Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука и искусство, как языки единого мировосприятия в античном представлении





Содержание

Введение

1. Наука и искусство, как языки единого мировосприятия в античном представлении

2. Соперники или союзники?

Заключение

Литература


Введение

 

В наш век бурного развития науки и техники, всеохватывающих средств массовой информации нас, казалось бы, трудно удивить чем-то новым. А новое ежедневно неумолимо и шумно вторгается в нашу жизнь. И все же мир бесконечно богаче и многообразнее, чем все самые новейшие открытия в науке, технике, культуре и искусстве. Это ставит в затруднительное положение даже современных фантастов. Парадоксально? Но это так. Парадоксы всегда выражают нечто неожиданное, расходящееся с установившимся, общепринятым.

Познание - прежде всего человеческая деятельность. Это он, человек, всеми доступными ему, исторически сложившимися способами осваивает и очеловечивает действительность. Человек создал два поистине могучих средства познания природы и самого себя - науку и искусство.

Искусство возникло раньше науки, оно вначале вбирало в себя все формы человеческого познания. Почему же они впоследствии разделились? Ответ на этот вопрос надо искать в исследовании самой истории человеческого познания. Сама же история не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Не история, именно человек, действительный, живой человек осваивал, обживал земной мир, черпал все свои знания, ощущения и прочее из чувственного мира и опыта получаемого от этого мира. Стремился устроить окружающий мир так, что бы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека.


Наука и искусство, как языки единого мировосприятия в античном представлении

 

По мере того, как человек понимал единство окружающего мира, познавал закономерности развития различных живых организмов, он установил невидимую, мистическую взаимосвязь всего живого и неживого в космосе. Одни и те же процессы рождения, развития и умирания, человек видел в природе, у животных, и в своей жизни. Эту цикличность он и положил в основу своего первого представления о мире.

Цельность сознания и единство всего окружающего, упорядоченного, переходящего от малого к большему и от большему к малому, внутренняя взаимосвязь самого малого с самым большим, развилось в систему научных взглядов. Цикл в сознании человека ассоциировался с кругом, потому что, как и круг, он заканчивался с того, с чего и начинался. Возвращение к своему началу и, проходя определенный этап, который ассоциировался со смертью, заканчивалось обновленным состоянием и продолжением вновь и вновь следованию по тем же ступеням, возвышаясь к некоторому идеалу и совершенству. Концепцию мира, подобного шару, состоящего из различных сфер (невидимых шарообразных оболочек), возвышающихся, и по мере этого возвышения утончающихся, очень долго принимали философы античности как единственную концепцию мироздания. Эти представления об устройстве космоса положили начало науке и искусству. Наиболее полно концепция развития космоса и сфер изложена у Платона в диалоге «Тимей».

Элементы, которые составляли цикличность, а также и вообще любые смысловые основы каких-либо взглядов человека - нечто такое, за что человеческий ум мог бы зацепиться, опереться, как о некоторую твердыню в своем сознании, стали называться символами. Эти элементы, заключающие в себе некоторый смысл, как составляющие систему взглядов воззрения на мир, что мы теперь называем мировоззрением, воспринимались человеком как носители того мира, частью которого являются.

Греки пришли к удивительному заключению о мире - любой малый его элемент несет в себе все качества большого, частью которого является сам. Так ученые начинали исследовать какую-либо малую часть, полагая, что исследуемый элемент расскажет все о том, частью чего он является. Философы строили свои гипотезы об устройстве мира и при этом исследовали малые частицы. Возникновение геометрии, позволяющей создавать условные модели мира, было основано на таком отношению к миру.

В этих рассуждениях об устройстве мира человек впервые начал абстрактно мыслить, прибегая к условному чертежу. Изучая мир, ученый пытался найти аналоги из того, что его окружает. Но в полной мере это его не удовлетворяло - он искал совершенный элемент. И вновь прибегнул к имитации - он попытался начертить ее на земле. Великие науки геометрия и знаковая наука арифметика - это имитации, более того абстрактные имитации мировых процессов с условным языком, которые лишь отчасти повторяют свой оригинал, потому что из-за своей необъятности и множественности проявлений не позволяли ученым рассматривать их целиком во всех ипостасях одновременно.

Во времена античности поэтому так близко было искусство с наукой. Искусство было призвано, так же как и наука, повторять желаемый облик. Только искусство пыталось использовать все изобразительные возможности для отражения глубины и совершенства человеческих переживаний и явлений в мире, а наука - исследовать их. И неизвестно, что было первично. Вероятно, желание человека понять мир и создать нечто похожее самому выразились именно так: искусство - точное и буквальное повторение, отражающее глубину; арифметика - знаковое абстрактное повторение, измеряющее величину, определяющее все в мире символом-числом, как было у пифагорейцев, для установления закономерностей; геометрия - имитация абстрактная, близкая к живописи, создающая лишь условную модель для исследования.

Именно поэтому воспитание и образование покоилось на этих трех китах. А философия, как наука о смыслах, была важнейшей из всех, ибо она связывала по сути эти три различных проявления человеческого сознания, в котором жажда знаний о мире была самой страстной из всех других желаний. Смысл развития этих наук-языков, отражающих различные стороны действительности, заключался в философском осмыслении и объединение воедино исследования различных сторон космоса и человека. Искусство - доподлинно и материально правдоподобно изображало то, что окружает человека. Арифметика позволяла каждому явлению и предмету в окружающем мире присвоить некоторое числовое значение, наделить своим символом-знаком, чтобы прибегая только к этим знакам рассматривать закономерности в мире. Геометрия - давала умозрительные представления о создании мира и человека, их существовании, создавала некоторый условный образ, который становился абстрактной категорией и одним из значащих элементов мировоззрения.

Знающий условный язык искусства и науки мог просветить свой разум, понять устройство мира и положение в нем человека. Язык знаков - язык условный, который легко прикасается к миру и к человеку, позволяя уловить их взаимосвязи и закономерности. Язык буквальный, язык античного искусства - язык тоже в некоторой степени условный, так как он дает представление только о внешней телесной стороне вещей, имитация которых не может в полной мере вмещать ту силу, которая заключена в реальных веща. И только язык символический может наиболее полно раскрыть природу вещей, так как он материальными средствами пытается выразить то, что находится за гранью материи, абстрагируясь от реально видимого, проникая в самую суть. Миф о Эдипе, разгадывающем загадки сфинкса, был едва ли не самым популярным среди философов античности.

Date: 2015-07-25; view: 278; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию