Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль художественно-прикладной деятельности в познании и развитии личности





В связи с современными социокультурными потребностями общества возникли новые проблемы гражданского, духовного, нравственного, профессионального самоопределения личности. В системе мер, обеспечивающих развитие стран и народов, культуры и духовности, образование считается ключевым компонентом, к качеству которого предъявляются серьезные требования. Особую актуальность в последнее время приобретает проблема эстетического воспитания подрастающего поколения, возрождение традиций культуры народов Российской Федерации, особенности традиций разных видов декоративно-прикладного искусства. Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Глобальной задачей в современном мире является создание единого европейского пространства. С какими ценностями войдем мы в мир европейской культуры? Как выбрать правильный путь выпускнику нашей школы? Как сориентироваться в современном мире?

Важнейшей функцией отечественного образования является сохранение, воспроизводство и развитие культуры общечеловеческой (классической), этнической (региональной и национальной), где формируется образ человека культуры, его родовые культурные качества. Сегодня в условиях становления системы образования художественно-эстетическое воспитание школьников приобретает особую роль. Это обусловлено как историческими обстоятельствами, так и требованиями современной жизни. Однако, вопросам приобщения учащихся к националъной и региоиалъной культуре, ремёслам, развития их художественно-прикладных способностей и умений уделяется недостаточное внимание.

В Конвенции о правах ребенка особо подчеркивается, что государства-участники согласны в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

- «развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

- воспитание уважения к правам человека и основным свободам, … его культурной самобытности, … к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

- воспитание уважения к окружающей природе» (статья 29)[1, 15].

Содержание образовательно-воспитательного процесса необходимо направлять на освоение учащимися приоритетных направлений базовой культуры – культуры жизненного самоопределения; нравственной культуры; интеллектуальной, экологической, физической и художественной культуры в «целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства» [2, 23].

Основным условием культурно-личностного творческого развития школьников является активное включение их во все виды деятельности – от исполнительской до творческой. Решение этих задач осуществляется «в образовательных учреждениях дополнительного образования (…на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества…» [2, 23]. Результат процесса обучения (знания, умения, практический опыт творчества) направлены на преобразование и улучшение социальной среды учащегося, так как формирование творческой личности возможно лишь в процессе творческой деятельности. Искусство является способом практически-духовного освоения мира, образной моделью человеческой жизнедеятельности. Художественно-творческая деятельность в известном смысле рассматривается как модель творческого процесса вообще. На всех возрастных этапах она выступает как особая форма духовно-практической деятельности, в которой происходит эмоционально-ценностное самоопределение человека, важнейшим средством приобщения его к общечеловеческим духовным ценностям через собственный опыт. «Искусство рождается тогда, - писал В.А. Фаворский, - когда человек любит делать вещи и в этих вещах передавать свою любовь к родной природе и людям» [3, 121]. Исчезали цивилизации, уходили мастера, многие из которых не оставив своих имен, но оставив в наследство будущим поколениям сотканные, вышитые, расписанные ткани, ковровые и керамические изделия, резьбу по дереву и камню, и многое другое. Это искусство и сегодня поражает яркостью, красочностью и особым жизнеутверждающим характером, делающее нашу жизнь красивей, уютней и теплее.

На формирование ребенка влияет жизнь общества, «пространство социума», культурное пространство народа и этноса, природа. Каждый ребенок, как и взрослый человек – «это личность, тысячами нитей связанная со своим временем, со своей ближней и дальней средой, с народом, к которому он принадлежит, с человечеством; - это индивидуальность со своим видением мира, места человека в этом мире, со своей единой внутренней жизнью» [4, 54]. Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней цельностью и нравственной, духовной устойчивостью. В связи с этим «всякое произведение искусства есть художественно-образная модель мира, в которой отражаются актуальные грани, части, аспекты мира и его основных элементов: человека, общества, цивилизации, природы» [4, 51]. Каждый отдельный художественный образ – «это клеточка единого организма – художественного образа мира». Важнейшей функцией эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышления. «В художественном образе как форме мышления, - писал Герасимов А.С., - сосредоточена огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но и хранение информации» [5, 13].

Декоративно-прикладное искусство является универсальным средством формирования и развития художественно-творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Изучая произведения народного декоративно-прикладного искусства, мы узнаем об истории их создания, можем реконструировать социально-историческую и культурную среду, в которой они были созданы, задуматься о том, какие национальные и (или) этнорегиональные связи и специфика. Декоративно-прикладное искусство имеет свои великие традиции, преисполненные вкуса, восходящего к народному искусству. О значении образа для человека Юнг писал: «Я называю образ изначальным, если он имеет древнюю природу. Я говорю о его древней природе в том случае, когда образ находится в явном согласии с известным мифологическим мотивом… Изначальный образ, также обозначаемый термином архетип, всегда является коллективным, т.е. он является общим, по меньшей мере для целых народов и эпох. Весьма вероятно, что самые важные мифологические мотивы являются общими для всех времен и народов» [6, 443]. Мифы и легенды оставляют свой след в жизни человека. Об этом писал Хардинг: «Мифы живут, переходя из поколения в поколение, как благодаря своей исторической ценности, так и в качестве воспитательного средства, помогающего людям в поисках жизненного пути» [7, 8]. Мы должны помнить, что перед нами всегда стояла и стоит задача сохранить все обретенное на протяжении веков богатство культуры, заключенное и в духовном развитии личности. Корни искусства (в том числе и декоративно-прикладного) «находятся не в нем самом, а в современном ему обществе и возрождение или упадок его есть возрождение или упадок прежде всего самого общества» [8, 52].

Особый пласт духовности гражданина России составляют общенациональные ценности, изучение которых поможет в сфере воспитания национального самосознания у подрастающего поколения. Еще К.Д. Ушинский писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда всего более и всего ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего ему ближе, со своей Родиной и со всем, что к ней относится» [9, 279]. Использование традиций декоративно-прикладного искусства – это не возвращение назад. Каждым отдельным художником «все» постигается через «себя», и определяет собой как подход к эстетическому наследию прошлого, так и те требования, которые предъявляются к искусству современному» [8, 53]. «Ни одна из великих эпох в развитии культуры не может быть воссоздана заново… Но само воспоминание о гениальных творениях далеких предшественников, попытка проникнуть в суть их замыслов и обретений плодотворны. Творческие уроки прославленных мастеров прошлого могут служить для обогащения художественного видения и мышления, помогать в постижении величия и красоты природы и человека, …могут способствовать лучшему овладению профессиональными навыками» [8, 366].

Для эффективной методики развития и художественно-эстетического воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства предполагает следующие педагогические условия:

- раскрытие роли декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике художественно-эстетического, воспитания при выделении регионального компонента образования;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей, закономерностей художественно-творческого развития учащихся.

Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают:

- готовность к продуктивной творческой деятельности;

- социальной адаптации;

- способность легко ориентироваться в решении творческих задач;

- национальное самосознание.

Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность.

Декоративно-прикладное искусство, способствующие формированию эстетического отношения к действительности, это отношение является устойчивым качеством общения с прекрасным, в умении чувствовать, понимать, оценивать, создавать.

При формировании эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству в художественной школе ведущее место должно занимать развитие конкретных художественных умений, навыков, способностей, ценностных ориентации. В результате происходят такие изменения в структуре личности учащегося, когда потребность творчества и эстетические потребности приобретают доминирующий характер.

Формирование и развитие художественных умений, способностей, эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству влияет на учебно-познавательную деятельность учащегося, на формирование их творческого потенциала, развития эстетического восприятия.

Эстетическое воспитание создает личность средствами искусства, в том числе народного. В декоративно-прикладном искусстве сохраняется связь времен, историческая память поколений, народного мировоззрения.

В настоящее время в педагогических исследованиях проблема декоративно-прикладного искусства рассматривается как одна из форм приобщения детей к мировой, национальной и региональной культуре.

Актуальность изучения народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания усиливается в связи с необходимостью сглаживания возникших межнациональных противоречий. Эстетическое воспитание, приобщение детей к творчеству - надежный путь формирования человека высокой нравственности и культуры.

Процесс познания и радость творчества в народном искусстве неотделимы друг от друга, тесно переплетены. Именно поэтому его роль в эстетическом, трудовом, нравственном воспитании подрастающего поколения велика.

Сегодня художественно-эстетическое воспитание является важным звеном целостного образования. Это обусловлено как историческими обстоятельствами, так и требованиями современной жизни.

Одним из средств решения задач художественно-эстетического воспитания являются занятия детей декоративно-прикладным искусством.

Декоративно-прикладное искусство является преобразующим искусством, художественно изменяющим окружающую материальную среду. Оно имеет два направления: образное воспроизведение действительности и декоративное ее преобразование. Как и любой другой вид искусства, декоративно-прикладное искусство выполняет двойную функцию: с одной стороны, является носителем духовной культуры, а с другой оно эффективно развивает эстетический вкус, творческое воображение, фантазию трудовые навыки, необходимые в материальной и духовной деятельности.

Выбор в качестве средства воспитания художественно–эстетической культуры декоративно–прикладного искусства объясняется тем, что по своей эстетической особенности и условности оно очень близко детям («самое близкое искусство»), по своей наглядно-образной специфике оно доступнее восприятию ребенка, чем профессиональное искусство, а практичность и разнообразие его многих жанров вызывает особый интерес и желание заниматься декоративно-прикладным творчеством. Занимаясь декоративно-прикладной деятельностью, учащиеся приобретают практические навыки, соединяя профессиональные приемы с собственной художественной выдумкой, а это способствует выявлению их творческих способностей. О важности выявления и развития творческих способностей Н.А. Бердяев писал: «Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир – микрокосмос, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но по мере расширения и просветления его сознания! внутреннее раскрывается» [10, 10]. Влияние декоративно-прикладного искусства на сознание учащихся основывается на закономерностях эстетического воспитания и художественного образования личности.

Эффективность содержания обучения декоративно-прикладному искусству определяется степенью проникновения художественных ценностей в поведение и деятельность детей, в индивидуальный опыт, мировоззрение, поведение. Исследования по проблеме детского художественного творчества доказывают, что освоение детьми различных видов искусства стимулирует формирование их художественно-творческой деятельности. Занятия декоративно-прикладным искусством развивают зрение, осязание, художественно-образное и пространственное мышление, интеллектуальную и эмоциональную среду, раскрывают творческий потенциал личности.

 

 

Date: 2015-07-27; view: 1653; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию