Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 26 Какие признаки первобытной культуры являются определяющими





Возникновение духовной стороны культуры относится к эпохе палеолита. Наиболее древние, хотя и чрезвычайно редкие свиде-тельства тому - захоронения неандертальцев в эпоху ашелль (более 700 тысяч лет назад). По отдельным предметам, найденным в погребениях, можно сделать предположение о зарождении культовых представлений, зачатков первобытной мифологии и позитивных знаний. Есть археологические находки, свидетельствующие, что природные объекты используются для натуральной изобразительной деятельности, в которой исследователи видят прообраз искусства.
Наиболее существенной особенностью первобытной истории является то, что зарождающееся сознание еще полностью погружено в материальную жизнь. Речь привязана к конкретным вещам, событиям и переживаниям. Преобладает образно-чувственное восприятие реальности. Мышление и воля возникают в ходе непосредственного действия индивидов. Зарождающаяся духовность не расчленена на отдельные виды. Эта черта культуры называется синкретизмом и характеризует ее неразвитое состояние.
Первобытное сознание является также, по преимуществу, кол-лективным. Ради сохранения и выживания рода все духовные про-явления должны жестко подчиняться общим требованиям, которые отличаются стабильностью. Первыми культурными регуляторами поведения людей выступали табу. Этим термином, взятым из по-линезийских языков, принято обозначать те вещи, действия, животных, даже отдельных людей или их группы, которые на основании мифологических представлений древних людей оказываются свя-щенными или запретными, неприкасаемыми. Хотя современному человеку многие первобытные табу кажутся бессмысленными и даже вредными, на деле они служили средством социального контроля. На их основе позднее формируются понятия нравственности и законности. Наиболее известными видами табу являются запрет каннибализма по отношению к «своим», ограничения на брачные отношения между близкими родственниками, пищевые и охотничьи запреты.
Другим средством укрепления социального единения первобытных людей служило нарождающееся искусство. Среди ученых нет единого мнения о конкретных причинах возникновения искусства и изменений в нем. Считается, что оно выполняло функцию коллективного обучения промысловым, хозяйственным и иным полезным действиям (имитация охоты на зверя в танце, например). Помимо этого искусство давало предметную форму мифологическим представлениям, а также позволяло фиксировать в знаках позитивные знания (первичный счет, календарь). Образцы первобытного «звериного стиля» поражают своим реализмом.
На протяжении сотен тысяч лет искусство помогало людям освоить окружающий мир в образно-символической форме. Практически все виды художественного творчества - музыка, живопись, скульптура, графика, танец, театрализованное действие, прикладные искусства - зародились в первобытной культуре.
Основные черты первобытной духовной культуры нашли выражение в ранних формах религиозных верований и культов. Возможно, древнейшим из них был фетишизм (от португальского слова, обозначавшего талисман, амулет) - приписывание сверхъестественных свойств неодушевленным предметам, будь то камень необычной формы, клык зверя или «священное» копье. Фетиши - это культурные, знаковые объекты, главным предназначением которых является компенсация слабости первобытного человека перед силами природы.
Единство древнейших людей с природой выражалась в тотемизме (на языке племени индейцев-алконгинов это означает «его род»). Тотемом, или прародителем, родственником («отцом», «старшим братом») первобытной общины выступает животное или растение определенного вида. В эпоху палеолита еще отсутствует поклонение тотемному объекту. Его просят о помощи, его ублажают подарками; охота на него, употребление в пищу, называние его «настоящего» имени табуированы (запрещены). Однако если тотем «не справлялся» со своими обязанностями, его наказывали. Тотемизм, таким образом, выступает одним из культурных средств организации среды обитания человека.
Пробуждающееся культурное сознание проявлялось в такой форме верований как анимизм (от латинского слова «анима», обозначающего душу, дух). Все окружающее люди воспринимали, как подобное себе - то есть как способное к движению, активности, ответному действию. Любой предмет, таким образом, мог быть дружественным или враждебным по отношению к человеку. В анимизме отражалась наблюдательность людей, интуитивное ощущение могущества законов природы. В борьбе за выживание рода эти свойства были крайне необходимы.
Максимальным выражением силы и, одновременно, слабости первобытной духовности являлась магия (в греческом языке - кол-довство). В ней мы находим сложный сплав позитивных знаний, умений, многие из которых утеряны современным человеком, и иллюзорных средств воздействия на действительность. В соответствии с целями воздействия различают магию промысловую, военную, лечебную, любовную, вредоносную. В своих истоках магия была достоянием всех членов родового коллектива, но позже она специализируется, ее носителями становятся старейшины или знатоки-профессионалы (шаманы). В магии очевиден творческий, преобразующий характер культуры.
Первобытные верования нуждались в коллективных действенных выражениях - культах. Наиболее древними являлись культы солнца, огня, промыслового зверя, погребальный культ. В эпоху расцвета родовой общины особое значение принимает материнско- родовой культ (культ предков, культ плодородия). Неолитическая революция порождает земледельческие культы, а также трансформирует все первобытные верования, постепенно вытесняя из них зооморфные, «звериные» элементы.
Таким образом, в первобытном обществе складываются пред-посылки для формирования всех форм духовности, поскольку их возникновение было оправдано социальной необходимостью.

Date: 2015-07-24; view: 385; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию