Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели и способы отображения действительности





Цель любого очерка во многом отличается от целей, которые преследуются в текстах, относящихся к другим жанрам. Очеркист не просто рассматривает явление, но обязательно стремится связать его с широким контекстом жизни, показать его как часть большого целого, как проявление неких социальных закономерностей, как конкретное "воплощение" определенных базовых ценностей. В таком ориентировании читателя состоит важнейшая социальная цель очерковой публикации.

При подготовке очерка автор, как правило, берет на вооружение какой-то один способ отображения действительности. То, каким он будет, во многом зависит от предмета, целей отображения, а также от того, какими методами, приемами владеет журналист и насколько возможно применить тот или иной из них в данных условиях. Именно их конкретная совокупность и предстает как способ отображения познаваемой реальности. В ходе журналистской практики выработаны три основных способа отображения действительности в очерке: исследовательский, расследовательский, художественный.

Рассмотрим, каким образам они проявляются в конкретных очерковых материалах классиков российской журналистики.

1. Исследовательский способ отображения.

Подобный способ становится главным в том случае, когда автор преследует цель выявить какие-то важные тенденции развития, проанализировать проблемные ситуации и т.п., существующие в общественно-политической, экономической или какой-то иной сфере жизни и при этом использует как эмпирические, так и теоретические методы познания (анализ, синтез, индукцию, дедукцию и пр.). В результате, соответственно, создается преимущественно теоретическая концепция отображаемого предмета. Названный способ реализован, например, в большей части очерков Анатолия Аграновского.

2. " Расследовательский " способ отображения.

К "расследованию" автор обращается в том случае, если ставит перед собой задачу докопаться до корней какого-то явления или установить, кто и каким образом совершил какое-то преступление. В этом случае автор, как правило, наряду с уже названными выше методами, очень часто производит реконструкцию причинно-следственной "цепочки", соединяющей преступление и преступника (или преступников). С этой целью, подобно следователю, он скрупулезно собирает любые факт, помогающие установить истину. Причем, даже определение того, что такая "цепочка" не замыкается, также оказывается важным результатом "расследования", поскольку способствует освобождению от подозрения невиновных лиц.

"Расследовательский" способ отображения действительности ярко проявлен в очерке В.Г. Короленко "Мултанское жертвоприношение " ("Русское богатство", № 11, 1895 г.). Этот очерк - результат журналистского расследования, проведенного В.Г. Короленко, в связи с убийством крестьянина Матюнина, якобы совершенным группой удмуртских крестьян, в качестве жертвы языческим богам.

3. Художественный способ отображения.

"Развернутость" художественного способа - это в первую очередь результат выражения оценочного отношения к действительности в эмоционально-образной форме, результат реализации ценностных установок автора, которые "подсказывают" очеркисту, на что стоит обратить внимание и в каком свете преподнести увиденное. При этом автор активно использует методы художественного познания (метафору, гротеск, литоту и т.д.)

Пример доминирования художественного способа отображения реальности содержит хорошо известный очерк А.М. Горького "Город желтого дьявола ".

Если принимать во внимание то, что очерк относят к группе художественно-публицистических жанров, то можно сказать, что публицистическое начало его наиболее полно реализуется в двух первых способах отображения действительности. Именно в ходе исследования и расследования журналист в максимальной мере привязан к документальным фактам, конкретным людям, их делам. Художественное же начало очерка как жанра ярко проявляется в художественном способе отображения реальности, позволяющем автору активно использовать свою фантазию.

Date: 2015-08-15; view: 354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию