Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предложения по совершенствованию процесса управления таможенным контролем на основе системы управления рисками





 

 

Таможенный контроль - один из важнейших институтов таможенного права, под которым понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и Таможенного Союза. Таможенным Кодексом ТС установлен разрешительный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границ, в связи с чем целью таможенного контроля является определение посредством проверок соответствия таможенных операций и таможенных процедур, осуществляемых участниками таможенных отношений, требованиям таможенного законодательства РФ.

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (СУР).

Риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства России.

Основные понятия, применяемые в системе управления рисками.

Анализ риска - систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. [10,с.225] Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный. Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло, и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Потенциальный риск - это риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.

Товары риска - товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и в отношении которых выявлены риски либо существуют потенциальные риски. [10,с.227]

Область риска - отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования. [10,с.220]

Оценка риска - систематическое определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения. [10,с.231]

Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.

Цель СУР - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

- имеющих устойчивый характер;

- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

- подрывающих конкурентоспособность отечественных товаро-производителей;

- затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Применение СУР обусловлено необходимостью систематизации оснований, порядка и форм проведения таможенного контроля, что в свою очередь должно привести к предсказуемости таможенной службы во взаимоотношениях с участниками внешнеторговой деятельности.

Положительный результат применения в деятельности таможенных органов СУР подтверждает опыт работы таможенных органов зарубежных стран.

Внедрение СУР предполагает следующие этапы:

- анализ имеющихся нарушений таможенного законодательства в целях выявления существующих рисков;

- разработка соответствующей нормативной правовой базы, регламентирующей применение в деятельности таможенных органов элементов СУР;

- осуществление систематизации принимаемых мер по минимизации рисков;

- определение критериев для отнесения объектов анализа к областям риска;

- расширение практики избирательности применения форм таможенного контроля таможенными органами;

- внедрение анализа экономической эффективности принимаемых мер по минимизации рисков;

- внедрение новейших информационных технологий, включающих в себя современные каналы передачи данных, международные стандарты передачи данных, соответствующие программные средства, а также средства вычислительной техники и технические средства таможенного контроля;

- создание информационной поддержки системы управления рисками, включающей в себя различные базы данных, программные средства для их обработки.

Реализация данных мероприятий позволит отказаться от неэффективных процедур, перераспределить ресурсы на приоритетные направления работы.

Наряду со значительным количеством положительных сторон, СУР показывает и слабые стороны. Монополия ФТС России на утверждение профилей риска, которая, учитывая огромные масштабы России и недостаточную техническую оснащенность таможенных органов, делает систему «неповоротливой». [14,с.202] Необходимо использование таких подходов в функционировании СУР, которые максимально сократят временной отрезок между выявлением риска и принятием решения о применении наиболее рациональной формы таможенного контроля.

Стало ясно, что без новых принципов таможенного администрирования, таких, как электронное декларирование, предварительное информирование, невозможно эффективное функционирование СУР.

Также, СУР невозможна без отлаженной системы «обратной связи». Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку.

В целях дальнейшего совершенствования СУР, планомерной реализации принципов управления таможенными рисками предлагается:

1. Ввести систему градации профилей риска с тем, чтобы часть из них при необходимости могла утверждаться непосредственно начальниками РТУ, что позволит значительно сократить время между выявлением риска и усилением таможенного контроля до нескольких часов.

2. Создание и использование в практике работы таможенных органов информации из единого оперативно - аналитического центра системы управления рисками должно быть приоритетным направлением развития информационно-технической составляющей ФТС России. Опыт создания и внедрения аналогичных систем в таможенных службах других стран показывает, что разработка СУР - это комплексная задача, объединяющая в себе методологические, технологические, нормативно-правовые, информационно-технические, организационные и кадровые аспекты.

3. Важнейшей составляющей информационных ресурсов СУР должны стать базы данных, получаемые в ходе информационного обмена с федеральными органами исполнительной власти на основании межведомственных соглашений. Вместе с тем в обязательном порядке должна использоваться информация от таможенных служб иностранных государств.

4. В настоящее время необходима разработка программных средств, для формирования на уровне ФТС России профилей рисков в электронном виде, их хранения, доведения до таможенных органов, проверки электронной копии ГТД на соответствие профилям риска в электронном виде в ходе основного таможенного оформления и контроля.

5. Комплексный подход к выявлению рисков. Применение понятий внутренних и внешних рискообразующих факторов.

6. Значительное повышение мотивации сотрудников таможенных органов как воздействие на кадровую компоненту.

Проведенный анализ дает основание утверждать, что результативное применение на практике современных принципов управления таможенными рисками основательно затрудняется без наличия действенного организационно-функционального механизма их реализации.

Действующий сегодня механизм минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля предусматривает:

- использование различных источников информации для выявления рисков, совокупность применяемых мер по минимизации;

- применение мер по минимизации рисков в соответствии с профилем, а также самостоятельно должностным лицом таможенного органа, если это допустимо правовыми нормами;

- использование информационно-технических и программных средств при ТО и ТК, позволяющих осуществлять реализацию СУР;

- использование системы обратной связи, воплотившейся в практику реализации функции контроля и организации отчетности.

Однако стоит заметить, что на данный момент действующие механизмы минимизации рисков не совершенны, так как не учитывают всей специфики применения технических и программных средств, действие человеческого фактора, а также уровень материально-технической оснащенности некоторых таможенных постов, пунктов пропуска и их территориально-географическое положение.

Задача эффективного управления таможенными рисками является одной из наиболее актуальных и практически значимых в комплексе взаимосвязанных проблем развития таможенной службы. Первостепенной задачей является освоение новых подходов к управлению таможенными рисками, разработка более совершенных моделей систем управления рисками для принятия на этой основе обоснованных и своевременных управленческих решений.

 

 


Заключение

 

В ходе изучения темы курсовой работы я опираюсь на основные правовые источники по организации правления таможенного дела, конституция РФ, кодекс Таможенного союза, Федеральный закон о таможенном регулировании, а также на монографии, статьи ведущих ученых по избранной теме, как: Гасликова И.Р., Гохберг Л.М., Захаров В.В., Кириллов М.И., Кондрашова С. С., Самофалова Е.В. и др.

Основные выводы по итогам исследования.

Таможенная система во всех ее проявлениях: институт, организация (таможенный орган, структурное подразделение таможенного органа), технология деятельности таможенного органа, таможенные услуги, таможенный персонал - представляет собой сложный объект управления.

Главный методологический принцип подготовки управленческого решения для таможенных органов России следующий: таможенную систему необходимо рассматривать как целое, как систему, существующую в среде и взаимодействующую с другими системами. Лишь при таких условиях могут быть выявлены причины проблем, возникающих у организации, и их возможные последствия. Только на этой основе могут быть определены цели, способы и требуемые ресурсы для всестороннего решения проблемы. При этом весь процесс принятия решения должен быть систематизирован и технологичен.

Известен достаточно широкий спектр методов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Таможенный менеджмент в полном объеме опирается на принятую методологию, вариативно используя ее в зависимости от особенностей таможенной системы и характера решаемых проблем.

Применительно к таможенной практике в последние годы все более широкий интерес вызывают процессный, системный, ситуационный и активно развивающийся в настоящее время целостно-эволюционный (когнитивный) методы.

Процессный метод рассматривает деятельность таможенных органов как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и технологических функций - бизнес-процессов.

Системный метод характеризует таможенную систему как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология деятельности, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный метод концентрируется на том, что выбор управленческого решения определяется ситуацией. Поскольку имеется большое количество факторов, влияющих на таможенную систему, то не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Целостно-эволюционный, или когнитивный, метод это метод к формированию, накоплению и использованию знаний об эволюции ее целостности в условиях изменений.

Интеграция таких методов предоставляет самые широкие возможности в решении проблем, возникающих в таможенном деле, на любом уровне ее представления: институциональном, организационном, процессном, ресурсном или на уровне предоставляемых услуг - конечном результате деятельности. Роль интегратора выполняет целостно-эволюционный метод. Он объединяет в себе процессный, ситуационный и системный методы на уровне формирования знаний о таможенных процессах и таможенной организации в целом.

 


Date: 2015-07-27; view: 1276; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию