идея об изначально присущей автономии человека крайне важна для понимания американского суверенитета и внешней политики, потому что она означает, что американское государство полотчетно только американским гражданам, никто другой влиять на него не может. Это является основой идеи о суперсуверенитете США. Изначально в США международное право ниже внутреннего законодательства. Международное сообщество, с точки зрения США, не обладает никакой ценностью. Международное сообщество изначально представляет для США негативную каннотацию, потому что это тот мир - это то, от чего Америка убежала. Трансформация понимания международного сообщества будет трудной и непредсказуемой, так как сейчас США скорее склонна к неоизоляционизму. Подчинятся международному праву нельзя - это договор зарубежных диктаторов. Верховенство права: все государственные институты подчиняются праву. Огромная роль судов на всех уровнях государственной жизни. Но эта правовая культура распространяется только на внутреннюю политику. Все суды США по сути являются конституционными, они имеют право осуществлять надзор за деятельностью исполнительных и законодательных властей. Суды штатов контролируют это на основе конкретных исков. Таким образом, две главные особенности американского конституционализма - свобода и правосудие. При этом американское законодательство постоянно эволюционирует. Многие нормы трактуются по-разному. Примечательно, что в Конституции отсутствует список перечисления прав и свобод, потому ее авторы руководствовались принципом естественного права и боялись ограничения этих прав. Но в дальнейшем все-таки пошли по пути перечисления: они перечислены в Билле о правах, но девятая поправка говорит о том, что этот список не полный. Однако процесс гармонизации законодательства продолжается, этим занимается Верховный суд. Определяющие права и свободы: свобода слова (представлена в полном объеме в соответствии с Первой поправкой), свобода печати и средств массовой информации (цензуры нет, публиковать можно все, что угодно. В 20 веке были конкретизированы положения о клевете - за клевету можно сесть), свобода собраний (гарантирована в полном объеме, принцип мирных собраний. Власти имеют права гарантировать меры безопасности, но запретить мирное собрание не могут), свобода совести (исповедовать можно все, что угодно. Церковь и государство официально отделены друг от друга. Государство не имеет право собирать с церкви налоги, финансировать ее, ограничивать деятельность церкви. В государственных учреждениях запрещено преподавание какой-либо религии, запрещено молиться), процессуальные права личности (арестованному сразу зачитываются его права, предоставление государственного адвоката, правосудие осуществляется жюри присяжных - такими же равными гражданами, как и подозреваемый. США стали пионерами в этом принципе. Презумпция невиновности. Ярчайший пример ее нарушения - акт Магницкого, база Гуантанамо.), конституционное равноправие граждан (Америка все еще эволюционирует. Политическое равноправие достигнуто, социально-экономического равенства нет. Равенства возможностей еще нет, хотя есть тенденция. Равенство доступа к социально-экономическим благам еще нет. Даже Верховный суд не включил социальные прав в ряд основополагающих, но также есть тенденция к их увеличению, например, Obamacare. Тенденция к усилению социального равноправия, но процесс долгий и трудный вследствие американской толерантности к социальному неравенству).

2. Разделение властей, закрепленный системой сдержек и противовесов. По горизонтали: исполнительная, законодательная, судебная. По вертикали: федеральная власть и власть штатов. США боялись диктатуры Конгресса не меньше, чем диктатуры президента.

3. Федерализм.

4. Двухпартийность.

 

Верховный суд - высший судебный орган. Девять членов Верховного суда и один Верховный судья. Назначаются президентом и утверждаются Сенатом. С 1867 г. число девяти судей остается неизменным. Этот принцип не закреплен законодательно, но остается по традиции. Ф. Рузвельт пытался его изменить, но не получилось. Система сдержек и противовесов: только президент может инициировать кандидатуры, но утвердить может только Сенат (все 12 отказом за всю историю). Другой элемент системы: будучи утвержденными Сенатом, члены Верховного Суда остаются ими пожизненно. Свой пост член Верховного суда может покинуть самостоятельно или в результате импичмента, осуществляемой Конгрессом (квалифицированным большинством в 2/3 голосов). Только верховный суд может отменять указы президента, признав их неконституционными. Конгресс не имеет права отменять указы президенты. Последние два назначения верховных судей администрацией Обамы: Соня Сотамейер, Елена Кейган - сторонники либерального курса. Верховный суд играет важную роль в жизни страны, допуская или не допуская некоторые политические решения.

