Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Роль финансов в распределении и перераспределении совокупного продукта





Совокупный общественный продукт (Эк.теория, с.380) -совокупность материальных благ (средств производства и предметов потребления), созданных во всех отраслях материального производства в течение определённого периода (обычно за год). В широком смысле это суммарный объем национального производства – всей совокупности продуктов и услуг, произведенных в стране в течение года. В рыночной экономике общественная оценка результатов производства осуществляется в процессе обмена с помощью денег. поэтому в состав общественного продукта включаются только те продукты и услуги, которые принимают товарную форму, имеют рыночную цену. С.о.п. выступает в двух формах: валового общественного продукта и конечного общественного продукта. Валовой общественный продукт — это вся сумма продуктов, создаваемых первичными звеньями общественного разделения труда (предприятиями и объединениями), поступающих через экономический оборот в производственное и непроизводственное потребление. В этой сумме содержится т. н. повторный счёт: изделия и материалы, производимые одними предприятиями, используются затем другими и входят в стоимость их продукции. Валовой общественный продукт, очищенный от повторного счёта, выступает как конечный общественный продукт По стоимости Совокупный общественный продукт делится на две части: перенесённую стоимость (износ средств труда и расход предметов труда) и вновь созданную стоимость, или национальный доход общества. Первая из них возмещает израсходованные в процессе производства средства производства, вторая — содержит в себе стоимость необходимого и прибавочного продукта и идёт на нужды накопления и потребления.

В распределении и перераспределении с.о.п. заключена сущность финансов, а главным образом механизм действия их функций (распределительной и контрольной).

Распределение общественного продукта осуществляется в стоимостной (денежной) форме и получает выражение в образовании фин.ресурсов, формировании и использовании ден.фондов целевого назначения. Основой стоимостного выражения является цена. Цена – количественная форма выражения опосредованного финансовыми отношениями движения совокупного продукта она является основой первичного распределения всех элементов совокупного общественного продукта. Цена определяется государством или через механизм рынка. Вцене заложен основной объект фин.отношений – чистый доход размеры которого должны обеспечивать процесс расширенного воспроизводства всех элементов совокупного продукта хоз.субъекта и формирование централизованного фонда государства в установленных размерах (те хоз.субъекты у которых чистый доход менее общественно необходимого уровня пользуются поддержкой гос-ва или признаются банкротами). Таким образом, ЧД, заложенный в цену составляет основу первичного распределения. Первичное распределение осуществляется по месту создания сов.общ.продукта – в сфере мат.производства. распределение происходит посредствам финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством – ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.

Вторичное распределение (или перераспределение) начинается в момент отчислений из чистого дохода налогов и других платежей в централизованный фонд денежных ресурсов государства (в госбюджет и во внебюджетные фонды), который создается для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечения обороноспособности, а также развития непроизводственной сферы, где общественный продукт не создается (развитие культуры, просвещения и науки, здравоохранения, государственного управления, социального страхования и социального обеспечения и др.).

Перераспределение части совокупного общественного продукта необходимо также для межтерриториального и межотраслевого перераспределения средств, перераспределения доходов между различными социальными группами населения. Дальнейший ход перераспределительного воспроизводственного процесса, его структуру определяет государство.

Существует много стадий и отношений перераспределения. Оторвавшись от стадии первичного распределения, где был создан совокупный общественный продукт и его чистый доход, происходят перераспределительные процессы по их стадиям. Сначала следует стадия мобилизации и формирования денежных фондов (доходов) госбюджета, затем стадия использования этих же фондов (доходов) — направление части на развитие приоритетных отраслей хозяйства, социально-культурные мероприятия, управление и т.д. Каждая стадия движения финансовых ресурсов несет свои отдельные перераспределительные функции. Отсюда вытекают отношения вторичного третичного и т.д. порядков перераспределения. Пройдя длительный перераспределительный цикл, одна часть перераспределяемых денежных ресурсов через механизм бюджетного финансирования приоритетных отраслей попадает опять в сферу материального производства с тем, чтобы начать новый цикл первичного распределения совокупного общественного продукта с его последующим перераспределением; другая часть перераспределяемых денежных ресурсов переходит в сферу потребления (просвещение, здравоохранение, культура, наука, оборона, госуправление и т.д.).

Через свою контрольную функцию финансы играют важную роль в контроле за распределением совокупного общественного продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и их целевому расходованию. Если сущность, природа и содержание финансов обусловлены движением части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, его распределением, созданием денежных фондов и последующим направлением на расширенное воспроизводство товарооборота фондов в процессе материального производства, с одной стороны, и создание централизованных денежных фондов государства, с другой стороны, то и контрольная функция финансов соответствующим образом обслуживает как весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, так и процесс формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов государства. В этом состоит диалектическое единство и взаимосвязь двух функций финансов. Контрольная функция количественно через движение финансовых ресурсов отображает экономические процессы, связанные с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта. Движение финансовых ресурсов в конкретных формах является основой для контроля со стороны государства за процессами стоимостного распределения общественного продукта. Без такого контроля не может быть обеспечено сбалансированное развитие экономики.

Схема распределения национального дохода(финансы, ден.обращение,кедит, с.7)

(C+V+M) - совокупный общественный продукт, С-стоимость использованных при создании всех товаров средств производства, НД – сумма доходов общества

 

 
 
Национальный доход (V+M)


 

Первичное распределение

 
 

 

 


 

Бюджет

Фонды предприятий

 

 
 

 


 

 

 
 

 

 








Date: 2015-07-27; view: 779; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию