Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рынок, его функции. Классификация рынков. Модели рынков
Рынок - система хозяйствования, основанная на свободном товарно-денежном обмене, в результате которого формируются спрос и предложение, равновесная цена, возникает конкуренция, действуют другие объективные рыночные законы. Свободный рынок является эффективным механизмом, координирующим деятельность экономических субъектов. Он оказывает воздействие на все стороны хозяйственной жизни общества и выполняет следующие функции: регулирующую, стимулирующую, ценообразующую, информационную, посредническую, оздоровительную и интеграционную. Регулирующая функция рынка состоит в том, что с его помощью решаются вопросы что, для кого, сколько и как производить. Он обеспечивает непрерывность и сбалансированность общественного производства, удовлетворение общественных потребностей, сигнализирует: сокращать или расширять производство отдельных товаров, услуг. Стимулирующая функция заключается в том, что рынок с помощью конкуренции воздействует на сокращение затрат и заставляет товаропроизводителей быть конкурентоспособными. Он стимулирует внедрение достижений НТП, расширение ассортимента товаров и услуг, повышение их качества и другие условия максимизации прибыли. Ценообразующая функция - с помощью действия законов спроса и предложения, конкуренции, денежного обращения, накопления и других законов рынок формирует цены на товары и услуги и стремится к своему равновесному состоянию. Информационная функция состоит в том, что рынок предоставляет покупателям и товаропроизводителям информацию о наличии товаров, их ассортименте, качестве и цене. Постоянно изменяющиеся цены, процентные ставки, нормы прибыли и другая информация заставляет хозяйствующих субъектов принимать эффективные экономические решения, изменять тактику и стратегию своего поведения, как в производстве, так и на рынке. Посредническая функция рынка состоит в том, что он напрямую связывает товаропроизводителя и потребителя, побуждает их к согласованию экономических интересов: к повышению качества, полезности товаров и услуг с одной стороны, к снижению затрат - с другой. Санирующая (оздоровительная) функция рынка состоит в том, что он освобождает экономику от слабых, неэффективных хозяйств, позволяет перемещать освободившиеся ресурсы в руки более предприимчивых и эффективных, конкурентоспособных субъектов экономики. Эти функции рынка, связав экономику страны в единое целое, помогают интегрировать ее в мировое хозяйство, расширять возможности страны и использовать достижения мировой цивилизации для своего развития. Несмотря на свои положительные качества, рынок обладает и негативными свойствами. Во-первых, ему свойственны стихийное саморазвитие, колебания цен спроса и предложения, негативно влияющие на устойчивость производства, образование монополий. Во-вторых, он способствует снижению занятости населения, доходов и социальному расслоению общества на богатых, средний класс и бедных. В-третьих, рынок не стимулирует охрану окружающей среды. В-четвертых, он не содействует развитию производства общественных товаров и услуг, так как оно не приносит прибыли или она слишком мала. Негативные проявления рынка нейтрализуются с помощью государства, которое разрабатывает и проводит определенную экономическую политику, придавая ей социальную направленность. Классификация рынков и структура национального рынка многообразны и классифицируются по следующим критериям. 1. По территориально-географическому признаку выделяют рынки: • местные (города, района); • региональные (региона, области, края и т.д.); • национальные (определенной страны); • международные (сообщества нескольких стран); • мировые или всемирные, т.е. экспорт и импорт товаров и услуг мирового хозяйства. 2. По уровню организации и зрелости рыночных отношений различают рынки как: • формальные; • деформированные; • формирующиеся; • развитые. 3. По степени конкурентности рынки классифицируют как: • рынки свободной (чистой, совершенной) конкуренции; • монополистической конкуренции; • олигопольные; • чистой монополии. 4. С правовой точки зрения: • легальные, т.е. законодательно регулируемые и контролируемые; • нелегальные или теневые рынки. Теневые рынки существуют во всех странах, но степень их присутствия в экономике разных стран различна. 5. По степени насыщенности товарами различают рынки как: • дефицитные; • равновесные; • перенасыщенные. 6. По характеру и соотношению спроса и предложения на рынке различают: • рынок продавца (спрос превышает предложение, высокие цены); • покупателя (преобладает предложение над спросом, низкие цены). 7. По видам продаваемого товара выделяют рынки: • товаров потребительского назначения; • товаров производственного назначения или средств производства; • земли; • сельскохозяйственной продукции; • услуг; • труда; • научно-технических разработок, технологий и информации; • финансовый; • ценных бумаг • валютный и другие виды рынков.
Различают 4 модели рынка: первая — рынок совершенной конкуренции; вторая — чистая монополия; третья — монополистическая конкуренция; четвертая модель — олигополия. Первая модель — рынок совершенной (свободной) конкуренции, где может быть неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный доступ на рынок и такой же выход из него; признаком свободной конкуренции является также однородность одноименных товаров, что выражается, в частности, в отсутствии торговых марок. Вторая модель — чистая (абсолютная) монополия. Она существует тогда, когда одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего аналогов. Этой модели присущи четыре характерные черты: а) продавец выступает как единственный, отрасль — синоним фирмы, поскольку фирма всего одна; б) реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет хороших или близких его заменителей (такая ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт); в) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок и т. п., г) на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры — как естественного, так и искусственного происхождения. 3-я модель — монополистическая конкуренция. Это такая рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. В условиях чистой конкуренции фирмы производят стандартизированную или однородную продукцию, при монополистической — дифференцированную. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продуктов или услуг, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. Фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только через цены, но и путем всемерной дифференциации продукции и услуг. Эта черта главная для данной модели. Другая важная характеристика рынков мон. конкуренции — относительная легкость вступления в рынок. Каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром, то есть она может повышать или понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта возможность и ограничивается как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. На рынках монополистической конкуренции могут действовать, наряду с мелкими и средними, и весьма крупные фирмы. Четвертая модель — рынок олигополии — это немногочисленность участников конкуренции, когда относительно малое (в пределах десятка) число фирм господствует на рынке товаров и услуг. Классические олигополии образуются тремя-пятью производителями. (США - «большая тройка»: «Дженерал моторз», «Форд», «Крайслер»). Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т. п.; дифференциация — на рынках потребительских товаров.
|