Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культ животного в религии





Практически на заре существования человека животные для него делали функции не несчастных «братьев наших наименьших», а, как раз напротив, служили объектами для подражания и почитания. В связи с сиим была масса обрядов и ритуалов, которые осуществлялись, к примеру, до выхода на охоту либо сбором меда одичавших пчел. Надлежащие ритуалы исполнялись и опосля разделки туши убитого животного и опосля захоронения ее остатков. Необычно почтительное отношение к животным было свойственно религиям старого мира. Почти все древнейшие божества являлись людям в виде животных либо полуживотных, к примеру с головой, ногами либо хвостом, принадлежащими льву, быку либо соколу. Так, Бог Пта представал в виде быка, бог Осирис – с головой ястреба, финикийская богиня Аштарт в виде скотины и т.д. Почитание животных, оставившее свои следы и в поздних развитых религиях, некогда было всераспространено очень обширно. Роль животных в религиозных верованиях народов Земли была умопомрачительно различной. В виде животного часто выступало само божество. Животное числилось спутником либо ассистентом бога. Так, в религии старых греков богиня охоты Артемида изображалась с ланью, страшный пес Кербер сторожил вход в ад. У почти всех народов происхождение людей связывалось с млекопитающими, птицами, рыбами и даже насекомыми. Калифорнийские краснокожие племени койотов верили, что их предками были койоты. Почти все группы сибирских народов – обские ханты, нарымские селькупы, уральские манси вели свое происхождение от медведя, зайца, гуся, кедровки, журавля, щуки либо лягушки. Животные выступали покровителями людей, помогали им в промыслах. У эскимосов Канады и Баффиновой Земли благодетельницей числилась богиня Седна в виде моржихи, у эскимосов Лабрадора было мужское божество в виде белоснежного медведя. В легендах почти всех народов животные дают людям огонь, служат источником различных благ, учат обычаям и ритуалам. По бурятским легендам, первым шаманом был орел. Он вступил в связь с дамой и передал ей искусство шаманить. Божественный ворон у коряков и чукчей почитался как творец Вселенной, Земли, рек, гор, также людей, которых он научил промыслам, отдал им оленей.

В различных уголках Земли была обширно всераспространена вера в оборотничество – перевоплощение чернокнижников и колдуний в животных: ворон, сов, волков, темных кошек. В виде животного представлялась и душа человека. Когда погиб известный философ Плотин (III в. н.э.), то его сотрудник как будто бы увидел под постелью покойника змею, здесь же скрывшуюся в трещине стенки. Философ был уверен, что змея была душой погибшего. У старых персов собаки окружались величайшим почетом, ибо числилось, что в их помещаются людские души опосля погибели, потому труп человека отдавался на съедение бродячим собакам. У сибирских шаманов духи-помощники «существовали» в виде различных животных.

Отлично известны факты почитания священных животных, которых нельзя было уничтожать и обижать. Убийство священного животного в Старом Египте каралось смертной казнью, а древнегреческий историк Геродот, живший посреди V в. до н.э. свидетельствовал, что погибель кошки у египтян оплакивалась горше, чем погибель отпрыска. Кошек мумифицировали, а потом хоронили. В процессе археологических раскопок в Египте были обнаружены целые кладбище мумий священных кошек. У почти всех народов самой наилучшей жертвой божеству числилось животное, при этом в различных районах земного шара предпочитали для жертвоприношения разных животных. Лопари закалывали оленя, туркмены и казахи – барана, в ряде районов Узбекистана на первом месте выступали курица либо петушок, где-то на Кавказе – коза либо козел. Так либо по другому, следы почитания животных в том либо ином виде встречаются в религиях всех времен и народов. Всепригодной была древная форма почитания животных – тотемизм, в этом кроется одна из обстоятельств широкого распространения культа животных. Происхождение тотемизма соединено, разумеется, с тем, что на ранешних шагах развития человек еще не выделял себя из природы, из мира животных, для него животные, птицы, растения были таковыми же созданиями, как он сам. Вправду, на ранешних стадиях развития людской цивилизации человек не достаточно различался от окружавших его живых созданий остальных видов и во многом зависел от их. Некие представления и ритуалы, зародившиеся еще в первобытных обществах, перебежали в религии следующих. На предстоящее развитие почитания животных оказало влияние развитие промыслового культа, также наличие такового фактора, как суеверный ужас перед небезопасными животными. Убийство животного, независимо от его цели, будь то убийство с целью жертвоприношения либо просто ради потребления в еду сопровождалось неотклонимыми ритуалами. Пережитки особенного дела к животным в той либо другой степени сохраняются практически у всех народов, в особенности у народов с развитым охотничьим хозяйством. Броский пример тому – народы Сибири и океанских побережий, у каких к тому же в наши дни сохраняется культ медведя, оленя, моржа либо кита. Ежели на первых шагах развития людского общества силы природы господствовали над человеком и определяли его мировоззрение и религиозные представления, то позже в религиях в еще большей степени стали отражаться дела меж людьми в обществе. У большинства народов, перешедших к земледелию и скотоводству, с развитием классового общества пережитки тотемизма стерлись либо пропали, а следы былого почитания животных сохранились только в мифологии, искусстве и неких суевериях. Общее внедрение животных в чисто утилитарных целях уже не требовало никаких обрядов, и, напротив, требовало поставить их на еще наиболее маленький по сопоставлению с человеком уровень.

Культ животных в Египте

Начало культа животных относится в династическом Египте к очень глубокой древности. Культ этот проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела животного. Следует отметить также, что некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим - в отдельных частях страны, наконец, третьим - только в какой-то одной местности. Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного рогатого скота. Во времена I династии существовал культ быка Аписа (др.-егип. hp, греч., коптск.). Апис был одним из божеств Мемфиса. Апис не единственный обожествленный бык. В Гелиополе поклонялись черному быку Мневису (греч. форма; др.-егип. Mr-wr). Подобно Апису, он содержался в особом помещении, после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Замечательно, что практиковался тот же погребальный ритуал, что и в отношении умерших людей. В Гермонте в поздние времена обожествлялся бык Бухис, черно-белой масти (Бухис - греч. форма имени, др.-егип. bh), его связывали с богом Монту. Близ Гермонта был специальный некрополь этих быков - Бухеум. Культ их процветал во времена XXX династии и при Лагидах. Быки белой и черной масти были редкостью и потому строго оберегались. Приобретение в частном порядке и тем более убиение быка с признаками, которые могли рассматриваться как священные, строго карались уже во времена Нового царства. Один из жрецов бога Амона времени XXII династии ставит себе в заслугу то, что он спасал от убоя быков такой масти (стела 42430 Каирского музея). Культ быков и коров встречается большей частью в местностях Дельты. Это вполне естественно - во все времена истории Египта Дельта была богата пастбищами. Важно подчеркнуть, что обожествлялся не весь крупный рогатый скот, а лишь отдельные его представители. Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека. Культ крокодила возникал в местах, изобилующих этими животными. "Сама природа страны объясняет, почему культ крокодила встречается преимущественно в тех местностях, где острова на реке, быстрины или крутые отвесные берега реки представляли опасность для судоходства по Нилу, а также заболоченные местности с озерами и каналами". Таких мест было множество в долине Нила. "Нрав крокодила и отношение его к другим животным и к человеку должны были создать ему в глазах египтянина репутацию не благодетельного, а злого, губительного существа, опасного для всего живого, соприкасающегося с ним. Умершего крокодила бальзамировали и хоронили - обнаружен целый ряд захоронений священного животного. Отличные экземпляры мумий крокодилов хранятся в Каирском музее. Культ крокодила был распространен во многих местностях Верхнего и Нижнего Египта: в разных точках Фаюма, в первую очередь в Шедит; в Дельте - не менее чем в семи местностях; в Верхнем Египте - не менее чем в 15 местностях, в том числе в Омбосе и Фивах. Однако, несмотря на широкое распространение, культ крокодила, по сообщению Геродота (II, 69), не был всеегипетским - в ряде местностей он не наблюдался, например в Элефантине.

Date: 2015-07-25; view: 1244; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию