Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техники гипносуггестивной терапии





Приводим несколько методов гипнотизации. Метод Фария, или фасцинации (от лат. fascinare — очаровывать). Предложен португальским аббатом Фариа (1813), который привез этот метод из Индии, позаимство­вав его из практики факиров.

Врач находится напротив пациента на расстоянии 30—50 см, несколько возвышаясь над ним (для этого больного лучше посадить). Пациенту предлагают смот­реть врачу в глаза, не мигая. Одновременно врач берет пациента за плечи, медленно раскачивает его спереди назад и пристально смотрит в его переносицу. Внушение:

«Смотрите мне в глаза. Ваш взгляд становится тяжелым. Ваши глаза устали, но не закрывайте их до тех пор, пока можете держать их открытыми. Ваши веки тяжелеют, словно наливаются свинцом. Тяжелеет все тело». Следует короткая пауза. Обычно пациент не выдерживает дли­тельного взгляда и начинает моргать. После этого голос врача становится более уверенным: «Ваши глаза моргают, а теперь закрываются, закрываются. Вы засыпаете... засыпаете».

Как только глаза пациента закрылись, врач кладет на них пальцы и внушает: «Ваши веки склеились, вы не можете их открыть до тех пор, пока я вам не прикажу». Если больной сам не закроет глаза, можно без слов опустить его веки прикосновением к коже надбровных дуг или сказать ему: «Закройте глаза», после чего про­должить внушать признаки сонливости.

При всей своей кажущейся демонстративности и театральности этот метод достаточно эффективен, так как основан на неизвестном больному приеме: гип­нотизер, требуя от больного, чтобы он смотрел ему в глаза, сам смотрит в его переносицу и тем самым менее утомляет свой взор. Тем не менее метод тре­бует от психотерапевта определенной тренировки. Для этого нужно ежедневно фиксировать взгляд на каком-нибудь предмете на расстоянии 30—50 см и смотреть на него, стараясь не моргать в течение нескольких минут.

Метод Брейда — Льебо. Сущность метода сводится к тому, что пациенту предлагают фиксировать взор на каком-нибудь предмете до тех пор, пока не наступит гипнотическое состояние. Следует подчеркнуть, что, гип­нотизируя, Брейд предлагал испытуемому не только фик­сировать свой взор на предмете, но полностью расслабить­ся и сосредоточить все свои мысли на сне.

В качестве монотонных раздражителей, действующих на слуховой анализатор, можно использовать звук метро­нома, дождя, морского прибоя, тиканье часов и т. д. С целью монотонного слабого раздражения кожного ана­лизатора издавна используются пассы — проведение ладонью руки вдоль лица и туловища на расстоянии 2—3 см. Иногда для этой цели используют электронагре­вательные приборы (рефлектор Минина с синей лампой, фен и т. д.).

Эриксон (Erikson, 1939) считает, что при гипнотизи­ровании важен не столько сам монотонный раздражитель, сколько представление о нем.

В настоящее время гипнотизация с помощью воздей­ствия на анализаторы проводится, как правило, в сопро­вождении словесных внушений. Задача их, как считает В. Е. Рожнов, сводится к тому, чтобы вызвать условно-рефлекторное погружение в гипнотический сон путем словесных формулировок, описывающих те ощущения, которые испытывает засыпающий человек.

В числе первых специалистов, разработавших метод словесного погружения в гипноз, был последователь Брейда, современник Бернгейма и Шарко Амвросий Август Льебо. Он клал руку на лоб пациента и внушал ему то состояние, которое испытывает засыпающий чело­век, и таким образом добивался гипнотического транса с раппортом.

В последующем воздействие слабых монотонных раз­дражителей, воздействующих на зрительный, слуховой или кожный анализаторы, в сочетании с вербальным внушением сна стало основой многих комбинированных, или смешанных, техник гипнотизирования. Приводим некоторые из них.

Техника Бернгейма. Он описал ее в 1884 г. в своей книге «О внушении в гипнотическом состоянии бодрство­вания». Приводим это описание без изменений.

«...Смотрите на меня и думайте только о том, чтобы заснуть. Вы почувствуете тяжесть ваших век и усталость в глазах; ваши глаза моргают, они увлажняются, зрение становится туманным; глаза закрываются». Некоторые пациенты закрывают глаза и засыпают моментально. Другим я повторяю, еще более подчеркиваю, добавляю жест; характер жеста не так важен. Я держу два пальцаправой руки перед глазами пациента и прошу смотреть пристально на них или обеими руками я провожу не­сколько раз сверху вниз перед глазами, или прошу его смотреть мне прямо в глаза и стараюсь в это время концентрировать все его внимание на мысли о сне. Я говорю: «Ваши веки закрываются, вы не можете их открыть. Вы испытываете тяжесть в руках и ногах; вы ничего больше не чувствуете, ваши руки неподвижны, вы ничего больше не видите, приходит сон» и добавляю повелительно: «Спите!» Часто это слово является решаю­щим, глаза закрываются, больной спит.

Если пациент не закрывает глаза или не держит их закрытыми, я не заставляю его долго фиксировать мои глаза или мои пальцы, потому что есть такие пациенты, которые без конца таращат глаза и сосредоточивают внимание на этом, а не на мысли о сне; в таких случаях успех лучше достигается с закрытыми глазами. По исте­чении двух или самое большее трех минут я прикрываю веки или же медленно опускаю их на глазные яблоки, постепенно закрывая их, подражая тому, что происходит, когда к человеку естественно приходит сон, и кончаю тем.что держу их закрытыми, продолжая внушение: «Ваши веки слипаются, вы не можете их открыть; потребность спать становится все сильнее; вы не можете больше сопротивляться». Я постоянно понижаю голос» я повто­ряю приказание: «Спите», — и редко бывает, чтобы сон не приходил через 4 или 5 минут. Это сон посредством внушения. Это образ сна, который я постепенно ввожу в мозг.

С одними лучше поступать мягко; с другими, не поддающимися мягкому внушению, надо быть резким, говорить приказным тоном, чтобы пресечь стремление смеяться или непроизвольное сопротивление, вызванное подобными приемами. Часто у лиц, кажущихся не­восприимчивыми, я добивался успеха, держа долго глаза закрытыми, предписывая тишину и неподвиж­ность, говоря непрерывно и повторяя одни и те же формулы: «Вы чувствуете оцепенение, онемение, руки и ноги неподвижны; вот и тепло в веках; нервная система успокаивается; ваши глаза остаются закры­тыми, приходит сон», и т. д. После 8—10 минут внушения я отнимаю пальцы, глаза остаются закрытыми; я поднимаю руки, они остаются в воздухе, это каталептический сон!»

Техника К. И. Платонова. Для усыпления больного врач применяет соответствующие слова усыпления, наряду с которыми он может пользоваться также вспомогательными физическими приемами усыпления. Последние могут выражаться, например, в виде слабых ритмических раздражителей одного из анализаторов или же нескольких анализаторов сразу с целью раз­вития в них тормозного процесса. Для этого могут быть применены редкие удары метронома (с частотой один удар в 1—2 секунды), тиканье стенных или карманных часов, однообразное поглаживание больного по руке.по голове или по лбу; иногда больному предлагается длительно смотреть на какую-либо бле­стящую точку и т. д.

Одновременно врач произносит примерно следующие слова: «Вы уже пришли в состояние полного душевного покоя, необходимого для наступления дремоты, а в даль­нейшем сна. По вашему телу начинает разливаться при­ятная нега и истома, у вас появляется сонливость, ощу­щается приятная вялость, тяжелеют руки и ноги, тя­желеют веки, как бы наливаются свинцом, вы начинаете чувствовать, как вас неодолимо клонит ко сну. Мой голос вы хорошо слышите, я сейчас буду медленно счи­тать до десяти, с каждым счетом ваша дремота все более углубляется: раз.. два.. три... Вы засыпаете, переходя во все более глубокое состояние спокойного и приятного сна».

Такие усыпляющие внушения время от времени следует повторять, причем они постепенно приобретают характер сообщения о том.что уже совершилось: «Вы уже перестали ощущать ваше тело, ваши веки уже плотно сомкнулись, очень приятное отдохновение уже разлилось по вашему телу, полное успокоение уже наступило, никаких волнений уже нет, мои слова воспринимаете еще более четко и все более поддаетесь их воздействию».

Техника И. 3. Вельвовского. Используются слабые монотонии (монотонные шорохи, постукивания, звук мет­ронома, фиксирование взглядом шарика, легкие тактиль­ные раздражители).

Словесное внушение: «Вы находитесь сейчас в удоб­ной, приятной позе покоя, ничто вас не раздражает, ничто не мешает этому приятному отдыху, даже звуки, если они доносятся до вашего слуха, вас не беспокоят. Вам удобно, уютно, приятно (повторить с паузами 2—3 раза). Все окружающее вас как бы не касается, не касается... По вашему телу разливается приятное, легкое, успокаиваю­щее тепло, а лоб и голова на фоне этого приятного тепла во всем теле испытывают приятную легкую прохладу. Все ваше тело приятно расслаблено... Приятно расслаблено. Во всем теле приятная истома, покой. Легкое монотон­ное постукивание метронома (или негромкий звук зум­мера, шум вентилятора и приносимые им ритмично вол­ны воздуха и т. д.) усиливает чувство приятной истомы и покоя. Они навевают дремоту, приятную дремоту, дремоту и покой... На фоне этого общего приятного покоя и полного, все усиливающегося отвлечения от всего окружающего вы ясно слышите мой голос. Он также действует на вас приятно-успокаивающе и воспринимает­ся вами ясно. Слушая мой голос, вы отвлекаетесь от всяких мыслей, они уходят от вас, ничего вас не тре­вожит, не беспокоит... Не тревожит и не беспокоит. Полный покой. Полноебездумие, покой и бездумие. Ваши веки приятно отяжелели. Они опускаются, опускаются... Они закрылись, и приятный покой и истома стали еще глубже».

Далее нужно формировать и углублять распростране­ние приятного чувства тяжести в руках, ногах, во всем теле. Внушение особенно легко реализуется в моторном секторе, в двигательной и мышечной сфере. Поэтому следует внушать приятную тяжесть и покой в мышцах век, лица, рук, ног, всего тела, все время подчёркивая» что это приятно. На этом фоне нужно начать формирова­ние необходимых ощущений в области дыхания и сердеч­ной деятельности. «Вам приятно, удобно, дыхание ваше становится спокойней и спокойней. Дыхание, как во сне, становится легким, поверхностным, приятно легким и нечастым». И далее: «Вы совершенно спокойны. Вам приятно, сердце ваше бьется ровно, спокойно, неторопли­во...» Полезно взять руку, установить пальцы на пульсе:

«Вот ваш пульс, я чувствую.. Он ровен, хорошего напол­нения. Сердце бьется спокойно. Раз... Два... Три...». Счетведется в темпе. 60 ударов в минуту, пока пульс не установится в этом ритме. Не следует торопиться с при­казом: «Спите! Спать!» Более приемлемо внушение: «Вы находитесь в особом состоянии покоя. Это состояние гипноза. При нем вы хорошо слышите меня, и мои внушения приобретают особую силу. Ваша нервная сис­тема, все ее клетки находятся в целебном сне, а слух на этом фоне глубокого покоя особенно ясно воспринимает мой голос и мои слова. Именно поэтому мои внушения и мои слова воспринимаются и полностью реализуются вашим организмом».

Техника В. Е. Рожнова. Больному предлагают фикси­ровать взгляд на каком-нибудь неподвижном блестящем предмете, обычно на металлическом шарике или кончике молоточка. Прием усыпления примерно таков: «Расслабь­те мышцы. Лягте совершенно спокойно. Старайтесь ни о чем не думать. Внимательно слушайте то, что я вам буду говорить. У вас появляется желание спать. Ваши веки тяжелеют и постепенно опускаются. По всему телу рас­пространяется чувство приятной теплоты. Все больше и больше расслабляются мышцы рук, ног и всего тела. Расслабляются мышцы лица, шеи, голова глубже уходит в подушку. Вам хочется спать. Сейчас я начну считать, и по мере того как я буду проводить этот счет, приближа­ясь к десяти, желание спать будет нарастать, становиться все сильнее и сильнее. Когда я назову цифру десять, вы заснете».

Примерно такие фразы врач повторяет несколько раз спокойным, ровным голосом, часто подкрепляя их пря­мым внушением: «Спать! Спите!» Говорить лучше негром­ко, спокойно, но в то же время твердо и уверенно. Отдельные слова, особенно такие, как «Спать! Спите!», следует выделять из общей мелодии речи и произносить с ударением, придавая им приказной оттенок. Не следует допускать скороговорок. Слова должны произноситься с некоторыми паузами, фразы должны быть короткими, понятными, легко воспринимаемыми.

Техника П. И. Буля. Больной располагается в горизон­тальном положении на кушетке. Врач садится у изго­ловья и держит перед его глазами примерно на расстоя­нии 10 см какой-либо блестящий предмет. Больному предлагается пристально смотреть на предмет. Через

5—7 минут врач тихим монотонным голосом произносит формулу внушения: «Смотрите пристально на блестящую точку. Постепенно ваши глаза будут утомляться... веки будут тяжелеть... вас будет охватывать приятная уста­лость. Вы начинаете испытывать приятное головокруже­ние. Все тише, все спокойнее, все темнее становится вокруг вас. В голове возникает легкий туман, он все нарастает, все усиливается... Вас охватывает сонливость, веки тяжелые, словно налились свинцом... Веки смыка­ются. Вам все труднее различать предметы... Вы засы­паете, засыпаете... Веки плотно смыкаются. Вы не в силах их поднять. Забываетесь, забываетесь... Все глубже сонливость... Вы засыпаете... спите... спите глубже...Спите».

Примерно такие же формулы внушения П. И. Буль рекомендует применять в сочетании с монотонными воздействиями раздражителей на слуховой (метроном, шум падающих капель воды) или на кожный (пассы, электролампа на шнурке, электронагреватели и др.)анализатор.

Техника Шертока. Пациента просят фиксировать взгляд на предмете, который находится приблизительно на расстоянии 25 см от его глаз. Внушения могут осуще­ствляться по следующей формуле, конечно, с многочис­ленными вариантами: «Я держу перед вами предмет. Вы смотрите на этот предмет, вы слышите мой голос. Если вы отводите взгляд, направьте его снова на предмет. Расслабьтесь и слушайте мой голос. Я хочу, чтобы вы расслабились. Вы чувствуете расслабление во всем теле. Вы расслабляетесь все больше и больше. Фиксируя пред­мет и слушая мой голос, вы чувствуете, что расслабляе­тесь все более и более. Мышцы ваших ног расслаблены, мышцы ваших рук расслаблены. Вы чувствуете также, что вы дремлете. Вы будете дремать все глубже, глубже и глубже. Слушайте хорошенько мой голос. А теперь вас охватывает тяжесть, ваше тело становится тяжелым. Ваши ступни, ваши ноги, ваше тело становится тяжелым, тяжелым, тяжелым... Приятное тепло пронизывает ваше тело. Вы думаете о сне. Приятное тепло пронизывает ваше тело, как бывает, когда вы засыпаете. Ваши веки стано­вятся тяжелыми, вы становитесь сонливыми, ваши веки становятся теплыми, тяжелыми... тяжелыми. Думайте осне и ни о чем другом. Вы не можете держать глаза открытыми, ваши веки становятся все тяжелее и тяже­лее... Вы хотите спать, вы все больше и больше хотите спать, ваш взгляд утомлен, вам колет глаза, глаза слезят­ся (это говорят в том случае, если глаза становятся влажными). Дышите глубоко и медленно. С каждым вдохом ваш сон глубже, глаза ваши теперь закрыты. Вы засыпаете, спите, спите!».

Обычно проведенные внушения заставляют пациента закрыть глаза. Если же этого не произошло, можно прибегнуть к технике счета. Она состоит в возобновлении внушения при счете от одного до десяти. Если и после этого пациент не закрывает глаза, можно, по примеру Бернгейма, использовать следующий способ: руку дер­жать в нескольких сантиметрах от глаз пациента и пере­двигать ее попеременно сверху вниз и снизу вверх много раз. Прием сопровождают словами: «Следите за моей рукой вверх, вниз, вверх, вниз и вы захотите спать все сильнее и сильнее». Если у пациента глаза все еще открыты, ему говорят: «Теперь вы можете закрыть гла­за!» При этом врач тихо закрывает пальцами веки паци­ента.

Техника, наиболее часто применяемая в практике авторов данной монографии. Пациента укладывают на кушетку или усаживают удобно в кресло в затемненной тихой комнате. Врач садится напротив него, обычно с правой стороны, держа в руке какой-нибудь блестящий предмет (часы, молоточек и т. п.). Больному предлагается полностью расслабиться и фиксировать свой взгляд на блестящем предмете. Врач негромким монотонным, но внушительным голосом начинает говорить: «Вашимыщцы полностью расслабились, ни о чем постороннем не думайте, слушайте только мой голос... Смотрите на часы в одну точку, по возможности не мигая. Постепенно глаза ваши начнут уставать, веки тяжелеть, и вам захочется закрыть глаза. Считаю до пяти, и на счет пять ваши глаза закроются. Раз... два... Глаза начинают уставать, конту­ры часов становятся расплывчатыми, веки тяжелеют, вас охватывает сонливость. Веки тяжелеют все больше и больше, они опускаются ниже и ниже (при этом можно опускать предмет, на котором больной фиксирует свой взор, все ближе к его груди). Четыре, пять... Глазазакрываются...». Если больной продолжает держать глаза открытыми, можно рукой осторожно прикрыть веки.

Далее продолжается внушение сна: «Ваши мышцы расслаблены. Вы чувствуете приятную тяжесть во всем теле. Мой голос действует на вас успокаивающе» с каж­дым моим словом приятная дремота все глубже охватывает вас... Я считаю до пятнадцати, и с каждым счетом вы засыпаете все глубже и глубже. Раз.., два.., три... Тяжесть в теле усиливается, руки тяжелые, ноги тяже­лые. Вы не можете пошевелить рукой, ногой. Четыре... пять,., шесть... Приятная теплота появляется в ваших руках и ногах. Вы засыпаете все глубже и глубже. На счет пятнадцать вы уснете. Семь.., восемь.., девять... Все тело тяжелое, приятная теплота во всем теле. Дыхание ровное, спокойное, сердце бьется ровно и спокойно. Спать хочется все больше и больше. Вы засыпаете все глубже и глубже. Десять.., одиннадцать.., двенадцать... Вы засыпаете. Ва­ши мысли расплываются, как масляное пятно на бумаге.;

Вы слышите только мой голос. Ничего не мешает спать. Вы засыпаете... Засыпаете...».

Во время внушения врач может делать пассы вдоль лица и туловища пациента, поглаживать его руку или лоб. Последние цифры счета произносятся тихо, но с нарастающим напряжением в голосе: «Тринадцать... четырнадцать.., пятнадцать! Спать. Спать!».

Мы не случайно привели несколько вариантов техник сметанного метода гипнотизирования. Чаще других при-1 меняется сочетание воздействия монотонного слабого раз­дражителя на зрительный анализатор и словесного внушения сна.

Метод Эриксона. В литературе известен как метод поднятия руки, или американский метод. По мнению его сторонников, метод имеет некоторые преимущества, так как заставляет пациента активно участвовать в процессе гипнотизирования и подготавливает почву для аналитической психотерапии.

Даем этот метод в описании Wolberg (1948).

«Я хочу, чтобы вы почувствовали себя удобно на стуле и полностью расслабились. Теперь, когда вы сели, положите руки плашмя на бедра. Вот именно так. Вы будете следить за вашими руками и заметите, что сможете внимательно наблюдать за ними. То, что вы должнысделать, — это сесть на стул и расслабиться. Вы заметите, что некоторые явления возникают во время вашей релак­сации. Они всегда происходили в то время, когда вы расслаблялись, но вы их прежде так хорошо не знали. Я вам о них сообщу. Я хочу, чтобы вы сосредоточили ваше внимание на всех ощущениях и впечатлениях, которые вы почувствуете в ваших руках, каковы бы они ни были. Возможно, вы почувствуете тяжесть вашей руки, лежа­щей на бедре. Я хочу, чтобы вы наблюдали за испытыва­емыми вами ощущениями. Может быть, вы почувствуете нечто вроде зуда. Неважно, что вы будете испытывать, но я хочу, чтобы вы за этим наблюдали. Смотрите все время на вашу руку и вы заметите, что она спокойна и что она остается все в том же положении. В ней уже есть движе­ния, но они пока еще не заметны. Я хочу, чтобы вы не спускали глаз с вашей руки. Ваше внимание может отвлечься от руки, но оно все время будет возвращаться к ней, и вы все время не спускаете глаз с руки, и вы спрашиваете себя, когда движения, которые в ней возни­кают, будут видимыми».

Пациенту любопытно узнать, что произойдет, тем бо­лее что ему внушают: ощущения, которые он испытывает» может испытать каждый. Внушение не имеет характера насилия, и если пациент заметит то или иное ощущение, он будет рассматривать его как продукт собственного опыта. Именно этого психотерапевт и должен добиться. Пациент ассоциирует слова гипнотизера со своими ощу­щениями» и вследствие этого появляются сенсорные и моторные реакции. Например, в одном из пальцев руки появляется легкое движение или вздрагивание. Как толь­ко это происходит, врач отмечает, что это движение естественно и, возможно, оно усилится.

Date: 2015-07-22; view: 312; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию