Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды внимания. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности

Внимание

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Оно ограничивает поток информации для последующего анализа, усиливает восприятие одной информации и игнорирование другой. Направленность сознания определяет выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту.

 

Одни психологи трактуют внимание как активный компонент процесса восприятия. Другие же считают его особой характеристикой состояния человека. Третьи определяют внимание как отдельный психический процесс наряду с ощущениями, восприятием, памятью. И, наконец, четвертые считают внимание сквозным процессом, существующим на всех психических уровнях, поскольку внимание связано с избирательностью психики, сознания.

 

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчетливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре сознания субъекта, все остальное воспринимается слабо, неотчетливо.

Факторы, способствующие привлечению внимания:

 

  • Характер раздражения (сила, новизна, контраст и т.д.).

 

  • Структурная организация деятельности (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные).

 

  • Отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлечет внимание прежде всего).

 

 

Виды внимания

Внимание бывает непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание, наиболее простое, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам,. Явлениям выполняемой деятельности.

 

Возникновение непроизвольного внимания тесно связано с различными физическими, психофизиологическими и психологическими причинами. Эти причины тесно связаны друг с другом, но их для удобства можно разделить на следующие основные категории.

 

К первой группе относятся характер и качество раздражителя:

-сила или интенсивность (например, внезапный резкий стук);

-новизна, необычность (при этом под новизной понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве.

 

 

Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям.

 

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. То, что интересно нам, вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию.

 

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным.

 

Ряд психологов выделяют еще один вид внимания - п ослепроизвольно е внимание - которое, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат.

 

Если условием появления непроизвольного внимания являются качества внешних раздражителей и особенности внутреннего состояния человека (его потребности, интересы), то для появления и поддержания произвольного внимания необходимо сознательное отношение к деятельности. Однако нередко бывает так, что это сознательное отношение имеется, цель ясна и достижение ее признается совершенно необходимым, тем не менее, человек не может работать сосредоточенно. Так бывает у людей со слабо развитой волей, которые не привыкли проявлять определенное усилие, чтобы быть внимательным.

Свойствами внимания являются:

Предметность - Это направленность на конкретный (реальный или воображаемый) предмет, явление. Внимание не может быть «просто так». Поэтому призывы типа: «Дети! Вы должны быть внимательными!» довольно бессмысленны. Привлекать внимание надо к конкретному предмету или явлению.

 

Устойчивость - это длительное удерживание внимания, сопротивляемость утомлению и отвлечению, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на предмете или действии. Во многих случаях внимание не обнаруживает достаточной устойчивости. В частности, оно не может долго фиксироваться на неподвижном предмете. Возьмите чистый лист бумаги, поставьте на нем точку и сосредоточьтесь. Сколько секунд вы можете смотреть неподвижно на точку и думать только о ней? Исходно внимание действует несколько секунд для периферических факторов и до нескольких минут для центральных факторов. Внимание уходит, если нет интереса, возможности открытия чего-либо нового.

 

Концентраци я – выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Это одновременное повышение уровня значимости информации при сужении поля восприятия. В это время происходит усиление процессов в доминантном очаге коры головного мозга за счет торможения в других очагах. По мнению некоторых ученых, гений – это результат повышенной концентрации внимания. Как-то И. П. Павлова спросили, как достичь великих результатов в науке. Он сказал, что это очень просто: надо научиться неотступно думать о предмете, с мыслью о нем ложиться и с ней вставать. Невозможность сконцентрироваться на каком-либо предмете называется рассеянностью.

 

Распределение внимания – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий. Это субъективно переживаемая способность удерживать в центре внимания несколько предметов (субъективно, поскольку объективно мы можем воспринимать только один предмет). Но, тем не менее, некоторые люди могут делать одновременно несколько дел. Например, Ю. Цезарь мог одновременно делать 7 дел. А Наполеон мог одновременно диктовать 7 документов. Один французский психолог мог вслух читать одно стихотворение, а писать другое. Однако в действительности человек одномоментно обрабатывает лишь один предмет, т. е. в этих случаях мы имеем дело с быстрым переключением внимания с одного объекта на другой. Еще В. Вунд писал, что нельзя сосредоточить внимание одновременно на двух раздражителях, но можно быстро переключиться.

 

Переключение внимания - сознательный перенос внимания на новый объект, переход от одного вида деятельности к другому. Частое переключение внимания вызывает утомление, особенно когда виды деятельности сильно различаются между собой. Однако если человек длительное время занят какой-то работой, для него переключение внимания на другую деятельность может быть отдыхом.

 

Объем внимания - Количество объектов воспринимаемых одновременно за один акт восприятия. Объем внимания определяется числом 7 +(-) 2. Важно помнить, что объем внимания регуляции и тренеровке не поддается.

Нарушения внимания связаны с состоянием человека. Обычно наблюдаются нарушения отдельных характеристик внимания (объема, переключения и т. п.). Физиологическим механизмом нарушений служит замедление скорости возбуждения и торможения в коре головного мозга. например, при его поражении. Внимание страдает при стрессовых состояниях или состояниях, близких к ним. Поэтому психологи не рекомендуют в таких состояниях выполнять сложную работу, водить транспорт и т. п. В спокойных состояниях вниманию также присущи некоторые спонтанные колебания.

 

Управление вниманием собеседника возможно двумя путями: привлечением и поддержанием внимания.

 

Для привлечения внимания используются такие приемы:

 

«Нейтральная фраза». Суть - начинать разговор с какой-то не относящейся к теме фразы, действия. На собеседника оказывает влияние неожиданность, новизна.

 

«Затягивание». Говорящий сначала произносит что-то трудно воспринимаемым образом.

 

«Зрительный контакт». Установление зрительного контакта между говорящим и слушателем.

 

Приемы поддержания внимания:

«Изоляция». Максимально убрать все отвлекающие факторы. Обеспечить внешний комфорт.

«Навязывание ритма». Основывается на внутренних механизмах внимания. Возможно изменение тембра голоса, предъявление разных объектов для переключения внимания.

«Акцентирования»

Прямое - конкретные фразы, которые способствуют концентрации внимания.

Косвенное - живой пример, изменение формы подачи (зрительная, слуховая...).


Пути развития внимания:

Условия, благоприятствующие развитию произвольного внимания:

1. Нормальное физическое и психическое состояние.

 

2. Планомерная организация работы (создание благоприятных внешних и внутренних условий).

 

3. Четкая постановка цели.

 

4. Сочетание умственных и физических действий (например, конспектирование при чтении).

 

5. Чередование видов деятельности (например, попеременное чтение учебника и детектива).

 

Упражнение 1

 

Посмотрите на незнакомую картинку в течение 3-4 сек.

 

Перечислите детали (предметы), которые запомнились.

 

Ключ:

 

запомнил менее 5 деталей — плохо;

запомнил от 5 до 9 деталей — хорошо;

запомнил более 9 деталей — отлично.

 

Упражнение 2

 

Назовите количество групп из трех последовательных цифр, которые в сумме дают 15:

 

 

Упражнение 3

 

Сколько цифр одновременно делятся на 3 и на 2:

 

33; 74; 56; 66; 18

 

Упражнение 4

 

1. Поставьте будильник перед телевизором во время какой-либо интересной программы.

 

2. В течение 2-х минут удерживайте внимание только на секундной стрелке, не отвлекаясь на ТВ-передачу.

 

Упражнение 5

 

1. Возьмите два фломастера.

 

2. Попробуйте рисовать одновременно обеими руками. Причем одновременно начиная и заканчивая. Одной рукой — круг, второй — треугольник. Круг должен быть по возможности с ровной окружностью, а треугольник — с острыми кончиками углов.

 

3. А теперь попробуйте нарисовать за 1 мин. максимум кругов и треугольников.

 

4. Система оценивания:

 

меньше 5 — плохо;

5-7 —средне;

8-10 — хорошо;

больше 10 — отлично.

 

Упражнение 6

 

1. Нарисуйте одновременно круг и треугольник двумя разными пальцами одной руки.

 

2. Придумайте, как закрепить фломастеры, потренируйтесь.

 

3. Сколько вы нарисуете кругов и треугольников таким образом за 5 минут?

 

4. Оцените себя:

 

ни одного — плохо;

1-3 — неплохо;

4-5 — хорошо;

более 5 — отлично.

 

Упражнение 7

 

Теперь рисуйте так же, но разные цифры: 1 и 2, или 2 и 3, или 3 и 4 и т. д.

 

Упражнение 8

 

Отыщите во фразах спрятанные имена (пример: «Принесите кофе дяде» — Федя).

 

1. Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе!

 

2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.

 

3. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!

 

4. Ковал я железо ярким днем.

 

Упражнение 9

 

1. Перед собой поставьте какой-нибудь предмет.

 

2. Спокойно и внимательно смотрите на него несколько минут.

 

3. Закройте глаза и вспомните вещь во всех деталях.

 

4. Откройте глаза и найдите «пропущенные» детали.

 

5. Закройте глаза.

 

6. Повторяйте так до тех пор, пока не будете в состоянии абсолютно точно воспроизвести предмет в своей памяти.

 

Упражнение 10

 

1. Спрячьте использованную в предыдущем упражнении вещь.

 

2. Нарисуйте ее во всех деталях.

 

3. Сравните оригинал с рисунком.

 

Упражнение 11

 

1. Сегодня перед сном вспомните все лица и предметы, с которыми сталкивались за день.

 

2. Припомните слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Дословно повторите то, что было сказано.

 

3. Восстановите в памяти последнее совещание, лекцию и т. п. Вспомните речи, манеры и жесты ораторов, проанализируйте их.

 

4. Дайте оценку своей наблюдательности и памяти.

 

Упражнение 12

 

1. «Симультанное» означает «мгновенное»: за одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять (увидеть, понять, обработать) огромный объем информации.

 

2. Как этого добиться? Тренировками:

 

Выполнение пальминга не менее 10 мин.

 

Короткий взгляд на ярко освещенную страницу с целью увидеть и опознать как можно больший объем информации.

 

Упражнение 13

 

1. Положите на стол семь различных предметов, накройте их чем-нибудь.

 

2. Снимите покрывало, сосчитайте медленно до десяти, снова накройте предметы и опишите предметы на бумаге как можно полнее.

 

3. Увеличивайте количество предметов.

 

Упражнение 14

 

1. Зайдите в незнакомую комнату.

 

2. Быстро осмотрите обстановку и «сфотографируйте» в уме как можно большее количество характерных черт и предметов.

 

3. Выйдите и запишите все, что видели. Сравните записанное с оригиналом.

 

Упражнение 15

 

1. Представьте, что изучаете изображение, например, движущегося автомобиля.

 

2. Вызовите при этом характерные звуковые ощущения.

 

3. Делайте это всегда, когда нужно что-то основательно запомнить.

 

Упражнение 16

 

1. Возьмите любое стихотворение.

 

2. Выделите в нем фразы.

 

3. К каждой фразе поставьте несколько вопросов. Делайте это всякий раз, когда вам нужно что-то хорошо запомнить.

 

Упражнение 17

 

1. Определите себе маршрут движения от пункта А до пункта Б.

 

2. Пройдите пешком этот путь, замечая все яркие приметы.

 

3. Составьте карту необычных примет.

 

Упражнение 18

 

Понаблюдайте одновременно за несколькими объектами сразу, одинаково хорошо воспринимая каждый из них, при этом концентрируйте внимание на том предмете, который вы выберете главным.

 

Упражнение 19

 

Станиславский все пространство внимания разделил на три круга:

 

большой — все обозримое и воспринимаемое пространство (в театре — весь зрительный зал);

средний — круг непосредственного общения и ориентировки (в театре — сцена с актерами);

малый — сам человек и ближайшее пространство (в театре — сам артист и ближайшее пространство, в котором он играет роль).

Владимир Леви добавил четвертый круг: внутреннее психологическое пространство человека.

 

1. Представьте, что у вас в голове находится мощный прожектор.

 

2. Выберите точку в большом круге и точку на границе малого и внутреннего.

 

3. Совершите «взмахи» луча «прожектора» от одной точки до другой и обратно. При этом предельно цепко «впивайтесь» в выбранные точки.


<== предыдущая | следующая ==>
Внимание! Нижеследующий текст содержит спойл- информацию, то есть прямые подсказки о прохождении сюжетного квеста в игре. Актуально для версии 1.015.1 | Занимательный кроссворд

Date: 2015-07-22; view: 1229; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию