Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономические преобразования первых месяцев Советской власти. Политика «военного коммунизма»: ее сущность и по­следствия





Социально-экономические преобразования первых месяцев Советской власти

Первый этап революции, когда решался вопрос о власти, Ленин назвал политическим. Некоторые историки в этой связи говорят о разрушительной фазе революции, в рамках которой прежде всего подавляется политическая и экономическая мощь буржуазии. Отмечая эту тенденцию, Ленин в 1918 г. говорил: “...Точно бывала в истории хотя бы одна великая революция без разложения, без потери дисциплины, без мучительных шагов опыта”. Вслед за этим появляется возможность перейти к созидательной фазе, сосредоточившись на утверждении нового типа общественных отношений. Преобразования октября 1917 — февраля 1918 г. глубоко потрясли отношения собственности, привели к коренному изменению принципов управления хозяйственной жизнью. На характер происходившего повлияли: инерционность многих разрушительных социально-экономических процессов, начавшихся до прихода к власти большевиков и доставшихся им по наследству; обстановка противостояния Советской власти; готовность большевиков радикально изменять существующие отношения и делать это с широким применением методов насилия.
Отношение к революции основной массы российского населения — крестьянства — определялось решением двух коренных вопросов: о войне и земле. Не случайно первые декреты касались именно этих проблем. Декрет о земле провозглашал уничтожение всякой частной собственности: все помещичьи, монастырские, церковные и удельные земли передавались “в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, вплоть до Учредительного собрания”. Осуществлять декрет подлежало на основе “Примерного наказа”, составленного эсерами на основе обобщения 242 наказов, доставленных депутатами I съезда Советов крестьянских депутатов. “Наказ” выступал как эсеровская программа по аграрному вопросу, которая включала: экспроприацию помещичьих имений, запрет на применение наемного труда, запрещение купли и продажи земли, “уравнительное распределение земли... смотря по местным условиям, по трудовой и потребительской норме”, а также периодическое перераспределение, которое должно осуществляться органами местного самоуправления. Установление такого порядка означало бы, по мнению эсеров, победу социализма в российской деревне.
Большевиков сближало с эсерами отрицание помещичьего землевладения, однако социализм в деревне они представляли иначе. Эсеровские сторонники “Наказа” считали, что земля не может быть в чьей-либо собственности, а должна находиться в пользовании тех, кто ее обрабатывает. Ленинцы же полагали, что подлинный социализм наступит тогда, когда земля будет национализирована, т.е., передана в руки государства, а затем на ней будут созданы коллективные, желательно крупные, хозяйства крестьян. Тем не менее, именно большевики предложили эсеровскую программу. Это был исключительно важный тактический ход, которым решался ряд важных задач. Во-первых, большевики обретали симпатии крестьянства; во-вторых, смогли внести раскол в среду эсеров и привлечь их левое крыло к сотрудничеству; в-третьих, реализация Декрета рассматривалась как первый шаг на пути воплощения собственной программы.
Важный этап аграрных преобразований связан с январем 1918 г. В это время экспроприация помещичьих земель была практически завершена. Хотя земельные комитеты, где были сильны позиции эсеров, ждавших решения Учредительного собрания о земле, еще не начали ее перераспределение. В этих условиях III съезд Советов 31 января 1918 г. рассмотрел проект Декрета “О социализации земли” (окончательный текст закона опубликован 19 февраля — в годовщину отмены крепостного права). Частная собственность на землю отменялась, а ее распределением поручалось заниматься земельным отделам Советов, которые должны были заменить прежние земельные комитеты. Тем самым влияние эсеров было сокращено, а большевики получили возможность реализации одного из пунктов закона, который предусматривал развитие коллективного хозяйства в земледелии. К весне 1918 г. на территории Центральной России процесс перераспределения завершился. В итоге 86% конфискованной земли роздано крестьянам, 11 перешло к государству, а 3 — сельскохозяйственным коллективам.
Аграрное законодательство первых месяцев содержало и зерна потенциальных конфликтов между большевиками и эсерами. Прежде всего землю предписывалось делить “по трудовой или потребительской норме”. В первом случае речь шла о распределении по работникам, во втором — по едокам. Большевики чаще поддерживали последнее, но в обоих случаях предпочтение оказывалось бедным и малоземельным. Эсеры же стремились распределять в соответствии с трудовыми возможностями, что благоприятствовало лишь зажиточным крестьянам. Кроме того, эсеры не разделяли большевистских идей о продуктивности крупных государственных хозяйств в деревне и централизованном над ними контроле. Наконец, оставался открытым вопрос о том, какие земли должны были объединяться в общий фонд, предназначенный для последующего распределения.
Из “Наказа” следовало, что он составлялся из крестьянских наделов и конфискованных имений, и уже из общей массы земли должны нарезаться новые наделы. Однако отстаивавшие интересы более обеспеченных крестьян эсеры часто выступали за то, что земля, которая уже находится в индивидуальном пользовании крестьян, должна остаться в неприкосновенности, а перераспределять нужно лишь конфискованную помещичью землю. На практике все эти вопросы решали местные органы власти — земельные отделы Советов, и от их состава зависело, чьи партийные установки и насколько твердо они готовы были воплощать. Все эти подспудные противоречия вышли наружу весной — летом 1918 г., когда большевики вынуждены были прибегнуть к непопулярным мерам при решении продовольственной проблемы.
Кризис промышленного производства с неспособностью навести порядок в экономике был одной из главных причин падения как самодержавия, так и Временного правительства. Решать эти задачи пришлось Советскому правительству. Предоктябрьские представления большевиков о приоритетах экономической политики сформулированы Лениным в брошюре “Грозящая катастрофа и как с ней бороться” (опубликована в середине октября 1917). Он считал, что необходимы: национализация банков и крупных торговых и промышленных синдикатов (сахарного, угольного, железного, нефтяного и пр.); отмена коммерческой тайны; принудительное объединение мелких предприятий в союзы с целью облегчения контроля; регулирование потребления. При этом национализация не означала конфискацию предприятий, а предполагала “контроль, надзор, учет, регулирование со стороны государства, установление правильного распределения рабочих сил в производстве и распределении продуктов”. Важное место в этой схеме отводилось и рабочему контролю, понимание которого в 1917 г. претерпело изменения.
Необходимость регулирования производства (в смысле бесперебойной работы, предотвращения закрытия предприятий) и распределения продуктов (для их регулярного поступления, предотвращения голода) в условиях военной экономики была объективно необходима и признавалась ведущими политическими силами. Однако государственного регулирования наладить не удалось: созданные правительством Керенского Экономический совет и Главный экономический комитет не обладали для этого ни властью, ни должной инициативой. В то же время стихийно возникшие по инициативе снизу в марте 1917 г. органы рабочего контроля, продемонстрировали свою жизнеспособность. Весной и летом требование рабочего контроля со стороны социалистических партий означало регулирование экономических и социальных отношений с учетом интересов всех социальных групп, что осталось лишь лозунгом. Однако численность низовых органов рабочего контроля (фабзавкомов) росла, они все активнее вмешивались в деятельность своих заводов, и осенью 1917 г., подобно стихийному захвату земли крестьянами, стали применять это к промышленным предприятиям, что вело к конфликтам с предпринимателями. Между тем Ленин накануне революции рассматривал рабочий контроль в более широком контексте, включал в это понятие совместную деятельность предпринимателей и рабочих по поддержанию производства.
Октябрьский переворот не только не остановил, но и усилил анархо-синдикалистские тенденции. Рабочие не просто вмешивались в деятельность предприятий, но проникались убеждением, что отныне промышленный аппарат страны принадлежит им, и они могут управлять им в своих интересах. Часто фабзавком от имени рабочих брал власть на предприятии в свои руки. Не обладая, однако, необходимыми экономическими и техническими знаниями, рабочие были неспособны поддерживать нормальную деятельность предприятия, используя оказавшиеся в их распоряжении ресурсы на элементарное их “проедание”.
14 ноября 1917 г. ВЦИК принял Декрет о рабочем контроле. Документ был ориентирован на то, чтобы обуздать анархические тенденции и нормализовать производственные процессы. Именно поэтому в нем указывалось, что рабочий контроль учреждается “в интересах планомерного регулирования народного хозяйства”. Декрет содержал чрезвычайно важный пункт об отмене коммерческой тайны, что устраняло одну из важнейших составляющих традиционных рыночных отношений. Ответственными за реализацию документа объявлялись как владельцы, так и рабочие предприятия. Первоначально предполагалось создание системы Советов рабочего контроля (в городах, губерниях и т.д.), которая напоминала бы политическую систему Советов и увенчивалась Всероссийским Советом рабочего контроля. В измененном виде эта идея была реализована в форме создания Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ). Соответствующий декрет от 5 декабря определял его цель — “организация народного хозяйства и государственных финансов”. Новый орган должен был “согласовывать и объединять” деятельность как местных, так и центральных учреждений экономического плана. В него должны были входить члены Всероссийского Совета рабочего контроля, представители всех наркоматов, а также эксперты (с правом совещательного голоса). Несколько дней спустя Ленин констатировал, что “от рабочего контроля мы шли к созданию Высшего совета народного хозяйства”. Создавались и местные — городские, губернские — совнархозы.
В числе прочих на ВСНХ возлагалась функция конфискации, секвестирования и принудительного синдицирования предприятий. Продолжена была широкая национализация промышленности. В ноябре 1917 — марте 1918 г. на территории 31 губернии у прежних владельцев было изъято 836 промышленных объектов. Как отмечал впоследствии А. И. Рыков, в то время национализация “производилась независимо от вопросов снабжения, от хозяйственных соображений, а исходя исключительно из необходимости непосредственной борьбы с буржуазией”. Современники выделяли “карательную” и “стихийную” национализацию. В первом случае речь чаще шла о нежелании хозяев сотрудничать с новой властью и об угрозе закрытия важных предприятий; такие акты чаще принимались центральными властями. Во втором — об инициативе рабочих на местах. В первые месяцы существования Советской власти доминировала “стихийная” национализация.
В первые месяцы были предприняты решительные шаги к изменению отношений в денежно-финансовой сфере. Первым поручением, полученным председателем ВСНХ, был контроль за захватом Государственного банка. Это произошло 14 декабря 1917 г. Одновременно в тот же день отряды вооруженных рабочих, матросов и солдат заняли помещения частных коммерческих банков и кредитных учреждений. Изъяты были ключи от кладовых, сейфов индивидуального пользования, наложен арест на банковскую документацию. Вечером 14 декабря, постфактум, ВЦИК оформил эти акты своим декретом. Тогда же постановлением СНК “О ревизии стальных ящиков” все находящееся в сейфах золото конфисковывалось в общегосударственный фонд, а в случае неявки владельцев в трехдневный срок все их средства подлежали конфискации “в собственность народа”.
Чуть ранее (7 декабря) ВЧК получил от СНК поручение взять на учет состоятельных граждан в связи со следующим его постановлением: “Лица, принадлежащие к богатым классам (т.е. имеющие доход в 500 руб. в месяц и свыше, владельцы городских недвижимостей, акций и денежных сумм свыше 1000 руб.), а равно служащие в банках, акционерных предприятиях, государственных и общественных учреждениях, обязаны в трехдневный срок представить в домовые комитеты в трех экземплярах заявления, за своей подписью и с указанием своего адреса, о своем доходе, своей службе и своих занятиях”. Эти лица должны были обзавестись потребительско-рабочими книжками, в которые надлежало еженедельно вносить записи о своих доходах и расходах. Указом от 23 декабря 1917 г. прекращались платежи дивидендов по акциям и паям частных предприятий, сделки с ценными бумагами. Банковское дело объявлялось монополией государства в лице “единого народного банка”. При этом делались оговорки о готовности соблюсти интересы “мелких трудящихся собственников”, что в условиях общего подрыва кредитно-финансовой системы было трудно выполнить.
1 января 1918 г. СНК принял Декрет об аннулировании государственных займов (подтвержден Декретом ВЦИК от 21 января). Проблема решалась резко и безоговорочно: недействительными объявлялись все государственные займы — внутренние и внешние, “заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии”. К тому моменту государственный долг составлял гигантскую сумму в 50 млрд руб., в том числе 12 млрд — иностранный. Этот шаг советского правительства не только подорвал позиции российских собственников, но имел и крайне отрицательный международный резонанс (проблема выплаты “тех” долгов обсуждается Российской Федерацией и поныне). Отражая специфику периода, Ленин характеризовал политику до марта 1918 г. как “красногвардейскую атаку на капитал”.

Политика «военного коммунизма»: ее сущность и по­следствия.

Термин военный коммунизма был изобретен одним из видных большевиков — А. А. Богдановым (Малиновским). Он называл военным коммунизмом организацию общества, при которой армия безусловно подчиняет себе тыл, создавая организацию массового паразитизма и истребления. Сам Ленин заговорил о военном коммунизме весной 1921 г., связан его с продовольственной разверсткой. Целью перехода к социализму большевики считали ликвидацию рынка, денежного обращения, замену их централизованным производством и распределением. Место рынка как регулятора всей хозяйственной жизни должен был занять планово-распределительный механизм. Для этого и требовалась диктатура пролетариата, иными словами, жесткая централизаторская система, способная довести единую волю центра до самых отдаленных уголков, чтобы контролировать потоки сырья и ресурсов. Все без исключения должно было быть взято на учет и контроль. Для этого требовался особо подготовленный и преданный административный аппарат, а также население, принимающее данную систему как единствен но возможную и верную. Идеалом было и такое ограничение права собственности, при котором никакие предметы — от участка земли до швейной машинки — не могли бы быть использованы для производства продуктов на продажу с целью получения дохода, не предусмотренного административно-распределительным механизмом.

Помимо идеологических схем, большевики опирались и на своеобразно понимаемую ими экономическую практику других стран, и прежде всего Германии. Именно там наиболее последовательно для общества, сохранявшего частную собственность, во время войны было осуществлено принудительное регулирование производства и потребления.

Политика военного коммунизма имела целью сосредоточение всех трудовых и материальных ресурсов в руках государства. Характерные черты этой политики:

1) национализация предприятий, включая мелкие; перевод на военное положение оборонных заводов и железнодорожного транспорта;

2) сверхцентрализация управления промышленностью (через ВСНХ и его главки), которая не допускала хозяйственную самостоятельность на местах. В стремлении контролировать все Москва заполняется такими учреждениями как: Главкрахмал, Главспичка, Чеквалап - Чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей;

3) развитие принципа продовольственной диктатуры и полное официальное запрещение свободы торговли; введение продразверстки в январе 1919г, по которой государство фактически бесплатно изымало у крестьян все излишки хлеба. В 1920 году разверстка распространяется на картофель, овощи и другие сельскохозяйственные культуры;

4) натурализация хозяйственных отношений в условиях практически полного обесценивания денег; выдача рабочим продовольственных и промтоварных пайков, бесплатное пользование жильем, транспортом, коммунальными и прочим услугами;

5) введение всеобщей трудовой повинности, создание «трудовых армий».

Некоторыми чертами военный коммунизм напоминал то бесклассовое, свободное от товарно-денежных отношений общество будущего, которое большевики считали своим идеалом.

Военный коммунизма на практике: Придя к власти, правительство большевиков сразу же начало так называемую красногвардейскую атаку на капитал, национализируя предприятия. Однако попытки передать предприятия в управление рабочим, фабрично-заводским комитетам натолкнулись на то, что фабзавкомы, представлявшие рабочих, искали лишь личной выгоды, а производство было близко к краху. Как писал один из видных революционеров, Н. Подвойский, весной 1918 г.:

28 июня 1918 г. Ленин подписывает декрет о национализации почти всей крупной промышленности. В ноябре 1920 г. были подвергнуты национализации и мелкие предприятия, являвшиеся кустарными, ремесленньми мастерскими. Национализированные или поставленные под государственный контроль предприятия не имели права покупать сырье и продавать продукцию. Сырье должно было поставляться, а продукция забиралась государством. Но сырье и топливо не подвозились, оплата за произведенную продукцию не осуществлялась. Производство катастрофически падало. Рабочие бежали с предприятий.

В январе 1919 г. была официально введена продовольственная разверстка. В отличие от царского и временных правительств, за невыполнение заданий по сдаче продовольствия вводились суровые карательные инспекции. Но и это не помогало. Нарастал стихийный обмен, еще быстрее, чем прежде, развивался черный рынок.

Вместо нормального функционирования экономики создавались новые «трудовые армии, работавшие на заготовке дров, и т. п.

Всеобщая нехватка товаров, сопровождавшаяся антирыночной риторикой, неизбежно вела к коммунизации быта. Отменялась плата за воду, газ, электричество, тем более что вода не шла, газ не горел, электролампочки не светились. Бесплатный проезд в городском транспорте был обусловлен тем, что транспорт остановился. Отмена квартплаты проводилась после того, когда путем «уплотнения» в *буржуйские квартиры вселялось несколько семей, не имевших возможности оплатить ее. Итогом «военного коммунизма стало полное разрушение хозяйства и массовый голод. Но советская власть удержалась.

Здесь можно посмотреть двояко. С одной стороны она была необходимой, так как большевикам нужно было защищать свой режим. Она позволила сконцентрировать в руках государства все материальные и трудовые ресурсы, что обеспечило боеспособность Красной армии и в конечном итоге способствовало победе большевиков. С другой сторон политика военного коммунизма очень сильно ударила по экономике страны.

Были нарушены товаро-денежные отношения, производители не были заинтересованы в выпуске продукции, что в конечном итоге приводило к спекуляции, дезорганизации всего общества.

Война нанесла огромный ущерб стране, дезорганизовала ее экономику. Однако, главную свою задачу - сохранение власти, большевики выполнили.

34.Гражданская война и иностранная интервенция.

 

В столице большевики достаточно легко захватили власть, но это не означало перехода под контроль нового правительства всей территории России. Процесс установления власти Советов продолжался в течение нескольких месяцев и не везде происходил мирным путём. Например, в Москве в результате вооружённого противостояния сторонников советской власти и Временного правительства в начале ноября 1917 г. были убиты несколько сот человек (в отличие от Петрограда, где жертвами октябрьских событий стали 6 человек). В результате артиллерийского обстрела был серьёзно повреждён московский Кремль.

Значительные проблемы для новой власти создавали также так называемые национальные окраины (Украина, Финляндия и др.), многие из которых фактически не признавали власти уже Временного правительства. Аналогичную позицию заняли и казачьи области. Именно на этих территориях в первую очередь было организовано вооружённое сопротивление новой власти.

Для рассмотрения и оценки событий этого важного и трагического периода в истории страны определим понятие гражданской войны как вооружённую борьбу за власть организованных политических и военных группировок. На сегодняшний день в исторической литературе существует несколько вариантов периодизации гражданской войны. Так, исходя из вышеизложенного, её началом можно считать конец октября 1917 г., а окончанием - осень 1922 г., когда советская власть утвердилась на всей территории России, включая Дальний Восток, а также было покончено с массовым крестьянским движением, достаточно организованным, против которого воевали регулярные части Красной Армии. На Дальнем Востоке в 1920-1922 гг. большевики согласились с существованием фактически независимого государства - Дальневосточной республики (ДВР), в правительство которой входили представители социалистических партий.

Наиболее традиционными считаются следующие хронологические рамки гражданской войны: весна 1918 - ноябрь 1920 г. В географическом смысле речь в данном случае идёт в основном о европейской территории России, где на разных фронтах противостояли друг другу регулярные армии. Начало этому противостоянию было положено действиями Добровольческой армии под командованием Л.Г. Корнилова на Дону и на Кубани в феврале - марте 1918 гг. против советских частей. Следующий этап в разрастании конфликта связан с начавшимся 25 мая 1918 г. мятежом чехословацкого корпуса, который использовали в своих интересах силы, противостоящие большевикам. А вовлечению крестьян в боевые действия на стороне различных сил способствовал декрет СНК от 11 июня 1918 г. "Об организации деревенской бедноты и снабжении её хлебом, предметами первой необходимости и сельскохозяйственными орудиями", приведший к эскалации взаимного насилия в деревне. В ноябре же 1920 г. советскими частями под командованием М.В. Фрунзе в Крыму была разгромлена белая армия под командованием П.Н. Врангеля, что привело к ликвидации последнего фронта войны - Южного.

Гражданская война не сводилась к противостоянию сторонников большевиков ("красных") и представителей Белого движения, выступавших за сохранение единой и неделимой России, всеобщее избирательное право, а также за проведение ряда социально-экономических преобразований с условием сохранения частной собственности. По вопросу о возможном государственном устройстве России в рядах Белого движения не было единства: в нём были представлены как республиканцы, так и сторонники конституционной монархии. Во главе вооружённых сил "белых" в разное время и на разных территориях находились А.И. Деникин, А.В. Колчак, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич и др. В 1919 - 1920 гг. большевистские силы противостояли "белым" на Восточном, Южном, Северо-Западном и других фронтах. В качестве военачальников Красной Армии выступали как самоучки, вышедшие из унтер-офицерства первой мировой войны (С.М. Будённый), так и представители среднего и высшего командного состава старой армии (М.Н. Тухачевский, А.И. Егоров). Ко второй категории относились и оба главнокомандующих вооруженными силами Советской Республики И.И. Вацетис и С.С. Каменев.

Кроме "белых" и "красных" в вооружённой борьбе были представлены националистические, сепаратистские движения, повстанческие крестьянские движения (например, во главе с Н. Махно) и с мая по ноябрь 1918 г. так называемая "демократическая контрреволюция". Важной составной частью событий, происходивших в России в период гражданской войны, была иностранная военная интервенция под предлогом необходимости защиты жизни и собственности иностранных граждан на территории России. В течение 1918-1922 гг. войска 14 государств присутствовали на Дальнем Востоке, Юге России, на Севере её европейской части, на Украине и в Закавказье. Иностранная интервенция имела ряд особенностей. Так ограниченное военное присутствие иностранных держав на российской территории не столько преследовало цель свержения Советской власти, сколько должно было служить их собственным экономическим и геополитическим интересам. До ноября 1918 г. интервенты прежде всего стремились обеспечить участие (или, наоборот, неучастие) России в I мировой войне. В 1918 г. на территории России одновременно находились воинские контингенты стран, относящихся к противостоящим друг другу военным блокам (Германия, Австро-Венгрия, Великобритания, Франция и др.). Интервенты, как правило, не участвовали в широкомасштабных боевых действиях, ограничиваясь установлением контроля над некоторыми территориями и оказанием материальной и консультативной помощи антибольшевистским силам. Интересно, что на стороне Красной Армии также воевали граждане других государств (латыши, китайцы, финны и др.). К лету 1920 г.численность этих формирований составляла около 250 тыс. человек.

Особняком в событиях, связанных с иностранной интервенцией, стоит советско-польская война 1920 г., в ходе которой советской стороной была предпринята попытка подтолкнуть процесс мировой социалистической революции путём похода Красной Армии в европейские страны. В результате этих событий был подписан Рижский мирный договор, устанавливавший новые границы Польши, восстановившей свою государственность, а также независимых Литвы, Латвии и Эстонии с Россией.

35.Образование СССР. Международное положение Советской страны в 20-е гг.

Образование СССР (кратко)

В 1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая принцип будущего устройства страны. В его федеративной основе как свободного союза республик, предполагалось право наций на самоопределение. Следуя этому, советское правительство признало независимость Финляндии и государственность Польши.

Распад Российской Империи и империалистическая война привели к установлению советской власти на всей территории России.

Провозглашенная в 1918 г. РСФСР занимала 92 % всей территории и являлась самой крупной из всех советских республик, где проживало более 100 народностей и национальностей. В ее состав частично входили территории Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. Фактически до 1922 г. по ее подобию функционировала Дальневосточная республика. Для объединения существовали экономические, политические и культурные предпосылки. Не составило сложности насадить советскую власть в провозгласивших свою независимость Грузии, Армении и Азербайджане.

С 1920 по 1921 гг. части Красной армии без видимого сопротивления заняли эти государства и установили там законы РСФСР. Легко прошла советизация Белоруссии.

В Украине не обошлось баз борьбы с прокиевским курсом. Тяжело шел процесс утверждения советской власти в среднеазиатских Советских народных республиках - Бухарской и Хорезмской. Там продолжали сопротивление отряды местной вооруженной оппозиции.

Большинство коммунистических руководителей республик волновал вопрос о существовании «великорусского шовинизма», дабы объединение республик в единое целое не стало созданием новой империи. Особенно болезненно эта проблема воспринималась в Грузии и Украине.

Компартия оказалась той реальной властью, которая благодаря своей безупречной организации, и иерархичной подчиненности создала структуру управления огромной страной.

Мощными факторами объединения республик послужили единство и жесткость репрессивных органов.

Выработкой принципов национального государственного устройства занималась комиссия ВЦИК. Рассматривались автономный, федеративный и конфедерационный варианты построения единого государства.

План декларированного автономного вхождения советских республик в состав РСФСР предлагал нарком по делам национальностей Сталин. Однако комиссией был принят предложенный Лениным вариант союзного федеративного государства. Он давал будущим республикам формальный суверенитет.

Ленин ясно понимал, что единая партия и единая репрессивная система - верная гарантия целостности государства. Ленинский проект мог привлечь в союз и другие народы, а не отпугнуть их, как вариант Сталина.

30 декабря 1922 г. на 1 Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Съезд принял Декларацию и Договор.

В декларации говорилось о причинах, целях и принципах объединения. Основной целью объявлено создание в конечном итоге всемирного союза коммунистических республик. Формально и юридически эта цель была отменена в дек. 1991 г.

В компетенции Союза были вопросы внешней политики, внешней торговли, обороны, финансов, связи и путей сообщения. Остальные вопросы входили в компетенцию республик.

Высшим законодательным органом был избран Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

31 января 1924 г. 2 Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, в которой были оговорены принципы Декларации и Договора. Эти положения были закреплены принятием конституций союзных республик в 1924-1925 гг. Образование СССР усилило коммунистический режим и повысило мощь государства.

Международное положение Советской страны в 20-е гг.

Окончание гражданской войны (1920 г.), в ходе которой удалось сохранить суверенитет и в основном отстоять территориальную целостность Советской России, поставило на повестку дня вопрос о выходе из политической изоляции и обеспечении безопасности границ.

Мирные договоры были подписаны Советским государством с пограничными республиками, входившими ранее в состав Российской империи, – Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией (в 1920 г.) и Польшей (в 1921 г.). Приходилось уступать территории: граница с Финляндией прошла вблизи от Петрограда, а Польше были отданы западные украинские и белорусские земли. Советскому государству удалось также установить вопреки английскому влиянию дружественные отношения с Ираном, Турцией, Афганистаном. Договоры, подписанные в феврале – марте 1921 г., строились на том, что советское руководство отказалось от всех привилегий в этих странах и долгов этих стран царской России. Афганистан и Турция получали финансовую и техническую помощь. В ноябре 1921 г. дружественные отношения были установлены с Монголией.

Процесс нормализации отношений с ведущими капиталистическими странами протекал медленно и противоречиво. Высшее политическое руководство капиталистических стран не спешило с признанием Советской России де-юре (международное правовое признание), но вынуждено было признать де-факто. В начале 1920 г. Англия отказалась от экономической блокады нашей страны. В 1921 г. Англия, а также Германия, Италия и Норвегия подписали торговые соглашения с Советским государством.

Со своей стороны большевистские лидеры после неудачной попытки "революционизирования штыком" Европы в советско-польскую войну (1920 г.) и спада революционной волны в Европе вырабатывают новую модель поведения социалистического государства в капиталистическом окружении, покоившуюся на двух противоречивых основаниях: основополагающем принципе "пролетарского интернационализма", в соответствии с которым СССР поддерживал коммунистическое и национально-освободительное движение в мире, и прагматической концепции мирного сосуществования государств с различным общественным строем, подразумевавшей нормализацию межгосударственных отношений с западными странами (теми самыми, внутриполитическую стабильность которых призван был подорвать Коминтерн). НЭП потребовала новых внешнеэкономических отношений.

Советская Россия получила приглашение на участие в международной конференции в Генуе. Во время Генуэзской конференции советской делегации, возглавляемой наркомом иностранных дел Г.В. Чичериным, удалось 16 апреля 1922 г. заключить с Германией договор в Рапалло, которым РСФСР признавалась германской стороной де-юре и ликвидировались взаимные претензии по долгам.

В течение 1924 г. были установлены дипломатические отношения с Великобританией, Италией, Австрией, Грецией, Норвегией, Швецией, Данией, Францией, Китаем, Мексикой. В 1925 г. "полосу признаний" завершает договор между СССР и Японией.

Во второй половине 20-х–30-е годы в изменяющихся условиях по-разному складывались отношения СССР с другими государствами. До прихода к власти в Германии нацистов наиболее ровными и доброжелательными были советско-германские отношения. В соответствии с духом Рапалло в 1926 г. в Берлине был подписан советско-германский договор о ненападении и нейтралитете сроком на 5 лет, продленный в 1931 г. С середины 20-х гг. развернулось активное экономическое и военно-техническое сотрудничество двух стран.

Великобритания стала проводить антисоветскую политику. Была инспирирована целая серия налетов на советские представительства в Пекине, Шанхае, Лондоне. Весной 1927 г. Англия разрывает торговые и дипломатические отношения с СССР, а летом того же года в Варшаве монархистом-эмигрантом был убит советский полпред П.Л. Войков. В разрыве отношений с Советским Союзом Англию не поддержали французские политики. Да и в самой Великобритании влиятельные силы были заинтересованы в торгово-экономических связях с СССР. Поэтому новое либеральное правительство Великобритании, сформированное летом 1929 г., пошло на восстановление дипломатических отношений с СССР.

Тем временем обострилась ситуация на Востоке. В 1927 г. китайская революция потерпела поражение. Непростая ситуация в связи с этим сложилась в полосе КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги). Хотя по соглашению, подписанному СССР и Китаем в 1924 г., дорога должна была управляться на паритетных (равных) началах, китайские власти стремились отстранить советских представителей. В 1929 г. китайские войска захватили телеграф КВЖД, произвели налет на консульство СССР в Китае, подвергли пыткам и издевательствам советских граждан.

В июле 1929 г. Советское правительство разорвало дипломатические отношения с Китаем, приостановило железнодорожное сообщение. Для защиты границ СССР на Дальнем Востоке была создана Особая Дальневосточная армия под командованием В. Блюхера, нанесшая сокрушительный удар китайским войскам.

Положение на КВЖД было восстановлено, но новую напряженность вызвала оккупация Японией в 1931 г. Маньчжурии. Здесь Япония образовала марионеточное государство. Сохранявшаяся нестабильность на советско-китайской и маньчжурской границах была чревата новыми конфликтами. Дальнейшее расширение японской агрессии привело к вооруженным столкновениям между СССР и Японией: летом 1938 г. в районе оз. Хасан была разгромлена вторгшаяся на советскую территорию группировка японских войск; летом 1939 г. японцы потерпели еще более тяжелое поражение на р. Халкин-Гол при попытке захватить часть территории Монгольской Народной Республики, на помощь которой пришел Советский Союз.

На путь агрессии вступила и фашистская Германия. Это вызвало изменения в советской внешней политике. С приходом к власти А. Гитлера в 1933 г. начинается разрыв советско-германского сотрудничества, происходит переориентация СССР на союз с Англией и Францией. Советское руководство взяло курс на создание системы коллективной безопасности. Еще в 1932 г. были заключены двухсторонние договоры о ненападении и мирном урегулировании конфликтов с Францией, Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией. Дальнейшее осложнение международной ситуации привело к заключению в 1935 г. договоров о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией.

Важной вехой стал VII конгресс Коммунистического Интернационала (1935 г.). На нем был закреплен курс на создание широких народных фронтов, была принята программа единого фронта борьбы против фашизма. Для советского руководства и для руководства Коминтерна это был и пересмотр отношения к социал-демократии.

В 20-х – первой половине 30-х годов социал-демократы (реформаторское направление рабочего движения), предлагавшие стратегию классового сотрудничества, рассматривались коммунистами (революционное направление) в качестве злейшего врага. Но в условиях фашизма и угрозы войны жизнь показала, что есть необходимость и возможность сближения Социалистического Рабочего Интернационала и Коминтерна на почве антифашизма и пацифизма (во многом благодаря острой борьбе коммунистов и социал-демократов, усугубившей раскол рабочего движения, к власти в Германии смогли прийти нацисты). Таким образом, из врага социал-демократия становилась временным союзником.

Советский Союз пытался также использовать для предотвращения военного пожара Лигу Наций – международную организацию, созданную после Первой мировой войны и имевшую своей целью "развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности". С трибуны Лиги Наций, в состав которой СССР был приглашен и вошел в сентябре 1934 г., советские представители неоднократно осуждали акты агрессии, нарушения международных обязательств и предлагали выработать эффективный механизм предотвращения политической и военной агрессии. В частности, обеспокоенность и возмущение Советского Союза и ряда других стран вызвали нарушение Германией Версальского договора 1919 г. (введение в 1935 г. всеобщей воинской повинности), итало-абиссинский конфликт (1935–1936 гг.), Локарнских соглашений 1925 г. о неприкосновенности германо-французских и германо-бельгийских границ и сохранении демилитаризации Рейнской зоны (1936 г.). Когда гитлеровская Германия и фашистская Италия организовали интервенцию в Испанию, СССР внес в Лигу Наций предложение, направленное на принятие срочных мер в целях коллективного отпора агрессии.

Однако создать систему коллективной безопасности так и не удалось. Испанские фашисты, используя поддержку Германии, Италии и безучастность Англии, Франции, США, одержали победу в гражданской войне 1936–1939 гг. Страны-агрессоры создали свой блок: вышедшие из Лиги Наций Германия и Япония заключили в 1936 г. антикоминтерновский пакт, к которому в 1937 г. присоединилась Италия. Они безнаказанно наращивали свою мощь, нарушали международные соглашения. В 1937 г. японская военщина вторглась в Северный и Центральный Китай. Япония планировала также войну против СССР и на Тихом океане. В 1938 г. Германия осуществила "воссоединение" (аншлюс) с Австрией. В 1938–1939 гг. Германия захватила Чехословакию.Многие захваты поощрялись правящими кругами Англии, Франции, США. Кульминационным пунктом политики поощрения агрессии явилось Мюнхенское соглашение 1938 г., по которому Англия и Франция отдали Германии Чехословакию, пытаясь тем самым подтолкнуть немецкую экспансию в восточном направлении, то есть в направлении СССР.

36.НЭП: замысел, сущность, итоги

Россия вышла из Гражданской войны 1918— 1920 гг. в состоянии «человека, избитого до полусмерти» (В.И.Ленин). Кризис имел всесторонний характер: экономическая разруха (промышленность, по некоторым показателям отброшенная к уровню 1861 г., бездействующий транспорт, сократившиеся наполовину посевные площади, измеряемая тысячами процентов в год инфляция, развалившаяся финансовая система) дополнялась социальной катастрофой (падение уровня жизни, деклассирование, высокая смертность, голод) и политическим напряжением (недоверие к советской власти, усиление антибольшевистских настроений). Грозным предупреждением были восстание крестьян в Тамбовской губернии (антоновщина) и восстание матросов, солдат и рабочих в Кронштадте под лозунгами политических свобод, переизбрания Советов, отстранения большевиков от власти.

Кризис не был лишь следствием войны. Он свидетельствовал о крахе «военного коммунизма» как попытки непосредственного, стремительного, с опорой на насилие перехода к коммунизму. Весной 1921 г. на X съезде РКП(б) было объявлено о новой, экономической политике (нэп) — новой потому, что она признавала необходимость маневра, допущения некоторой свободы экономической деятельности, торговли, товарно-денежных отношений, уступок крестьянству и частному капиталу. Принципиально цели не изменились — переход к коммунизму оставался программной задачей партии и государства, но методы этого перехода были отчасти пересмотрены. Нэп включал в себя ряд мер:
— замена продразверстки меньшим по размеру продналогом;
— допущение свободы торговли продуктами сельскохозяйственного производства
— денационализация мелкой и средней промышленности при сохранении за государством так называемых командных высот (металлургия, транспорт, топливная промышленность, нефтедобыча и др.)
— объединение крупных предприятий в тресты, работавшие на основе хозрасчета и подчиненные Высшему совету народного хозяйства

— отмена трудовой повинности и трудовой мобилизации, внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества продукции

— разрешение свободы частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, сфере обслуживания (с ограничениями), поощрение кооперации
— допущение иностранного капитала (концессии, аренда); воссоздание банковской и налоговой систем
— проведение денежной реформы на основе ограничения эмиссии, вытеснения совзнаков и введения устойчивой валюты — червонца
Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был в основном достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая система, улучшилось материальное положение населения
Вместе с тем успехи нэпа не следует преувеличивать. По удачному выражению историка В. П. Дми-тренко, он привел к восстановлению отсталости: задач модернизации, стоявших перед российской экономикой уже в начале XX в., он не решал. Более того, нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов: сбыта промышленных товаров (осень 1923), дефицита промышленных товаров (осень 1924, осень 1925), хлебозаготовок (зима 1927/28) — и породили острую борьбу в руководстве партии и государства.
Противоречия нэпа проявлялись в:
— экономике (техническая отсталость промышленности — высокие темпы ее восстановления, острая потребность в обновлении производственных мощностей — нехватка капиталов внутри страны. невозможность широкого привлечения иностранных капиталовложений, абсолютное преобладание мелких, полунатуральных крестьянских хозяйств на селе);
— социальной сфере (усиление неравенства, неприятие нэпа значительной частью рабочего класса и крестьянства, ощущение временности своего положения у многих представителей нэпманской буржуазии);
— политике (понимание нэпа как временного отступления, маневра, необходимого для перегруппировки сил, сохранение многочисленных ограничений для частного капитала в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, острая борьба по вопросам, связанным с перспективами нэпа).
Самым главным было противоречие между экономикой и политикой: экономика, основанная на частичном признании рынка и частной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого состояли в переходе к коммунизму — обществу, свободному от частной собственности
Официально об отказе от нэпа было объявлено в декабре 1929 г.

 

37.Борьба за лидерство в политическом руководстве партией и страной в 1920-е гг.

В. И. Ленин тяжело болел с мая 1922 г. Вождь окончательно отошёл от активного участия в политике после инсульта в декабре 1922 г. Болезнь Ленина вызвала ожесточённую борьбу за лидерство в партии. Ленин лишь в по­следние месяцы жизни осознал шаткость равновесия в партийном руководстве. В статьях «О кооперации», «Письмо к съезду», «О нашей революции», продик­тованных в конце 1922–начале 1923 гг. и известных как «Политическое за­веща­ние», Ленин выразил беспокойство о дальнейшей судьбе партии. Он писал о возможных преемниках и дал оценку соратникам. Вождь считал, что главной опасностью является сопер­ничество за власть Л. Д. Троцкого и И. В. Сталина. Ле­нин предложил сместить Сталина с поста Генерального секретаря (генсека) ЦК из-за его негативных личных качеств: грубости, капризности, нело­яль­ности. Этот пост позволил Сталину через подбор и расстановку партий­ных кадров за короткий срок (с апреля 1922 г.) «сосре­доточить в своих руках необъятную власть». Ленин опасался бюрократизации партии и предложил уве­личить состав ЦК РКП(б) за счёт рабочих «от станка» и повысить значе­ние Цен­трального комитета и Центральной контрольной комиссии. Но эти предложения не были реализованы.

Расстановка сил накануне внутрипартийной борьбы. В апреле 1923 г. на XII съезде РКП(б) – первом съезде без ак­тивного участия В.И. Ленина – отчётный доклад делал наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Он считал себя преемником В.И. Ленина и подверг кри­тике бюрократизм партийного аппарата. После смерти В.И. Ленина (21 января 1924 г.) борьба за лидерство разгоре­лась в полную силу. Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев, в отличие от Ленина, не виде­ли опасности, исходившей от И.В. Сталина, так как Гене­ральный се­кретарь считался в партии не теоретиком, а практиком, и ни­ког­да не претендо­вал на первые роли. Сталин не входил даже в тройку основных претендентов на наследие Ленина (Л. Д. Троцкий, Г. Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин). Зиновьев и Каменев предпочли объе­диниться со Сталиным против талантливого политика Троцкого, поль­зовавше­гося по­пулярностью в массах и армии.

Первая стадия борьбы1923–1924 гг. Против руководящей группы ЦК РКП(б) (Е. Г. Зиновьев, Л. Б. Каменев, И. В. Ста­лин, Н. И. Бухарин) выступил Л. Д. Троцкий. В октябре 1923 г. Троцкий направил в ЦК РКП(б) письмо под названием «Новый курс». Он критиковал партий­ный бюрократизм, который гнездился в на­саждаемой Сталиным сис­теме назначения руководителей «сверху». Троцкий предлагал выбирать их «снизу». Он обвинял партийных функционеров в экономических трудностях страны, требовал демократизации жизни РКП(б). XIII конференция РКП(б) (январь 1924 г.) осудила Троцкого, обвинив его в стремлении к единоличной власти. (Троцкий отсутствовал на конфе­ренции из-за болезни). Против Троц­кого работал весь бюрократиче­ский аппарат и пресса. Когда в 1924 г. Троцкий в статье «Уроки Октября» выделил свою осо­бую роль в рево­люции 1917 г. и выдвинул концепцию «двух вождей» (он и Ленин), его сняли с постов председа­теля Реввоен­совета и Наркомво­енмора. Его сторонники (троцкисты) были отправле­ны в ссылку «на перевоспита­ние». Председа­телем Реввоен­со­вета и Наркомвоен­мором был назначен М. В. Фрунзе.

Вторая стадия борьбы 1925 г. Поражение Троцкого сделало Зиновьева и Ста­лина главными претендентами на власть. В конце 1924 – нач. 1925 гг. Сталин вы­двинул тезис о возможно­сти построения основ со­циализма в одной, от­дельно взятой стране – СССР, т. е. без мировой революции. Против сталинского тезиса выступила «новая оппозиция» во главе с Г. Е. Зиновьевым и Л. Б. Каменевым, расценив его как «на­ционал-больше­визм», предательство мировой революции. Оппози­ция осудила НЭП как отступление перед капитализмом. Главным идеологом отступления она назвала Н. И. Бухарина. Центром оппозиции стали Ленинград (Зиновьев) и Москва (Каменев). На XIV партсъезде в 1925 г. Л. Б. Каменев обвинил Сталина в диктате и единовластии. Он заявил: «Я пришёл к убеждению, что товарищ Сталин не может выполнить роль объединителя большевистского штаба». Однако «новая оппозиция» потерпела поражение. Делегаты поддер­жали Сталина, а Сталин – Бухарина. Каменев и Зиновьев были исключены из партии. Каменева отстранили от руководства Моссоветом и мос­ковской парторганизацией. Зиновьев был снят с постов ру­ководителя ленинградской парторганизации, председателя Ленсовета, выведен из состава Полит­бюро ЦК. Пер­вым секретарём Ленин­градского губкома стал С. М. Киров.

Третья стадия борьбы 1926–1927 гг. В 1926 г. против Сталина была образована «объединённая оппозиция»: Зи­новьева и Каменева поддержал Троцкий. Возник «троцкистско-зиновьев­ский блок», в который вошли многие видные представители ста­рой боль­шевист­ской гвардии: Х. Г. Раков­ский, И. Т. Сми́лга, Г. Л. Пятаков, К. Б. Рáдек, Н. К. Крупская, В. А. Антонов-Овсеенко, Е. А. Преображенский, Г. Я. Сокольников, А. Г. Шляпников и др. В 1926 г. на пленуме ЦК члены оппозиции выступили с заявлением. Дискуссия была настолько напряжённой, что Ф. Э. Дзержинский умер в результате сердечного приступа. В 1927 г. свой «после­дний бой» «объединённая оппозиция» дала в день 10-й годовщины Октября, органи­зовав в Мо­скве и Ленинграде альтернативные де­монстрации. Оппозицию обвинили в попытке раскола партии. В 1927 г. Троцкого и Каменева исключили из состава Политбюро. Троцко­го и Зиновьева исключили также из ВКП(б). Зиновьев был снят с поста председателя Исполкома Коминтерна. На XV съезде партии (декабрь 1927 г.) ещё 93 деятеля оппозиции были исключены из пар­тии. Позднее некоторые из оппозиционеров – Каменев, Зиновьев и ещё 20 человек – покаялись и были восстанов­лены в ВКП(б) в 1928 г. В 1930-е годы все члены «объединённой оппо­зиции» (кроме Н. К. Крупской, умершей в 1939 г.), были расстреляны.

Л. Д. Троцкий вместе с 30 сподвижниками был выслан в г. Алма-Ату в 1928 г., а в 1929 г. выдворен из СССР. Он жил в эмиграции в Турции, Норвегии, затем обосновался в Мексике. По приказу Сталина было организовано несколько покушений на его жизнь (в том числе с участием известного мексиканского художника Д. А. Сикéйроса). Агент НКВД Рамон Меркадéр в 1940 г. убил Троцкого ударом ледоруба по голове.

Четвёртая стадия борьбы1928–1929 гг. Покончив с помощью Бухарина с «объединённой оппозицией», Сталин начал борьбу с Бухариным и его сторонниками. Н. И. Буха­рин, А. И. Рыков и М. П. Томский выступили против чрезвы­чай­ных методов хлебозаготовок («чрезвычайщины»), насильственной коллективизации, ли­квидации кулаче­ства, свёртывания НЭПа. В 1928 г. взгляды Бухарина были объявлены «правым укло­ном». На XIV партконференции (1929 г.) борьба между Ста­линым и Бухариным развернулась вокруг темпов инду­стриализации. Бухарин был снят с должности редактора газеты «Правда», исключён из Политбюро и отстранён от руководства Коминтерном. Томский был отстранён от руководства профсоюзами, а Рыков подал в отставку с поста Председателя Совнаркома. (В 1938 г. Бухарин и Рыков будут расстреляны, Томский покончит жизнь самоубийством).

Причины победы И.В. Сталина. В аппаратной закулисной борьбе каж­дый из участников ста­рался, прибегая к демагогии и выдернутым из ленинских книг цитатам, обосновать свои претензии на власть, создать собственный об­раз «единственного верного продол­жателя дела Ле­нина». За внутрипартий­ными схватками стояли не только амби­ции претендентов на ленин­ское наследие, но и разное ви́дение ими пу­тей строительства социализма. Программа Сталина была более простой и понятной малограмотным рядовым членам пар­тии. Троцкий дал следующую характеристику: «Сталин – это наиболее выдающаяся посредст­венность нашей партии». Однако Сталин отли­чался политическим коварст­вом, постоянно менял команду соратников, объединяясь с одними против других. Таким образом, ему удалось убрать старых сподвижников Ленина – «ленинскую гвардию», заменив её лично преданными ему кадрами: К. Е. Ворошиловым (1881–1969), Л. М. Кага­новичем (1893–1991), В. М. Молотовым (1890–1986), позднее Н. С. Хрущёвым (1894–1971)и Л. П. Берией (1889–1953). К сво­ему 50-летию (декабрь 1929 г.) Сталин стал единолич­ным лиде­ром ВКП(б) и СССР.

 

 

Date: 2015-07-23; view: 1516; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию