Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об общественных объединениях





 

Статья 39. Равенство оснований ответственности всех субъектов, действующих в сфере отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом

 

Комментарий к статье 39

 

1. Комментируемая статья является первой в главе, устанавливающей ответственность за нарушение законов об общественных объединениях.

Часть 1 комментируемой статьи носит декларативный характер и устанавливает принцип равной ответственности для всех субъектов отношений, регулируемых комментируемым Законом.

Ответственность за несоблюдение закона может быть разных видов: гражданско-правовая, административная, уголовная, налоговая.

2. В развитие закрепленной в статье 46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть вторая ст. 39 предусматривает, что граждане, чьи права, предоставленные комментируемым Законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в суд.

Виновные в нарушении законодательства могут быть привлечены к ответственности вследствие подачи иска или жалобы:

- или общественным объединением, являющимся юридическим лицом (т.е. зарегистрированным в установленном порядке, см. ст. 21);

- или заинтересованным гражданином, чьи права оказались нарушенными.

Например, нарушенными могут оказаться права гражданина, которому отказали в принятии его в члены общественной организации.

Лицо вправе выбрать любой способ защиты собственных прав.

Судебный порядок защиты подразумевает обращение с исковым заявлением в судебные органы. Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме и должно отвечать установленным требованиям. В частности, в иске должно содержаться:

- наименование суда, в который подается заявление;

- наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

- наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

- в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

- обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

- цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

- сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

- перечень прилагаемых к заявлению документов.

Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

Иные требования, предъявляемые к форме и содержанию искового заявления, содержатся в ст. 131, 132 ГПК РФ.

В Определении от 26 января 2010 г. N 155-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Любимова Алексея Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 39 Федерального закона "Об общественных объединениях" Конституционный Суд РФ установил, что по иску гражданина А.А. Любимова к профсоюзному комитету профсоюзной организации было прекращено производство по делу о признании незаконным решения об отказе в проведении внеочередного профсоюзного собрания.

В жалобе гражданин заявил, что названное законоположение не допускает возможности оспаривания в судебном порядке решений органов управления общественным объединением и поэтому нарушает его конституционные права.

Конституционный Суд РФ указал, что лицо, полагающее, что его права нарушены, вправе обратиться с иском в суд общей юрисдикции с требованием о защите нарушенных прав, и такое заявление подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Административный порядок защиты означает подачу письменной жалобы в административные органы о привлечении виновных к ответственности.

Никто не может быть ограничен в использовании обоих способов защиты, в том числе и одновременно. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Жалобу можно направлять почтовым отправлением, позволяющим установить факт ее получения адресатом (желательно заказным письмом с уведомлением и описью вложения), либо отдавать наручным под расписку уполномоченного представителя органа или организации на втором экземпляре жалобы.

Жалоба может быть подана как самим лицом, права и свободы которого нарушены, так и его представителем.

Положительным результатом применения административного или судебного порядка защиты прав может являться:

- признание нарушенного права;

- восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

- прекращение действий, нарушающих права;

- привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении (несоблюдении) прав.

Решение вопроса мирным путем возможно как на стадии досудебного решения вопроса, так и в судебном порядке путем заключения мирового соглашения. Главное состоит в том, чтобы обе стороны - и виновный, и пострадавший пришли к соглашению на условиях, которые устраивают обе стороны.

 

Статья 40. Ответственность за нарушение законов об общественных объединениях

 

Комментарий к статье 40

 

1. Комментируемая статья устанавливает ответственность за нарушение законов об общественных объединениях.

В данной статье речь идет об ответственности определенных субъектов, а именно:

- государственных органов (органов власти РФ и субъектов РФ);

- органов местного самоуправления;

- должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Норма комментируемой статьи является отсылочной. В зависимости от степени общественной опасности ответственность за различные виды нарушений законов об общественных объединениях предусмотрена уголовным, гражданским и административным законодательством Российской Федерации.

Остановимся подробнее на нормах, которые устанавливают конкретные виды наказаний за допущенные нарушения законодательства.

Уголовное законодательство предусматривает ответственность только для должностных лиц органов власти.

Статьей 136 Уголовного кодекса РФ предусматривается ответственность за дискриминацию, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, в том числе совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

Дискриминация человека (или группы людей) представляет собой намеренное ущемление прав и свобод, установленных законами об общественных объединениях.

Преступление является оконченным с момента совершения деяния.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Нарушением равноправия является только такое ущемление прав и законных интересов человека, которое совершается по мотивам дискриминации.

Статьей 142 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума.

Статьей 142.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за фальсификацию итогов голосования.

2. Административная ответственность за нарушение прав общественных объединений предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях. Отдельные статьи, посвященные ответственности государственных органов и должностных лиц за нарушение прав общественных объединений, в КоАП РФ отсутствуют.

Статьей 5.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума.

Объектом правонарушения, предусмотренного в ст. 5.7, является избирательное право граждан (право быть избранными), а также право доверенных лиц зарегистрированных кандидатов в депутаты, избирательного объединения. Виновный работодатель, в том числе орган государственной власти или местного самоуправления, может или прямо освободить от работы, или не принять необходимые меры по оформлению отпуска.

Оконченным рассматриваемое правонарушение считается с момента фактического совершения действий (бездействия), свидетельствующих об отказе предоставить отпуск, освободить от работы.

Правонарушение может быть совершено с прямым умыслом.

Статья 5.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение лицом, замещающим государственную должность или выборную муниципальную должность, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 5.8, является нарушение права избирательных объединений на активное участие в выборах, в т.ч. путем агитации.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает установленные законом условия проведения именно предвыборной агитации. Объективной стороне данного правонарушения нехарактерно бездействие.

Данное правонарушение считается оконченным с момента нарушения условий агитации.

Статьей 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за ряд нарушений порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Напомним, что согласно ч. 2 ст. 17 комментируемого Закона общественным объединениям гарантирована такая мера государственной поддержки, как закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках выполнения различных государственных программ у неограниченного круга общественных объединений.

В частности, административным штрафом в размере пятидесяти тысяч рублей наказываются должностные лица, допустившие осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ).

3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение законов об общественных объединениях в основном имеет материальный характер и чаще всего выражается в возмещении убытков виновными государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Защита прав общественных объединений возможна следующими способами, установленными ст. 12 ГК РФ:

- признание права;

- восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;

- признание недействительным решения собрания;

- признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

- самозащита права;

- присуждение к исполнению обязанности в натуре;

- возмещение убытков;

- взыскание неустойки;

- компенсация морального вреда;

- прекращение или изменение правоотношения;

- неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

- иными способами, предусмотренными законом.

Общественное объединение, право которого нарушено, как правило, может требовать полного возмещения причиненных убытков.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Убытки, причиненные общественному объединению в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Вред общественному объединению в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

 

Статья 41. Ответственность общественных объединений за нарушение законодательства Российской Федерации

 

Комментарий к статье 41

 

1. Комментируемая статья устанавливает ответственность общественных объединений за нарушение законодательства РФ. Виновным лицом может являться только общественные объединения, обладающие правами юридического лица. Это связано с тем, что только юридические лица обладают правоспособностью, а следовательно, возможностью нести ответственность.

За противоправные действия или бездействие общественных объединений, не обладающих правами юридического лица, ответственность несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений.

Норма комментируемой статьи, по сути, конкретизирует конституционную обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы.

Так, Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы к рассмотрению и указал, что "проверка же законности и обоснованности решения суда о взыскании с руководителя общественной организации, не зарегистрированной в качестве юридического лица, части суммы государственной пошлины при удовлетворении иска о запрете использования в наименовании такой организации фирменного наименования истца относится к компетенции вышестоящих судов общей юрисдикции и неподведомственна Конституционному Суду РФ (см. Определение Конституционного Суда РФ от 26 июня 2003 г. N 247-О).

Для общественных объединений, обладающих правами юридического лица, наиболее строгой мерой ответственности является ликвидация.

В соответствии со ст. 44 комментируемого Закона основанием для ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

В силу п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Так, Верховный Суд РФ отменил ранее вынесенное решение о ликвидации организации "Союз полковников", признав, что ликвидация является несоразмерной санкцией и неадекватной мерой реагирования на допущенные общественным объединением нарушения законодательства. "Поскольку запрет деятельности общественного объединения может касаться лишь тех объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации), а создание организации "Союз полковников" обусловлено исключительно общественно полезными целями и задачами, постольку вынесение судом решения о ликвидации данного объединения вследствие допущенных им нарушений законодательства, не являющихся грубыми, является неправомерным" (подробнее см. Определение Верховного Суда РФ от 15 декабря 2009 г. N 44-Г09-41).

В силу ст. 11 (п. 2) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод осуществление права на свободу объединения не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Как указывает Европейский суд по правам человека, положения ст. 11 распространяются на весь период деятельности объединений и их ликвидация также должна удовлетворять требованиям вышеуказанной нормы.

2. Нарушения закона могут выражаться в различных формах: в форме действия или бездействия. Неисполнение общественным объединением обязанностей, перечисленных в ст. 29, в любом случае является нарушением. Статья 24 комментируемого Закона запрещает общественным объединениям иметь символику, оскорбляющую национальные и религиозные чувства.

Нарушение закона может выражаться в осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям объединения, скажем, когда объединение путем благотворительной деятельности осуществляет помощь в укреплении материально-технической базы коммерческой организации. Дарение общественным объединением собственного или закрепленного за ним имущества нарушает ст. 575 ГК РФ. Нарушением является неоформление или ненадлежащее оформление хозяйственных операций оправдательными документами, уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента.

Часть 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает "создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни", а ч. 2 ст. 29 Конституции РФ запрещает "пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду", а также "пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства".

Ответственность общественных объединений и входящих в их руководящие органы лиц за нарушения законодательства наступает в соответствии с федеральными законами.

Одним из таких законов является Федеральный закон "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности". В соответствии со ст. 31 названного Закона за невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

В п. 5 ст. 6 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" закреплен запрет использовать символы и наименование политической партии, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства. При нарушении этого требования политической партии может быть отказано в государственной регистрации. Названный Закон запрещает создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. При нарушении этого требования политической партии может быть отказано в государственной регистрации.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ устав политической партии должен содержать положения, определяющие права политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в области управления денежными средствами и иным имуществом, финансовую ответственность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений и порядок отчетности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений.

Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении имуществом. При недостаточности указанного имущества субсидиарную ответственность по обязательствам регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии несет политическая партия (п. 4 ст. 28 ФЗ от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ).

В случае, если местное или первичное отделение политической партии не является юридическим лицом, ответственность за допущенные указанным местным или первичным отделением нарушения несет соответствующее региональное отделение политической партии (п. 4 ст. 39 ФЗ от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ).

3. Часть 3 ст. 41 комментируемого Закона распространяется на все виды общественных объединений, как являющихся юридическими лицами, так и не имеющих статуса юридического лица.

Ответственность за непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, установлена ст. 19.7.5-2 КоАП РФ. Наказуемым является непредставление или несвоевременное представление общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента, в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим государственным органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Размер штрафа является ощутимым: он составляет для должностных лиц в размере от десяти тыс. до тридцати тыс. руб.; для юридических лиц - от ста тыс. до трехсот тыс. руб.

Общественное объединение, выполняющее функции иностранного агента и осуществляющее деятельность не будучи включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, подлежит административному штрафу от трехсот тыс. до пятисот тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ). Административный штраф может быть наложен и на должностных лиц в размере от ста тыс. до трехсот тыс. руб.

Издание общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента, материалов и (или) их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети Интернет, без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента, является еще одним составом административного правонарушения, установленным ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ.

Гарантией реализации ст. 43 комментируемого Закона о последствиях приостановления деятельности общественного объединения служит ст. 20.28 КоАП РФ, включающая в себя два состава правонарушений:

- во-первых, организацию деятельности общественного объединения (иной некоммерческой организации), в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности, а также участие в такой деятельности (наказанием является административный штраф на организаторов в размере от одной тыс. до двух тыс. руб.; на участников - от пятисот рублей до одной тыс. руб.);

- во-вторых, организацию деятельности общественного объединения (иной некоммерческой организации), выполняющего функции иностранного агента, в отношении которой принято решение о приостановлении ее деятельности, либо участие в такой деятельности (наказывается административным штрафов на организаторов в размере от тридцати тыс. до пятидесяти тыс. руб.; на участников - от трех тыс. до пяти тыс. руб.).

Как мы видим, ответственными за нарушения, предусмотренные административным законодательством, признаются и должностные лица общественных объединений, и сами общественные объединения.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных отдельными нормами КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, и контроля за их деятельностью, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа (п. 4 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Приведенную норму можно соотнести с положениями п. 1 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", называющими Министерство юстиции Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций. Следовательно, должностные лица Минюста России и его территориальных органов являются уполномоченными в силу п. 4 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях.

Речь идет о следующих составах административных правонарушений:

- нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ);

- неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ);

- невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ);

- непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ);

- непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ);

- непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ);

- осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ);

- издание некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, материалов и (или) их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети Интернет, без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента (ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ).

Статья 14 УК РФ устанавливает понятие преступления, под которым признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания, а согласно ст. 19 УК РФ уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

Уголовно наказуемые деяния (преступления), совершенные лицами, входящими в руководящие органы общественных объединений, влекут равную ответственность при доказательстве их вины. Вина может выражаться как в форме прямого или косвенного умысла, так и в форме неосторожности.

Деяния могут быть признаны преступными только в судебном порядке.

Лица, входящие в руководящие органы общественных объединений, могут по решению суда нести ответственность как руководители преступных сообществ. Другие члены и участники таких объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали (как подстрекатели, пособники).

С 21 ноября 2012 г. в Уголовный кодекс РФ включен специальный состав преступления, специальными субъектами которых являются только учредители, члены и (или) участник, руководители некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений. Итак, уголовно наказуемыми являются:

- создание общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением (ч. 1 ст. 239 УК РФ);

- создание некоммерческой организации, включая общественное объединение (в том числе выполняющее функции иностранного агента), либо структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, деятельность которых сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство такой организацией либо структурным подразделением (ч. 2 ст. 239 УК РФ);

- участие в деятельности общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний (ч. 3 ст. 239 УК РФ);

- пропаганда создания общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний (ч. 3 ст. 239 УК РФ);

- пропаганда создания некоммерческой организации, включая общественное объединение (в том числе выполняющее функции иностранного агента), либо структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, деятельность которых сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство такой организацией либо структурным подразделением (ч. 3 ст. 239 УК РФ).

Выполнение обязанности, предусмотренной п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", подкреплено уголовной ответственностью для нарушителей данной нормы. Статьей 330.1 УК РФ предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на два года за злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента. Речь идет об обязанности по представлению документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Субъектами преступления, предусмотренного ст. 330.1 УК РФ, могут быть тоже только специальные субъекты - постоянно действующий исполнительный орган и иные уполномоченные должностные лица общественных объединений и иных некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В соответствии со ст. 33 УК РФ соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.

Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.

К нормам, по которым могут быть привлечены руководители, учредители, члены и (или) участники общественных объединений, помимо нормы ст. 239 УК РФ, относятся следующие:

- терроризм (ст. 205);

- захват заложников (ст. 206);

- создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а равно руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ст. 210);

- уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243);

- надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244);

- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278);

- вооруженный мятеж (ст. 279);

- возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282);

- организация экстремистского сообщества (ст. 282.1);

- организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2);

- наемничество (ст. 359).

Напомним, что согласно ст. 16 комментируемого Закона "запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни". Этому запрету соответствуют нормы ст. 208 УК РФ, устанавливающей ответственность за создание и участие в вооруженных формированиях, не предусмотренных федеральным законом.

Под организацией деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности (ч. 1 ст. 282.2 УК РФ), следует понимать действия организационного характера, направленные на продолжение или возобновление противоправной деятельности запрещенной организации (например, созыв собраний, организация вербовки новых членов, шествий, использование банковских счетов, если это не связано с процедурой ликвидации).

Под участием в деятельности экстремистской организации (ч. 2 ст. 282.2 УК РФ) понимается совершение лицом умышленных действий, направленных на осуществление целей экстремистской организации (проведение бесед в целях пропаганды деятельности запрещенной организации, вербовка новых участников, непосредственное участие в проводимых мероприятиях и т.п.).

При совершении организатором (руководителем) или участником экстремистской организации конкретного преступления его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 или ч. 2 ст. 282.2 УК РФ и соответствующей статьей Уголовного кодекса РФ.

Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного объединения, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Добровольное прекращение может выражаться, например, в выходе из состава экстремистской организации, невыполнении распоряжений ее руководителей, отказе от совершения иных действий, поддерживающих существование организации, отказе от совершения преступлений.

При решении вопроса о разграничении преступлений, предусмотренных статьей 282.2 УК РФ, и административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.28 КоАП РФ, необходимо учитывать, что организация деятельности и участие в деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности, влекут административную ответственность, а совершение указанных действий при наличии вступившего в законную силу решения о ликвидации или запрете деятельности общественного или религиозного объединения в связи с осуществлением им экстремистской деятельности влечет уголовную ответственность (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности").

Преступным считается использование лицом, выполняющим управленческие функции в общественном объединении, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. За такое деяние лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 201 УК РФ или по ч. 2 той же статьи, если деяние повлекло тяжкие последствия.

Члены и участники общественных объединений несут ответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Статья 35 УК РФ устанавливает, что преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях.

Лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими, подлежит уголовной ответственности за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, а также за все совершенные организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несут уголовную ответственность за участие в них в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.

Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) влечет более строгое наказание на основании и в пределах, которые предусмотрены УК РФ. Оно признается обстоятельством, отягчающим наказание.

 

Статья 42. Приостановление деятельности общественных объединений

 

Комментарий к статье 42

 

1. Комментируемая статья устанавливает основания приостановления деятельности общественных объединений, называет органы, уполномоченные инициировать приостановление деятельности и принять решение о приостановлении, а также основные этапы названной процедуры.

Приостановление деятельности применяется в отношении всех общественных объединений, вне зависимости от того, прошли они государственную регистрацию создания или нет.

Суть приостановления деятельности заключается во временном запрете реализации отдельных прав общественных объединений, которые названы в ст. 43.

Из данной статьи следует, что приостановление возможно в следующих случаях:

- в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям (заметим, что предлог "и" означает одновременное наличие обоих названных фактов);

- в случае наличия оснований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности";

- в случае введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации.

Наиболее существенным среди возможных нарушений является нарушение ч. 5 ст. 13 Конституции о запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Общественное объединение также может нарушить и соответствующие положения Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" и Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении", о которых см. комментарий к ст. 1, и др. законов.

В ч. 4 имеется отсылочная норма к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", в котором содержатся некоторые возможные основания для приостановления деятельности. Каковы же эти основания? Они перечислены в ст. 10 названного Закона: осуществление общественным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству либо создающей реальную угрозу причинения такого вреда.

О том, что собой представляет экстремистская деятельность, см. комментарий к ст. 16.

2. В чем же заключается процедура приостановления деятельности?

При выявлении оснований для приостановления деятельности общественного объединения в его руководящий орган вносится представление.

Вносить представление уполномочены, во-первых, федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган по месту нахождения соответствующего общественного объединения (т.е. Министерство юстиции России и его территориальные органы), а во-вторых, Генеральный прокурор РФ или подчиненный ему соответствующий прокурор. Рассмотрим процедуру приостановления деятельности каждым из двух указанных органов в отдельности, поскольку регулируются они разными нормами законодательства.

Итак, приостановление деятельности общественного объединения может быть одним из мер реагирования на выявленные в результате контроля нарушения законодательства со стороны центрального аппарата или территориального органа Минюста.

Помимо ч. 1 комментируемой статьи следует обратить внимание на ст. 10 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", согласно которой основанием для приостановления деятельности общественного объединения является одновременное наличие двух условий:

- осуществление общественным объединением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда;

- обращение центрального аппарата (территориального органа) в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения либо запрете деятельности.

Как мы понимаем, нарушение законодательства об экстремистской деятельности является одним из нарушений, о которых идет речь в ч. 1 ст. 42.

Нарушения выявляются органом Минюста России в ходе осуществления контроля. С учетом характера выявленных фактов нарушений уполномоченным специалистом готовится служебная записка и проект распоряжения Минюста России (территориального органа) о приостановлении деятельности общественного объединения.

В предупреждении указываются следующие сведения:

- указание на нарушения, послужившие основанием для вынесения представления;

- ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, которые были нарушены;

- дата составления и номер представления, направленного в адрес руководящего органа общественного объединения;

- наименование, место нахождения и сведения о государственной регистрации общественного объединения;

- срок приостановления деятельности общественного объединения (не более 6 месяцев в случае приостановления деятельности общественного объединения по основаниям, предусмотренным ст. 10 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", до рассмотрения судом заявления о ликвидации общественного объединения);

- указание на то, что в случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

Распоряжение о приостановлении деятельности общественного объединения подписывается заместителем Министра юстиции РФ.

Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественным объединением устраняется нарушение, послужившее основанием для приостановления деятельности, то Минюстом России (территориальным органом) принимается распоряжение о возобновлении деятельности объединением. Срок подготовки проекта распоряжения Минюста России (территориального органа) о возобновлении деятельности общественного объединения или религиозной организации составляет три рабочих дня со дня получения документов об устранении нарушений.

В случае неустранения нарушений общественным объединением в течение предоставленного срока Министр юстиции Российской Федерации рассматривает вопрос о подготовке искового заявления о ликвидации общественного объединения либо о продлении сроков устранения нарушений в случае невозможности их своевременного устранения вследствие обстоятельств непреодолимой силы или поступления от общественного объединения информации о принятии конкретных мер по устранению нарушений, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения. Действие выполняется в течение 30 календарных дней.

Центральный аппарат (территориальный орган) Минюста России по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены частями 3, 4, 5 ст. 29, а также по основаниям, предусмотренным ст. 44. Порядок обращения в суд с заявлением о приостановлении деятельности, признании прекратившим деятельность в качестве юридического лица, ликвидации некоммерческой организации определен процессуальным законодательством.

Органы прокуратуры также уполномочены приостанавливать деятельность общественных объединений (ч. 1 ст. 42).

Правомочие прокурорских работников вносить представления основывается на ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации", согласно которой представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В представлении обязательно устанавливается срок, в течение которого общественное объединение обязано устранить допущенные нарушения. Этот срок обычно составляет один месяц (в частности, если срок устанавливается прокурорскими работниками) или несколько месяцев.

После истечения срока, предоставленного общественному объединению для устранения нарушений, соответствующий орган оценивает, устранены ли нарушения. Результаты такой оценки закрепляются письменным решением органа или должностного лица, которые ранее внесли соответствующее представление. Максимальный срок приостановления деятельности составляет шесть месяцев.

3. Следующим этапом после вынесения решения о приостановлении деятельности может являться подача соответствующим органом заявления о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности, которое подается в суд. Процедура ликвидации общественного объединения осуществляется в соответствии с правилами ст. 44.

Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного или религиозного объединения либо запрете его деятельности, данное объединение возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.

Приостановление деятельности политических партий осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О политических партиях".

Перечень общественных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, подлежит размещению в международной компьютерной сети Интернет на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений. Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством РФ.

4. В ч. 5 ст. 42 законодатель устанавливает, что порядок приостановления деятельности общественных объединений в случае введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом. В настоящее время таким законом является Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", о котором мы уже упоминали (см. комментарий к ст. 1).

Как уже упоминалось ранее, целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

Введение чрезвычайного положения, а также временные ограничения и меры, вводимые на период чрезвычайного положения, устанавливаются в случае необходимости указом Президента РФ. Одной из возможных мер является приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.

5. В отношении политических партий законодателем установлены некоторые особенности приостановления их деятельности.

Назовем некоторые из них. Так, срок устранения выявленных нарушений не должен составлять менее двух месяцев. В случае, если политической партией в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального уполномоченного органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального уполномоченного органа (п. 1 ст. 39 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях").

Уполномоченные органы вправе внести в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения после вынесения двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или если они не признаны судом не основанными на законе. Заявление федерального уполномоченного органа или его территориального органа в суд о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения не может быть внесено в суд в период рассмотрения им жалоб на указанные предупреждения.

Не допускается приостановление деятельности политической партии со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов Президента Российской Федерации до дня официального опубликования результатов соответствующих выборов. Кроме того, недопустимым является приостановление деятельности регионального отделения политической партии в период со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ до дня официального опубликования результатов указанных выборов (за некоторыми исключениями, установленными ст. 39).

6. Интересно, что в дополнение к ответственности, предусмотренной комментируемой статьей для общественного объединения, КоАП РФ установлена самостоятельная ответственность для учредителей, а также участников и членов общественного объединения, в отношении которого вынесено и вступило в законную силу решение о приостановлении деятельности этого объединения. Наказуемым является, во-первых, организация такого общественного объединения и участие в его деятельности, за которую предусмотрено наложение административного штрафа на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на участников - от пятисот до одной тысячи рублей. Во-вторых, более строгое наказание в виде штрафа на организаторов в размере от тридцати тыс. до пятидесяти тыс. рублей; на участников - от трех тыс. до пяти тыс. руб. предусмотрено за организацию деятельности общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, в отношении которой принято решение о приостановлении его деятельности, либо участие в такой деятельности.

 

Статья 43. Последствия приостановления деятельности общественного объединения

 

Комментарий к статье 43

 

1. Последствия приостановления деятельности общественного объединения выражаются в ряде временных запретов осуществлять отдельные правомочия, которые принадлежат общественному объединению в соответствии со ст. 27 и иными нормами комментируемого Закона.

Срок действия временных запретов устанавливается в решении суда. Он исчисляется с момента вступления в силу такого решения суда (см. ст. 42 и комментарий к ней).

Во-первых, временно приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации.

Во-вторых, общественному объединению запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия.

В-третьих, общественному объединению запрещается принимать участие в выборах.

О том, в чем заключаются вышеперечисленные права общественных объединений, см. комментарий к ст. 27.

В-четвертых, общественное объединение, деятельность которого приостановлена, не вправе использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

По договору банковского счета банк обязан принимать и зачислять поступающие на счет, открытый общественной организации (клиенту, вкладчику по счету), денежные средства, выполнять распоряжения общественного объединения о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Общественные объединения не вправе перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам.

Договор банковского вклада заключается общественным объединением в письменной форме.

В случае приостановления деятельности объединения в банк направляется соответствующее решение о приостановлении и банк, руководствуясь этим решением, не совершает операции по вкладу. Вклад может быть использован только на цели, прямо установленные в ч. 1 ст. 43, а именно на:

- расчеты по хозяйственной деятельности (например, на оплату по договору подряда);

- расчеты по трудовым договорам (т.е. на выплату заработной платы работникам общественного объединения);

- возмещение убытков, причиненных действиями общественного объединения (например, на ежемесячные выплаты компенсации вреда здоровья бывшего работника на основании решения суда);

- уплату установленных налоговым законодательством налогов, сборов и штрафов.

2. Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного объединения оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, общественное объединение возобновляет свою деятельность.

В противном случае общественное объединение может быть ликвидировано в порядке, установленном ст. 44.

Возобновление деятельности после временного перерыва не происходит автоматически: для этого требуется формальное основание. Таким основанием для возобновления деятельности служит решение органа или должностного лица, приостановивших эту деятельность.

Так, по одному из дел судом было установлено наличие серьезных нарушений закона Санкт-Петербургской общественной организацией "Саентологический центр", допущенных в период приостановления деятельности указанного объединения. Названной организации направлялось письменное предупреждение о нарушении закона, выразившемся в неоказании содействия представителям органа, принимающего решение о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью данной общественной организации в связи с проверкой ее соответствия уставным целям и действующему законодательству Российской Федерации, а также нарушении в деятельности организации принципов гласности и общедоступности. После этого в связи с неисполнением требований, содержащихся в указанном предупреждении, в адрес общественной организации направлено письменное представление с повторным предупреждением о нарушении требований закона. Наконец, Главным управлением Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было издано распоряжение о приостановке деятельности организации сроком на три месяца в связи с неисполнением действующего законодательства и положений устава организации.

Проверка показала, что сотрудники организации, проводящие процедуры одитинга и очищения, не имеют медицинского образования, не ведут учета соматических и (или) психических заболеваний, а также медицинского контроля за состоянием лиц, проходящих указанные процедуры. Также судом установлено, что деятельность Центра не соответствует уставным целям, так как пропаганда идей и учения Л.Р. Хаббарда подменена образовательной деятельностью, подлежащей лицензированию, при отсутствии у общественной организации соответствующей лицензии. Эта деятельность осуществляется на платной основе, которая регистрируется как членский взнос, размер которого зависит от характера услуги (подробнее см. Определение Верховного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N 78-Г07-46).

Если же суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного объединения либо о запрете его деятельности, оно возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 комментируемого Закона решение о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения может быть обжаловано в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами.

Так, Верховным Судом РФ дело по заявлению о ликвидации общественного объединения направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как суд неправильно истолковал закон, посчитав, что связанные с приостановлением деятельности ограничения, указанные в статье 43 комментируемого Закона, должны были соблюдаться организацией только в период приостановления ее деятельности по решению регистрирующего органа. Однако по смыслу ч. 2 ст. 43 комментируемого Закона возобновление деятельности общественного объединения после ее приостановления допускается лишь в случае устранения нарушений, послуживших основанием для приостановления, по решению органа или должностного лица, приостановившего эту деятельность (см. Определение Верховного Суда РФ от 28 марта 2006 г. N 45-Г06-6).

Напомним, что неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ (см. ст. 29 и комментарий к ней).

Отдельно оговоримся, что в Федеральном законе "О политических партиях" в качестве последствий приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделе

Date: 2015-08-15; view: 620; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию