Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические основания





В теоретическом подходе Кэттелла к мотивации поведения предполагается, что мотивы проявляются в аттитюдах. Так, например, тот факт, что некоторый индивидуум очень заинтересован в получении денег, должен отражаться в силе его побуждения (drive).

Cattell и Child (1976) использовали динамическую решетку, чтобы показать, как такие аттитюды могут соотноситься с побуждениями. В данном примере наличие денег желательно для высокой самооценки (самоощущение), для обеспечения своей семьи (супружеские чувства) и для гарантированного будущего своих детей (эрг защиты). Обратите внимание, что здесь предполагается конечное количество побуждений у людей, как следует, например, из представлений McDougall (1932). Считается, что побуждения могут быть двух видов: (1) эрги, базовые для всех человеческих существ (например, половое побуждение); и (2) чувства, сформированные культурой и воспитанием (такие, как чувства к семье). Если мы в чем-либо заинтересованы, то наши аттитюды зависят существенным образом от того, как посредством активности они выражаются в наших побуждениях и чувствах. Интерес к психоанализу, например, может оказаться средством выражения полового побуждения. Все это означает, что сущность объективных тестов, предназначенных для измерения мотивационных факторов, связана с аттитюдами и интересами.

Заслуживает упоминания еще один аспект теоретического подхода, принятого Кэттеллом и его коллегами. Это касается силы интереса. Два человека могут быть заинтересованы в одном и том же. но их интересы могут значительно различаться по силе. В работе, проведенной Cattell и Child (1975), четко показано, что из анализа аттитюдов с помощью объективных тестов, выделяются факторы силы и интересов, как и факторы, отражающие структуру интересов, то есть основные человеческие побуждения, эрги и чувства.

Принципы конструирования объективных тестов мотивов должны исходить из этих основополагающих теоретических положений. Это основа для измерения мотивов при помощи тестов аттитюдов и интересов. Cattell и Kline (1977) перечисляют шестьдесят восемь психологических принципов, на которых должно основываться измерение мотивов. Их можно также найти в Cattell и Kline (1975). Эти принципы приведены в табл. 4.1.

Как это подробно описано у Cattell и Child (1975), многие из этих принципов были реализованы в тестах и в воспроизводимых (повторно измеряемых) факторах силы интереса, были выделены и некоторые отчетливые эрги и чувства. Например, были опубликованы групповой тест MAT (Cattell и др., 1970) и его версия для подростков – SMAT.

Таблица 4.1. Некоторые принципы измерения мотивов, применяемые при конструировании тестов

С возрастанием интереса в направлении действия ожидайте, что будут нарастать:

(1) Предпочтения. Готовность признать предпочтение в направлении действия.

(2) Аутизм: неправильное, искаженное восприятие объектов, звуков и т.п., в соответствии с интереумым (примером является исследование Брунера по восприятию величины монет).

(3) Аутизм: ошибочные убеждения. Необоснованная уверенность в том, что факты и происходящие события благоприятствуют направлению действий.

(4) Искажение логических построений: средства – конечный результат. Готовность утверждать, что малоэффективные средства достижения цели в действительности являются эффективными.

(5) Искажение логических построений: конечный результат – средства. Готовность утверждать, что конечного результата можно легко достичь при помощи несоответствующих для этого средств.

(6) Искажение логических построений: индуктивных.

(7) Искажение логических построений: дедуктивных.

(8) Искажение логических построений: выявление отношений из воспринимаемого (напр., аналогий).

(9) Выбор вспомогательных средств. Готовность использовать землю, труд и капиталовложения во имя интереса.

(10) Макиавеллианизм. Желание использовать предосудительные средства для достижения конечного результата во имя своего интереса. (Желание достичь цели любой ценой – все средства хороши).

(11) Предпочтения в воображении. Готовность выбирать связанные с интересом темы для чтения, рассказа или объяснения.

(12) Предпочтения в размышлениях. Проведение времени в размышлениях над тем. что связано с интересом.

(13) Предпочтения в идентификации. Предпочитает быть похожим на индивидуумов, одобряющих направление его действий.

(14) Защитная сдержанность (скрытность). Запинание ("спотыкание") при перечислении (назывании) негативных последствий избранного направления действий.

(15) Защитная беглость речи. Беглость речи при перечислении позитивных следствий направления действий.

(16) Защитная беглость речи. Беглость речи при перечислении оправдывающих обстоятельств в пользу действия.

(17) Рационализация. Готовность интерпретировать информацию таким образом, чтобы представить свой интерес в более респектабельном виде, чем он есть, и т.п.

(18) Наивная проекция. Ошибочное восприятие других людей как имеющих его собственные интересы.

(19) Истинная проекция. Ошибочное восприятие других людей как осуществляющих столь же предосудительное поведение, связанное с преследованием интереса, как его собственное.

(20) Проекция Id. Ошибочное восприятие других как имеющих его собственные примитивные желания, связанные с интересом.

(21) Проекция Superego. Ошибочное восприятие других как имеющих его собственные убеждения в правоте, связанные с интересом.

(22) Чувство вины. Выражение чувства вины от неучастия в деятельности, связанной с интepecoм.

(23) Вовлеченность в конфликт. Трата времени на принятие решения при выборе путей для реализации интереса (оба альтернативных пути благоприятны для реализации интереса).

(24) Вовлеченность в конфликт. Трата времени на принятие решения в конфликте, вызванном желанием избежать альтернативных решений (обе альтернативы противоположны интересу).

(25) Реагирование на угрозу. При возникновении угрозы интересу падает сопротивление при измерении КГР.

(26) Реагирование на угрозу. При возникновении угрозы интересу усиливается сердечно-сосудистая активность.

(27) Физиологическая вовлеченность. При возрастании интереса (под угрозой или нет) усиливается сердечно-сосудистая активность.

(28) Физиологическая вовлеченность. При возрастании интереса увеличивается температура пальцев.

(29) Физиологическая вовлеченность. При возрастании интереса увеличивается ригидность мышц.

(30) Интеграция при восприятии. Организация неструктурированного материала в соответствии с интересом.

(31) Перцептивная замкнутость. Способность видеть незавершенные рисунки завершенными, если материал имеет отношение к интересу.

(32) Избирательность восприятия. Легкость нахождения связанного с интересом материала, вкрапленного в сложно оформленные объемы информации.

(33) Острота сенсорных ощущений. Тенденция ощущать свет ярче, звуки громче и т.п. при возросшем интересе.

(34) Внимательность. Сопротивление отвлекающим факторам (световые сигналы, звуки и т.п.) при работе с относящимся к интересу материалом.

(35) Спонтанное внимание. Непроизвольные движения, вызванные связанными с интересом раздражителями (напр., движения глаз).

(36) Вовлеченность. Кажущаяся быстрота, с которой течет время при занятиях, связанных с интересом.

(37) Настойчивость. Продолжение работы во имя интереса даже при встрече с трудностями.

(38) Персеверативность. Упорство в неадаптивном поведении, связанном с интересом.

(39) Рассеянность. Неспособность управлять вниманием при помехе со стороны связанного с интересом раздражителя (стимула).

(40) Ретроактивное торможение при помехе выполнению связанной с интересом задачи.

(41) Проактивное торможение заданием, связанным с интересом.

(42) Рвение: усилия. Предвосхищение затраты еще больших усилий в направлении действия.

(43) Деятельность: время. Трата времени в направлении действий.

(44) Рвение: деньги. Предвосхищение еще больших затрат денег в направлении действия.

(45) Деятельность: деньги. Трата денег в направлении действий.

(46) Рвение: исследования. Готовность предпринять исследования для достижения связанных с интересом конечных результатов.

(47) Импульсивность: решения. Быстрота принятия решений в пользу интереса, почти отсутствие конфликта.

(48) Импульсивность: согласие. Быстрота согласия с мнениями, благоприятными для интереса.

(49) Сила решения. Высшая степень уверенности в ситуациях, благоприятствующих направлению действия.

(50) Быстрота воодушевления (раскачки): обучение. Быстрота воодушевления (раскачки) для изучения задач, связанных с интересом.

(51) Обучение. Быстрота обучения связанному с интересом материалу.

(52) Моторные навыки. Соответствующая производительность, когда затрагивается интерес.

(53) Информация. Знания, имеющие отношение и влияющие на направление действия.

(54) Сопротивление угасанию реакций, относящихся к интересу.

(55) Контроль. Способность координировать деятельность, преследующую интерес.

(56) Расположенность: легкость. Легкость, непринужденность в письменном изложении того, что связано с направлением действий.

(57) Расположенность: свободные ассоциации. Готовность к ассоциациям на темы связанного с интересом материала без каких-либо ориентирующих стимулов.

(58) Расположенность: скорость свободных ассоциаций. Увеличивающееся количество ассоциаций при возросшем интересе.

(59) Расположенность: ориентированные ассоциации. Готовность к ассоциациям на темы связанного с интересом материала при стимуляции.

(60) Расположенность: память. Свободное воспроизведение связанного с интересом материала.

(61) Память на вознаграждения. Немедленное воспоминание о наградах, связанных с интересом.

(62) Реминисценция. Эффект Уорда-Ховлэнда. Улучшение сохранения связанного с интересом материала при его воспроизведении через небольшие промежутки времени.

(63) Реминисценция. Эффект Бэлларда-Уилльямса. Улучшение сохранения связанного с интересом материала при его воспроизведении через значительные промежутки времени.

(64) Сохранение в памяти по Зейгарник. Тенденция вспоминать незавершенные задачи, связанные с интересом.

(65) Персеверативность по Зейгарник. Готовность возвращаться к незавершенной задаче, связанной с интересом.

(66) Защитная забывчивость. Неспособность вспомнить относящийся к интересу материал, если цель недостижима.

(67) Фацилитативность рефлекса. Легкость, с которой возбуждаются определенные рефлексы при возросшем интересе.

(68) Торможение рефлекса. Трудность возбуждения определенных рефлексов при возросшем интересе.

Источник: R.B.Cattell and D.Child. Motivation and Dynamic Structure. London: Hoil, Rinehartand Winston, 1975.

Однако, как и в случае объективных тестов темперамента, разработчику объективных тестов следовало бы посоветовать попытаться использовать тесты из "Сборника объективных тестов" (Cattell и Warburton, 1967), прежде чем приступать к разработке каких-либо собственных средств измерения. Действительно, конструирование объективных тестов требует значительного опыта и мастерства, а для психологов, которые хотят получить какие-либо тесты для практического использования, будь то решение исследовательских задач или профотбор, попытка конструировать такие тесты вряд ли будет удачной, несмотря на значительные затраты времени и работу по апробации вариантов теста и их валидизации. Внимательный читатель мог заметить, что я опустил изложение специальных методов для измерения динамических конфликтов. Дело в том, что в настоящее время свидетельства исследователей в пользу валидности этих методик слишком умозрительны, чтобы в полной мере использовать их на практике, а не только для дальнейшей разработки этой несомненно важной области исследования мотивов. (Более подробные сведения читатели могут получить в работе Cattell и Child, 1975).

Другие аспекты конструирования объективных тестов мотивов

Хотя в таблице 4.1. приведены основополагающие принципы, в свете которых должны разрабатываться объективные тесты мотивов, засуживают внимания и некоторые другие аспекты.

Date: 2015-07-27; view: 264; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию