Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стрелы для авиацииАвиационные стрелы
Пули и стрелы для аэропланов Осень 1914 г., германские войска ведут успешное наступление на Париж. Над марширующими колоннами изредка пролетают аэропланы. Чьи они? Снизу не разберёшь. Впрочем, солдаты привыкли и уже не обращают на них внимания. Французские изобретатели ещё до войны заметили, что металлический стержень с заострённым концом, сброшенный с большой высоты, у земли обладает энергией, достаточной для поражения живой силы не только на открытой местности, но и в укрытиях полевого типа. Для полёта острием вниз стержень оснастили крестообразным стабилизатором на 2/3 его длины, полученным фрезерованием. Такие поражающие элементы называли стрелами или стрелками.
Эстафету французов оперативно подхватили немцы, наладив производство стрелок по французским образцам. И вскоре новое оружие появилось на Восточном фронте. В начале 1915 г. на аэродром «Старая Яблонна» под Варшавой, где базировались тяжёлые воздушные корабли русских «Илья Муромец», произвёл налёт немецкий «Альбатрос». Его лётчик сбросил три небольшие бомбы, не причинившие особого вреда, сделал круг над лётным полем и улетел. Словом, рядовой случай. Однако после этого в ремонтной палатке обнаружили незнакомый металлический предмет, торчавший в крышке верстака. Предмет пробил оцинкованное железо и углубился в доску на 3-4 см.
Что же касается стрелок, то об их успешном применении авиацией союзников несколько раз доносил в Ставку военный агент России во Франции. В результате шеф российской авиации Великий князь Александр Михайлович переменил своё негативное отношение к возможности использовать аэропланы для борьбы с живой силой и конницей противника и в августе 1914 г. дал указание разработать «русские стрелки». Спустя месяц, начальник штаба французской авиации, памятуя о союзническом долге, предоставил России 100 тысяч стрел Balles Bons. К слову сказать, на фронт этот дар попал только к весне 1915 г. одновременно с аналогичной отечественной продукцией. Но это было позже, а пока обратимся к августу 1914 г. На указание Великого князя откликнулся талантливый изобретатель инженер-механик Василий Андрианович Слесарев. Имея в Петербурге собственную мастерскую, он несколько месяцев экспериментировал и к ноябрю 1914 г. смог представить на рассмотрение в ГВТУ «летучую пулю». Одновременно он предложил и специальный прибор для сбрасывания пуль.
Пули конструкции Слесарева были устроены довольно просто – в хвостовой части литого обтекаемого корпуса крепили металлический штифт, к которому припаивали два «крылышка» из лужёной жести, согнутых под углом в 90°. Габариты и масса этих пуль могли отличаться друг от друга в пределах 15%, но это уже в большей степени свидетельствует об их массовом производстве. К тому же данное обстоятельство благотворно влияло на увеличение рассеивания пуль при их применении. Пули Слесарева в ноябре 1914 г. прошли «боевое крещение» на фронте в авиаотряде Ш армии и получили самые хвалебные отзывы. Ответ ГВТУ не заставил себя долго ждать – уже в декабре было «разрешено приобрести у В.А.Слесарева 100 тысяч летучих пуль и 50 зарядных магазинов к ним». А к лету 1915 г. закупили ещё 200 тысяч штук. К этому времени пули Слесарева продемонстрировали столь убедительные преимущества перед французскими Balles Bons, что весной 1915 г. правительства Франции и Великобритании обратились к России о передаче некоторого их количества для использования и поставили вопрос о налаживании их дополнительного производства. Такое согласие было незамедлительно получено, что позволило В.А.Слесареву продать в Великобританию 500 тысяч пуль и 100 приборов для их сбрасывания. Почивать на лаврах талантливому изобретателю пришлось недолго – уже к лету 1915 г. в Технический комитет (ТК) ГВТУ поступило множество предложений и проектов самых разнообразных аэропланных пуль и стрелок. Забегая вперёд, отмечу, что на вооружение Русской авиации к концу 1915 г. было принято девять образцов авиационных пуль и стрел различных конструкций. Сред них особо выделяются пули с трёхлопастным стабилизатором разработки Электромеханической мастерской «СОШ» (фирма «Сыромятников, Овчинников, Шатский и К°»). Они, в отличие от пуль Слесарева, обладали корпусом с хорошей аэродинамикой (форма «аэростата») с жестяным стабилизатором, перья которого плавно увеличивали размах от наибольшего сечения корпуса. Сам корпус отливали из твёрдого свинцового сплава, в носовой части которого для предотвращения рикошетирования устанавливали острый стальной наконечник. Испытания, проведённые летом 1915 г. в аэродинамической лаборатории Императорского Московского технического училища под руководством профессора Н.Е.Жуковского, показали, что пули «СОШ» по пробивному действию в три раза превосходят конструкции В.А. Слесарева и в пять раз – стрелки Bon. Кстати, производство последних по французскому образцу было налажено к тому времени на Механическом и медно-литейном заводе В.Т.Однера. Помимо того, пули «СОШ» оказались на треть дешевле пуль В.А.Слесарева.
Примерно в это же время, летом 1915 г., на рассмотрение в ТК ГВТУ поступило предложение от Акционерного общества «Дюфлон, Константинович и К°» («ДК») по производству аэропланных пуль массой около 29 г с «примкнутым четырёхлопастным оперением». Как и у пуль «СОШ», корпуса «ДК» отливали из твёрдого свинцового сплава, а стабилизатор изготавливали из жести. Эти пули вместе с другими конкурсными образцами под руководством профессора Н.Е.Жуковского испытали в аэродинамической лаборатории. Самую высокую оценку известного учёного получили пули «ДК» – они имели лучшие аэродинамические характеристики. Наихудшие были у железных стрелок Bon. При сбрасывании с высоты более 750 м пули «с примкнутым оперением» по пробиваемости превосходили оперённые пули Слесарева, даже несмотря на то, что на четверть были легче.
Несколько иная судьба была у стрелок инженера В.В.Дыбовского, рассмотрением проекта которых занималось ГВТУ летом того же 1915 г. Эти образы имели веретенообразный корпус, отлитый из сплава свинца и сурьмы, к хвостовой части которого крепили расплющенный алюминиевый стержень. Их испытания показали, что стрелки Дыбовского уступают по всем параметрам стрелкам и пулям, уже стоящим на вооружении российской авиации. Вывод Комиссии ГВТУ: «Подобные стрелки не нужны», – был равнозначен официальному отказу.
К величайшему неудовольствию союзников, российская промышленность смогла обеспечить свою авиацию стрелами и пулями, в результате чего поставки извне носили эпизодический характер при мизерных объёмах. Но просто располагать аэропланными стрелами и пулями было явно недостаточно, требовалось их применять, и применять по назначению. А способы использования пуль и стрел были столь же разнообразны, как и конструкции образцов. Стрелки Bon высыпали из ящика вместимостью 500 шт., изготовленного «по французскому подобию» с откидной снизу крышкой, которая фиксировалась защёлкой. В нужный момент её отстёгивали, и смертоносный груз собственным весом откидывал крышку, устремляясь к земле. Моментальное открытие ящика на высоте 1000 м позволяло «накрыть» площадь 200х100 м². Дальнейшим развитием этого способа стал специальный прибор в виде ящика, разделённого на вертикальные секции, с выдвижной нижней крышкой. Лётчик или бомбардир, выдёргивая крышку, поочерёдно освобождали секции. Таким методом обеспечивали более равномерное рассеивание стрел и протяжённую зону поражения. Именно простота конструкции сбрасывателей позволила сохранить в русских авиаотрядах стрелки Bon в течение практически всей войны.
Конструкция прибора Колпакова-Мирошниченко позволяла использовать бомбардировочный прицел самолёта для определения момента сбрасывания пуль. При этом ширина зоны поражения возросла, так при сбросе пули получали боковые составляющие скорости. Кроме того, «разгрузка» прибора происходила не мгновенно, а в течение примерно трёх секунд. Это позволило увеличить зону рассеивания пуль и в продольном направлении. Однако в инструкциях экипажу оговаривалось, что для повышения точности попадания сбрасывать пули необходимо в плоскости ветра. Таким образом, в то время данный вид оружия получил широкое распространение, чему способствовали его безотказность действия, безопасность в обращении и возможность многократного применения – стрелки собирали с земли и использовали вновь по скоплениям пехоты и конницы, лагерям, походным колоннам и т.п. При этом, как правило, чаще доводилось использовать образцы противника. Кроме того, пули и стрелы были дешевле осколочных авиабомб, снаряжённых готовыми осколками. К примеру, стоимость одной стрелки Bon – 13 копеек, а осколочной бомбы системы Орановского калибром 25 фунтов – около 60 рублей. Технологичность конструкции стрел и пуль позволила изготавливать их большими партиями в течение всей войны. Даже в неспокойном 1917 г. Военное ведомство сумело заказать Акционерному обществу «ДК» 400 тысяч «пуль для метания с аэропланов», которые получило уже в июле. Журнал «МастерРужьё». Март 2009. Различные типы стрел для авиации
|