Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Медицинские особенности проявления СДВГ1.1 Особенности клиники СДВГ. При возникновении синдрома в детском возрасте, он сохраняется у подростков и взрослых, но со значительными клиническими видоизменениями. Ребенок, страдающий этим синдромом, с самого раннего возраста плохо и мало спит, в особенности ночью. Он очень чувствителен к внешним раздражителям, легко возбуждается и много плачет. В младенчестве страдает частыми немотивированными рвотами, что означает расстройство нервной системы. В возрасте 2-4 лет возникает неуклюжесть, первые признаки неспособности сосредоточения на предмете. К моменту, когда ребенок начинает ходить в детский сад, гиперактивность возрастает в несколько раз, так как на занятиях требуется усидчивость, а ребенок шумит, не может и минуты спокойно посидеть на месте, тем самым мешая другим детям. Ученые, изучающие СДВГ, выявили три блока СДВГ: · Гиперактивность · Нарушение внимания · Импульсивность Термин «гиперактивность» означает состояние, при котором активность и возбудимость превышает норму. Причиной гиперактивности служит дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе, перевозбужденное состояние ретикулярной формации, которая отвечает за двигательную активность, нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, пониженный психический тонус, повышенная истощаемость. Признаками гиперактивности являются: · Вспыльчивость и агрессивность · Суетливость, беспричинные движения кистями рук, стопами · Рассеянность · Болтливость · Частые смены в настроении · Бег и лазанье куда-либо в неподходящее время Понятие «невнимательность» складывается из таких признаков как: · Неспособность удерживать внимание на задачах и действиях · Переключение от незавершенной деятельности на другую · Легкое отвлечение на посторонние стимулы · Совершение ошибок по недосмотру · Избегание заданий, которые требуют приложения усилий · Потеря вещей, необходимых для завершения задания · Нежелание слушать · Трудность в организации Импульсивность – необдуманное, мгновенное реагирование по первому внутреннему импульсу. Признаками являются: · Нетерпеливость · Сложность в ожидании своей очереди · Неспособность тихо играть · Перебивание других · Трудности в определении и выделении приоритетов При достижении подросткового возраста, повышенная активность в большинстве случаев исчезает, но импульсивность и невнимание сохраняются. По научным данным, признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности проявляются в 2-3 раза чаще, чем у девочек. Не редко синдрому сопутствуют другие заболевания: 1. Эмоциональные расстройства, при которых ребенок ощущает упадок сил, может пропадать желание играть с другими детьми. 2. Различные проявления тиков: подергивание головой, мышц лица, внезапные выкрикивания. 3. Оппозиционное расстройство – враждебное, буйное поведение, умышленное непослушание. Такие заболевания могут привести к нарушению социальной адаптации ребенка. 1.2 Биологические факторы, влияющие на возникновение и развитие СДВГ В настоящее время точной причины возникновения СДВГ не выявлено. Но ученые выдвинули несколько факторов: 1. Беременность и роды. В процессе беременности кислородная недостаточность плода может привести к появлению СДВГ. Также, если женщина в период беременности курила, употребляла алкоголь, психотропные вещества, высок риск рождения ребенка с данным синдромом. Длительное кислородное голодание мозга или острое кислородное голодание во время родов, токсикоз, воздействие на плод инфекционных вирусов и бактерий, родовая травма, недоношенность плода, задержка внутриутробного развития, несовместимость по резус-фактору – все это может привести к развитию синдрома дефицита внимания и гиперактивности. 2. Генетическая предрасположенность. СДВГ относят к семейному заболеванию. Если оба родителя имеют синдром дефицита внимания, то у их потомства существует гораздо большая склонность к проявлению заболевания. У трети отцов, страдавших синдромом дефицита внимания с гиперактивность в юном возрасте, в большинстве случаев, дети перенимают симптомы. 3. Неблагоприятные факторы в окружающей среде. Такие токсины, как свинец, полихлорированные дифенилы, мышьяк, ртуть, кадмий, никель могут повлиять на развитие мозга ребенка, что в дальнейшем может привести к возникновению СДВГ. 4. Пол. Синдром чаще диагностируется среди особей мужского пола. 5. Социально – психологический фактор. Возникновению СДВГ может способствовать психологический микроклимат в семье. Например, частые ссоры, конфликты между ребенком и родителем, аморальное поведение родителей. Также это могут быть различные особенности воспитания – эгоистическое воспитание по типу «кумира семьи», педагогическая или социальная запущенность, гиперопека и т.д. 6. Пищевой фактор Фактором риска является употребление вместе с пищей пищевых токсинов или аллергенов – пищевые салицилаты, искусственные красители. 7. Теория дисфункции системы arousal. Реакция активации, приводящая к усилению бодрственного состояния сознания. Ребенок с СДВГ не способен к регуляции своей активности в ответ на требования ситуации. 1.3 Типы СДВГ У некоторых людей симптомы СДВГ очень заметны. Однако есть виды этого заболевания, при которых синдром плохо выражен и симптомы могут быть похожими на симптомы других состояний. И для постановки точного диагноза необходимо выяснить все ли зоны мозга хорошо функционируют. Рассмотрим несколько подтипов синдрома дефицита внимания и гиперактивности: 1. Комбинированный подтип. Это наиболее распространенный тип СДВГ. является отдельной и более тяжелой формой с сочетанием симптомов гиперактивности и импульсивности. 2. Доминирующий невнимательный тип. На детей с данным типом могут вообще не обратить внимание, так как они не демонстрируют чрезмерной активности, не мешают другим на уроках и при других занятиях. 3. Доминирующий гиперактивно – импульсивный тип. При этом типе СДВГ дети способны сосредоточиться на чем – либо, но они чрезмерно гиперактивны и импульсивны. Выделяют ключевые критерии в симптомах синдрома дефицита внимания и гиперактивности: · Отвлекаемость · Откладывание дел · Плохой самоконтроль · Неорганизованность · Удерживание внимания на короткий период времени Опираясь на данные критерии ученые описывают шесть типов СДВГ: 1) Классический СДВГ. Сочетает в себе все основные признаки заболевания с ярко выраженной гиперактивностью и неуправляемой импульсивностью. Хорошо поддается лечению с помощью стимулирующих препаратов. 2) СДВГ с невнимательностью. Этот тип также легко поддается лечению стимулирующими препаратами. Отличается ярко выраженным упадком сил и энергии. 3) СДВГ с чрезмерной сосредоточенностью. Включает в себя ключевые критерии симптомов со значительными отклонениями в поведении, сочетается с деструктивными мыслями. Отклонения выражаются в несогласии с любыми суждениями. Данный тип поддается лечению комбинированными препаратами антидепрессантной и стимулирующей групп. 4) СДВГ височной доли. Выражается плохой обучаемостью, раздражительностью и нервозностью. Эффективнее всего лечится медикаментами против приступов. 5) Лимбический СДВГ. Сочетание ключевых симптомов с пониженной мотивацией, угрюмостью и депрессией. 6) Огненный пояс. При основных признаках заболевания проявляются биполярные расстройства. Биполярное расстройство также называют маниакально-депрессивным психозом. Оно представляет собой психическое заболевание, характеризующееся нетипичной сменой настроения, перепадами энергии и способности функционировать. При этом типе СДВГ прописывают курс лечения антикольвунсантами или нейролептическими препаратами. 1.4 Возрастные особенности Чаще всего симптомы СДВГ возникают в возрасте до 5-6 лет. Иногда же симптомы проявляются и на первом году жизни. Грудной и ранний возраст – от 0 до 3 лет. 1) При наличии у ребенка перинатального поражения центральной нервной системы может возникнуть синдром повышенной нервно- рефлекторной возбудимости. 2) Развивается повышенная двигательная активность. Она выражается в непоседливости ребенка. Он крутится, извивается в кровати, не может долго сидеть в коляске. 3) Нарушается сон ребенка. Он не может долго уснуть, сам сон непродолжительный и поверхностный. 4) Высок риск травматизации. На прогулках ребенок требует непрерывного внимания со стороны родителей. 5) Возможна задержка предречевого и речевого развития. 6) Может быть пониженный аппетит, а также незначительные прибавки массы тела на первых годах жизни. 7) Ребенок может проявлять агрессию к другим детям – драться, кусаться, щипаться, отбирать игрушки. От 3 до 5 лет. 1) Очень трудно концентрировать и поддерживать внимание в какой-либо деятельности. 2) Ребенок постоянно находится в движении. Гиперподвижен в ситуациях, когда это не приемлемо. Также возможна бесцельная двигательная активность. 3) Движения скованны, плохо координированы и неуклюжи. 4) Ребенок забывчив. Часто теряет вещи и игрушки. 5) Болтлив, вмешивается в игры или разговоры других людей, часто возникают конфликтные ситуации в коллективе. От 5 до 6 лет. 1) Кроме предыдущих симптомов добавляются трудности в обучении, а также в общении со сверстниками. 2) Мелкая моторика слабо развита. Подростковый возраст. 1) Гиперактивность значительно уменьшается, может и вовсе исчезнуть. 2) Возрастают нарушения поведения, возникает агрессивность, трудности во взаимоотношения в детском коллективе, в семье, снижается школьная успеваемость. Ребенок может нарушать семейные, общественные правила. Возникает потребность попробовать алкоголь, табак, наркотики. Симптомы СДВГ могут перейти во взрослый возраст. В подростковом возрасте очень высок риск возникновения социальной дезадаптации. Социальная дезадаптация – это частичная или полная утрата способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Синдром дефицита внимания и гиперактивности вместе с поведенческими расстройствами могут привести к целому ряду нарушений, связанных с личностью.
|