Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики





ТЕМА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ

Учвопросы

1.Методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики

2. Концептуальные основы системы безопасности реального сектора экономики

Лит-ра

1Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их содержание // Вопросы экономи­ки. 1994. № 12. С. 4-13;

2.Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация. М.: Финстатинформ, 2002.

 

Методология обеспечения экономической безопасности реального сектора экономики

Многие методологические и теоретические проблемы обеспечения эконо­мической безопасности нашли решение в опубликованных работах1. Настоя­щая глава опирается на уже выработанные и обоснованные концепции, схе­мы и модели и ориентирована на анализ и обоснование теоретических подхо­дов к решению проблем экономической безопасности в ключевом сегменте экономики - отраслях реального сектора.

Учитывая сложность исследования данной проблемы, ниже предлагается разработанная авторами принципиальная схема «Основы методологии эконо­мической безопасности в реальном секторе экономики страны» (табл. 8.1), в которой систематизированы основные этапы и направления решения ком­плекса проблем по созданию системы обеспечения безопасности в реальном секторе экономики.

Данная схема может быть дополнена разделом «Инжиниринг экономической безопасности», представляющим собой новые механизмы обеспечения безопас­ности и операционные схемы для практического применения в современных конструкциях информационно-технологического обеспечения этого процесса.

Необходимо критически подойти к построению схем обеспечения экономиче­ской безопасности на основе традиционной триады: «интересы - угрозы - защи­та»2. Использование ее (при всей ее правомерности) несколько ограничивает

концептуальное видение проблем экономической безопасности в различных сферах, сужает возможности выработки системы необходимых практических мер в этой области.

Интересы- это только часть широкого спектра объектов национальной безо­пасности, причем субъективно выделяемая и динамично связанная с реализуе­мой экономической и социальной политикой, которая во многом - результат влияния отдельных групп людей и партий (на базе социально-политических предпочтений), к тому же это достаточно динамичная категория, которая мо­жет либо революционно преобразовываться, либо эволюционировать.

Угрозы- это один из многочисленных деструктивных факторов безопасно­сти, который имеет широкий диапазон негативных проявлений, в частности опасность, кризис, кризисная ситуация, катастрофа, деструкция, деформаци­онные процессы и др. К этому надо добавить, что угрозы в контексте триады безопасности постоянно трансформируются: в течение короткого времени они могут превращаться из реальных в потенциально деструктивные и наоборот.

Защита- часть мер, связанная с обеспечением стабильного и нормального развития экономики. С некоторым допущением можно утверждать, что лю­бые механизмы и инструменты, ориентированные на обеспечение устойчиво­го развития экономики, могут рассматриваться как меры по защите экономи­ческой безопасности.

Не претендуя на окончательность, но опираясь на трактовку безопасности в качестве глобального проекта нового века, можно использовать следующую схему проекта: стратегические объекты жизнеустойчивости общества, экономи­ки, государства - деструктивно-негативные тенденции развития ключевых сфер жизнеустойчивости - позитивная деятельность по отладке механизмов и инстру­ментов регулирования цивилизованного развития общества и государства.

При относительной аморфности данной схемы в широком плане она, как нам представляется, отражает реальный спектр отношений в развитии эконо­мики и общества, ориентированный на снижение уровня потенциальных угроз цивилизованному развитию, а также на ликвидацию возможных и требующих оперативной реакции деструктивных отклонений в развитии экономики и госу­дарства. Обеспечение безопасности реализуется в диапазоне выживаемость -стабильное развитие, и ближайшая ключевая задача - активная трансформация

и ускорение решения проблемы выживания и стабильного, устойчивого суще­ствования экономики и общества на цивилизованной основе.

Можно сказать, что в настоящее время Россия участвует в «конкурсе циви-лизационных проектов», один из которых - обеспечение безопасности. Цент­ральное звено этого проекта - реальный сектор экономики,ибо стабильность и цивилизация «спрятаны» не в процветании спекулятивно-финансового секто­ра, а в реальном производстве благ, эффективной работе, занятости населе­ния, удовлетворении его потребностей и сохранности жизни. Ниже предлага­ется принципиальная схема сущностной декомпозиции понятия «экономиче­ская безопасность реального сектора экономики» (рис. 8.1).

Взяв курс на построение цивилизованного демократического государства, Россия проводит реформы, в идеале ориентированные на обеспечение жиз­ненно важных национальных интересов. В ходе реформ экономика должна приобрести способность функционировать в режиме расширенного воспроиз­водства, в стране должны быть достаточно развиты отрасли и производства, имеющие жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных, так и в экстремальных условиях, обеспечивающие воспроизвод­ство независимо от внешнего воздействия.

Реформы должны привести к реальному и цивилизованному вхождению в мировое экономическое сообщество, созданию рациональной структуры внешней торговли, обеспечивающей доступ отечественных товаров перераба­тывающей промышленности на внешний рынок, максимально допустимому уровню удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (с учетом региональных особенностей).

Сложнейшая общественно-политическая и социальная обстановка, сло­жившаяся в России на рубеже веков, диктует необходимость рассматривать макроэкономические и межрегиональные тенденции и пропорции в плоско­сти их влияния на экономическую безопасность страны, прежде всего ее ре­ального сектора.

Геополитическое положение России, размеры ее территории, потенциал интеллектуальных и природно-сырьевых ресурсов, особенности самосозна­ния россиян таковы, что настоятельно требуют обеспечения адекватной под­держки ее исторически сложившегося международно-политического и воен­ного статуса.

При определении категории «экономическая безопасность» необходимо анализировать подходы, базирующиеся на оценке ее объективных сторон:

• качественное определение состояния экономики страны, которое, с точ­ки зрения общества, желательно сохранить либо развивать;

• возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жиз­ни и развития личности, социально-экономическую и политическую стабиль­ность общества и государства;

• возможность и готовность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз;

• способность поддерживать нормальные условия развития экономики, а также последовательную реализацию национально-государственных интере­сов России;

• уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, со­циально-политическую и военную стабильность при воздействии неблагопри­ятных факторов;

• способность эффективной адаптации экономики к изменяющимся усло­виям развития.

Каждая из указанных сторон, отражая определенные аспекты исследуемой категории, в целом не может быть принята в силу того, что она, во-первых,определяет какой-либо один аспект явления;

во-вторых,здесь экономическая безопасность рассматривается изолированно от процессов, порождающих не­обходимость защиты, противостояния и т.п.;

в-третьих,все они отражают данное явление в статическом состоянии, лишенном возможности развития.

Более продуктивны подходы к экономической безопасности через состоя­ние экономических отношений в целом, систему государственных гарантий, обеспечивающих защищенность личности, общества и государства от внут­ренних и внешних угроз. Ее объект (производственные отношения, выражае­мые через экономические интересы разного уровня) и субъекты (институты власти различного уровня) характеризуют экономику страны как единую си­стему. При таком подходе экономическая безопасность предстает как система отношений, прямо и непосредственно связанных с обеспечением нормально­го функционирования экономики страны и ее конкретных сфер.

В конце прошлого века доминировало традиционно-аналитическое пони­мание экономической безопасности как одной из характеристик глобального военно-стратегического противостояния двух систем. Безопасность понима­лась как обеспечение жизнеспособности экономики страны в условиях воен­ных действий (больших или меньших масштабов). В то же время многолетний мировой опыт, в частности Японии - одной из сильнейших и одновременно безъядерных держав мира, - показывает, что мощь и национальная безопас­ность государства характеризуются прежде всего состоянием экономики стра­ны, ее финансовым могуществом.

Разновидностью и модификацией традиционного подхода стало понима­ние экономической безопасности как обеспечения выживаемости страны в случае природных бедствий или экологических катастроф. На Западе доста­точно широко распространен подход, в рамках которого экономическая безо­пасность трактуется как обеспечение живучести национальных экономик в условиях мировых экономических кризисов. Однако с сентября 2001 г. (после теракта в США), а также в связи с банкротством компании Enron (США) и ряда других на первый план стали выдвигаться такие аспекты безопасности в экономической сфере, как:

• противодействие экономической поддержке терроризма, раскрытие дви­жения финансовых потоков, связаных с этими действиями (одна из мер в этой области - раскрытие информации о подозрительных счетах, об отмыва­ нии криминальных денег и др.);

• обеспечение прозрачности экономической информации о вливании фик­тивных капиталов, коррупционных банкротствах и выявление нарушений, связанных с капитализацией, собственностью и др.

Вполне обосновано в настоящих условиях использование понятия «циви­лизованная безопасность», ассоциируемого с реализацией современных эф­фективных механизмов снижения уровня угроз в рамках устоявшихся регла­ментов социально-экономических отношений цивилизованного мирового рыночного сообщества.

Можно сказать, что наблюдаются трансформационные процессы в поня­тийно-практических трактовках экономической безопасности и в России. В частности, это касается введения в обиход (научный и практический) терми­на «экономическое обеспечение национальной безопасности», что можно рассматривать как придание большей важности проблемам экономической безопасности при выработке и реализации современной политики страны.

Мы не ставим перед собой задачу проведения углубленного анализа поня­тийно-категориальных проблем, связанных с экономической безопасностью, учитывая, что данная проблема достаточно широко анализируется в ряде опубликованных работ1, однако считаем необходимым определить свою пози­цию применительно к одному из аспектов этой проблемы, а именно к эконо­мической безопасности реального сектора экономики.

Влитературе, посвященной проблемам экономической безопасности, формулируются различные ее определения, причем в большинстве из них ак­цент делается на такие критерии, как устойчивость, экономический рост2, экономическая независимость3, защита национальных интересов, социаль­ная направленность политики4. Несмотря на различия в акцентах определе­ния понятия экономической безопасности, большинство из них обоснованно ориентированы на вышеизложенные критерии.

Сложность и многогранность категории «экономическая безопасность» предопределяются действием многих объективных и субъективных факторов и обстоятельств. В решающей степени экономическая безопасность страны -функция от реализуемого политического и экономического курса. В связи с этим представляется, что существо проблемы наиболее полно отражает опре­деление экономической безопасности как устойчивого состояния активного развития, как основы стабильности национальной экономики, при которых она способна обеспечить:

а) эффективное удовлетворение общественных потребностей при условии поддержания на достаточном уровне социальной стабильности общества и государства;

б) технико-экономическую независимость, а также неуязвимость страны от внешних и внутренних угроз и влияний;

в) защиту экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках в условиях глобализационных тенденций.

Применительно к реальному сектору экономики в трактовку понятия эко­номической безопасности целесообразно включить следующие критерии: со­вокупность условий и факторов, обеспечивающих устойчивость, конкуренто­способность, эффективное использование потенциала, способность к динамич­ному экономическому подъему и характеризующих экономический суверенитет страны.Представленный комплекс критериев достаточно полно, как нам ка­жется, отражает содержание такой сложной категории, какой является эко­номическая безопасность реального сектора страны.

Анализ устойчивости и безопасности реального сектора1в одном контексте обусловлен их близостью и идеологической направленностью на обеспечение нормального, эффективного, цивилизованного развития реального сектора эко­номики (без кризисов, скачков, угроз, катастроф, кризисных рисков, опас­ностей). Они определенным образом дополняют друг друга при выработке ор­ганизационных и экономических мер и стратегических направлений разви­тия, обеспечении нормального воспроизводственного цикла экономического развития. Особенности их связаны со следующим.

Устойчивость - это категория экономических теорий развития общества, производства, государства, активно используемая в различных теоретико-методологических построениях и обоснованиях существующих и будущих процессов.

Безопасность-категория теорий, объясняющих кризисы, катастрофы, нега­тивные явления в социально-экономическом развитии. Гносеологические кор­ни этой категории (безопасность) находятся в военно-оборонной сфере, облас­ти обеспечения национальных интересов, а также частично в технико-техноло­гических системах и биологических сферах жизнеобеспечения человека.

Учитывая вышеизложенное, считаем обоснованным и целесообразным ис­пользование в системной связке этих основополагающих категорий, ориенти­рованных на поиск современной стратегии социально-экономического разви­тия общества, государства, экономики и ее ключевого сегмента - реального сектора.

В общей постановке понятие «экономическая безопасность» можно транс­формировать в понятие «устойчивость социально-экономического положе­ния». Устойчивость экономики, как будет показано в гл. 11, характеризует прочность и надежность ее базовых элементов, вертикальных, горизонталь­ных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки.

В эпоху глобальной деструкции общественных связей и отношений «лави­нообразная ломка социальных институтов и устойчивость к флуктуациям не­совместимы»2. Непринятие во внимание этих очевидных постулатов подверг­ло национальную безопасность страны катастрофическому риску. Реформа­торская элита не учла (а возможно, не могла учесть) положения, связанного со следующей аксиомой: «развитие и есть неустойчивость, и оно возможно только через нестабильность, случайность. Стадии возникновения устойчиво­сти и ее распада, равновесия и неустойчивости сменяют друг друга»1.

Развитие без угроз и кризисов по существу означает, что реальный сектор экономики в значительной мере может снизить непредсказуемость развития от подчинения слепым случайностям (или скрытым негативным последова­тельностям). Опорой в этом развитию экономики всегда служит надежность механизмов регулирования, инструментов законодательства, отвечающих объективным тенденциям развития экономики. «Естественные, максимально объективизированные решения, обладающие последовательностью и логич­ностью, способны противостоять слабым, хаотичным, неэффективным ме­рам и механизмам регулирования, которые являются скрытыми тормозами развития»2. Принимаемые в экономике решения могут только приблизить или отдалить выход реального сектора на траекторию устойчивого и стабильного развития, но не изменить целевую ориентацию.

Сложность достижения отношений асимптотического состояния, связан­ного с отсутствием внутренних катастроф и кризисов, преодолевается обес­печением устойчивости отдельных сфер экономики (отраслей производства) и ключевых ее субъектов (ячеек). История экономического развития характе­ризуется медленным уходом от простейшего устойчивого состояния экономи­ки, когда властвовал один критерий - выживание. В настоящих условиях многокритериальное^ оценок развития обусловливает и множественность форм существования, когда кризисы, угрозы, катастрофы становятся нормой общественно-экономического развития.И в этих условиях актуальной стано­вится задача предвидения этих неизбежных негативов развития и выработки мер по их смягчению (при невозможности полного устранения).

Эволюция теории экономической безопасности находит отражение в по­стулировании ряда следующих концептуальных положений:

• трактовка безопасности в плане экономического обеспечения националь­ной безопасности страны, а не как локализованного сегмента проблемы за­щиты государственных интересов;

• классическое разделение угроз безопасности на внутренние и внешние с приоритетом (в настоящих условиях) внутренних угроз (при этом необходи­мо иметь в виду, что грани между ними постепенно стираются);

• внерыночный генезис экономической безопасности, так как возникнове­ние проблем безопасности вызвано не только объективно присущими негати­вами рыночного регулирования, но и угрозами субъективно-функционального порядка, обусловленными просчетами регулирования (ошибки стратегии ре­формирования, допущение масштабной коррупции, криминализации и др.);

• необходимость определения пороговых значений индикаторов безопасно­сти для получения более жесткого инструментария выявления болевых точек развития экономики и использования количественных ориентировок при принятии государственных решений в области регулирования воспроизводст­венного процесса;

• отражение национальных интересов безопасности в сфере экономики при составлении прогнозов и программ ее развития.

При этом необходимо отметить, что содержательно-понятийная трактовка экономической безопасности пока находится в стадии становления, в науч­ной литературе встречаются различные ее толкования специалистами, что свидетельствует, с одной стороны, о важности и сложности проблемы, а с другой - о незавершенности методической проработки и необходимости даль­нейших исследований как в общетеоретическом плане, так и в теоретико-прикладном, направленном на решение проблем обеспечения безопасности в ключевых сегментах экономики, в частности в реальном секторе.

Особое внимание должно быть уделено необходимости учета,

во-первых,специфического характера объекта исследования,

во-вторых,особенностей угроз, трудно локализующихся в рамках одного сегмента развития экономи­ки страны.

Не все используемые технологии экономического регулирования могут иметь исторические аналоги. И одной из этих технологий является (в извест­ной мере) технология обеспечения (защиты) экономической безопасности страны, особенно ее реального сектора экономики. Целый ряд объективных и субъективных причин нарушил глобальную управляемость экономики, поро­дил затяжной кризис основных жизнеобеспечивающих ее сфер, что и обусло­вило необходимость постановки вопроса не только об общей экономической безопасности, но и о безопасности реального сектора - ее ключевого сегмента. В настоящее время речь идет не о локальных мерах по обеспечению экономи­ческой безопасности, масштабы явления требуют проведения целого комплек­са мер. Практически должна быть сформирована система безопасности реаль­ного сектора,которая могла бы обеспечить необходимый уровень безопаснос­ти, причем в таких ее сегментах, как продовольственная, энергетическая и, что особенно важно, техногенная безопасность. Именно на формирование этой системы и должны быть направлены усилия государства.








Date: 2015-07-27; view: 1852; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.016 sec.) - Пожаловаться на публикацию