 

Основные решения Верховного суда в истории США:

1. 1803 г. - решение о том, что Верховный суд может отменять законодательные решения Конгресса, если они, по мнению суда, противоречат Конституции.

2. 1857 г. - рабы не могут быть гражданами США, поэтому не могут обращаться в федеральные суды. Это решение отменено 13 и 14 поправками к Конституции.

3. 1859 г. - решение, нацеленное на централизацию государства. Решение о том, что суды штатов не могут выносить решения, противоречащие решениям федеральных судов.

4. 1868 г. - Конституция США утверждает, что штаты немогут выйти из США.

5. 1896 г. - сегрегация и афроамериканцев по принципу "раздельные, но равноправные" не противоречит Конституции США. Действительно до 1954 г.

6. 1954 г. - отмена расовой сегрегации.

7. 1957 г. - решение о том, что призывы к революции защищены первой поправкой к Конституции. Закат Маккартизма.

8. 1962 г. - молитвы перед занятиями в государственных школах, даже если они межконфессиональные и непринудительные, запрещены.

9. 1963 г. - любой человек, обвиненный в правонарушении, имеет право на адвоката, и государство должно предоставить адвоката, если у человека нет на это средств.

10. 1968 г. - решение по гармонизации законодательства в США. Вплоть до 1968 г. в штате Арканзас действовал закон, запрещавший преподавание теории эволюции. Закон отменен.

11. 1974 г. - решение по делу Ричард Никсон против США. Решение о том, чтопрезидент США не может отказаться предоставлять необходимые документы суду.

12. 1989 г. - решение, укрепляющее право свободы слова. Публичное сжигание флага США не противоречит первой поправке Конституции.

13. 2003 г. - закон штата Техас, запрещающий однополым лицам заниматься сексом, является неконституционным.

14. 2001 г. - несовершеннолетние лица не могут быть приговорены к смертной казни. В подавляющей части штатов смертной казни нет. Президенту принадлежит право помилования.

 

Конгресс. Высший законодательный орган. Состоит из Сената и Палаты представителей. По Конституции они обладают равным весом, но в реальности Сенат имеет больше полномочий. Только Сенат имеет право ратификации международных дорогов, только Сенат имеет право назначит высшие внешне и внутриполитические чины. Обе палаты формируются на выборной основе. В Сенате - по два сенатора от каждого штата. Председатель - вице-президент США. Он не голосует, может проголосовать только если Сенат разделился ровно попалам. Палата представителей представлена пропорционально. От каждого штата должен быть минимум один представитель. С 1910 г. число представителей составляет 435. Выборы в Конгресс происходят каждые два года. Сенаторы избираются на шесть лет. Члены Палаты представителей переизбираются каждые два года (полностью). Сенат переизбирается на треть каждые два года. В этой связи сложнее поменять партийную структуру Сената. Именно поэтому Сенат до сих пор представлен большей частью демократами, хотя они потеряли популярность из-за реформы здравоохранения. В Палате представителей они уже потеряли свои позиции. Выборы в Конгресс проводятся в ноябре каждого четного года в первый вторник после первого воскресенья. Председатель Палаты представителей - спикер, представляющий доминирующей партии. Сейчас - республиканец Джон Бонар.

Полномочия Конгресса. Исторически он был самым властным органом. Политическая история США - история постоянного увеличения власти президента и сокращения власти Конгресса. Законы могут инициироваться и Президентом, и Конгрессом. Конгресс не может инициировать только закон о бюджете. Но он может его изменять. Для того, чтобы закон был принят, его должны принять обе палаты, причем одинаковых версий. Если приняты разные версии, тогда создается комиссия, обязующая переголосовать одну из палат, как правило, Палату представителей. Подавляющее большинство законов принимается обычным большинством. Ряд законов, в том числе международные договоры, принимаются квалифицированным большинством. После этого президент подписывает или накладывает вето на закон. Конгресс может преодолеть вето, если за него проголосуют 2/3 каждой палаты. Но это случается очень редко. Законотворческий процесс проходит в крайне тесной координации законодательной и исполнительной ветвей власти. Второе право Конгресса - право кошелька. Именно Конгресс принимает решения о выделении средств. Это право влияет практически на все сферы, в том числе, на внешнюю и оборонную политику. В данном случае президент находится в полнейшей зависимости от Конгресса. Еще одно полномочие Конгресса - мониторинг деятельности президента и его алминистрации. Пример - расследование дела 9/11. Кроме того, постоянно кто-то из высокопоставленных министров выступает в Конгрессе. Это крайне важно в плане взаимодействия двух ветвей и контроля Конгресса. Госсекретарь постоянно выступает в Конгрессе. Именно Конгресс по Конституции имеет право объявлять войну. Президент может начать военные действия в случае нападения в период, когда Конгресс находится в отпуске. Конгресс устанавливает единые налоги на всей территории США, именно он берет кредиты и уплачивает долги от имени государства.

Внешняя политика. Здесь нужно четко разделять полномочия палат. Эксклюзивными полномочиями Сената является ратификация международных договоров (2/3 голосов), утверждение послов, утверждение внешнеполитических представителей. Полномочия, которые принадлежат и Сенату, и Палате представителей: принятие бюджетов рядо внешнеполитческих организаций (USAID), принятие внешнеполитических законов (Конгресс впихивает внешнеполитические решения в обычные законы, которые президент обязанпринять). Американские санкции на иностранные государства накладывает Конгресс. Третья форма внешнеполитического влияния обеих палат - внешнеполитические расследования (республиканцы грозились запустить расследование по ПРО). Четвертая форма - публичные заявления представителей Конгресса.

Огромное негативное влияние на деятельность Конгресса оказывает пратийная поляризация, которая значительно возрасла в последние годы. Демократическое большинство крайне минимально в Сенате. Палата представителей также разделена. Последний феномен - разделение Конгресса по партийной линии все чаще одна партия контролирует Сенат, другая - Палату представителей.

Партийная дисциплина. Она не очень свойственна США истоически. Поскольку партий всего две, внутри них неизбежно формируются фракции, caucuses - группы единомышленников. Только эта фракционность и позволяет принимать решения в Конгрессе. В последнее время это наличие кокусов уменьшается, но они все же сохраняются. В результате президент и его администрация общаются не только с партийными лидерами в Конгрессе, а с каждым членом Конгресса, склоняя их в свою сторону, особенно с представителями противоположной партии.

 

Президент США. США - президентская республика, которая характеризуется сильной независимой ролью государства, совмещающего должность главы государства и премьер-министра (исполнительная власть). Президент избирается на всеобщем голосовании, тем самым не завися от Конгресса. До принятия Конституции 1789 г. не было единой позиции. Существовал антагонизм Томаса Джефферсона и Александра Гамильтона по данному вопросу. Не было прецедентов в мире существования такой модели. Были опасения в связи с созданием сильной фигуры Президента, который мог со временем стать диктатором. Были разногласия по поводу должности премьер-министра и парламента. Разногласия по поводу федерализма. С одной стороны страна была разрушена после войны за независимость и была нужна сильная президентской власти, но боязь диктатуры. Компромисс между Джефферсоном и Гамильтоном: сильная фигура президента, но существенные ограничения Конгрессом. Смена позиций Президентаи Конгресса связано с непростой политической обстановкой, когда требовалось усиление именно исполнительной власти. Всплески усиления Президента: после гражданской войны, начало Холодной войны, 9/11. Максимальная власть президента - вторая половина 20 века: Кеннеди, Джонсон, Никсон, частично Рейган - имперские президентства. Реальная власть Президента США зависит от четырех факторов: конституционные основы полномочий, внутриполитическая и социальноэкономическая ситуация в стране (тяжелая ситуация - потребность в сильной руке), международные условия (ощущение внешней угрозы), личные качества Президента.

Полномочия Президента. Их много, но они ограничены системой сдерже и противовесов.

1. Президент формирует администрацию, назначает министров, замминистров, судей федеральных судов, главного прокурора, но только с одобрения Конгресса.

2. Президент направляет всю деятельность государственного аппарата. После утверждения Сенатом кабинет министров полностью подвластен Президенту. В США нет колегиальности.

3. Президент имеет право издавать президентские указы (executive orders), которые не подотчетны Конгрессу, из может отменить только Верховный суд.

4. Президент может инициировать законы.

5. Президент может наложить вето на законы.

6. Только Президент может инициировать бюджет.

7. Президент является главнокомандующим. Назначает высшие военные чины.

8. В рамках своих полномочий принимает решения о применении военной силы. После Второй мировой войны президенты начали узурпировать военную власть. Трумен отправил войска в Корею, не спросив Конгресс, опираясь на резолюцию СБ ООН. Президенты Джонсон и Никсон не представляли Вьетнамскую войну как войну, а провозгласили ее контртеррористической операцией. Кроме того, они врали Конгрессу о масштабах военных действий, не докладовали о бомбардировках сопредельных государств. Но в результате Уотергейтского скандала в 1973 г. Конгресс принял закон о военных полномочиях президента, согласно которому президент может отправлять военные силы США на войну без согласия Конгресса на 60 дней максимум с правом продления еще на 30 дней. После этого президент должен просить одобрения Конгресса или отозвать войска. По сей день этот закон действует и выполняется. Однако в этом законе идет речь только о наземных операциях. Этим воспользовался Обама в случае с Ливией. Только Президенту принадлежит право применения ядерного оружия. Ему дается 3 минуты на принятие решения. Основа ядерной силы США - атомные подводные лодки, а не наземные ракеты. Второе по популярности - стратегические бомбардировщики. Они устарели, но это гарантирует неизбежность ответного удара. Самые неэффективные - наземные шахты, потому что их легко идентифицировать и уничтожить. В России - наземные мобильные комплексы. Президент ограничен в военной сфере вопросом денег. Президент вынужден обращаться в Конгресс за деньгами на военую операцию.

Во внешней политике полномочия Президента шире. Попытки ограничить ее провалились. 50-е гг. - поправка Брикера, запрещающие Президенту подписывать международные соглашения без ратификации. Поправка провалилась. На сегодняшний день президент США практически неограничены во внешнеполитической сфере, если только Конгресс не ограничит что-нибудь в режиме ad hoc. При президенте существует Совет Национальной Безопасности, в который входит Президент, вице-президент, госсекретарь, министр обороны, министр финансов, директор ЦРУ, начальник штабов. Это консультативный орган.

Только президент может предлагать проект бюджета.

Президент США никогда не может распустить Конгресс, а Конгресс может объявить импичмент президенту. Две процедуры импичмента: президент Джонсон (19 век) и Билл Клинтон (причина - ложь Клинтона по делу Моники Левински). Оба процесса не были доведены до конца.

Президент США может быть избран только два раза, независимо от того, последовательные сроки или нет. Изначально это не было прописано в Конституции. Это было данью традиции, потому что Вашингтон не пошел на третий срок. Трумен принял поправку о двух сроках официально (связано с четырьмя сроками ФДР). Выборы происходят раз в четыре года, выбора косвенно тайно. Система выборщиков. За каждым штатом закреплено определено некое количество выбощиков, равное числу его представителей в Конгрессе. За Вашингтоном закреплено три голоса. В реальность это тоже просто дань традиции. Реально граждане голосуют за президента, а не выборщика. Принцип "победитель получает все": победивший кандидат получает голоса всех выбощиков. Только в штатах Мэн и Небраска смешанная система. В итоге суммируются голоса выборщиков, президентом становится кандидат, набраший большинство голосов выборщиков. Буш-младший победил, набрав большинство голосов выборщиков, но проиграв всенародное голосование. Последние выборы Обама: он с минимальным отрывом опередил Митта Ромни, но получил значительный отрыв в голосах выборщиков. Аргументы за сохранение electoral college: 1) федерализм (подобная система связана с тем, что изначально каждый штат был отдельным государством. Сейчас фактически каждый штат выбирает свое президента, а потом идет сравнение по стране. Отказаться от этой системы - уменьшить независимость и государственность штатов), 2) подобная система делает необходимым широкую общенациональную поддержку того или иного кандидата, чтобы он победил на выборах (ему нужно быть популярным не только среди элит, но и среди низов. Мегаполисы не играют большую роль в США), 3) борьба с фальсификацией (данная система минимизирует возможность фальсификации, потому что она будет иметь только на уровне отдельного штата), 4) данная система позволяет гибко реагировать на форс-мажоры (если кандидат умирает, то выборщики могут отдать свои голоса за другого кандидата). Аргументы против: 1) победить может проигравший общенациональное голосование (президент Хейз - 1876, Гаррисон - 1888, Буш-младший - 2000), 2) диспропорциональная роль колеблющихся штатов (Колорадо, Невада, Род-Айленд, Флорида - за них и идет основная борьба в ходе президентской кампании. Остальные штаты оказываются обделенными), 3) неравенство избирателей по их весу на влияние на исход выборов (население малых штатов оказывается более значительным). Подвластные территории не голосуют.

Гровер Кливленд - единственный президент, занимавший пост с перерывом. Единственный президент не протестант - Кеннеди (католик).

Вице-президент. Издирается в обязательном порядке с президентом, должен быть из другого штата, нежели президент. Как правило, представляют разные регионы. Вице-президент является председателем в Сенате, но не голосует, пока голоса не разделятся поровну. Занимает должность президента, если предыдущий не может исполнять свои обязанности. Вице-президент ни в коем случае не может стать исполняющим обязанности, он становится полномочным президентом. На этом заканчиваются формальные полномочия вице-президента. В реальной жизни он играет роль политического тяжеловеса, компетентного человека по вопросам внутренней и внешней политики. Ведет переговоры с Конгрессом. Во внешнеполитической сфере нередко представляет интересы США. Джо Байден обычно доносит официально ту информацию, которую по какой-то причине не может произнести Обама.

 

Американский федерализм. Четкое разделение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации прописано в Конституции. Конфедерация подразумевает, что власть идет снизу вверх: штаты передают часть своих полномочий федеральному центром. 10 поправка: все, что в Конституции не приписано федеральному центру, сохраняется за субъектами федерации. Каждый штат имеет свою конституцию, законодательное собрание (законодательная власть, могут быть однопалатными и двухпалатными), суд штата (система может отличаться. Луизина - кодексное право) и губернатора. Штаты могут войти в состав США, но не выйти. Косвенные выборы - проявление именно федерализма.

Круг полномочий штатов:

1) принятие собственных законов и конституций, не противоречащих федеральным законам и Конституции

2) Создание собственных органов власти

3) Охрана общественного порядка

4) Установление налогов

5) Образование. Школы подчиняются штатам.

6) Здравоохранение

7) Строительство инфраструктуры

8) Судопроизводство и судоустройство

9) Регулирование экономики, установление налогов.

Штаты не имеют права изменять форму правления, выходить из состава США, вести внешнеполитическую и военную денег, производить эмиссию денег.

Сфера смешанной компетенции: налогообложение, займы, социальная сфера и инфраструктурное строительство, система страхования.

История США - история неуклонной федерализации. Поворотный момент в усилении федеративных начал - гражданская война. Следующий этап централизации - середина 20 века, когда Джон Кеннеди и Линдон Джонсон запустили программы социальных реформ, преодоление этнического неравенства и бедности. The Great Society - программа Линдона Джонсона, наиболее масштабная программа. Некоторые штаты не хотели о менять сегрегацию, тогда их законы отменялись на уровне Верховного Суда. Но при этом сохраняются выборы, как олицентворение федерализма, штаты сохраняют многие свои функции.

 

Партийная система США - двухпартийная. Воглаве исполнительной власти находится однаиз партий. В США некорректно говорить о том, какая партия находится у власти, а какая - в опозиции. Власть Конгресса настолько велика, что это непозволяет говорить о слабости какой-либо партии. Демократическая партия существует с 1832 г., Республиканская - с 1854 г. Демократическая партия создавалась как сторонник рабовладельческого Юга, Республиканская - капиталистического Севера. Но потом произошла смена платформ: Демократы представляют либеральный Север, Республиканцы - консервативный Юг. Изначально США создавались как беспартийное государство, отцы-основатели негативно относились к партиям, так как они раскалывают общество, сталкивают людей (по мысли французских просветителей). Но де-факто партии стали формироваться с самого начала. Федералисты Александра Гамильтона, Демократическая республиканская партия Томаса Джефферсона. 1800 г. - первые выборы, когда кандидаты выставлялись от партий. Президенство Джеймса Монро - раскол Демократической республиканской партии. Новые республиканцы все больше склонялись к идеям федералистов. Их лидером стал Джон Куинси Адамс (президент с 1824 г.) - сын президента-федералиста Джона Адамса. Старые республиканцы - представители идей Джефферсона. 1828 г. - победа на президентских выборах Эндрю Джексона. Он шел от Демократической партии (старые республиканцы). Новые республиканцы - национальные республиканцы, виги - потом также раскололись. Часть превратилась в Республиканскую партию в 1854 г. С этого момента никаких расколов не наблюдалось. Менялись расовый состав, географическое преобладание, социальная и экономическая платформы, само наличие партий не поменялось.

Начало изменений произошло с запуском Нового курса Франклина Делано Рузвельта. Поскольку он был демократом, Демократическая партия начала меняться, склоняться к бедным слоям населения. Эти изменения в еще большей степени проявились во время социальных реформ Джона Кеннеди и Линдона Джонсона. Демократы и в экономическом, и в ценностном смысле стали смещаться влево. Они потеряли поддержку консервативного юга, но стали пользоваться популярностью среди цветного, бедного, наиболее образованного населения и в мегаполисах. Республиканская партия начала дрейфовать в сторону богатых слоев населения. Здесь революцию произвел Рональд Рейган: правый поворот, религиозность.

Нынешние особенности американских партий. Главное их отличие от европейских - немассовость, они являются кокусными. Нет массового формального членства. Принадлежность к партиям носит неформальный характер. Партии организуютсы вокруг лидерам, партии аморфны и фракционны. Это позволяет минимизировать процесс погружения партий в ступор. Историяческое развитие партий в США прохрдили иначе, чем в Европе. В Европе партии формировались по классовому признаку. В США никакого классового различия не было, они не имели четко выраженной социальной опоры. Все представители американского общества голосуют и за одну, и за другую партии. Четкого делания по классовому, географическому признаку не сущетсвует. Это связано с тем, что Соединенным Штатом исторически было свойственно огромнейшее многообразие. Ориентироваться на что-то одно - обрекать себя на маргинализацию. Это объясняет отсутствие в США сильных коммунистических, социалистических партий. Федерализм - причина аморфности, нецентрализованности партий. Не может быть центра в стране, где каждый штат - отдельное государство. Аморфность, необходимость ориентироваться на всех сразу приводило к тому, что партии изначально должны были формулировать свои платформы по принципу общего знаменателя, избегая чрезмерных уклоном. Таким образом, Демократическая и Республиканская партии априори являются центристскими партиями. Демократы за большую роль государства, увеличение налогов, увеличение социальных программ, либерализацию общественной жизни. У Республиканцев все наоборот. При этом партии постоянно борются с лейблами. Если за ними четко закрепятся ярлыки, они начнут маргинализироваться, сужать круг свое электората. Обе партии стараются максимально аппелировать на всех, борются с поляризацией (partisanship). Обе партии ориентируются на всех, выступают с похожими лозунгами, их позиции априори усредненные. Они могут заимствовать друг у друга лозунги и части программ. В целом обе партии следуют трем базовым принципам:

1) принцип консенсуса - безоговорочное принятие основ американской жизни.

2) Принцип приемственности - партии в целом принимают наследие предыдущей партии (республиканцы не отменяют реформы демократов и наоборот).

3) Принцип наследия - партии надстраивают новое к наследию предыдущей партии.

Причина этих принципов - вынужденная ориентация на самые разные слои общества, то есть повестка дня должна носить усредненный характер. Другая особенность партий - идейная неоднородность, что делает их рыхлыми и фракционными. Это позволяет избирателям идентифицировать внутри партий тех людей, которые наиболее отражает их взгляды. Партийная дисциплина существует, но она не абсолютна. Усредненность и фракционность - с одной стороны, является гарантом стабильности, с другой, сужают политический выбор. Эта же фракционность приводит к перекрестному голосованию, когда избиратель голосует сначала за одну партию, потом за другую - swing votes. Неопределившиеся избиратели сморят, реализовали ли их интересы те люди, за которых они голосовали или нет.

Американская система многопартийная, постоянно появляются новые движения, но они маргинальны. Для того, что бы преодолеть такое положение, нужно влиться в одну из двух партий.

Функции партий:

1) организация и регулирование политического процесса. Он существует внутри партий, неотрывно от них. Именно партии формируют повестку дня, участвуют в рекрутировании элит, поднимают вопросы о социальных программах. Раньше партии полностью контролировали процесс выдвижения на главные посты, после введения праймериз, партии стали контролироват только начальный этап. Праймериз появились еще в 20-е гг., но свое реальное понимание обрели только во второй половине 20 века в связи с массовым распространением телевидения.

2) Обеспечение свзяей политических институтов различных уровней. Партии обеспечивают единство работы государственных институтов.

3) Обеспечение способности политических институтов адаптироваться к общественным изменениям.

4) Формулирование социально-экономических и политических идей инастроений. Партии транслируют данные настроения в конкретные программы и платформы.

5) Формирование и укрепление единой политической культуры США с учетом единых ценностей и противоположностей.

6) Партия служит единой объединяющей силой американского общества, консолидирует, казалось бы, необъединимые слои населения.

Роль и влияние партий постепенно меняются. В наибольшей степени это проявляется на уровне избрания президента. Традиционно ключевые решения по данному вопросу принимались на партийных съездах. На сегодняшний же день партийные съезды носят ритуальный характер. Ключевую роль в изменении роли партий сфграли праймериз. США стали новатором в феномене праймериз. Главная функция праймериз - дистанцирование кандидата от политической партии. Они поставили кандидата выше партии. Теперь партийная кухня определяет все лишь на начальных этапах, дальше все зависит от кандидатов. Сегодня кандидат может победить на праймериз, выступая с повесткой дня, конфликтующей с главной линией партии. Телевидение и праймериз сделали возможным такой феномен, как независимые кандидаты. Согласно Конституции, кандидат в президенты могут быть выдвинуты любыми общественными организациями. Их роль достаточна велика в последнее время. Поскольку кандидаты становятся избранными в ходе праймериз, то они негласно получают мандат на дистанцирование от политики партии. Но это имеет свои ндостатки: дистанцирование может снизить популярность партии и отобрать ее голоса.

Главные категории межпартийной борьбы: экономика и ценности:

1) здравоохранение

2) Вопросы налогов

3) Борьба с бюджетным дефицитом

4) Повышение планки государственного долга

5) Вопрос регулирования миграции

6) Вопросы сексуальных меньшинств

7) Право ношения оружия

До Гражданской войны главный вопрос - вопрос рабства. После Гражданской войны и формирование общенационального консенсусса equal but separate, вышли социально-экономические вопросы. Обострение - Новый курс рузвельта. 60-е гг. - снова на острие ценностные вопросы, политика социального благоденствия (Кеннеди и Джонсон), отмена сегрегация. Ответ - консервативный, религиозный всплеск времен Рейгана. На сегодняшний день эти две категории находятся в равном положении. При этом в последнее время усиливается поляризация, что связано с реакцией белого большинства на происходящие изменения, прежде всего, демографические. Белое большинство сегодня находится в защитном положении, что увеличивает спрос на консерватизм.

Традиционно оба побережья демократические, там находятся величайшие мегаполисы, где концентрируются глобалистично мыслящие, более толерантные люди. Люди с высшим образованием - традиционно демократический электорат. Фермеры, индивидуальные предприниматели, жители одноэтажной Америки, центра - республиканский электорат. Огайо - типичный пример swing states, за них и идет основная борьба партий.

 

Принципы политических процессов в США:

1) цикличность - поебывание то одной, то другой партии в Белом доме и Конгрессе. Главный принцип цикличности сформулировал Алексис де Теквилль. Цикличность предпочтений американских предпочтений связано с подъемами и спадами экономики, но немного запаздывает.

2) Принцип разделенного правления. Конгресс контролирует обна партия, белыйдом - другая. Это является следствием общего разочарования населения во власти, когда один и тот же избиратель голосует на одних выборах за одну партию, на следующих - за другую. Следуют разделяет поляризацию партий и общества. Общество находится в разочаровании в обеих партиях в целом, в результате чего происходит перекрестное голосование.

3) Чередование строгой партийной поляризации общества и перекрестного голосования.

Date: 2015-08-06; view: 1278; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию