Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание обучающих программ





В обучающих программах используется идея программированного обучения, основывающегося на бихевиористской теории («стимул – реакция –подкрепление») и осуществляющегося посредством программированных текстов, которые могут быть составлены в виде:

– линейной программы;

– разветвленной программы;

– комбинированной программы – результат объединения линейных и разветвленных программ;

– блочной программы – синтез комбинированной программы и проблемного подхода в обучении.

Рассмотрим особенности обучающих программ в зависимости от расположения учебного материала, наличия средств наглядности и функциональных связей между ними.

Линейная программа представляет собой учебный материал, разделенный на дозы для облегчения усвоения учащимися и помещенный в рамки, содержащие не более одного предложения. После изучения каждой дозы информации учащийся, должен ответить на поставленный вопрос путем конструирования: ответа (или заполнить пробел в тексте) и самостоятельно проверить правильность ответа (ответ, как правило, помещается с правой стороны рамки). Лишь в случае идентичности ответов учащийся может приступить к изучению следующей дозы (рамки). Учащийся, работая с рамками, действует в оптимальном для него режиме усвоения. Постепенно, шаг за шагом, в тексте рамок уменьшается число указаний, наводящих учащегося на правильный ответ, нарастает сложность программы. Обобщения (выводы), сделанные в тексте, следует неоднократно предъявить учащемуся в различных содержательных контекстах, используя примеры. Особенностью линейной программы является то, что кадры информации и контроля включены в одну рамку.

Линейная программа не получила широкого применения в образовательных учреждениях, так как она не способствует развитию творческих способностей. Она применяется для формирования системы умений и навыков на низком уровне (понимание) или формальных знаний (правила дорожного движения, обучение иностранному языку и т.д.). Например, принцип линейности используется в печатных изданиях «Европейской школы корреспондентского обучения ЕШКО».

Разветвленная программа также предполагает деление учебного материала на дозы, объем которых соответствуют подтемам обширного текста, подчиненным логике достижения дидактической цели (кадр содержит более одного предложения). В отличие от линейной (ответ в виде заполнения имеющихся в тексте пробелов), разветвленная программа предлагает учащемуся несколько вариантов ответов, один из которых является правильным и полным. В случае выбора учащимся неверного или неполного ответа программа отсылает его к соответствующим указательным кадрам, исключая механическое запоминание и заставляя учащегося активно работать с текстом. Дифференциация сложности программы осуществляется посредством указательных кадров: «сильному» учащемуся содержащиеся в них разъяснения не потребуются, следовательно, его путь к достижению цели будет короче. Содержание указательных кадров определяется эмпирически на основе выявления характерных ошибок. Количество указательных кадров в разветвленной программе и их логические связи с другими кадрами могут быть различны в зависимости от уровня сложности учебного материала. Степень сложности вопросов и ответов в начале и конце программы задается по принципу «от простого к сложному». Законы, принципы, понятия, содержащиеся в кадрах, должны быть представлены в разных контекстах.

Комбинированная программа делится на различные по объему дозы (шаги). Критерием для определения объема дозы являются: дидактическая цель, достижение которой осуществляется через изучение информационного кадра; возрастные особенности ученика; особенности изучаемой темы; наличие содержательных и логических связей между кадрами. В комбинированной программе используются конструируемая и распознаваемая формы ответа учащегося. Принцип конструирования ответа применяют, как правило, в указательных кадрах, чтобы облегчить учащимся безошибочное овладение материалом, с которым они сталкиваются повторно. Принцип распознавания ответа используется в операционных кадрах. В программе могут содержаться и другие кадры, например дополнительные и справочные, адресуемые учащимся. Вследствие этого состав и порядок прохождения кадров для «слабых», «средних» и «сильных» учащихся различный. Программа в основном рассчитана на «средних» учащихся.

Так же, как и в линейной и разветвленной программах, учащийся не может перейти к следующему информационному кадру до тех пор, пока не овладеет в нужной мере информацией, содержащейся в предыдущем.

Основой для критики линейных, разветвленных, и смешанных программ является то, что они не способствуют развитию творческого мышления, не учат разрешению проблем, а предполагают лишь усвоение учащимися знаний на репродуктивном уровне. Поэтому целесообразным представляется использование таких программ для ознакомления учащихся с информацией, требующей главным образом лишь запоминания, а также для закрепления знаний, контроля и оценки степени овладения ими. Эти программы эффективны и при ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Блочная программа (адаптивная) является разновидностью комбинированной программы. Шаг программы включает в себя следующие кадры: информационный, операционный, указательный, проблемный, операционно-проблемный и указательно-проблемный.

Работу с блочной программой учащийся начинает с изучения информационного кадра, содержащего упорядоченную систему понятий, которые могут быть представлены разработчиком программы как в линейной или разветвленной формах программирования, так и в традиционной. Следующий этап действий учащегося – ответ на вопросы, помещенные в операционном кадре. Учащийся, ответивший на все вопросы правильно, переходит к проблемному кадру, требующему выполнения различных умственных действий: обобщения, доказательства, объяснения. В случае неверного ответа на вопросы учащийся отсылается к изучению материала, размещенного в указательном кадре, для восполнения выявленных пробелов в знаниях. Изучив информацию, содержащуюся в указательном кадре, учащийся отвечает на вопросы, содержащиеся в нем, и в случае правильного ответа переходит к изучению проблемного блока, а неправильный ответ приведет его к повторному изучению информационного кадра или, при необходимости, к консультации преподавателя. Таким образом, учащиеся, в зависимости от способностей, движутся по программе различными путями – одни переходят к изучению проблемы сразу, другим требуется дополнительная информация и повторение. Учащийся, разрешивший проблему, переходит к изучению следующего (нового) информационного кадра, а в противном случае – получает дополнительные разъяснения из указательно-проблемного кадра или от преподавателя.

Если учащийся уже имеет необходимую информационную базу для решения проблемы, то нет необходимости включать в программу информационный кадр – программа начинается непосредственно с проблемного кадра. Таким образом, преподаватель может создавать блочные программы с различной структурой, определяемой дидактической целью.

Date: 2015-07-25; view: 341; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию