Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, влияющие на прибыль, и резервы ее увеличения





Для повышения эффективности работы предприятия большое значение имеет выявление резервов роста объемов производства, снижения затрат и увеличения прибыли. Они классифицируются по нескольким признакам и делятся на внутренние и внешние.

Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать существенное влияние на его финансовые показатели. К ним относятся: цены на производственные ресурсы, конъюнктура товарного и фондового рынков, система налогообложения предприятия, сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции, транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; и др.

Внутренние факторы, зависящие от деятельности предприятия, делятся на производственные и внепроизводственные.

Производственные факторы характеризуют наличие и эффективность использования средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. В свою очередь они делятся на экстенсивные и интенсивные.

Внепроизводственные факторы – грамотная координация снабженческо-сбытовой деятельности, в т.ч. организация маркетинга, природоохранная деятельность, улучшение социальных условий труда и быта работников. Под влиянием вышеперечисленных факторов складывается валовая прибыль предприятий. В состав валовой прибыли включается прибыль от реализации продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и др. хозяйств, находящихся в балансе предприятия.

В процессе планирования прибыли важно определить, какие факторы ведут к ее росту, а какие к снижению (табл 1).

Таблица 1.

Фактор Пояснение
Объем продаж При высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции
Рост цен В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора
Снижение себестоимости Снижение затрат без негативного влияния на качество выпускаемой продукции. Достигается за счет большей управляемости и контроля в области расходов
Обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции Прибыль в рыночной экономике - движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции жизненного цикла продукции

 

Предварительно следует учесть, что на величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Чем больше этих остатков, тем меньше прибыли предприятие получит от реализации продукции. В нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. В целях увеличения прибыли фирма должна принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количественном, так и в суммарном выражении.

Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам:

– часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовке к отгрузке, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов;

– остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, могут образовываться при применении определенных форм расчета за отгруженную продукцию. Полная предоплата отгружаемой продукции исключает образование таких остатков и практикуется многими предприятиями, но как форма расчетов, имеет свои недостатки; часть товаров отгруженных не оплачена в срок покупателем;

– продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки.

Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли.

Итак, как свободные, так и государственные регулируемые цены представляют собой третий крупный фактор, определяющий объем прибыли от реализации товарной продукции.

Кроме указанных выше факторов на величину прибыли от реализации безусловно влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет за собой сокращение прибыли.

Таким образом, рассмотренные выше основные факторы, воздействующие на объем прибыли от реализации товарной продукции как в сторону увеличения, так и уменьшения, должны являться предметом тщательного анализа, прежде всего со стороны фирмы.

В отношении расходов влияние учетной политики на прибыль существенно выше. Это связано с тем, что расходы могут учитывать­ся различными методами. Оценка стоимости затрат также может су­щественно варьироваться в зависимости от выбранной учетной по­литики. Это касается стоимости товаров, материальных запасов, оцен­ки амортизируемого имущества, методов исчисления амортизации, оценки ценных бумаг, прочих расходов.

Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход.

Ценные бумаги приобретаются предприятием с разными целями. Поскольку они относятся к ликвидным средствам, то предприятие, быстро обратив их в деньги, может совершать платежи и расчеты, погашать обязательства. При покупке ценных бумаг важен их правильный выбор. Приобретать ценные бумаги можно лишь в том случае, если имеется обоснованная уверенность в росте их курсовой стоимости, тогда их продажа даст положительный финансовый результат.

 


Методы планирования прибыли

Сущность планирования прибыли

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия (организации). Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период - квартал, полугодие.

Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Планирование прибыли использует все параметры бизнес-плана и является решающим в определении финансового результата от всей деятельности предприятия.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для народного хозяйства в целом.

Считается, что система планирования сильна настолько, насколько сильным является ее «слабое звено». Практика показывает, что чаще всего им является финансовое планирование движения денежных средств.

В качестве примера рассмотрим небольшую коммерческую фирму по производству продуктов питания. Система планирования складывалась следующим образом. В процессе разработки и осуществления программы антикризисных мероприятий ежемесячно составлялся план сбыта продукции. С этими объемами жестко увязывались закупки сырья и вспомогательных материалов, планы производства. Ставились жесткие ограничения по ценам закупки (индикативные цены). Каждый месяц разрабатывался план доходов и расходов. Был установлен строгий контроль над оборачиваемостью и поступлением денег за отгруженную продукцию.

В результате такой ежедневной работы постепенно сложилась сквозная система планов от сбыта к снабжению, производству, финансам. Взаимосвязи между планами вытекали из необходимости финансирования продаж. Но большие объемы продаж со временем привели к росту дебиторской задолженности и складских запасов, обширный ассортимент выпускаемой продукции связал финансовые средства. Они стали возвращаться на предприятие все медленнее и в меньшем объеме. Это привело к необходимости искать компромисс между рыночной позицией и возможностями финансирования производственной программы.

Опыт работы такой системы планирования и ее приспособления к реальным условиям хозяйствования (рост дебиторской и кредиторской задолженности) привел к необходимости составления плана поступления и выплат денежных средств, нужных для развития (см табл.2). Это план, который показывает движение потоков выплат и поступлений в течение месяца и является источником актуальной информации. Он используется в ежедневном управлении, чтобы понимать, как основная деятельность приносит доходы для дальнейшего развития.

Составлению такой таблицы предшествует анализ деятельности фирмы за предыдущие периоды: фактическое поступление денежных средств, выплаты за сырье или закупаемые товары, регулярные расходы на содержание фирмы.

 

Таблица 2 Планирование движения денежных средств

Показатели Ноябрь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Итого
основная деятельность, тыс.руб.
Поступления/приход          
Продукты питания 75 000 70 000 70 000 65 000 280 000
Поступления от дебиторов 15 000 10 000 5 000 5 000 35 000
Итого от основной деятельности 90 000 80 000 75 000 70 000 315 000
Выплаты/расходы          
Оплаты поставщикам 45 000 35 000 30 000 30 000 140 000
Погашение кредиторской задолженности 12 000 10 000 4 000 4 000 30 000
Налоги на выручку     22 000   22 000
ИТОГО выплаты/расходы по основной деятельности 57 000 45 000 56 000 34 000 192 000
Сальдо от основной деятельности 33 000 35 000 19 000 36 000 123 000
ВЫПЛАТЫ/РАСХОДЫ
Реклама 1 000 1 000 1 000 1 000 4 000
Транспортные расходы 6 000 5 000 4 000 6 000 21 000
Техобслуживание          
Итого расходы на быт и транспорт 7 500 6 000 5 500 7 000 26 000
Заработная плата с начислениями   14 000   15 400 29 400
Аренда помещения   10 000     10 000
Коммунальные услуги 4 000   4 000   8 000
Расхлды на текущую деятельность 5 000 4 000 5 000 4 000 18 000
Итого расходы на содержание фирмы 9 000 28 000 9 000 19 400 65 400
Всего расходов 16 500 34 000 14 500 26 400 91 400
 
Денежный поток 1 16 500 1 000 4 500 9 600 31 600
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ          
Итого поступления за оборудование          
Итого выплаты за оборудование 1 500     1 500 3 000
Сальдо по инвестиционной деятельности -1 500 0 0 -1 500 3 000
Денежный поток 2 15 000 1 000 4 500 8 100 28 600
ФИНАНСИРОВАНИЕ          
Итого поступления          
% по займам         2 000
Погашение займов 3 500 3 500 3 500 3 500 14 000
Итого выплаты 4 000 4 000 4 000 4 000 16 000
Сальдо финансирования -4 000 -4 000 -4 000 -4 000 -16 000
Денежный поток 3 11 000 -3 000   4 100 12 600
Свободный остаток ДС (нарастающим итогом) 1500 на начало периода 12 500 9 500 10 000 14 100 14 100

 

Анализ позволяет проследить развитие производства, увидеть финансовые последствия принятых решений, выбранной стратегии и планов, если таковые были. Механизм реализации системы планирования, в который важно включить работников предприятия, строится на рабочих совещаниях, отчетах о выполнении планов, анализе отклонений от планов и выявлении их причин, принятии решений, жестком контроле их реализации. Такой механизм включает ежедневные утренние отчеты менеджеров по сбыту по своим регионам и торговым точкам, контроль наличия полного ассортимента выпускаемой продукции, ежедневный контроль поступления денежных средств и их расходования. На еженедельных совещаниях руководители отделов и служб обсуждают реальные проблемы, которые препятствуют выполнению их планов. Систематическая работа по планированию и анализу отклонений достигнутого от запланированного со временем становится процессом обучения и развития специалистов. Результат такой работы проявляется в реальных позитивных изменениях.

Планируется прибыль раздельно по видам:

· от реализации товарной продукции;

· от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

· от реализации основных фондов и другого имущества;

· от внереализационных доходов и расходов.

Планирование прибыли делится на планирование самой величины прибыли и планирование её использования.

Основные методы планирования прибыли

Метод прямого счёта.

В его основе лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.

Плановая прибыль (П i) определяется по каждому виду продукции как разность между плановой выручкой от реализации (В i) и плановыми затратами на производство и реализацию этой продукции (З i):

 

П i = В i – З i.

 

Выручка от реализации i-го вида продукции равна произведению количества продукции, которое предусмотрено произвести и реализовать (Q i), на прогнозируемую цену единицу продукции (Ц i):

 

В i = Q i * Ц i.

 

Затраты на производство и реализацию i-го вида продукции равна произведению количества продукции, которое предусмотрено произвести и реализовать (Q i), на плановые затраты на единицу продукции (З i):

 

З i = Q i * З i.

 

Плановые затраты на единицу продукции определяются методом прямого счета, нормативным методом, факторным методом и др. Затем определяется плановая прибыль от реализации всей продукции предприятия как сумма плановой прибыли (Ппл) по каждому виду продукции:

 

 

Точность определения прибыли методом прямого счета зависит от обоснованности количества продукции, которую намечено произвести и реализовать, точности прогноза цен реализации (важно иметь квалифицированную маркетинговую службу и учитывать ее рекомендации по ассортименту и объему продукции, разрабатываемые ею прогнозы цен), обоснованности плановых затрат на единицу продукции.

Главным достоинством этого метода является его точность. Применение этого метода затруднено для предприятий, имеющих значительную номенклатуру продукции. В условиях высокой инфляции применение этого метода исключительно в перспективном, а иногда и в годовом планировании.

Аналитический метод.

Этот метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции. Применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.

При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Ро:

 

 

Где По – ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

Стп – полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Таблица 3.

Показатель Сумма
1. Плановый объем продаж: а) по отпускным ценам предприятия б) по полной себестоимости  
2. Прибыль (убыток) от продажи 115 752
Операционные доходы: от прочей реализации арендные платежи  
4. Операционные расходы: от прочей реализации амортизация и обслуживание имущества, данного в аренду  
5. Внереализационные доходы: поступления в возмещение причиненных предприятию убытков курсовые разницы доходы по ценным бумагам доходы от долевого участия в деятельности других предприятий 2 000 2 500
6. Внереализационные расходы: курсовые разницы налог на имущество налог на рекламу  
7. Прибыль (убыток) планируемого года 120 083

 

Метод, основанный на использовании порога рентабельности.

Порог рентабельности – это выручка, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли.

Порог рентабельности

 

=

 

Выпуск каждого изделия сверх 800 единиц приносит предприятию прибыль.

Если цена единицы продукции больше затрат на ее производство и реализацию, предприятие получает прибыль, если меньше – убыток. Так, «точка безубыточности» (т.е. цена, при которой предприятие не терпит убыток, но и не получает прибыль) для «Газпрома», например, во втором полугодии 2002г. составляла на внутреннем рынке 683руб. за 1 тыс. газа, а средняя цена – 572 руб. Следовательно, для того чтобы получать прибыль на внутреннем рынке, «Газпром» должен снизить затраты на добычу и транспортировку газа. Резервы такого снижения значительны.

Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (левередж).

Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.

Метод, основанный на предельных (маржинальных) издержках.

Предельные издержки – это прирост издержек в результате прироста дополнительной единицы продукции.

Предельные издержки = прирост издержек/прирост выпуска продукции.

Совмещённый метод.

Его используют, когда предприятие выпускает сравнимую и несравнимую продукцию. По первой – аналитический метод, по второй – метод прямого счёта. Если совмещённый метод применяется только по сравнимой продукции, то это значит, что аналитический метод используется как сравнительный метод для проверки.

Нормативный метод.

Используется, если на предприятии 1 – 2 вида продукции, или в случае, когда предприятие имеет возможность установить конкретные нормативы по расходованию средств (применяется система бюджетирования), т.е. когда метод прямого счёта совмещается с нормами затрат.

Экономико-математический метод.

Используется на крупных предприятиях, где существует большая нормативная и учётная база. На первом этапе используют стандартные программы анализа (факторный, корреляционный, индексный). Вводится 15 – 30 показателей, влияющих на прибыль. Определяется их влияние на величину прибыли (теснота связи между прибылью и показателями, между самими показателями), определяется основной фактор (как правило прибыль реализации) и влияние остальных факторов на этот показатель суммарно.

Метод на основе бюджетирования.

На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования. Таким образом, осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.

Итак, планирование прибыли – важнейшая задача предприятия. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Используются методы:

Метод прямого счёта – при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Аналитический метод - при расчёте прибыль увеличивается или уменьшается в соответствии с увеличением реализованной продукции, с учётом понижения издержек, изменения цен, ассортимента. Совмещённый метод – при сравнимой продукции; совмещают метод прямого счета и аналитический. Экономико-математический метод - Используется на крупных предприятиях, где существует большая нормативная и учётная база. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага - базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные, рассчитывается маржинальная прибыль. На основе бюджетирования разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли.


Распределение и использование плановой прибыли на предприятии

Date: 2015-07-24; view: 963; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию