Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие внимания у детей дошкольного возраста





Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста

Развитие внимания у детей дошкольного возраста

На протяжении дошкольного возраста происходит развитие внимания в направлении от непроизвольного к произвольному. В младшем дошкольном возрасте внимание ребенка привлекается новизной, силой и другими специфическими раздражителями. Позднее внимание начинает привлекаться такими раздра­жителями, которые имеют сигнальное значение вследствие их непосредственной связи с удовлетворением потребности ребенка, а также объектами, связанными с яркими и эмоциональными пережива­ниями. С развитием произвольного внимания дети получают возможность направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение определенного времени.

Вопрос о генезисе и развитии произвольного внима­ния в детском возрасте был поставлен отечественными психологами Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым. Внима­ние ребенка с самого начала становится направляе­мым вниманием. Первоначально им руководят взрос­лые, однако вместе с постепенным овладением ре­чью ребенок начинает овладевать таким же свойством управлять вниманием сначала в отно­шении других, а затем и в отношении себя. Вначале взрослый направляет внимание ребенка словами, созда­вая как бы добавочные указания – стрелки – к окру­жающим его вещам, и вырабатывает из слов могуще­ственные стимулы-указания. Затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом или звуком как средством указа­ния, т. е. обращать внимание взрослых на интересую­щий его предмет.

Эффективность всех психических процессов регулиру­ется механизмами внимания, связанными с активацией кортикальных областей со стороны ядер ретикулярной формации. Если в раннем детстве внимание проявляется только в непроизвольной форме, то увеличение способов поведения с возрастом постепенно преобразует непроиз­вольное внимание в произвольное. Основной механизм этой важнейшей трансформации –формирующаяся речь ре­бенка, с помощью которой планируются действия и осу­ществляется над ними контроль. В.Г. Каменская от­мечает, что возраст, от трех до семи лет связан с по­степенным усилением роли произвольности в процессах внимания. К шести-семи годам наблюдается скачок в созревании лобных долей, что служит основой осознанной регуляции активационных процессов и базой для формирования произвольного внимания. Но для это­го необходима направляющая деятельность взрослых че­рез игру, речевое общение и управление поведением.

В среднем периоде дошкольного возраста произволь­ность внимания проявляется в способности ребенка к восприятию предметов и действию с ними по словесно­му предложению со стороны взрослого. Ребенок уже может сосредоточиться на том деле, которое предлагает ему взрослый. Однако период сосредоточения у четы­рех-, пятилетних детей не долог, не более 3-5 минут, к тому же дошкольник легко отвлекается на посторон­ние, не относящиеся к делу стимулы и события. Такая рассеянность обычна для дошкольников, так как вни­мание еще не приобрело необходимой устойчивости и концентрированности. Внимание в этом возрасте выглядит как лабильный, неустойчивый и слабо концентрированный процесс, который не может еще обеспечить высокой эффективности произвольной деятельности. Психофизиологической причиной этих свойств внимания выступает недостаточная зрелость лобных долей и несформированность длинных ассоциа­тивных путей, связывающих передние отделы с проек­ционными зонами коры и расположенных в височных и затылочных долях мозга.

В психологии и педагогике в качестве основного сред­ства развития произвольности внимания считают со­вместные общение и деятельность ребенка и взрослого, а также игру. Через игровую деятельность проис­ходит становление произвольности поведения в целом, в том числе внимания, как важнейшего «усилителя» мышления.

К семи годам многие дошкольники способны про­извольно управлять своим поведением, что служит основанием для выводов о достаточной степени раз­вития произвольного внимания. Основные свойства произвольного внимания следующие: избирательность как настройка на восприятие сиг­нала, относящегося к осознанной цели; объем внимания – количество одновременно отчет­ливо осознаваемых предметов, необходимых для успешной деятельности; устойчивость и переключаемость – два взаимосвя­занных динамических свойства, первое связано со ста­бильностью выполнения какой-либо деятельности, второе определяет способность произвольно завершать одно действие и переходить на другое; распределение как способность одновременного вос­приятия нескольких предметов, событий и организа­ции нескольких действий с ними. Перечисленные свойства в полной мере относятся к произвольному вниманию взрослого человека, которое включено во все виды и формы осознанной целенаправ­ленной его деятельности. В связи с тем, что активность, общение и поведение дошкольника далеко не полнос­тью еще осознаваемы, произвольность его внимания про­является в недостаточно зрелой форме.

Избирательность произвольного внимания дошколь­ника является функцией его спонтанной игровой дея­тельности, так как в игре он произвольно направляет свое внимание на то, что ему необходимо для нее. По­жалуй, основные достижения в процессе формирования произвольности внимания в дошкольном возрасте свя­заны с оттачиванием механизмов его избирательности. Остальные свойства внимания развиты намного слабее. Итак, произвольное внимание старшего дошкольника, несмотря на высокую степень сформированности, еще не совершенно и не полностью готово к обеспечению более сложного вида деятельности – учебной. Общей закономерностью является то, что устойчи­вость внимания увеличивается от младшего дошколь­ного к старшему. По данным А.А. Люблинской младшие дошкольники тратят на рассматривание кар­тинки 6-7 с, а старшие рассматривают эти же картинки в течение 12-19 с. Средняя продолжительность продук­тивной деятельности и средняя продолжительность от­влечений от нее зависят от возраста детей. Старшие до­школьники не только более длительное время могут за­ниматься малоинтересной для них работой по указанию взрослых, но и меньше делают отвлечений от нее.

Факторами устойчивости внимания являются: интерес ребенка к материалу, его знакомость и понятность, связь с потребностями, комфортные или отвлекающие внимание условия, в которых деятельность выполняет­ся, психическое состояние дошкольника, индивидуаль­но-психологические особенности личности (такие, напри­мер, как уровень развития волевых свойств и свойства темперамента).

Свойства темперамента во многом определяют индивидуальные особенности свойств внима­ния детей, что не противоречит наличию общих возраст­ных закономерностей внимания в дошкольном возрасте. К возрастным особенностям внимания дошколь­ников относится быстрая отвлекаемостъ и труд­ность сосредоточения на непривлекательных объек­тах. В отвлекаемости внимания участвуют различные механизмы. Отвлекаемость может являться результатом торможения отдельных участков мозга вокруг очага оп­тимальной возбудимости по закону отрицательной ин­дукции. Это характеризует непроизвольную, пассивную отвлекаемость от каких-либо раздражителей, которые могут даже недостаточно осознаваться, образуя некото­рый фон.

Причинами не­способности детей сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени и по­явления рассеянности также могут быть: общее расстройство нервной системы (неврастения); малокровие; болезни носоглотки, затрудняющие поступление воз­духа в легкие и, следовательно, обедняющие кисло­родное питание мозговых клеток; физическое и умственное утомление и переутомление, тяжелые переживания; перегрузка мозга большим количеством впечатлений; разбросанность интересов, неупорядоченность увле­чений; неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, ос­вобождение от трудовых обязанностей; неинтересные однообразные занятия, на которых де­тям даются слишком легкие для них задания, не по­буждающие к активной мыслительной деятельности.

Распределение, переключение и объем внимания у дошкольников (особенно у детей младшего дошкольно­го возраста) развиты недостаточно сильно. Распределе­ние внимания во многом зависит от степени овладения теми видами деятельности, которые выполняются в рам­ках этого свойства внимания. Чем более значимо для детей выполнение какого-то действия, чем привычнее оно им стало, чем более оно освоено, тем легче его со­вмещать с выполнением другого действия. Дети до­школьного возраста способны распределять свое внима­ние в незначительной степени. Переключение внима­ния развивается в различных играх и упражнениях, которые требуют от ребенка быстрой ориентировки в неожиданно изменившейся обстановке. Развивающая­ся речь ребенка, увеличивающаяся самостоятельность, разнообразие деятельности, в которую он включается, обусловливают увеличение объема внимания.

Date: 2015-07-22; view: 555; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию