Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учёт и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов





 

Учёт затрат на материалы

 

Учётная информация по каждому виду материалов собирается в складской карточке. Когда запасы тех или иных материалов достигают уровня заказа, заведующий складом заполняет требование для отдела закупок, где составляется заказ на поставку. При приёмке материалов на склад их осматривают и сверяют с данными накладной на груз, заполненной поставщиком, и копией заказа на поставку.

При позаказном калькулировании стоимость каждого отпущенного материала сразу относится к соответствующему номеру заказа или к накладным расходам центра ответственности. При попроцессом калькулировании отпуск материалов фиксируется по периодам и относится на выпуск в целом.

В практике управленческого учёта используются следующие системы оценок материальных затрат:

1) метод ФИФО – материалы, полученные первыми, будут отпущены первыми;

2) система средневзвешенных цен – средневзвешенная цена за единицу при выдаче материальных ценностей рассчитывается путём деления общей суммы стоимости запаса на его количество после каждой партии закупки;

3) цена замещения – расходы на материалы, предстоящие в будущем, принято считать дифференцированными, а цену на отпускаемое сырье, определяемую таким способом – ценой замещения;

4) по нормативным затратам;

5) трансфертные цены.

 

При этом относительно продукта нормы материальных затрат делятся на пять групп:

1) поопрерационная норма – регламентирует расход материалов на отдельную операцию (используются для разработки нормативно-технологических карт, смет материальных затрат и нормативных калькуляций);

2) подетальная норма - величина, которую получают в результате обобщения пооперационных норм, относящихся к отдельным наименованиям деталей;

3) поузловая норма - регламентирует расход материалов на отдельный узел;

4) поиздельная норма - рассчитывается на основе подетальных и поузловых норм расхода;

5) функциональная норма – характеризует процесс функционирования материалов в производстве; рассчитывается при усовершенствовании технологии производства и его организации.

На предприятии обычно используют различные методы учета материальных затрат, среди которых выделяют следующие:

1) метод документирования;

2) метод партионного раскроя;

3) инвентарный метод.

Метод документирования предполагает, что материальные затраты в текущем учете списываются по нормам (например, используются лимитно – заборные карты). Сверхнормативное расходование материалов оформляется специальными дополнительными документами и служит одновременно основанием для вмешательства управления и основанием для бухгалтерии на списание дополнительных материальных затрат (2.5):

 

Мз = Q · Н ± О, (2.5)

 

 

где Мз – материальные затраты;

Q – объем произведенной продукции;

Н – норма расхода материала на единицу продукции;

О – отклонение от нормы.

Метод партионного раскроя может использоваться в машиностроении, швейной, обувной промышленности, на последних переделах металлургических производств, где возникает раскрой из имеющегося материала. При этом на каждый раскройный лист или партию листов заводится учетная карта (раскройная карта), в которой указывается общее количество материала, количество заготовок, которое из него можно произвести, количество возникающих отходов.

После осуществления раскроя в этой учетной карте отражаются фактические данные. При отклонении от нормативных указываются причины отклонений, а также виновные лица.

Инвентарный метод может использоваться в пищевой промышленности, мясной, молочной и т.д. и предусматривает расчет материальных затрат по следующей формуле (2.6):

 

Мз = Онп + П - Окп, (2.6)

 

где Онп и Окп – остатки материалов на складе на начало и на конец периода;

П – поступление материалов на склад в течение периода.

 

При этом методе текущий контроль за расходованием материальных запасов не осуществляется, но, в обязательном порядке, составляются по окончании определенного периода аналитические таблицы сравнения фактических и плановых или нормативных данных о расходе материальных затрат.

Часть материальных затрат относится к прямым расходам, к разным видам продукции, работ, услуг. Часть материальных затрат относится к косвенным расходам, поэтому целью управленческого учета является организация шифров или кодов затрат, которые используются в первичной документации и дают возможность распределить материальные затраты по вышеуказанным направлениям. В связи с этим в управленческом учете формируют ведомость распределения материальных затрат по направлениям.

 

Учёт затрат на рабочую силу

 

Специальные карточки применяются для учёта затрат, связанных с использованием труда рабочих. Затраты на рабочую силу исчисляются по каждому виду деятельности, поэтому табели и карточки простоев являются источником информации, на основании которой затраты на оплату труда распределяются на различные заказы или статьи накладных расходов. Цель учёта затрат на рабочую силу – зафиксировать время, потраченное всеми рабочими на каждый вид деятельности в отдельной карточке заказов или табеле и применить соответствующую ставку почасовой оплаты.

Для учёта затрат, связанных с использованием труда рабочих, применяются следующие виды нормативов:

1) прямые нормативные трудозатраты на единицу конечной (готовой) продукции – нормативное количество трудового времени в часах, которое должно быть затрачено на производство продукции, умножается на нормативную ставку за единицу времени (нормативную часовую заработную плату);

2) величина общих нормативных издержек по трудозатратам – произведение нормативных трудозатрат на единицу продукции и количества единиц продукции, выпущенных в этот отчётный период.

 

Учёт незавершённого производства и полуфабрикатов

 

Незавершённое производство – затраты производственных ресурсов, которые в силу технологических особенностей на определённый момент ещё не превратились в готовые изделия.

Учёт незавершённого производства непосредственно связан с учётом движения деталей, узлов и полуфабрикатов. Наибольшее распространение получил межцеховый учёт движения полуфабрикатов по деталям в сопоставлении со сроками их изготовления согласно межкалендарным графикам межцеховых подач. При этом различают:

1) документальную систему учёта по накладным, сопроводительным ярлыкам, спецификациям, карточкам складского учёта и другим аналогичным документам;

2 ) бездокументальную систему учёта:

а) расчёты по актам сверок на товарный выпуск продукции по предприятию:

– первичная документация в течение месяца не оформляется;

- количество поступивших в сборочный цех деталей определяется по выпуску готовой продукции и количеству деталей каждого наименования, входящих в изделие, показанных в комплектовочных ведомостях или сборочных спецификациях, плюс количество деталей и узлов, сданных по накладным складу отдела сбыта или цеху запасных частей;

- изменение остатков незавершённого производства цехам в состав товарной продукции не засчитывается;

- не учитывается брак и потери при межцеховой транспортировке;

б) расчёты по актам сверок на товарный выпуск продукции по цеху:

– товарный выпуск цехов при использовании этого варианта совпадает с выработкой продукции бригад и её оплатой;

- изменение остатков незавершённого производства учитывается в составе выпуска продукции; учёт брака оформляется двойными актами:

А. если по вине цеха-поставщика, то из товарного выпуска исключается;

Б. если по вине цеха-получателя, то включается в товарный выпуск цеха-поставщика.

 

Т. о., нормативная система управления затратами представляет собой совокупность процедур но планированию, нормированию, отпуску материалов в производство, составлению внутренней отчётности, калькулированию себестоимости продукции, осуществлению экономического анализа и контроля на основе норм затрат.

Сущность системы нормативного управления затратами:

1) планирование затрат на основе норм;

2) документирование затрат путём выдачи разрешений на использование различных ресурсов для производственных целей, обоснованных нормами и нормативами;

3) отражение затрат на счетах бухгалтерского учёта по нормам и отклонениям от них;

4) выявление отклонений производится линейным персоналом управления в целях оперативного вмешательства в процесс формирования себестоимости на каждом уровне управления.

Нормативный учёт принято рассматривать как систему нормативного планирования и учёта затрат на производство, которая включает в себя следующие элементы:

1) нормирование сроков производства продукции, её состава и качества;

2) нормативное обоснование потребности, расходования и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также средств производства;

3) планирование, учёт и оценка экономической эффективности на основе норм и нормативов.

Выделяют три варианта организации нормативного учёта затрат:

1) учёт по нормативным затратам (2.7):

 

Нормативные +/- Отклонения от = Фактические. (2.7)

затраты нормативных затрат затраты

 

Всё движение материальных ценностей на счетах бухгалтерского учёта в этом варианте оценивают по нормам, выявленные отклонения накапливают и в конце отчётного периода присоединяют к нормативным затратам.

2) параллельный учёт фактических и нормативных затрат (2.8):

 

Фактические затраты +/- Нормативные затраты = +/- Отклонения. (2.8)

 

На счетах движение информации о затратах на производство происходит в двух оценках: по фактически сложившимся затратам и по нормативной величине затрат фактического объёма выполненных работ (услуг).

3) учёт смешанным способом – существует в двух варианта:

а) нормативная себестоимость незавершённого производства на конец месяца исчисляется как разность между нормативной суммой затрат на производство и нормативной себестоимость товарного выпуск;

б) предполагается повседневный контроль за соблюдением норм основных затрат (данные об отклонениях не отражаются на счетах бухгалтерского учёта и в бухгалтерских регистрах); незавершённое производство оценивается по нормативной себестоимости исходя из натуральных показателей балансов движения полуфабрикатов в производстве или описей незавершённого производства производственных подразделений.

 

Date: 2015-07-27; view: 895; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию