Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие внимания у детей дошкольного возрастаСтр 1 из 2Следующая ⇒ Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста Развитие внимания у детей дошкольного возраста На протяжении дошкольного возраста происходит развитие внимания в направлении от непроизвольного к произвольному. В младшем дошкольном возрасте внимание ребенка привлекается новизной, силой и другими специфическими раздражителями. Позднее внимание начинает привлекаться такими раздражителями, которые имеют сигнальное значение вследствие их непосредственной связи с удовлетворением потребности ребенка, а также объектами, связанными с яркими и эмоциональными переживаниями. С развитием произвольного внимания дети получают возможность направлять свое сознание на определенные предметы и явления, удерживать его в течение определенного времени. Вопрос о генезисе и развитии произвольного внимания в детском возрасте был поставлен отечественными психологами Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым. Внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием. Первоначально им руководят взрослые, однако вместе с постепенным овладением речью ребенок начинает овладевать таким же свойством управлять вниманием сначала в отношении других, а затем и в отношении себя. Вначале взрослый направляет внимание ребенка словами, создавая как бы добавочные указания – стрелки – к окружающим его вещам, и вырабатывает из слов могущественные стимулы-указания. Затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом или звуком как средством указания, т. е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет. Эффективность всех психических процессов регулируется механизмами внимания, связанными с активацией кортикальных областей со стороны ядер ретикулярной формации. Если в раннем детстве внимание проявляется только в непроизвольной форме, то увеличение способов поведения с возрастом постепенно преобразует непроизвольное внимание в произвольное. Основной механизм этой важнейшей трансформации –формирующаяся речь ребенка, с помощью которой планируются действия и осуществляется над ними контроль. В.Г. Каменская отмечает, что возраст, от трех до семи лет связан с постепенным усилением роли произвольности в процессах внимания. К шести-семи годам наблюдается скачок в созревании лобных долей, что служит основой осознанной регуляции активационных процессов и базой для формирования произвольного внимания. Но для этого необходима направляющая деятельность взрослых через игру, речевое общение и управление поведением. В среднем периоде дошкольного возраста произвольность внимания проявляется в способности ребенка к восприятию предметов и действию с ними по словесному предложению со стороны взрослого. Ребенок уже может сосредоточиться на том деле, которое предлагает ему взрослый. Однако период сосредоточения у четырех-, пятилетних детей не долог, не более 3-5 минут, к тому же дошкольник легко отвлекается на посторонние, не относящиеся к делу стимулы и события. Такая рассеянность обычна для дошкольников, так как внимание еще не приобрело необходимой устойчивости и концентрированности. Внимание в этом возрасте выглядит как лабильный, неустойчивый и слабо концентрированный процесс, который не может еще обеспечить высокой эффективности произвольной деятельности. Психофизиологической причиной этих свойств внимания выступает недостаточная зрелость лобных долей и несформированность длинных ассоциативных путей, связывающих передние отделы с проекционными зонами коры и расположенных в височных и затылочных долях мозга. В психологии и педагогике в качестве основного средства развития произвольности внимания считают совместные общение и деятельность ребенка и взрослого, а также игру. Через игровую деятельность происходит становление произвольности поведения в целом, в том числе внимания, как важнейшего «усилителя» мышления. К семи годам многие дошкольники способны произвольно управлять своим поведением, что служит основанием для выводов о достаточной степени развития произвольного внимания. Основные свойства произвольного внимания следующие: избирательность как настройка на восприятие сигнала, относящегося к осознанной цели; объем внимания – количество одновременно отчетливо осознаваемых предметов, необходимых для успешной деятельности; устойчивость и переключаемость – два взаимосвязанных динамических свойства, первое связано со стабильностью выполнения какой-либо деятельности, второе определяет способность произвольно завершать одно действие и переходить на другое; распределение как способность одновременного восприятия нескольких предметов, событий и организации нескольких действий с ними. Перечисленные свойства в полной мере относятся к произвольному вниманию взрослого человека, которое включено во все виды и формы осознанной целенаправленной его деятельности. В связи с тем, что активность, общение и поведение дошкольника далеко не полностью еще осознаваемы, произвольность его внимания проявляется в недостаточно зрелой форме. Избирательность произвольного внимания дошкольника является функцией его спонтанной игровой деятельности, так как в игре он произвольно направляет свое внимание на то, что ему необходимо для нее. Пожалуй, основные достижения в процессе формирования произвольности внимания в дошкольном возрасте связаны с оттачиванием механизмов его избирательности. Остальные свойства внимания развиты намного слабее. Итак, произвольное внимание старшего дошкольника, несмотря на высокую степень сформированности, еще не совершенно и не полностью готово к обеспечению более сложного вида деятельности – учебной. Общей закономерностью является то, что устойчивость внимания увеличивается от младшего дошкольного к старшему. По данным А.А. Люблинской младшие дошкольники тратят на рассматривание картинки 6-7 с, а старшие рассматривают эти же картинки в течение 12-19 с. Средняя продолжительность продуктивной деятельности и средняя продолжительность отвлечений от нее зависят от возраста детей. Старшие дошкольники не только более длительное время могут заниматься малоинтересной для них работой по указанию взрослых, но и меньше делают отвлечений от нее. Факторами устойчивости внимания являются: интерес ребенка к материалу, его знакомость и понятность, связь с потребностями, комфортные или отвлекающие внимание условия, в которых деятельность выполняется, психическое состояние дошкольника, индивидуально-психологические особенности личности (такие, например, как уровень развития волевых свойств и свойства темперамента). Свойства темперамента во многом определяют индивидуальные особенности свойств внимания детей, что не противоречит наличию общих возрастных закономерностей внимания в дошкольном возрасте. К возрастным особенностям внимания дошкольников относится быстрая отвлекаемостъ и трудность сосредоточения на непривлекательных объектах. В отвлекаемости внимания участвуют различные механизмы. Отвлекаемость может являться результатом торможения отдельных участков мозга вокруг очага оптимальной возбудимости по закону отрицательной индукции. Это характеризует непроизвольную, пассивную отвлекаемость от каких-либо раздражителей, которые могут даже недостаточно осознаваться, образуя некоторый фон. Причинами неспособности детей сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени и появления рассеянности также могут быть: общее расстройство нервной системы (неврастения); малокровие; болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток; физическое и умственное утомление и переутомление, тяжелые переживания; перегрузка мозга большим количеством впечатлений; разбросанность интересов, неупорядоченность увлечений; неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей; неинтересные однообразные занятия, на которых детям даются слишком легкие для них задания, не побуждающие к активной мыслительной деятельности. Распределение, переключение и объем внимания у дошкольников (особенно у детей младшего дошкольного возраста) развиты недостаточно сильно. Распределение внимания во многом зависит от степени овладения теми видами деятельности, которые выполняются в рамках этого свойства внимания. Чем более значимо для детей выполнение какого-то действия, чем привычнее оно им стало, чем более оно освоено, тем легче его совмещать с выполнением другого действия. Дети дошкольного возраста способны распределять свое внимание в незначительной степени. Переключение внимания развивается в различных играх и упражнениях, которые требуют от ребенка быстрой ориентировки в неожиданно изменившейся обстановке. Развивающаяся речь ребенка, увеличивающаяся самостоятельность, разнообразие деятельности, в которую он включается, обусловливают увеличение объема внимания.
|