Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когнитивное развитие в раннем дошкольном возрасте





Дошкольный возраст начинается с 3 лет и продолжается до поступления ребенка в школу. Ранний дошкольный возраст относят к периоду от 3 до 5 лет. По мнению психологов, дошкольный возраст – является одним из наиболее интенсивных периодов развития психики человека, время становления его объектом общения и деятельности. В этот возрастной период сфера деятельности ребенка расширяется, поэтому идет интенсивное личностное развитие. [18]

По мнению А.В. Запорожца психическое развитие ребенка заключается в том, что под влиянием условий жизни и воспитания происходит формирование самих психических процессов, усвоение знаний и умений, образование новых потребностей и интересов. [10, с. 25]

Физиологической основой изменения психики ребёнка является развитие его нервной системы, развитие высшей нервной деятельности. С возрастом увеличивается масса головного мозга, совершенствуется его анатомическое строение. Вместе с увеличением массы мозга и совершенствованием его строения происходит развитие высшей нервной деятельности.

В нервной деятельности ребенка очень рано важнейшую роль приобретает работа больших полушарий головного мозга, заключающаяся в образовании временных, условно–рефлекторных связей. Первые условные рефлексы начинают возникать у ребёнка в середине первого месяца жизни. Постепенно, по мере развития ребёнка, под влиянием воспитания условно–рефлекторная деятельность ребёнка становится более сложной. Условные рефлексы начинают возникать не только в непосредственной связи с безусловными, но и на основе ранее сформированных условных рефлексов. [9, с. 56]

Важнейшее значение в развитии ребёнка имеет овладение словарным фондом и грамматическим строем родного языка. 3-летний ребенок владеет речью, знает более 1000 слов, прекрасно двигается, много умеет, задает бесчисленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему. Этот интерес он удовлетворяет в играх.Познавательные интересы возникают в дошкольном детстве: в играх, в общении со взрослыми, сверстниками, но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. [13, с. 98]

В действиях, в деятельности дети познают мир, учатся видеть и слышать, думать и чувствовать; по тому, какова деятельность детей на разных.возрастных этапах, психологи узнают об основных сдвигах в их психическом развитии. Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения.

В игре бурно развивается воображение ребенка: он должен уметь видеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков–стенку дома. Ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения. [18, с. 109]

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением,- воображением, восприятием, формирование взаимоотношений с другими людьми и многое другое. [9, с. 76]

Под влиянием речи окружающих людей у ребенка формируется вторая сигнальная система, что приводит к изменению всей высшей нервной деятельности. С возрастом повышается роль слова в познавательных и волевых процессах детей. Вместе с тем ребенок, научаясь обозначать словами не только отдельные предметы, но и сложные события, с ним происходящие, переходит к более обобщённым формам мышления, отвлекается от второстепенных свойств вещей, выделяет в них более важные, существенные. Таким образом, с формированием второй сигнальной системы у ребёнка появляются новые, более сложные психические процессы.

Основным условием психического развития ребенка является его собственная деятельность, в которой происходит формирование его как личности. Г.А. Урунтаева, рассматривая психическое развитие дошкольника отмечает, что познавательный процесс является условием успешного осуществления любой деятельности. Ведущей деятельностью ребенка в возрасте 3–5 лет является игра, в которой развиваются произвольность познавательных психических процессов. [25]

К периоду дошкольного возраста ребенок уже овладел речью, которая изменила структуру его восприятия (оно стало предметным и осмысленным). Задержки в речевом развитии ведут и к задержкам в развитии мышления. Кроме того, умственное развитие тормозится и отсутствием необходимости приспосабливаться к предмету, выявлять его скрытые возможности, овладевать с его помощью все новыми сторонами действительности. [2, с. 87]

Благодаря развитию речи у ребенка появляется новообразование – наглядно–действенное мышление, которое отрывается от воспринимаемой ситуации и способно действовать в плане образов. Ребенок может устанавливать простые причинно - следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает.

В дошкольном возрасте формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоении речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни и ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. [31]

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же. [18]

Детям дошкольного возраста свойственно непроизвольное внимание, которое возникает само собой без усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко и эмоционально.

С возрастом в процессе игры, обучения, общения со взрослым начинает формироваться произвольное внимание, которое требует волевых усилий для своего возникновения. [4]

Ученые-психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание.

Важным свойством внимания, которое тоже следует направленно формировать в дошкольном возрасте, является его переключение. Большинству детей дошкольного возраста из-за рассеянности и отвлекаемое сложно переходить от одной деятельности к другой. Причиной этого может быть физическое состояние, неувлекательность занятий, изобилие ярких переживаний, которые мешают ему сосредоточиться, поэтому несложные игры и упражнения могут помочь ребенку в развитии и переключении внимания.

Сознание в этом возрасте приобретает характеристики опосредованности, обобщенности, начинает формироваться его произвольность. В этом возрасте в основном складывается личность ребенка, т.е. формируются мотивационно-потребностная сфера и самосознание. [13, с. 145]

В 3 года ребенок должен уметь самостоятельно кушать, умываться, одеваться, раздеваться, слушать и слышать обращенные к нему слова взрослого человека, на основании опыта в этом возрасте у ребенка складываются некоторые пространственные представления.

На 4-м году жизни дети способны усвоить названия форм предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Особенно важно, чтобы геометрическая фигура выступала для ребенка именно как образец (эталон), при сравнении с которым можно определить Форму предмета. В этом возрасте ребенок обычно не ошибается в обозначении направлений пространства (вперед, назад, направо, налево), правильно употребляет предлоги (за, перед, над, под, около, на и т. д.)

На 5-м году жизни, для того чтобы восприятие ребенка развивалось, полезно научить его умению зрительно расчленять форму предметов на заданные части. Восприятие дошкольника совершенствуется с каждым годом. После 5 лет продуктивная деятельность дошкольников приобретает значительную самостоятельность. [21, с. 91]

Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Этот процесс имеет много общего с памятью – в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений. [6]

Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Предметы яркие, красочные, новые, необычные, привлекая к себе внимание ребенка, могут непроизвольно запечатлеться в его памяти. Непроизвольно запоминается то, что интересно ребенку, что многократно повторяется, сопереживается и вызывает эмоциональный отклику него.

Непроизвольная память является преобладающей в дошкольном возрасте и не утрачивает своего значения во все последующие годы. Главное качественное изменение в памяти ребенка-дошкольника переход от непроизвольных к произвольным процессам. Впервые произвольное запоминание начинает складываться в среднем дошкольном возрасте. На протяжении дошкольного возраста под руководством взрослого произвольная память совершенствуется. [11, с. 39]

В дошкольном возрасте наглядно-действенная форма мышления переходит в наглядно-образную форму мышления и интенсивно развивается. Оно характеризуется конкретностью образования. Особенно проявляется эта особенность мышления дошкольника в процессе понимания им иносказательной речи. [9, с. 165]

Ребенок учится рассуждать логически, конечно эти рассуждения еще очень просты. Умение рассуждать логически тесно связано с накоплением опыта ребенка, с развитием его представлений об окружающей действительности. Под руководством взрослого он усваивает простейшие понятия, учиться рассуждать, делать выводы.

Согласно теории А. Валлона в 3-летнем возрасте наблюдается период противопоставления, необходимый для развития «Я» ребенка. Ребенок выделяет себя от других и сопоставляет себя с другими, что способствует развитию его когнитивных способностей и лучшей дифференциации предметов окружения. [5, с. 81]

В 4 года у ребенка происходит процесс принятия себя, в силу чего отмечается нарциссический период, когда ребенок стремится выставить себя в самом выгодном свете, получить благоприятные впечатления о себе и развить положительную самооценку. Рост представлений о себе также сопровождается все более абстрактным восприятием окружающего, означающего новый когнитивный рост.

В 5 лет главным механизмом, обеспечивающим развитие, становится подражание. Этот механизм позволяет ребенку освоить социальные роли и отношения. Однако на всем протяжении этой стадии развития мышление ребенка остается синкретичным, что не позволяет ему устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и событиями.

Итогом развития ребенка в дошкольном возрасте является возникновение фундаментальных психологических образований: внутреннего плана действий, произвольности, воображения, обобщенного внеситуативного отношения к себе. У ребенка возникает стремление к выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности.

Date: 2015-07-27; view: 983; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию