Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема соотношения наследственности и среды, биологического и социального





Биологическое – это общее по происхождению, хотя и необязательно тождественное у человека с животными. Оно близко, но неоднозначно природному – существующему и развивающемуся в человеке независимо от влияния на него других людей. Все наследственное в человеке биологическое, но не все биологическое наследственно.

Биологическое накладывает свой отпечаток на личность человека.

Социальное – это все то в человеке, что возникло в нем в процессе антропогенеза и истории человечества и возникает в онтогенезе в результате общения с другими людьми. Социально не совпадает полностью с приобретенным в личном опыте, так как не все, что приобретено человеком в процессе его индивидуальной жизни, социально. В то же время человек социален уже в момент своего рождения.

В психологии проблема соотношения социального и биологического в личности фигурирует под разными названиями:

- соотношение среды и наследственности; степень "животности" и степень "человечности" в личности;

- роль "ситуации" и "диспозиции" (черт личности, прошлого опыта, задатков) в объяснении причин поведения личности;

- внутренняя и внешняя детерминация развития личности, объективные и субъективные факторы ее развития;

- соотношение общественного и индивидуального в поступках личности и т.п.

Сторонники представлений о главенствующей роли "среды", "ситуации", "общества", "объективной" и "внешней" детерминации развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в пользу того, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности. Кто будет отрицать самые обычные факты о том, что поведение ребенка изменяется в саду, школе, на спортплощадке, в семье.

Какой бы пагубной ни была "среда", настоящие таланты пробивают себе дорогу, их задатки могут прорасти в любых, даже неблагоприятных внешних условиях. Так утверждают представители теории "наследственности" в ее традиционном варианте. Но кто станет отрицать, что человек, как и любое другое живое существо, обладает многими общими с животными формами поведения: ест, пьет, спит, размножается.

Так, в родословной Бахов кроме И.С. Баха было еще несколько десятков музыкантов. Для сторонников концепции " наследственности" - это яркий пример передачи задатков музыкальных способностей из одного поколения в другое.

В тех же фактах представители концепций "среды " видят социально-психологический механизм, иллюстрирующий роль традиций, психологического климата в семье Бахов.

Но если ни ситуация сама по себе, ни личность сама по себе не определяют большинство человеческих поступков, то что же их определяет? Ответ на этот вопрос звучит следующим образом: взаимодействие между личностью и ситуацией, взаимодействие и взаимосвязь между средой и наследственностью, между биологическим и социальным.

Поэтому надо учитывать именно взаимосвязь и взаимодействие биологического и социального.

Биологическое более значимо на уровне конкретного человека, а не общем уровне социума значительно меньше, т.е. в конкретном случае необходимо анализировать на конкретный поступок.

Мы говорим, что Личность - это совокупность социальных качеств. Но ни одно качество человека не возникает без природных задатков, в то же время ни один природный задаток не проявляется в неизменном, сформированном виде, он всегда трансформируется, преломляется через социальный опыт (так уровень интеллекта во многом задан и т.п.).

Date: 2015-07-27; view: 1749; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию