Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура древних славян





Была представлена скотоводством, охотой, земледелием. Ремесленные поселки – зародыши будущих городов – представляли собой собрание хижин, окруженных забором или земляным валом, внутри возвышались святилища. В VI–VIII вв. уже выделились кузнецы, литейщики, ювелиры, позднее – гончары. Торговый водный путь, который шел из Византии через все восточнославянские земли к Балтийскому морю, назывался «из варяг в греки».

Язычество – характерная черта культуры восточного славянства, особое значение оно имело в догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Его отличает светлый характер, оптимизм, поэтизация природы. Языческое мировоззрение нашло художественное выражение в народном творчестве: устная народная поэзия – это заговоры, заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие), пословицы и поговорки (как отражение древнейшего быта), загадки (следы древней магии). Былинный эпос, сказки связаны с язычеством. «Растительный», «звериный» стили – излюбленные мотивы орнамента в русском прикладном искусстве.

Письменность всегда является показателем высокого уровня культуры. Ее виды: «черты» и «резы» – пиктографическое письмо славян-язычников. Протокириллица – запись славянских слов с помощью греческого алфавита. Глаголица – самостоятельный славянский алфавит.

52-53 Принятие христианства – переломный момент в истории русской культуры. Распространение христианства на Руси началось задолго до крещения на Днепре (988 г.) и продолжалось в течение полутора веков. Альтернативы выбора вер: 1) язычество; 2) иудаизм, который господствовал в Хазарском каганате; 3) ислам исповедовался в арабо-исламском мире, с которым контактировала Русь; 4) западное христианство было распространено в западной части Европы. До 1054 г. христианская церковь была единой. 5) Восточное христианство (православие) являлось государственной религией в Византии.

Причины христианизации Руси: 1) Личность князя Владимира. Князь Владимир как крупный государственный деятель давно осознал, что языческий политеизм не соответствует духовным и политическим потребностям государства. 2) Решающее значение имел эстетический фактор – мистическая красота православного богослужения, духовный подъем, который пережили послы князя Владимира в соборе Святой Софии в Константинополе, красота православных храмов. 3) Традиционные политические связи Киевской Руси с Византией. В византийской традиции духовная власть занимала подчиненное положение по отношению к светской власти. Власть императора рассматривалась как Богом установленная, данная свыше. 4) Династические соображения (брак князя Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной) закрепляли дружеские отношения с такой влиятельной державой как Византия. Тем самым расширялись торгово-экономические и культурные связи с Византией. Это в какой-то мере обеспечивало ослабление набегов на Русь многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря. 5) На Западе богослужение велось только на латинском языке, Библию на другие языки переводить было нельзя. Православие не связывало себя языковыми канонами. В этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Через болгарские богослужебные книги, священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

 

54. искуссво средневековой Руси Ущерб, который был нанесен отечественному искусству монголо-татарским нашествием, был колоссальным.
Следует отметить, что возрождение через полвека каменное строительство на Руси в основном сосредотачивалось в двух районах. Это северо-западные земли Новгорода и Пскова, а также Москва и Тверь во Владимирском княжестве.
Важно отметить, что в развитии отечественной архитектуры в рассматриваемый период особая роль принадлежала Москве. Оживление градостроительства здесь началось еще до Куликовской битвы. В 1366 г. начали строить белокаменный Кремль. В 1379 г. в Коломне возведен самый большой в то время на Руси собор Успения.
С превращением Москвы в политическую и религиозную столицу, связано стремление поднять художественный и технический уровень строительства. В Москву приглашаются итальянские мастера, которые познакомили русских зодчих с архитектурно-строительной техникой итальянского Возрождения.
К концу XV в. Кремль, построенный при Дмитрии Донском, устарел. Для возведения нового были приглашены итальянцы Пьетро Антонио Солари и другие мастера.
Итальянские мастера соединяли наиболее характерные древнерусские формы с ренессансным пониманием архитектурного пространства и создавали оригинальные произведения, поражавшие современников. Таковым стал Успенский собор Кремля, построенный под руководством Аристотеля Фиораванти, Итальянец Алевиз Новый создал усыпальницу московских князей Архангельский собор, отделав его наподобие двухэтажного палаццо в духе итальянского Возрождения. Архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари была построена знаменитая Грановитая палата, ставшая частью великокняжеского дворца.
В первой половине XVI в. идет складывание новой национальной архитектуры. Русские зодчие осуществили задачу перенесения в каменное строительство наиболее национального в своем типе - шатрового храма. Наиболее известными такими храмами являются церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор на Красной площади, известный и как храм Василия Блаженного.
Во второй половине XVI в. в культовом строительстве появилась консервативная тенденция, сдерживавшая творческие начала отечественного зодчества. Это связано с решениями Стоглавого собора, строго регламентировавшего в 1551 г. культовое зодчество и объявившего каноническим образцом Успенский собор московского Кремля.
В XVII в. усложняются архитектурные формы, усиливается их праздничное богатство. Современники назвали новый тип архитектуры «дивным узорочьем». Тяга к нарядности сказались в надстройке башен московского Кремля шатровыми верхами. Зодчие Огурцов и Галовей возвели знаменитый шатер над Спасской башней.
В 90-е годы XVII в. в русской архитектуре утвердился новый стиль, условно именуемый «нарышкинским» или «московским барокко». Его главные композиционные принципы - ярусность, центричность, симметрия и равновесие масс. Большинство храмов этого типа построено для бояр Нарышкиных. Их сходство с западноевропейским барокко чисто внешнее. Декоративное убранство этих храмов выглядело очень выразительно на красном фоне кирпичных стен. Ярким образцом этого стиля можно назвать церковь Покрова в Филях.
Говоря об изобразительном искусстве, следует отметить, что оно развивалось в целом на традициях древнерусской живописи. В связи с нашествием и ордынским игом центры отечественной живописи переместились в северные земли. Разобщенность русских княжеств сказалась в XIII-XIV вв. на усилении местных особенностей в изобразительном искусстве. Оформляются новгородская, псковская, ростовская, тверская, вологодская и московская школа живописи. Прерванные отношения с Византией обусловили определенный отход от греческих канонов иконописи. Появляются изображения святых на красном фоне, усиливается яркость красок, орнаментальность, идущие от самобытного народного искусства.
Период XV-первой половины XVI в. называют «золотым веком» русской живописи, вошедшим своими шедеврами в историю мировой культуры. Начало этого периода связано с творчеством выходца из Византии Феофана Грека. Ему принадлежит живопись церкви Спаса в Новгороде, в Москве - церкви Рождества Богородицы и Архангельского собора Кремля. Шедеврами Феофана Грека считаются иконы «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча» в московском Благовещенском соборе.
В росписи Благовещенского собора вместе с Феофаном Греком принимал участие другой выдающийся художник Руси - Андрей Рублев. Самое совершенное из известных произведений Рублева икона «Троица», в которой автор воплотил идеал нравственного совершенства.
Крупнейшим мастером рублевского направления на рубеже XV-XVI вв. был Дионисий. Дионисий в своих работах пытался ответить на новые эстетические запросы. Работая над иконой «Митрополит Алексий», он пытался изображать святых как живых людей. Дионисий создал, хотя и идеализированный, но живой портрет конкретного человека. Влияние этого художника сказалось на всем искусстве XVI в.
В середине XVI столетия усиливается церковная регламентация и в живописи. Решения Стоглавого собора требовали от иконописцев писать в соответствии с греческими канонами. Было канонизировано и художественное наследие Андрея Рублева.
Рассматривая живопись XVII в., следует выделить два периода. Первая половина столетия ознаменовалась борьбой двух направлений в живописи. Первое, «годуновская школа», тяготело к монументальным традициям прошлого и было попыткой строгого следования древнему канону.
Другое направление, «строгановская школа», явилось более свежей струей в живописи. Работы этой школы несли в себе усиленное эстетическое начало. Для них характерны виртуозный рисунок, тщательная детализация, многофигурность композиции, насыщенная орнаментация, полихромовый колорит. Наиболее выдающимся мастером этой школы был Прокопий Чирин, иконам которого свойственны мягкость колорита, пластичность и изящность вытянутых фигур.

 

55. анры средневековой русскойлитературы были тесно связаны с их употреблением в быту - светском и церковном. В этом их отличие от жанров новой литературы. В средние века все искусства, и в их числе литература, носили «прикладной» характер. Богослужение требовало определенных жанров, предназначенных для определенных же моментов церковной службы. Некоторые жанры имели свое назначение в сложном монастырском быту. Даже келейное чтение (индивидуальное чтение монахов) имело жанровую регламентацию.Отсюда несколько типов житий, несколько типов церковных песнопений, несколько типов книг, регламентирующих богослужение, церковный и монастырский быт, и т. д. В жанровую систему входили даже такие жанрово не повторяющиеся произведения, как евангелия, псалмы, апостольские послания и пр……………………Уже из этого беглого и крайне обобщенного перечисления церковных жанров ясно, что часть из них могла развивать в своих недрах новые произведения (например, жития святых, которые должны были создаваться в связи с новыми канонизациями), а часть жанров была строго ограничена существующими произведениями, и создание новых произведений в их п редел а & было невозможно. Однако и те и другие не могли измениться: формальные признаки жанров были строго обусловлены особенностями их употребления и традиционными признаками.Несколько менее стеснены внешними формальными и традиционными требованиями были светские жанры. Эти светские жанры не связывались с определенным употреблением в быту и поэтому были более свободными в своих внешних, формальных признаках.Обслуживая регламентированный и очень церемониальный средневековый быт, жанровая система литературы не удовлетворяла, однако, всех потребностей в художественном слове. Грамотные верхи феодального общества имели в своем распоряжении и книжные, и устные жанры. Неграмотные народные массы удовлетворялисвои потребности в художественном слове с помощью устной системы жанров. Книжность была только отчасти доступна народным массам через богослужение.Литературно-фольклорная жанровая система словесного искусства русского средневековья была в отдельных своих частях более жесткой, в других - менее жесткой, но если ее брать в. целом, она была очень традиционной, сильно формализованной, мало меняющейся, тесно связанной с обрядовыми обычаями. Чем более она была жесткой, тем настоятельнее она подвергалась изменению в связи с переменами в исторической действительности, в быте, в обрядах и в требованиях применения. Она должна была реагировать на все изменения в действительности, как бы «взламываться» ими. VРаннефеодальные государства были очень непрочными. Единство государства постоянно нарушалось раздорами феодалов, отражавшими центробежные силы общества. Чтобы 1 удержать единство, требовались высокая общественная мораль, высокое чувство чести, верность, самоотверженность, развитое патриотическое самосознание и высокий уровень словесного искусства - жанров политической публицистики, жанров, воспевающих любовь к родной стране, жанров лиро-эпических.Единство государства, при недостаточности связей экономических и военных, не могло существовать без интенсивного развития личных патриотических качеств. Нужны были произведения, которые ясно свидетельствовали бы об историческом и политическом единстве русского народа. Нужны были произведения, которые активно выступали против раздоров князей. Особенностью древнерусской литературы этого периода являлось сознание единства всей Русской земли без каких-либо племенных различий, сознание единства русской истории и государства.Вот почему, несмотря на наличие двух взаимодополняющих систем жанров - литературной и фольклорной, русская литература XI-XIII вв. находилась в процессе жанрообразования. Разными путями, из различных корней постоянно возникают произведения, которые стоят особняком от традиционных систем жанров, разрушают их либо творчески объединяют. В результате поисков новых жанров в русской литературе и в фольклоре появляется много произведений, которые трудно отнести к какому-нибудь из прочно сложившихся традиционных жанров. Они стоят вне жанровых традиций.Ломка традиционных форм вообще была довольно обычной на Руси. Все более или менее выдающиеся произведения литературы, основанные на глубоких внутренних потребностях, вырываются за пределы традиционных форм.В этой обстановке интенсивного жанрообразования некоторые произведения оказались единичны в жанровом отношении («Моление» Даниила Заточника, «Поучение», «Автобиография» и «Письмо к Олегу Святославичу» Владимира Мономаха), другие получили устойчивое продолжение (Начальная летопись - в русском летописании, «Повесть об ослеплении Василька Тере-бовльского» - в последующих повестях о княжеских преступлениях), третьи имели лишь отдельные попытки продолжить их в жанровом отношении («Слово о полку Игореве» - в «Задон-щине»).Отсутствие строгих жанровых рамок способствовало появлению многих своеобразных и высокохудожественных произведений. Процессы жанрообразования способствовали интенсивному использованию в этот период опыта фольклора «Повести временных лет» и других летописях, в «Слове о полку Игореве», в «Слове о погибели Русской земли», в «Молении» и «Слове» Даниила Заточника и т. д.). Процесс жанрообразования, осуществляющийся в XI-XIII вв., возобновился в XVI в. и протекал довольно интенсивно в XVII в.Пропуск античной стадии в развитии культуры поднял значение литературы и искусства в развитии восточного славянства. На литературу и другие искусства выпала, как мы видели, ответственнейшая роль - поддержать ускоренное развитие русского общества в XI - начале XIII в. и ослабить отрицательные стороны этого ускоренного развития: распад Русского государства и раздоры князей. Вот почему общественная роль всех видов искусства была чрезвычайно велика в XI-XIII вв. у всех восточных славян.Чувство истории, чувство исторического единства, призывы к политическому единению, разоблачения злоупотреблений властью распространялись на огромную территорию с большим и пестрым разноплеменным населением, с многочисленными полусамостоятельными княжествами.Уровень искусств соответствовал уровню общественной ответственности, которая выпала на их долю. Но эти искусства не знали все же собственной античной стадии - только отклики чужой через Византию. Поэтому, когда в России в XIV и начале XV в. создались социально-экономические условия для возникновения Предвозрождения и это Предвозрождение действительно возникло, оно сразу в историко-культурном отношении было поставлено в своеобразные и невыгодные условия. Роль «своей античности» выпала на Русь домонгольскую, Русь периода ее независимости.Литература конца XIV - начала XV в. обращается к памятникам XI - начала XIII в. Отдельные произведения этого времени стилистически подражают «Слову о законе и благодати» митрополита Илариона, «Повести временных лет», «Слову о разорении Рязани» и, самое главное, «Слову о полку Игореве» (в «Задонщине»). В зодчестве замечается аналогичное обращение к памятникам XI-XIII вв. (в Новгороде, Твери, Владимире), то же происходит в живописи, то же - в политической мысли (стремление возродить политические традиции Киева и Владимира Залесского), то же - в народном творчестве (на это время приходится особенно интенсивное формирование киевского цикла былин). Но все это оказывается недостаточным для Предвозрождения, и поэтому особое значение имеет укрепление связей со странами, пережившими античную стадию культуры. Русь возрождает и укрепляет свои связи с Византией и со странами византийского культурного ареала, прежде всего с южными славянами.

56. Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применениеюлианского календаря.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет набороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета[20], появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси» были исключены.

Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году.[21].

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков[22].

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимен (Ивашка, Сенька и т. п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Он так пояснял необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству — сия то почесть свойственна царю…»[23]

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696—1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».[24]

Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.

57. 18 ВЕК В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало большое влияние на дальнейшее развитие культуры.
С 1 января 1700 г. было введено новое летоисчисление - от Рождества Христова. В 1719 г. был создан первый естественно-исторический музей в России - Кунсткамера.
При Петре 1 образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления реформ нужны были образованные люди. При Петре 1 открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии Наук.
В1701 г. в Москве была открыта Навигационная школа - первое светское государственное учебное заведение, создавался ряд профессиональных школ - Артиллерийская, Инженерная, Медицинская. В первой четверти 18 в. стали открываться цифирные школы, церковноприходские училища, духовные семинарии. Организация среднего и высшего образования тесно связана с созданием Академии Наук (1724 г.). В нее входили Академия, Университет и гимназия. Михаил Ломоносов стал первым русским академиком. В 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. В организованной при нем типографии издавалась газета "Московские новости".
Появились профессионально-художественные учебные заведения. В Петербурге - Танцевальная школа, в Москве - Балетное училище и Академия Художеств.
Книгопечатание. Значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708 г. была проведена реформа шрифта, были введены гражданская и гражданская печать, что способствовало увеличению светских и гражданских книг, журналов. Были организованы библиотеки, открыты книжные магазины.
Литература. Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского языка способствовало укреплению светского языка. В это время были очень популярными стихотворные произведения - оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744 гг.).
Поэт В.К.Тредиаковский (1703-1768 гг.) стал реформатором русского языка и стихосложения.
Основоположником русской драматургии стал А.П.Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни. В произведениях этих писателей нашли отражение идеи русского классицизма..
Последняя четверть 18 в. стала временем расцвета творчества крупного поэта Г.Р.Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода.
Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях "Бригадир" и "Недоросль" Д.И.Фонвизин. Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению в литературе.
Основоположником русского сентиментализма стал Н.М.Карамзин (1766-1826 гг.), автор повестей "Бедная Лиза", "Деревня" и др. Основное сочинение Карамзина - "История государства Российского".
Архитектура. В Петровскую эпоху вносятся новшества в архитектуру и строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи.
С политико-экономическим развитием страны предъявляются к гражданскому строительству. Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле и др. В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством учились В.П.Баженов и М.Ф.Казаков.
Петровская эпоха характеризуется строительством новой столицы - Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Новая столица была задумана как регулярный город, с длинными лучевыми проспектами, с городскими ансамблями кварталов и улиц, площадей. Трезини выступил как автор жилых зданий трех категорий: для "именитых" граждан - каменных, для "зажиточных" и "простых" людей - мазанковых. Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля- здание Двенадцати коллегий (ныне Университет). Самым значительным сооружением был Петропавловский Собор Петропавловской крепости.
В числе общественных зданий выделялись Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство. Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями - Петергоф и др.
Огромным вкладом в стиль русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Отец (итальянский скульптор) участвовал в декоративном оформлении Петергофа. Сын (уже русский архитектор) был автором Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого Дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе и др. На смену русскому барокко в зодчестве в 60-е годы пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале 19 в. Представителями классицизма в России стали архитекторы В.П. Баженов, М.Ф.Казаков и И. Е. Старов.
Баженов и Казаков работали в Москве и Петербурге - дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Сенат в Московском Кремле, Дворянское Собрание с великолепным Колонным залом, Михайловский замок. Старов - автор Троицкого собора Александро-Невской лавры Таврического дворца - памятника победы в русско-турецкой войне. Главная ценность классицизма - ансамбль, организация ансамбля: строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн. Яркий пример - Дворцовая площадь архитектора К.И.Росси. Сохранившиеся здания 18 в. и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения.
Изобразительное искусство. Это время расцвета портретной живописи. Наиболее известные художники петровского времени - Андрей Матвеев (1701-1739 гг.) и Иван Никитин (1690-1742 гг.) - основоположники русской светской живописи. К концу 20-х годов наметился перелом к придворному направлению живописи. Лучшие портретисты 18в.- А.П.Антропов, Ф.С.Рокотов, Д.Т.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Классическое направление в скульптуре представляли Федор Шубин, Михаил Козловский.
В конце 18 в. формируется одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж. В его основе лежит частная собрание картин Екатерины 2.
В 18 в. продолжалось развитие театра. Открывались новые театры, ставились спектакли по пьесам русских авторов - Сумарокова, Фонвизина.
Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах драматических и оперных спектаклей. В 1741 г. по указу дочери Петра Елизаветы была учреждена русская балетная труппа.
Продолжал развиваться и крепостной театр. В историю театра вошли имена крепостных актеров Прасковьи Жемчуговой, Михаила Щепкина и др. В 18 веке театр приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс.
Музыка. В 18 в. начинает распространяться светское музыкальное искусство. Создается Филармоническое общество, в котором исполняется старинная и классическая музыка, формируется композиторская школа, появляются русские композиторы - авторы оперной, камерной музыки. Ведущим музыкальным жанром становится опера. Ведущим оперным композитором того времени являлся Д.С.Бортнянский - автор около 200 произведений. В конце века появляется жанр камерной лирической песни - русский романс на стихи русских поэтов.
Итоги историко-культурного развития 18 в. очень значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными станами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Получили развитие все направления все направления культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Появились новые литературные журналы, художественная литература, общедоступный театр, светская музыка. Идет становление русского классицизма. Развитие культуры 18 в. подготовило блестящий расцвет русской культуры 19 в., ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры.

 

58. "ЗОЛОТОЙ ВЕК" РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

План: 1. Развитие науки. Артистический кружок.

2. Музыка, живопись.

3. Литература, театр.

4. Общественно-политическая жизнь.

1)Вторую половину 19 века по праву называют "золотым веком" в развитиирусской культуры. Московская культурная жизнь этого периода целиком оправдываетэту характеристику. В Москве работало немало выдающихся учёных - Вернадский, Жу-ковский, Ключевский, Сеченов, Соловьёв и многие другие. Их имена увековечены вназваниях московских улиц. В 1872 году в Москве была открыта первая все-российская политехническая выставка, в дальнейшем на основе её экспонатов былсоздан политехнический музей. Появилось и объединение творческих работников Москвы, оказывавшее заметноевлияние на её культурную жизнь - артистический кружок, созданный по инициативеОстровского, Одоевского и т.д. В кружке проводились лекции и музыкальные вечера,обсуждались новые пьесы и ставились спектакли.

2)В Москве зазвучало имя Чайковского и других выдающихся композиторов. Зна-менитый пианист и дирежёр Рубинштейн стал одним из основателей Московскойконсерватории. Большую роль в развитии музыки в Москве во второй половине 19 ве-ка сыграл меценат Мамонтов. Это он провёл железную дорогу на север в Архангельски Мурманск и на Юг к донецким угольным копям. Он же выдвинул Шаляпина, создал всвоём театре огромный успех операм Римского-Корсакова. Огромный успех достигла вто время живопись и литература. Левитан, Перов, Репин и Суриков - без этого соз-вездия великих имён, без их творений, созданных в Москве, невозможно представитьсебе отечественную культуру.

3)Выдающиеся писатели Горький, Островский, Чехов, Лев Толстой в своих про-изведениях описывали картины московского быта. Островский не раз давал своим пь-есам подзаголовок "картины московской жизни". Театральную Москву тех лет невозможно представить без ярких талантов, иг-равших на сценах драматических театров - Молого, Русского драматического таетраи созданного в 1898 году общедоступного Художественного театра. Среди них такиевыдающиеся актёры как Васильева, Ермолова и многие другие.

4)Послереформенное время резко оживило и общественно-политическую жизньМосквы, втянуло в политику самые разные слои москвичей. Здесь действовал в 60-хгодах разночинский кружок Ишутина, в который входил Дмитрий Каракозов, покушав-шийся на жизнь Александра II. В 70-х годах в Москве создавались народническиекружки, участники которых пытались развернуть пропаганду в рабочей среде, рабо-чих предполагалось использовать в качестве посредников между интеллегенцией икрестьянством. В 80-90-х годах 19 века ширилось рабочее движение. Наиболее крупными былистачки рабочих суконной фабрики Носовых в 1871 году. шёлковой фабрики Лезерсонав 1875 году. Действовала в Москве и марксистская группа Бруснёва. В 1894 годупредставители этого и других московских рабочих кружков, собравшиеся нелегальнов одном из домов на Неглинной улице, создали центральный рабочий кружок. Он про-вёл первую в Москве маёвку в 1895 году недалеко от станции Вешняки. Через годэтот кружок уже был связан с пятидесятью крупными заводами и фабриками города.

59. Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Эти сложности обусловлены прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.
Сложность анализа культуры России в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.
Историю и культуру советской эпохи необходимо рассмотреть в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в сопоставлении со всей русской культурой "серебряного века" и Русского зарубежья - составной частью всей отечественной культуры текущего столетия.
Социокультурная панорама советской эпохи - пестрая, сложная диалектическая целостность. Ей свойственна противоречивость и неоднозначность Духовное, человеческое в ней всегда с игнорированием интересов отдельной личности, с бездуховностью административно-командной системы власти, тоталитаризмом, а связь с многовековой историей народа сочеталась с официозным прославлением политической системы: существование фальшивых, "заказных" исследований и произведений в разных жанрах.
Вместе с тем культура советской эпохи есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, со верой масс в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, и лидера-вождя. Современные социологи отмечают, что для рассматриваемой эпохи типично известное состояние "зажатости" между прошлым и будущим, ориентации на "двоичности" (революция - контрреволюция, белые - красные, мы - они, наши - не наши и т.п.), с заявленной устремленностью вперед сочетается полное равнодушие к сиюминутному настоящему, к его важной роли в жизни любого конкретного человека.
1. Особенности культуры в первые годы Советской власти

В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921 годы) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.
К особенностям культуры того времени, отражающим идеологический и практический опыт социалистического строительства, а также своеобразные культурные нормы, образцы и формы творческой деятельности, можно отнести следующие:
утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма. Марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая отражала проблемы российской действительности;
активное использование культуры в уничтожении социального неравенства. Программное положение большевиков, утвержденное на VIII съезде РКП (б) - "открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда", начало реализовываться сразу после Октября 1917 года. Огромный размах приобрела национализация культуры. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева.
Ряд художников (К. Юон, М. Греков, И. Грабарь) уже в 1919 году создали картины, посвященные Красной Армии. Представители творческой интеллигенции, перешедшие на сторону Советской власти, получали повышенный паек и социальные льготы, что было немаловажно в условиях гражданской войны, когда право на паек имели только представители пролетариата. С 1920 года вводится звание "Народный артист республики". Одними из первых его получили М.Н. Ермолова, К.С. Станиславский, Л.В. Собинов.
Революция, поставившая перед собой задачу построения нового общества и "переделку" человека, не могла не затронуть семью как хранительницу традиционных культурных ценностей. Происходило активное вовлечение института семьи и быта в процесс формирования новых социокультурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский - с упрощенной системой развода. Большой популярностью пользуются призывы "свободной любви". Главное в этих взглядах - освобождение женщины и мужчины от буржуазной семьи и классовый выбор в области половых отношений. Разрушение семьи и быта, которые символизировали старый, прежний мир с его буржуазно-религиозной моралью, шло под знаком утверждения новой нравственности: нравственно все то, что служит мировой революции, а безнравственно то, что дезорганизует пролетариат. Религиозная обрядность начинает активно вытесняться коммунистической: "красные" свадьбы, крестины (в ЗАГСах вывешиваются списки новых имен для новорожденных - Революция, Нинель, Энергия и т.д.).

 

Date: 2015-07-24; view: 305; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию