Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стратегия № 6: «Использовать пульт управления памятью». Польза от воспоминаний
И вновь одним из самых эффективных способов стимулирования интеграции является пересказ истории. В Главе 2 мы говорили о важности изложения произошедшего для интеграции вашего левого и правого полушарий. Пересказ событий – средство не менее мощное для интеграции имплицитной и эксплицитной памяти. Правда, иногда ребенок находится под гнетом столь болезненных переживаний прошлого, что может оказаться не готовым вспомнить весь этот травматический опыт. В таком случае полезно ввести в дело его внутренний видеоплейер, который снабжен пультом управления, позволяющим воспроизводить былые переживания в своем сознании. Пульт можно также использовать, чтобы поставить на паузу, включить обратную перемотку или ускоренную промотку вперед. Подобно тому, как мы ускоренно проматываем страшные моменты фильма или возвращаемся в начало записи, чтобы посмотреть любимые моменты. Психологическая перемотка служит инструментом, обеспечивающим человеку определенный контроль над процессом возвращения к неприятным воспоминаниям. Вот как один отец использовал это методику. Десятилетний сын Дэвида, Эли, удивил его, сказав, что в этом году не хочет участвовать в гонках «Пайнвуд Дерби»[15]среди младших скаутов. Дэвид был поражен, поскольку каждую зиму одной из самых важных вещей для Эли была работа с его отцом над машинкой. Они строгали, точили и красили сосновый брусок, превращая его в спортивный автомобиль. После нескольких бесед Дэвид понял, что Эли не желает даже близко подходить к деревообрабатывающим инструментам, особенно тем, у которых есть лезвия. Отсюда было уже совсем легко усмотреть связь новой фобии Эли с эпизодом, произошедшим за несколько месяцев до этого. Прошедшим летом Эли взял в парк свой перочинный ножик без разрешения родителей. Они с его другом Райаном резали и строгали ножом ветки, пока не произошел несчастный случай. Когда Райан вырезал что-то из корня, нож соскользнул и воткнулся ему в ногу, что привело к сильному кровотечению и поездке на машине «Скорой помощи» в медпункт. После нескольких стежков Райан был в порядке и, кажется, даже не был сильно травмирован всем произошедшим. Но Эли очень нервничал, ожидая возвращения друга, – волновался о его состоянии. Склонный к сочувствию, ответственный мальчик Эли не мог спокойно пережить тот факт, что это именно его ножик, взятый в парк без разрешения, ранил его друга и принес столько неприятностей. Родители обоих мальчиков в тот вечер собрались вместе с детьми и дали им возможность рассказать все, что произошло. Оба ребенка с виду смогли оставить позади эти переживания. Однако теперь, несколько месяцев спустя, пережитое, со всей очевидностью, стало влиять на Эли, хотя он и не осознавал этого. Он, судя по всему, не связывал свой страх перед деревообрабатывающими инструментами с тем, что произошло с Райаном и его ножом. Дэвид решил помочь Эли воспроизвести содержимое имплицитной памяти, сделав его эксплицитным. Он позвал своего сына в гараж, где находились все инструменты. Как только Эли вошел в гараж и посмотрел на электропилу, его глаза расширились, и отец увидел на лице ребенка страх. Он старался выглядеть спокойно, когда сказал: – Пап, я не хочу делать деревянную машинку в этом году. Дэвид произнес как можно более ласковым голосом: – Я знаю, сын, и, кажется, понимаю почему. Он рассказал Элии о связи между изготовлением машинки для гонок и инцидентом с ножом, но Эли не принял этого объяснения. Он сказал: – Нет, это не поэтому, просто сейчас у меня очень много дел в школе. Однако Дэвид настаивал: – Я знаю, что у тебя много дел, но думаю, что это не единственная причина. Давай еще раз поговорим о случившемся в тот день в парке. На лице Эли снова появился страх. – Пап, это было очень давно. Нам не нужно говорить об этом. Дэвид убедил его, а затем научил полезному методу обращения с болезненными воспоминаниями. Он сказал сыну: – Я буду рассказывать историю так, как ты рассказал ее мне прошедшим летом, а ты постарайся представить все произошедшее, как будто смотришь воображаемое DVD. Эли перебил его: – Пап, я действительно не хочу. – Я вижу, что не хочешь, – сказал Дэвид, – но сейчас я скажу кое-что хорошее. Тебе нетрудно представить себе, что ты держишь в руках пульт дистанционного управления, такой же, каким мы пользуемся дома, когда смотрим кино. И как только я подойду к той части истории, о которой ты не желаешь вспоминать, просто нажми паузу. Когда ты скажешь «Пауза», я остановлюсь. Затем мы можем промотать эту сцену. Мы можем так сделать? Эли медленно сказал: – Хорошо – так дети отвечают на просьбу, которая кажется им сумасшедшей. Дэвид начал рассказывать историю. Как Эли пришел в парк, как они с Райаном резали кору и так далее. Когда он произнес: «Затем Райан поднял корень и начал вырезать на нем…» – Эли включился. – Пауза, – сказал он тихо, но с усиленной интонацией. Дэвид сказал: – Хорошо. Теперь мы проматываем запись до медпункта. – Дальше. – До возвращения Райана домой? – Дальше. – До того момента, когда мы перебрались к нам в дом в тот вечер? – Хорошо. Тогда Дэвид рассказал о радостной встрече друзей – как они приветствовали друг друга, затем пошли вместе играть в видеоигры. Дэвид напомнил, что Райан и его родители подчеркивали: они ни в чем не обвиняют Эли и рассматривают все произошедшее как несчастный случай. Дэвид посмотрел на своего сына: – Так все было, да? – Ага. – За исключением того, что мы пропустили. – Я знаю. – Давай перемотаем запись назад, к тому месту, где мы сделали паузу, и посмотрим на то, что случилось. И помни – мы уже видели, что все закончилось хорошо. – Ладно. Дэвид вернул Эли к самым болезненным эпизодам повествования, и временами Эли снова использовал свою кнопку паузы. Постепенно они вспомнили всю историю, и в процессе припоминания Эли начал понимать, что его страхи связаны с ножами и резанием. К тому моменту, как они вернулись к счастливому концу истории, Дэвид мог заметить, как мышцы Эли расслабились и напряжение в его голосе значительно снизилось. В течение нескольких следующих недель они возвращались к истории и пересказывали ее, и Эли по-прежнему чувствовал себя несколько нервозно рядом с ножами, но с помощью отца его гиппокамп интегрировал имплицитные воспоминания в эксплицитное осознание. В результате Эли сумел справиться со всплывшими проблемами. После этого они с отцом сделали одну из лучших машинок для «Пайнвуд Дерби», которая у них когда-либо была, и назвали ее «Fear Factor» («Фактор Страха»), написав название с каждой стороны машинки страшными буквами в стиле «Хэллоуин». Помните, что ваша цель – помочь ребенку выявить неприятный опыт, влияющий на него неосознанно – рассыпанные в мозге элементы мозаики, – и сделать эти переживания открытыми, чтобы всю мозаичную картину можно было видеть ясно и осознавать. Рассказав ребенку о «пульте управления», с помощью которого можно контролировать свой внутренний видеоплейер, вы делаете процесс пересказа травмирующей истории гораздо менее пугающим, поскольку предлагаете ему определенный контроль над тем, что с ним происходит. В результате он может действовать в своем собственном режиме. Тогда при взгляде на опыт, который его пугает (или вызывает гнев, или сильное огорчение), над ним не будет довлеть необходимость непосредственно пережить его весь, сцена за сценой.
|