Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Март 2003 г





Стремление достичь Южный полюс возникло значительно позднее, чем Северный. Это и понятно, так как Антарктида, на которой находится Южный полюс, была открыта лишь в 1820 году (27 января) русской антарктической экспедицией под руководством Ф.Ф.Беллинсгаузена [[108]] и М.П.Лазарева [[109]], а в 1895 году (24 января) норвежские промысловики с судна «Антарктик» впервые высадились на ее берег.

Первую попытку пройти к Южному полюсу сделал англичанин Роберт Скотт. Его экспедиция на судне «Дискавери» прибыла в Антарктику в начале 1902 года в море Росса [[110]]. После летнего плавания вдоль барьера шельфового ледника Росса и открытия Земли короля Эдуарда VII, расположенной к востоку от него, судно было поставлено на зимовку в западной части моря Росса, в проливе Мак-Мердо у подножия вулкана Эребус острова Росса.

Антарктической весной, в ноябре 1902 года, Скотт с двумя соотечественниками отправился на собаках в поход на юг. Скотт втайне надеялся дойти до Южного полюса, хотя и не объявлял об этом заранее. Пройдя до подножия горной цепи, группа вынуждена была повернуть обратно с 82°17' южной широты. На обратном пути все собаки подохли. Спутник Скотта – Эрнест Шеклтон, будущий соперник Скотта в покорении Южного полюса, – тяжело заболел цингой. Последний отрезок пути до судна Скотт и третий участник похода Уилсон везли его на санях. В январе к острову Росса пришло вспомогательное судно «Морнинг» с углем и свежими продуктами. На этом судне Шеклтон против своей воли был отправлен домой, а экспедиция осталась на вторую зимовку.

Весной (везде имеется в виду весна южного полушария, т.е. сентябрь – декабрь месяцы) 1903 года полевая партия под руководством Скотта обследовала южную часть вновь открытой горной страны, названной Землей Виктории. Тогда было установлено, что Южный географический полюс расположен на высокогорном континенте. Скотт убедился, что для преодоления горных цепей и гигантских ледников, спускающихся по долинам, нужна более основательная подготовка. Первая экспедиция Роберта Скотта благополучно вернулась в Англию.

Закончив издание трудов первой экспедиции, Скотт начал готовиться к следующей более серьезной атаке Южного полюса. Но Шеклтон, прибывший на родину годом раньше, решил опередить его. Так возникло соперничество за покорение Южного полюса.

Экспедиция Шеклтона в начале 1908 года организовала исходную базу также на острове Росса на мысе Ройдс. Здесь был построен жилой дом для зимовочной партии, а судно ушло на зиму в Новую Зеландию. Шеклтон взял в экспедицию 10 маньчжурских лошадей пони, автомобиль и всего лишь 9 собак. После похода со Скоттом Шеклтон питал предубеждение против собак и взял их, как он говорил, «на всякий случай». Автомобиль, как показали первые же испытания, ходить по снегу не мог, его колеса проваливались. Два пони пали еще в пути, четыре – в первый месяц зимовки. Собаки же за зиму расплодились. Шеклтон отправился в поход к Южному полюсу на оставшихся пони.

Партия в составе Шеклтона, Маршалла, Адамса и Уайлда в начале декабря 1908 года по шельфовому леднику Росса подошла к горным хребтам. Лошадей по пути пришлось убивать по мере того, как они выбивались из сил. Для подъема с шельфового ледника на высокогорное плато путешественники выбрали ледник, спускающийся между высоких гор, которому Шеклтон дал имя Бирдмора. 200 километров шли они по этому величайшему леднику, поднимаясь все выше и выше, рискуя провалиться в ледниковые трещины.

Наконец 25 декабря они вышли на волнистую поверхность плато, высота которого была около 3000 метров над уровнем моря. Здесь их встретил мороз, сильный встречный ветер, нередко переходивший в шторм и пургу. Снег стал рыхлым. 9 января 1909 года полуголодные, замерзающие путешественники добрели до 88°23' южной широты. До полюса оставалось всего 180 километров, но продовольствия было ничтожно мало, и предстоял далекий обратный путь. Водрузив в снег английский флаг в конечной точке, они вынуждены были повернуть обратно, на север. 4 марта 1909 года изможденные, еле живые путешественники поднялись на борт судна. Вторая партия экспедиции Шеклтона во главе с Дэвидом добилась бльших успехов – она прошла на восток от базы и впервые достигла места, где находился Южный магнитный полюс, выполнив комплекс ценных геомагнитных наблюдений. В этой партии участвовал тогда еще юный австралиец Дуглас Моусон [[111]], который впоследствии стал знаменитым исследователем Антарктики.

Успехи экспедиции Шеклтона были оценены очень высоко. Он стал национальным героем. Его лекции и книга «В сердце Антарктики» имели огромный успех и возбудили новые честолюбивые стремления как в Англии, так и в других странах. Спортивный приз – Южный полюс – оставался еще не разыгранным. Экспедиции к Южному полюсу начали готовить Япония и Германия.

Роберт Скотт подготовил свою вторую экспедицию в Антарктику, основной целью которой стало достижение Южного полюса. И неожиданно в состязание вступил норвежец Руал Амундсен, который готовил экспедицию в Арктику на судне «Фрам» – подарке Фритьофа Нансена. Но еще за год до отплытия он, узнав, что Северный полюс достигнут, втайне изменил цель экспедиции и решил идти в Антарктику покорять Южный полюс.

О намерении Амундсена идти в Антарктику знали до отплытия «Фрама» из Норвегии четыре человека – его брат и три члена экспедиции. Остальным участникам Амундсен сказал об этом, когда судно покидало остров Мадейру. Тогда же он поручил брату известить мир о своих новых планах и послал письмо своему английскому сопернику – Роберту Скотту, которое Скотт получил уже в Австралии перед отплытием в Антарктику. Так началось это состязание, закончившееся победой Амундсена. 16 декабря 1911 года пять норвежцев во главе с Амундсеном водрузили норвежский флаг на Южном полюсе.

Какой же жизненный путь до этого прошел Руал Амундсен? Родился он в 1872 году. С пятнадцати лет все свои стремления Амундсен сосредоточил на единой цели – полярных исследованиях. Но по настоянию матери после окончания гимназии он поступил на медицинский факультет университета в Осло (тогдашней Кристиании). Мать умерла, когда Амундсену было 20 лет. Он сразу покинул университет, отбыл воинскую повинность и, как писал сам Амундсен, «немедленно предпринял шаги для подготовки к специальности полярного исследователя». Прежде всего он решил получить права капитана. Каждое лето 1894-1896 годов он нанимался матросом на парусные шхуны, плававшие в Норвежском и Гренландском морях, а зимой изучал теорию штурманского дела. В 25 лет он был назначен первым штурманом судна «Бельжика», на которой бельгийская экспедиция направлялась в Антарктику. «Бельжика» была затерта льдами в море Беллинсгаузена и год находилась в вынужденном дрейфе.

Уже в этой первой полярной экспедиции проявились недюжинные способности молодого норвежца в борьбе с суровой природой высоких широт.

Вернувшись домой, Амундсен сдал экзамен на капитана и с благословения своего соотечественника, уже тогда знаменитого Фритьофа Нансена, стал снаряжать собственную экспедицию.

На небольшой моторно-парусной шхуне «Йоа» Амундсен совершил в 1903-1906 годах плавание вокруг берегов Северной Америки через проливы Канадского арктического архипелага. Это было открытие Северо-Западного прохода. До Амундсена на этом пути потерпели поражение много экспедиций, погибли сотни людей, и только ему удалось благополучно пройти из Атлантического в Тихий океан. Лишь в 1944 году повторили сквозное плавание Северо-Западным проходом.

Вскоре Амундсен решил вслед за Нансеном попытаться продрейфовать во льдах от берегов Сибири через Северный полюс. Для этой цели Нансен подарил ему свое знаменитое судно «Фрам».

Амундсен хотел вморозить «Фрам» в лед не у Новосибирских островов, как это сделал несколько лет назад Нансен, а значительно восточнее – к северу от Берингова пролива. Тогда, надеялся Амундсен, судно пройдет ближе к Северному полюсу и он будет первым покорителем полюса. Амундсен объявил, что «Фрам» из Норвегии проплывет через Атлантический океан, обогнет мыс Горн, пересечет Тихий океан и пойдет к Берингову проливу. Но Амундсен, зная об успехе Роберта Пири, направил «Фрам» в Антарктиду и достиг Южного полюса.

Полюсная партия Роберта Скотта пришла на Южный полюс на месяц позднее норвежцев – 16 января 1912 года. Доказательства победы Амундсена в этом состязании были бесспорными. Англичане нашли на Южном полюсе палатку, а в ней письмо Амундсена Скотту.

При возвращении с полюса Роберт Скотт и его спутники погибли. Подробности этого трагического события стали известны из дневника Скотта, найденного у его трупа в палатке. Анализируя дневники Амундсена и Скотта, становится ясным, что Скотт предчувствовал свое поражение еще до похода к Южному полюсу.

Зимовочная партия второй экспедиции Скотта опять обосновалась на острове Росса. Судно англичан «Терра Нова» после высадки береговой партии плавало с исследовательскими целями к Земле Эдуарда VII. Англичане на «Терра Нова» посетили 4 февраля 1911 года норвежскую базу в Китовой бухте. После этого они еще раз в этом же сезоне зашли на английскую береговую базу, и Скотту стало известно, что норвежцы – реальные конкуренты в достижении Южного полюса. В связи с этим Скотт записал в своем дневнике: «Не подлежит сомнению, что план Амундсена является серьезной угрозой нашему. Амундсен находится на 60 миль ближе к полюсу, чем мы. Никогда я не думал, чтобы он мог благополучно доставить на барьер столько собак. Его план идти на собаках великолепен. Главное, он может выступить в путь в начале года, с лошадьми же это невозможно».

Так Скотт в самом начале состязания понял преимущества норвежцев и слабые стороны своей экспедиции, приведшие к роковым последствиям. Дело в том, что в качестве транспортных средств англичане взяли лошадей и моторные сани. Моторные сани были в то время весьма несовершенны, они вязли в снегу и часто ломались. Пони же были менее приспособлены к передвижению по рыхлому снегу и ледникам при низких температурах. Еще на первом этапе экспедиции, до основного похода, погибло 9 пони. В итоге на шельфовом леднике Росса до подъема на плато часть пони пала, а остальных пришлось пристрелить. Моторные сани вышли из строя также в начале пути. Собак было слишком мало.

В результате основная и вспомогательные партии начали подъем по леднику Бирдмора на высокогорное плато пешком и сами везли сани с продовольствием и снаряжением. Кое-кто шел на лыжах. Но они были не у всех. Скотт записал в дневнике по этому поводу следующее: «Одно средство – лыжи, а мои упрямые соотечественники питают против них такое предубеждение, что не запаслись ими».

К полюсу пришли 5 человек во главе с самим Скоттом, где нашли следы пребывания норвежцев. Это очень огорчило гордых англичан. «Итак, мы повернулись спиной к цели своих честолюбивых вожделений. Перед нами 800 миль неустанного пешего хождения с грузом. Прощайте, золотые грезы!» – читаем мы в дневнике Роберта Скотта.

Двигались они обратно медленно. Стояли морозы, дули сильные ветры. Продовольствия было мало, и Скотту по мере продвижения приходилось сокращать и без того мизерные порции еды.

Первым выбился из сил Эванс. Он умер еще во время спуска по леднику Бирдмора. У подножия ледника путешественники нашли свой склад с большими количествами конины и наелись вволю. Но обнаружилась новая беда – на складах оказалось мало керосина. Вероятно, он испарился из банок через испортившиеся от мороза пробки.

Следующей жертвой стал Отс. Он отморозил пальцы на ногах и еле тащился за остальными. На одной из стоянок, когда была пурга, Отс вышел из палатки, сказав друзьям: «Пойду пройдусь, может быть скоро вернусь». Скотт записал в дневнике: «Теперь мы знали, что бедный Отс идет на смерть, и отговаривали его, но в то же время сознавали, что он поступает, как благородный человек…»

После гибели Отса Скотт, Уилсон и Боуэрс еще пять дней настойчиво пробивались на север. В 20 километрах от склада, где имелось продовольствие и топливо, их застала жестокая пурга, свирепствовавшая несколько дней. Они умерли в спальных мешках в палатке. Их трупы товарищи по экспедиции нашли лишь весной, спустя почти восемь месяцев, – 12 ноября 1912 года. Около Скотта лежал дневник, на его последней странице были строки: «С 21-го числа свирепствовал непрерывный шторм… Каждый день мы были готовы идти – до склада всего 11 миль, но нет возможности выйти из палатки, так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы теперь могли еще на что-либо надеяться… Жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии еще писать».

Записи кончались фразой: «Ради бога, не оставьте наших близких». Она была сделана 29 марта 1912 года.

Скотт и его спутники были похоронены на месте гибели в снегу. А вблизи береговой базы на вершине Наблюдательного Холма на острове Росса был водружен деревянный крест. На нем ножом были вырезаны имена погибших и знаменательная строка из поэмы Теннисона [[112]] «Улисс»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Амуддсен отдал дань уважения памяти и делам своего несчастливого соперника. В книге «Моя жизнь» он писал: «Никто лучше меня не может воздать должное геройской отваге наших мужественных английских соперников, так как мы лучше всех способны оценить грозные опасности этого предприятия. Скотт был не только блестящий спортсмен, но и великий исследователь».

Живому Амундсену достались лавры славы, но и много упреков, даже оскорблений от англичан, которые обвиняли норвежца в нечестной спортивной борьбе. Это было несправедливое обвинение, ибо Амундсен известил Скотта письмом о своем намерении вступить с ним в состязание по покорению Южного полюса.

Успех Амундсена объясняется продуманным планом, лучшей подготовкой экспедиции и хорошей физической подготовкой норвежцев, применивших испытанные, традиционные методы передвижения в полярных странах. Кроме того, имели значение опыт и энергия начальника экспедиции. Как сказал в свое время Нансен, успех Амундсена объясняется тем, что «надлежащий человек оказался на надлежащем месте».

Став весьма знаменитым полярным исследователем, Амундсен не отказался от идеи побывать и на Северном полюсе. Он решил осуществить дрейф на судне через Арктический бассейн.

Для этой цели было построено специальное судно «Мод», которое в июне 1918 года отправилось Северо-восточным морским путем вдоль берегов Сибири. Из-за трудных ледовых условий «Мод» пришлось зимовать дважды. Из Чукотского моря Амундсен вынужден был направить судно в Ном на Аляске для пополнения запасов. Из Нома «Мод» снова вошла в Берингов пролив и снова зазимовала во льдах Чукотского моря, у мыса Сердце-Камень. Летом 1921 года «Мод» была направлена в Сиэтл для ремонта и пополнения снаряжения. Лишь в августе 1922 года «Мод» на севере Чукотского моря вмерзла в лед и ее понесло вдоль северной окраины Восточно-Сибирского моря, а не к Северному полюсу, как предполагали норвежцы. Через два года «Мод» вышла из льдов у Новосибирских островов и по пути на восток еще раз зазимовала у острова Четырехстолбового в Восточно-Сибирском море и лишь летом 1925 года прибыла в Ном.

Но Амундсен покинул судно еще в 1920 году, поручив командование экспедицией капитану Вистингу, а руководить научными исследованиями – молодому ученому Харалду Свердрупу [[113]], впоследствии очень известному океанологу. Сам Амундсен занялся подготовкой воздушной экспедиции. Сначала он готовился к полету через Арктический бассейн от берегов Аляски через полюс на Шпицберген. Но риск был слишком велик, и, хотя подготовка этого полета заняла почти два года, Амундсен отказался осуществить это мероприятие. На смену пришел другой, более простой план – достичь полюс со Шпицбергена.

И вот, когда «Мод» еще зимовала в Восточно-Сибирском море, новая экспедиция Амундсена на двух самолетах 21 мая 1925 года вылетела со Шпицбергена на север. На 88-й параллели, примерно в 1000 километрах от Шпицбергена, из-за перебоев в моторе одного самолета оба самолета сделали вынужденную посадку в разводье, причем один из них разбился. Разводье стало быстро замерзать. Второй самолет отважные путешественники вытащили на лед. Они расчистили среди торосов ровную площадку, и оба экипажа на одном самолете на 24-й день после посадки с большим риском поднялись в воздух. Экспедиция закончилась без человеческих жертв.

Но Амундсен не успокоился и после этой неудачи. В это время стал широко популярен дирижабль. Амундсену стало известно, что итальянское правительство решило продать дирижабль, сконструированный Умберто Нобиле. Амундсен на деньги американского миллионера Элсуорта, спутника по предыдущему полету, покупает дирижабль. Он назвал его «Норге» («Норвегия»). Командиром корабля был сам Нобиле.

Экспедиция на дирижабле «Норге» завершилась успешно. Воздушный корабль 12 мая 1926 года, вылетев накануне со Шпицбергена, пролетел над Северным полюсом и 14 мая приземлился на Аляске. Об этом перелете Амундсен писал: «Первый перелет от континента до континента завершен, и при этом ни один волос не упал ни с чьей головы».

Вернувшись домой после полета на «Норге», Амундсен в своей автобиографической книге писал: «…я хочу сознаться читателю, что отныне свою карьеру исследователя считаю законченной. Мне было дано выполнить то, к чему я себя предназначил. Этой славы достаточно на одного человека.

В дальнейшем я всегда с величайшим интересом буду следить за разрешением загадок далеких полярных стран, но не могу уже надеяться найти такое богатое поле деятельности, какое я оставил позади. Поэтому я ограничусь посильной помощью в разрешении этих вопросов, бльшую же часть своего времени буду посвящать чтению докладов, писанию книг и встречам с моими многочисленными друзьями…»

Но судьбе было угодно другое.

В 1928 году Умберто Нобиле организовал свою экспедицию в Арктику на дирижабле «Италия». Но 25 мая 1928 года случилась катастрофа – после нескольких галсов над льдами Северного Ледовитого океана дирижабль вследствие обледенения и потери газа опустился, ударившись о лед. Одна группа в составе 10 человек во главе с Нобиле при ударе передней части гондолы о лед буквально вывалилась из дирижабля. Вместе с ней выпало некоторое снаряжение, продукты и радиостанция. Люди уцелели, и им с большим трудом удалось установить связь с внешним миром и сообщить о катастрофе. Дирижабль после удара о лед, потеряв в весе, взмыл вверх и улетел на восток, унеся шесть остальных участников экспедиции, так называемую группу Алессандрини. Они исчезли бесследно.

Произошло это к северо-востоку от Шпицбергена. Об этом событии написано много книг и в 1970 году даже создан художественный кинофильм под названием «Красная палатка». На спасение и поиски потерпевших аварию устремились корабли, самолеты, в их числе советские ледоколы «Красин» [[114]] и «Малыгин».

Руал Амундсен, услыхав о катастрофе, не мог спокойно наблюдать со стороны, как идут спасательные операции. Французы предоставили ему самолет под названием «Латам». С французским экипажем и своим другом по прежним полетам в Арктику норвежским летчиком Дитрихсеном он вылетел из Тромсе 18 июня 1928 года, никому не сказав о маршруте полета. Многие не сомневались, что он летит на поиски группы Алессандрини. Два часа радиосвязь с самолетом была регулярной. Последним был запрос о состоянии льдов у острова Медвежьего, и после этого связь прервалась навсегда.

Много дней после этого никто не верил, что Амундсен погиб. Ведь он выходил из самых трудных положений. Были поиски. Все надеялись, все ждали, что его несокрушимая воля и энергия помогут ему стать победителем и на сей раз.

Но вот 31 августа 1928 года вблизи маяка Торсвог у берегов северной Норвегии с рыболовецкого судна «Бродд» подняли с воды поплавок, и, как установили знающие люди, поплавок действительно принадлежал «Латаму». Значит, Руал Амундсен и его друзья погибли. И волны Баренцева моря скрыли тайну.

Как это произошло? Никто не знает.

14 декабря 1928 года вся Норвегия почтила память Амундсена двухминутным молчанием. Он был славой и гордостью норвежского народа. Ему было всего 56 лет.

Руал Амундсен, как и Фритьоф Нансен, прославили свою маленькую Норвегию. Недаром наше восприятие Норвегии всегда ассоциируется с именами этих великих полярных исследователей.

Покорение географических полюсов Земли Робертом Пири [[115]] и Руалом Амундсеном завершило важную эпоху в истории географических открытий, которую нередко называют героической эпохой в полярных исследованиях. Почти три столетия исследователи стремились проникнуть в центр Арктики – к Северному полюсу. И ближе всего приблизились к этой притягательной точке Роберт Пири и Фредерик Кук (в 1908-1909 гг.). А немного позже (в 1911-1912 гг.) Руал Амундсен и Роберт Скотт пришли на Южный полюс. Хотя эти люди в первую очередь стремились установить рекорды, но, пробивая путь в районах белых пятен, они сделали очень важные географические открытия и тем самым расширили кругозор человечества в познании Земли.

 

1. «Фрам» – норвежское моторно-парусное судно, построенное для дрейфующей экспедиции Фритьофа Нансена по проекту судостроителя Колин Арчера; водоизмещение 402 т. Корпус судна сконструирован наподобие половинки разрезанной скорлупы кокосового ореха, благодаря чему судно при сжатии льдов выжимается наверх. Первый рейс «Фрама» – трехлетний дрейф через Арктический бассейн от Новосибирских островов в Гренландское море в 1893-1896 годах. Второй рейс «Фрама» – в экспедиции Отто Свердрупа в 1898-1902 годах, когда обследовались острова Канадского Арктического архипелага. Третий рейс «Фрама» – в экспедиции Руала Амундсена к Южному полюсу. В 1930-х годах «Фрам» превращен в музей. На берегу полуострова Бюгде в Осло его поместили под стеклянную крышу. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

2. О цели экспедиции Р. Амундсена не было известно даже норвежскому правительству, так как исследователь опасался, что ему будет запрещено отправиться к Южному полюсу. Это обусловливалось тем, что Норвегия была экономически, а, главное, политически зависима от Великобритании. Чтобы не спровоцировать политический кризис, норвежский стортинг (парламент) мог учинить препятствия для Амундсена. (Прим. выполнившего OCR.)

 

3. Деньги собирались для повторного дрейфа «Фрама» через Арктический бассейн. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

4. Амундсен послал с острова Мадейры письмо Скотту, в котором сообщал о своем намерении идти к Южному полюсу. Скотт получил это письмо в Австралии перед отплытием в Антарктику. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

5. «Кайнан Мару» – судно первой японской антарктической экспедиции под руководством лейтенанта Ширазе. «Кайнан Мару» в начале марта 1911 года пыталось пройти к Антарктиде в море Росса, но не смогло пробиться через пояс плавучих льдов и повернуло обратно. На следующий год японская экспедиция на том же судне плавала в районе барьера шельфового ледника Росса, где, как описывает Амундсен, японцы встретились с «Фрамом» в январе 1912 года, когда его партия уже вернулась из похода к Южному полюсу.

Японская экспедиция в 75 километрах к востоку от места зимовки норвежской экспедиции в Китовой бухте обнаружила еще один глубокий залив в шельфовом леднике Росса, назвав его бухтой Кайнан. Через 44 года, в 1956 году, американцы на берегу этой бухты создали свою антарктическую базу Литл-Америка V. Японцы высадили на берег группу, установили здесь палатку, где вели кратковременные метеорологические наблюдения. Два японских исследователя совершили поход на юг на расстоянии 185 километров и благополучно вернулись обратно. Тогда же японцы на «Кайнан Мару» обследовали прибрежные горы полуострова Эдуарда VII, высаживали здесь партию, которая совершила восхождение на одну из вершин горной цепи Александры. В тот же год японский корабль со всем составом экспедиции возвратился в Японию. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

6. Земля короля Эдуарда VII ныне называется полуостровом Эдуарда VII. Он расположен к востоку от барьера Росса. Открыт 30 января 1902 года первой экспедицией Роберта Скотта с борта судна «Дискавери». (Прим. А.Ф. Трешникова.)

Эдуард VII (1841-1910) – английский король с 1901 г.; из Саксен-Кобург-Готской династии. Содействовал созданию Антанты. (Прим. выполнившего OCR.)

 

7. Пак (англ. pack; паковый лед) – морской лед толщиной не менее 3 м, просуществовавший более двух годовых циклов нарастания и таяния. В виде обширных ледяных полей наблюдается преимущественно в Арктическом бассейне. Более правильное название – многолетний лед. (Прим. выполнившего OCR.)

 

8. Китовая бухта (бухта Уэйлз) – выемка в шельфовом леднике Росса (Великом ледяном барьере). Впервые бухту обнаружила в феврале 1900 года англо-норвежская экспедиция К. Борхгревинка с судна «Южный крест». В январе 1902 года сюда подходила первая экспедиция Скотта на «Дискавери». Затем в январе 1908 года бухту посетила экспедиция Шеклтона на судне «Нимрод». Каждый раз из-за откалывания айсбергов очертания ледяных берегов были разные. Шеклтон видел в бухте много китов и поэтому назвал ее Китовой. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

9. Джемс Кларк Росс – английский мореплаватель. В 1829-1833 годах участвовал в арктической экспедиции, возглавлявшейся его дядей Джоном Россом. В этой экспедиции Джемс Росс определил положение Северного магнитного полюса на полуострове Бутия Канадского архипелага. В 1840-1841 годах Джемс Росс возглавил экспедицию в Антарктику на судах «Террор» и «Эребус». Тогда была открыта часть берега Антарктиды к югу от Новой Зеландии – Земля Виктории и Ледяной барьер, названный впоследствии барьером Росса (край шельфового ледника Росса). Глубокий залив Южного океана, омывающий берега Земли Виктории и Ледяной барьер, позднее стал называться морем Росса. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

10. Ледник Бирдмора – открыт экспедицией Шеклтона в декабре 1908 года. По нему полюсная партия Шеклтона поднялась с шельфового ледника Росса на высокогорное плато Антарктиды. Назван в честь лица, оказавшего финансовую поддержку Шеклтону. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

11. Зимовье Скотта – зимовочная база экспедиции Скотта, расположенная на мысе Эванс острова Росса. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

12. Залив Мак-Мердо – фактически пролив, покрытый шельфовым ледником. Он отделяет остров Росса от Земли Виктории. Впервые его заметили в феврале 1841 года участники английской экспедиции Джемса Росса с борта судна «Террор». Назван по имени лейтенанта этого судна. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

13. Бюндефьорд под Кристианией. Кристиания – ныне Осло, столица Норвегии. Бюндефьорд – залив к югу от Осло. На берегу этого фьорда находится дом Амундсена. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

14. Наиболее принятая транслитерация на русский названия норвежского парламента (storting) – стортинг. (Прим. выполнившего OCR.)

 

15. Цинга вызывается недостатком аскорбиновой кислоты (витамина С), которая быстро распадается (окисляется) на воздухе, в растворе и т.п. При нагревании водных растворов до высоких температур аскорбиновая кислота также быстро деградирует. В консервах (в том числе соках), подвергавшихся термической обработке, витамин С практически отсутствует, если его специально не добавили туда (в начале XX века не практиковалось). Поэтому не совсем понятно, как недобросовестность фабрикантов могла привести к цинге, разве что имелась в виду упаковка сушеных и свежих овощей и т.п. (Прим. выполнившего OCR.)

 

16. Собаки не могут болеть цингой как таковой – их организм способен синтезировать витамин С из других соединений. Среди всего живого мира не синтезируют аскорбиновую кислоту приматы (человек и обезьяны), морские свинки, один вид летучей мыши и один вид птиц. У всех у них отсутствуют два необходимых для синтеза витамина С фермента. Понятно, что в начале XX века все это не было известно и Р. Амундсен, видимо, принимал за цингу какие-то другие патологии собак, обусловленные недостаточным питанием. (Прим. выполнившего OCR.)

 

17. Пири (Peary) Роберт Эдвин (1856-1920) – американский полярный путешественник, адмирал (1911 г.). В 1892 и 1895 гг. пересек Гренландию. 6 апреля 1909 г. на собачьих упряжках достиг Северного полюса. (Прим. выполнившего OCR.)

 

18. То, что собаки лучше всего должны усваивать именно собачье мясо, вполне понятно. И именно такое мясо будет содержать все наиболее необходимые им компоненты, причем в нужных пропорциях. (Прим. выполнившего OCR.)

 

19. Торденшельд (Tordenskjold) Петер (настоящая фамилия Вессель – Wessel) (1691-1720) – датский флотоводец, вице-адмирал (1719 г.), нанес ряд поражений шведскому флоту в 1700-1721 гг. До 1814 г. Норвегия была датской провинцией, а в 1814 г. передана Швеции.

В примечании переводчика книги «Южный полюс» М.П. Дьяконовой (1937 г.) указано: «Турденшельд – знаменитый норвежский адмирал начала XVIII в.». (Прим. выполнившего OCR.)

 

20. Теодолит – геодезический инструмент для измерения на местности горизонтальных и вертикальных углов; состоит из вращающегося вокруг вертикальной оси горизонтального круга (лимба) с алидадой, на подставки которой опирается горизонтальная ось вращения зрительной трубы и вертикального круга. Применяется при геодезических, астрономических, инженерных работах. (Прим. выполнившего OCR.)

 

21. Секстант (в морском деле – секстан) – астрономический угломерный инструмент, применяемый в мореходной и авиационной астрономии. Лимб секстанта составляет 1/6 часть окружности. (Прим. выполнившего OCR.)

 

22. Рым (от голландского ring – кольцо) – металлическое кольцо, жестко или шарнирно соединенное со стержнем (болтом). (Прим. выполнившего OCR.)

 

23. Гикори (кария) – род деревьев семейства ореховых. Высота до 65 м. Около 20-ти видов; Северная Америка и Азия (Китай). Орехи пекана и других видов съедобны, они содержат до 70% пищевого масла. Многие виды широко культивируют (в Западной Европе, Северной Америке, Прибалтике, Крыму, Молдавии, Средней Азии, на Кавказе и пр.) как ценные орехоплодовые и декоративные растения. (Прим. выполнившего OCR.)

 

24. Анорак (эскимосское) – ветрозащитная куртка с капюшоном. (Прим. выполнившего OCR.)

 

25. Искусственный горизонт – видимо, инструмент сродни авиагоризонту – гироскопическому прибору для определения углов крена и тангажа (углового движения относительно горизонтальной оси) летательного аппарата. (Прим. выполнившего OCR.)

 

26. Порошковое молоко. Следует иметь в виду, что в переводе М.П. Дьяконовой книги «Южный полюс» (1937 г.) указана «молочная мука». Эта же таинственная «мука» встречается и в переводе того же времени книги Р. Амундсена «Моя жизнь» (переводчик не указан). И в том, и в другом случае «молочная мука» фигурирует наравне с «молочным порошком». Видимо, ошибки переводчиков 1937 г. (Прим. выполнившего OCR.)

 

27. Это вряд ли… Наверное, Р. Амундсен так рекламирует продукт щедрых спонсоров. (Прим. выполнившего OCR.)

 

28. Здесь было устроено хранилище для грузов «Фрама». (Прим. выполнившего OCR.)

 

29. 7 июня празднуется отделение Норвегии от Швеции, происшедшее в 1905 году. (Прим. выполнившего OCR.)

 

30. Александр Степанович Кучин – единственный русский в составе экспедиции Амундсена. Родился он в 1888 г. в селе Кушерека на берегу Онежского залива Белого моря в семье помора. С юношеских лет плавал с поморами на Шпицберген и Новую Землю. Окончив в 1904 году Архангельское мореходное училище, стал плавать на разных торговых судах штурманом. Кроме штурманского дела увлекался океанографией. Эта любовь привела его в Норвегию, на Бергенскую гидробиологическую станцию, где он стал ассистентом известного норвежского океанографа Хелланд-Хансена. Через своего учителя Кучин познакомился с Нансеном. Нансен рекомендовал Кучина Амундсену руководителем океанографических работ на «Фраме». После высадки зимовочной партии на берег Антарктиды Кучин на «Фраме» продолжал вести океанографические исследования в южной части Атлантического океана. Перед вторым отплытием «Фрама» в Антарктику за зимовочной партией Кучин в Буэнос-Айресе вынужден был покинуть судно и вернуться в Россию. По пути он доставил на Бергенскую станцию ценные научные материалы и коллекции, собранные им на «Фраме». В 1912 году в Архангельске его пригласил в арктическую экспедицию В.А. Русанов капитаном судна «Геркулес». «Геркулес» вышел на Шпицберген, а оттуда Русанов и его товарищи решили плыть Северным морским путем на восток. Об этом Русанов сообщил запиской через поморов-промышленников, встретившихся у Новой Земли. Больше об экспедиции никаких сведений не поступало. «Геркулес» исчез. В 1934 году на одном из островов Карского моря был найден столб, на котором вырезано название судна «Геркулес», а у берега острова – остов разбитой шлюпки. Можно лишь предполагать, что судно было раздавлено льдами, а участники экспедиции погибли на пути к берегам Сибири. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

31. Неверный перевод Л.Л. Жданова. В переводе М.П. Дьяконовой (1937 г.) гораздо точнее: «…поднять всю раму и сделать новые металлические вкладыши». (Прим. выполнившего OCR.)

 

32. «Фрам» был валким из-за особого устройства корпуса (подобного половинке кокосового ореха), обеспечивающего ему «выжимание», а не сдавливание льдами. (Прим. выполнившего OCR.)

 

33. Джемс Кук – знаменитый английский мореплаватель XVIII столетия. Под его руководством совершены на парусных судах три кругосветных плавания, во время которых сделаны крупнейшие географические открытия в Тихом океане.

Во втором плавании в 1872-1875 годах судно «Резолюшн» под командованием Кука совершило кругосветный рейс в Южном океане. Дважды в Тихом океане и один раз в Атлантическом судно заходило южнее полярного круга. Это плавание доказало, что в умеренных широтах южного полушария сплошным кольцом простирается океан. Кук не отрицал, что к югу от маршрута его судна может быть материк. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

34. Роберт Скотт – начальник английской экспедиции в Антарктику в 1902-1904 и в 1911-1912 годах, соперник Амундсена в завоевании Южного полюса. Погиб в Антарктиде в марте 1912 года при возвращении с полюса. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

35. Эрнест Шеклтон – англичанин, участник первой экспедиции Скотта. В 1908-1909 годах организовал в Антарктику свою экспедицию. Возглавлял поход к Южному полюсу, но, не дойдя до полюса 180 километров, вынужден был вернуться из-за недостатка продовольствия. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

36. В переводе М.П. Дьяконовой (1937 г.) – «…остановить двигатель, чтобы прочистить его». (Прим. выполнившего OCR.)

 

37. Тюлень Уэдделла (Leptonychotes weddelli) – типичный обитатель антарктических вод. Среди семейства настоящих тюленей Антарктики это один из самых многочисленных видов. Довольно крупный зверь: длина тела до 3 м у самцов и 2,6 м у самок. Толщина подкожного жирового слоя достигает 7 см, а общая масса подкожного жира может составлять до 30% от массы тела. Питается преимущественно головоногими моллюсками и рыбой, причем может нырять за ними на глубину до 400 м. Тюлени Уэдделла мало боятся человека. (Прим. выполнившего OCR.)

 

38. Припай – неподвижный морской лед, образующийся главным образом вдоль побережий арктических и антарктических морей. Может простираться на расстояние от нескольких метров до сотен километров от берега. (Прим. выполнившего OCR.)

 

39. Тюлени-крабоеды относятся к семейству настоящих тюленей отряда ластоногих. В Антарктике обитают четыре вида этих тюленей: тюлень Уэдделла, тюлень-крабоед, тюлень Росса и морской леопард.

Тюлень-крабоед и тюлень Уэдделла – самые многочисленные виды тюленей. Обитают они в зоне морских льдов Южного океана и редко встречаются севернее. У них веретенообразное туловище, небольшая голова, две пары передних и задних ласт. Тюлени покрыты жесткими короткими волосками, у них сильно развит подкожный жировой слой.

Тюлень Уэдделла почти черного цвета с пятнами бурого цвета. Тюлень-крабоед серовато-коричневого цвета со светлыми пятнами. Весной и летом тюлени выползают на лед и лежат здесь группами и в одиночку. На льду тюлени не боятся человека, так как в Антарктике нет наземных хищников. В воде они плавают легко и грациозно. Питаются мелкими рачками (рачки-черноглазки), головоногими моллюсками и рыбой. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

40. Морской леопард (Hydrurga leptonyx) – антарктический тюлень со своеобразной внешностью – длинное и тонкое туловище, длинная и тонкая шея. Голова несколько похожа на голову змеи. Максимальная длина – 3,1 у самцов и, более (до 3,6 м), у самок. Мех короткий, подкожный жировой слой развит слабее, чем у других видов тюленей. Хищник: поедает не только рыбу и головоногих моллюсков, но и пингвинов и других тюленей. Ест также мясо убитых китов. На человека может броситься только при преследовании. (Прим. выполнившего OCR.)

 

41. Пингвин Адели (Pygoscelis adeliae) – видимо, самый многочисленный вид пингвинов в Антарктике. Крупная птица – высота до 80 см. (Прим. выполнившего OCR.)

 

42. Одометр – колесо со счетчиком оборотов, служит в санных походах для измерения пройденного пути. Длина обода колеса 1 метр. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

43. В переводе М.П. Дьяконовой (1937 г.): «Мы были прозваны «ландсмолистами» (Приверженцы введения ландсмола – местного, провинциального наречия. – Прим. перев.)». (Прим. выполнившего OCR.)

 

44. Неудачный перевод: катавасия в данном случае мало подходит. В переводе же М.П. Дьяконовой (1937 г.) так: «Полная упряжка – двенадцать собак – приводила только к шуму и безобразию». (Прим. выполнившего OCR.)

 

45. Императорский пингвин (Aptenodytes forsteri) – самый крупный из пингвинов. Когда он стоит ссутулившись, его высота 90 см, а когда движется – до 120 см. Вес – 20-45 кг. (Прим. выполнившего OCR.)

 

46. По-видимому, Оден и Тур – неудачные транслитерации. Один – главный бог германо-скандинавской мифологии. Другой солидный бог, с молотом, – Тор, а не Тур. Может быть, переводчик Л.Л. Жданов (1972 г.) опасался, что дин перепутается с Одн в начале предложения. В переводе М.П. Дьяконовой (1937 г.) – вовсе Уден и, опять-таки, Тур. (Прим. выполнившего OCR.)

 

47. И в переводе М.П. Дьяконовой (1937 г.) смысл тот же: «После этого посещения с нами произошел забавный случай. Почти все мы оказались простуженными. Мы сморкались и чихали. Продолжалось это недолго – всего лишь несколько часов, а затем все прошло». Вовсе не «странный» и не «забавный» случай. Что тут странного – подхватили вирусную инфекцию от прибывших англичан. Мощные организмы, да еще в условиях стресса, быстро справились с инфекций. Понятно, что в начале XX века о вирусах еще не знали, однако об инфекционном характере простудных заболеваний известно было хорошо. Поэтому удивление Амундсена не понятно. (Прим. выполнившего OCR.)

 

48. Парка (порхы, порга) – верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу у народов Северной Сибири; утепленная куртка. (Прим. выполнившего OCR.)

 

49. Фирн (нем. Firn) – плотный зернистый снег, образующийся на ледниках и снежниках выше снеговой границы вследствие давления вышележащих слоев, поверхностного таяния и вторичного замерзания воды, просочившейся в глубину. (Прим. выполнившего OCR.)

 

50. Вот как в переводе М.П. Дьяконовой (1937 г.): «Один мечтал о "шорах" на шапке, другому их не нужно было. Один пришивал защититель для носа, а другой как раз спарывал свой». (Прим. выполнившего OCR.)

 

51. В южном полушарии лето бывает в наши зимние месяцы. (Прим. выполнившего OCR.)

 

52. Догадка о «локальном полюсе холода» на шельфовом леднике Росса, высказанная здесь Амундсеном, последующими исследованиями не подтвердилась. Март в Антарктиде – переходный месяц от лета к зиме, так как осени здесь практически нет. В марте зачастую температура воздуха резко понижается. Это связано с приходом воздушных масс из центральных высокогорных районов Антарктиды, где даже летом температура воздуха держится ниже минус 40°. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

53. Дуглас Моусон – австралийский полярный исследователь. Участник экспедиции Шеклтона в 1908-1909 годах, где входил в состав партии, совершившей поход к Южному магнитному полюсу. В 1911-1914 годах Моусон был начальником экспедиции в Восточную Антарктиду. Два года зимовал на Земле Адели. В 1929-1931 годах Моусон руководил австралийскими экспедициями на судне «Дискавери». Эта экспедиция за два летних рейса сделала описание значительной части берегов Восточной Антарктиды. Именем Моусона названа современная австралийская антарктическая станция. Моусон участвовал в обсуждении международных программ по изучению Антарктики в период Международного геофизического года (1956-1958). Был другом советских полярников. Умер в 1958 году. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

54. «Полночь» и в переводе М.П. Дьяконовой (1937 г.). Поскольку норвежский первоисточник тот же (1912 г.), остается предположить опечатку у норвежцев: вряд ли Р. Амундсен со спутниками шли ночью. (Прим. выполнившего OCR.)

 

55. «Тюлений бифштекс с брусничным вареньем». Точно так же и в переводе М.П. Дьяконовой (1937 г.). Наверное, это что-то вроде сырого глухаря с клюквой, как у Г.А. Федосеева. (Прим. выполнившего OCR.)

 

56. Термография – различные способы регистрации теплового поля (инфракрасного излучения) объектов. (Прим. выполнившего OCR.)

 

57. Вряд ли в Норвегии принято называть собак фамилиями людей. Наверное, это была маленькая месть Амундсена своим соперникам, ранее него достигшим Северного полюса. (Прим. выполнившего OCR.)

 

58. Все скользкие моменты о «двойном спальном мешке» вошли и в перевод М.П. Дьяконовой (1937 г.). Отметим, что ни Престрюд, ни Юхансен со своим спальным мешком в «полюсный отряд» не попали. (Прим. выполнившего OCR.)

 

59. Современные наблюдения показали, что шельфовый ледник Росса находится на плаву и Ледяной барьер обламывается, в том числе и в районе Китовой бухты, но существенные обламывания больших масс льда от шельфового ледника происходят раз в несколько лет. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

60. В переводе М.П. Дьяконовой (1937 г.) добавлено в скобках: «Он слыл под именем Линтрума, а не Линдстрема». (Прим. выполнившего OCR.)

 

61. «Йоа» – название судна, на котором Амундсен впервые в истории совершил поход из Атлантического океана в Тихий вокруг берегов Северной Америки. (Прим. А.Ф. Трешникова.). «Йоа» – "Gjoa". Парусно-моторная шхуна. Водоизмещение 47 регистровых тонн, мотор 13 л.с. (Прим. выполнившего OCR.)

 

62. Холменколлен – лыжный трамплин недалеко от Осло. На этом трамплине часто происходят международные соревнования. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

63. Анемометр – прибор для измерения скорости ветра и газовых потоков (иногда и направления ветра – анеморумбометр) по числу оборотов вращающейся вертушки. (Прим. выполнившего OCR.)

 

64. Ландсмол – национальный литературный язык Норвегии, создаваемый на основе народных диалектов. (Прим. выполнившего OCR.)

 

65. В 1897-1899 гг. Р. Амундсен в качестве первого штурмана участвовал в бельгийской антарктической экспедиции Герлаха (Адриен де Жерлаша) на судне «Бельгика» («Бельджика»), которое оказалось сковано дрейфующими льдами. Своим счастливым исходом эта экспедиция, попавшая в весьма тяжелое положение, в значительной мере обязана Амундсену. (Прим. выполнившего OCR.)

 

66. Земля Грейама – полуостров Антарктиды, расположенный к югу от Южной Америки. Англичане его называли Землей Грейама, американцы – полуостровом Пальмера, чилийцы – Землей О'Хиггинса. На одной из международных конференций по изучению Антарктики, в 1961 году, ученые-полярники договорились называть этот полуостров Антарктическим полуостровом. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

67. Отто Норденшельд – шведский геолог, в 1902-1903 годах возглавил зимовку на острове Сноу-Хилл вблизи Антарктического полуострова. Зимовочная партия совершила поход вдоль западного берега полуострова на юг до шельфового ледника Ларсена. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

68. В Восточной Антарктиде локализуется полюс холода Земли (-89,2°С на станции «Восток»); средние температуры зимних месяцев от -60 до -70°С, летних от -30 до -50°С; на побережье зимой от -8 до -35°С, летом 0-5°С. (Прим. выполнившего OCR.)

 

69. Неудачный перевод – штормовки, ибо дальше речь идет в том числе и о штанах. Вот соответствующее место в переводе М.П. Дьяконовой (1937 г.): «Затем Вистингу пришлось сшить верхнюю непроницаемую для ветра одежду всем участникам похода». (Прим. выполнившего OCR.)

 

70. Камики – полярные сапожки из меха. (Прим. выполнившего OCR.)

 

71. Нет, это как раз эпитафия Р. Амундсена самому себе. Столько десятилетий готовился ко всем походам крайне тщательно, так старательно все предусматривал… В результате – почти всегда достигал успеха, во всяком случае, все возвращались домой. Но однажды, причем на вершине своего опыта, он изменил самому себе. Вот точные слова проф. В.Ю. Визе о том, как Амундсен отправился спасать Нобиле: «И тогда Амундсен в первый и последний раз в своей жизни совершает непоследовательный поступок. После экспедиции 1925 года Амундсен пришел к заключению, что, отправляясь в полярные страны на самолете, следует иметь их по меньшей мере два. Но теперь Амундсен спешит и отправляется на одном самолете. Он летит на "Латаме", который даже водитель его, знаменитый французский летчик Тильбо, признал негодным для работы в Арктике». Чувствовал Амундсен, что делает не то, что собственным принципам изменяет, но – только тверже и холоднее стал взгляд, только больше смертного упорства стало выражать лицо (Прим. выполнившего OCR.)

 

72. Фюльке (административная единица) Телемарк находится юге Норвегии; административный центр Шиен (родина Г. Ибсена). (Прим. выполнившего OCR.)

 

73. Амундсен оказался прав. Исследованиями последних лет установлено, что горный хребет пересекает весь континент от западных берегов моря Росса до восточных берегов моря Уэдделла. Теперь он называется Трансантарктическим хребтом. На значительном протяжении этот хребет перекрыт ледником и над поверхностью льда возвышаются лишь единичные горные вершины и отдельные горные гряды. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

74. Земля Кармен. В 1929 году американский исследователь Ричард Бэрд во время своей первой антарктической экспедиции на самолете детально обследовал этот район, применив аэрофотосъемку, но Земли Кармен не обнаружил. Амундсен при плохой видимости принял мираж за горные вершины. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

75. В переводе М.П. Дьяконовой (1937 г.): «…если дрейфующий лед будет обнаруживать признаки сплочения». (Прим. выполнившего OCR.)

 

76. В переводе М.П. Дьяконовой (1937 г.) песня отсутствует. (Прим. выполнившего OCR.)

 

77. Впоследствии было установлено, что других островов в этом районе нет. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

78. Остров Эмеральд последующими экспедициями так и не обнаружен. До сих пор на картах этот остров обозначен пометкой «с.с.», что значит «существование сомнительно». (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

79. На второй год зимовки Моусона в 1913 году на Земле Адели (мыс Денисон) впервые была налажена регулярная радиосвязь между Антарктидой и Австралией через промежуточную станцию на острове Макуори. (Прим. А.Ф. Трешникова.)

 

1. Нансен (Nansen) Фритьоф (1861-1930) – норвежский исследователь Арктики, иностранный почетный член Петербургской АН (1898 г.). В 1888 г. первым пересек Гренландию на лыжах; в 1893-1896 гг. руководил экспедицией на «Фраме». В 1920-1921 гг. – верховный комиссар Лиги Наций по делам военнопленных, один из организаторов помощи голодающим Поволжья (в 1921 г.). Нобелевская премия Мира (1922 г.). Умер от «утомления» (по-видимому, от сердечной недостаточности) после лыжной прогулки. Семьи у Ф. Нансена не было.

 

2. Современное написание не «северный полюс» и «южный полюс», а «Северный полюс» и «Южный полюс».

 

3. Современное написание – Северо-Западный проход. Это Северный морской путь между Атлантическим и Тихим океаном через моря и проливы Канадского Арктического архипелага. Впервые пройден в направлении с востока на запад в 1903-1906 гг. норвежской экспедицией Р. Амундсена на судне «Йоа» (с 3 зимовками).

 

4. «Йоа» – "Gjoa". Парусно-моторная шхуна. Водоизмещение 47 регистровых тонн, мотор 13 л.с.

 

5. «Фрам» ("Fram") – норвежское моторно-парусное судно, построенное для дрейфующей экспедиции Фритьофа Нансена по проекту судостроителя Колин Арчера в 1892 г.; водоизмещение 402 т. Корпус судна был сконструирован наподобие половинки разрезанной скорлупы кокосового ореха, благодаря чему судно при сжатии льдов выжималось наверх. Первый рейс «Фрама» – трехлетний дрейф экспедиции под руководством Ф. Нансена, а затем О. Свердрупа через Арктический бассейн от Новосибирских островов в Гренландское море (1893-1896 гг.). В 1898-1902 гг. Свердруп совершил на «Фраме» экспедицию в северную часть Канадского Арктического архипелага. В 1910-1912 Р. Амундсен плавал на «Фраме» в Антарктику. В 1930-х гг. «Фрам» превращен в музей. На берегу полуострова Бюгде в Осло его поместили под стеклянную крышу.

 

6. Пири (Peary) Роберт Эдвин (1856-1920) – американский полярный путешественник, адмирал (1911 г.). В 1892 и 1895 гг. пересек Гренландию. 6 апреля 1909 г. на собачьих упряжках достиг Северного полюса.

 

7. Скотт Роберт Фолкон (1868-1912) – английский исследователь Антарктиды. В 1901-1904 гг. руководитель экспедиции, открывшей п-ов Эдуарда VII. В 1911-1912 гг. – руководитель экспедиции, достигшей 18.01.1912 Южного полюса (на 33 дня позже Р. Амундсена). Погиб на обратном пути.

 

8. Керзон (Curzon) Джордж Натаниел (1859-1925) – маркиз, министр иностранных дел Великобритании в 1919-1924 гг., консерватор. В 1899-1905 гг. – вице-король Индии. Во время советско-польской войны 1920 г. требовал прекратить наступление Красной Армии на линии («Керзона линия»), предложенной в качестве восточной границы Польши.

 

9. "S" в данном случае относится к широте и указывает, что широта южная.

 

10. Шеклтон (Shackleton) Эрнест Генри (1874-1922) – английский исследователь Антарктики. В 1901-1903 гг. – участник экспедиции Р. Скотта; в 1907-1909 гг. – руководитель экспедиции к Южному полюсу (достиг 88°32' ю. ш., открыл горную цепь на Земле Виктории, Полярное плато и ледник Бирдмора). В 1914-1917 гг. – руководитель экспедиции к берегам Антарктиды.

 

11. «Мод» ("Maud") – норвежское парусно-моторное судно (построено в 1917 г.). Названо, по-видимому, в честь королевы Норвегии (в Антарктике есть Земля Королевы Мод). Водоизмещение около 800 т. В 1918-1920 гг. под руководством Р. Амундсена на «Мод» совершено сквозное плавание Северным морским путем (с двумя зимовками). В 1922-1924 гг. судно дрейфовало от о. Врангеля к Новосибирским о-вам.

 

12. Современное написание – Северный морской путь (до начала XX в. назывался Северо-восточный проход). Северный морской путь – главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяя европейские и дальневосточные порты. Длина (от Карских Ворот до бухты Провидения) составляет 5600 км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в том числе за границу, и др.). Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов). Северный морской путь впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878-1879 гг. шведской экспедицией Н.А.Э. Норденшельда. Впервые за одну навигацию (1932 г.) Северный морской путь пройден экспедицией О.Ю. Шмидта на судне «Сибиряков». В 1932 г. было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть); в 1971 г. учреждена Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота (с 1992 при Департаменте морского транспорта Российской Федерации).

 

13. Элсуорт (Ellsworth) Линкольн (1880-1951) – американский исследователь Антарктиды, горный инженер, полярный летчик. В 1926 г. – участник экспедиции Амундсена на дирижабле «Норвегия». В 1933-1939 гг. совершил ряд полетов на самолете во внутренние районы Антарктиды, в том числе первый трансантарктический перелет (1935 г.); открыл горы Этернити, хребет Сентинел и горы, которые назвал по имени своего отца Джона Элсуорта.

 

14. Дорнье (Dornier) Клаудиус (1884-1969) – немецкий авиаконструктор и промышленник. В 1914 г. основал авиационную фирму «Дорнье». Создал цельнометаллические летающие лодки, бомбардировщики и др.

 

15. "N" в данном случае относится к широте и указывает, что широта северная.

 

16. "Norge" – «Норвегия». Дирижабль полужесткого типа. Длина 106 м, ширина – 19,5 м, объем 18500 куб.м.; три двигателя по 250 л.с. Экипаж и члены экспедиции Амундсена – Элсуорта – Нобиле насчитывал шестнадцать человек: семь итальянцев, семь норвежцев, один швед и один американец.

О типах дирижаблей. Первоначально сконструированные «мягкие» дирижабли (с мягкой надувной оболочкой) оказались недостаточно прочными (оболочка «извивалась» на ветру). Поэтому позднее стали строить как жесткие (с постоянной жесткой оболочкой – «цеппелин»), так и более дешевые и легкие полужесткие дирижабли (смешанной конструкции: с балкой-килем вдоль всей длины надувной оболочки).

 

17. Нобиле (Nobile) Умберто (1885-1978) – итальянский дирижаблестроитель, генерал. Командир дирижабля «Норвегия» в экспедиции Р. Амундсена (1926 г.), руководил итальянской экспедицией к Северному полюсу на дирижабле «Италия» (1928 г.). В 1932-1936 гг. работал в СССР, затем в США, в 1945 вернулся в Италию.

 

18. Проф. В.Ю. Визе, вынужденный в 1937 г. следовать конъюнктуре, прибегает к прямой, мягко говоря, неправде. Как видно из примечания 17 (см.), У. Нобиле в 1932-1936 гг. строил дирижабли в СССР, а Р. Амундсен к тому времени уже погиб (в 1928 г.), пытаясь спасти упомянутого У. Нобиле со спутниками. Ясно, что проф. В.Ю. Визе в конфликте двух указанных путешественников встает на место живого и более полезного Советской России Нобиле. Однако в книге Р. Амундсена «Моя жизнь» никаких ругательств по отношению к У. Нобиле нет вовсе: перечисляются только поступки последнего с весьма малыми комментариями. Кроме того, об У. Нобиле весьма неодобрительно пишет и спутник Р. Амундсена Рисер Ларсен (см. приложение к книге «Моя жизнь»). Не следует думать, что Р. Ларсен являлся только «тенью» Амундсена. Вот статья об этом летчике из Энциклопедического словаря (2000 г.): «Рисер-Ларсен (Riiser-Larsen) Яльмар (1890-1965) – норвежский полярный исследователь, военный летчик, генерал, участник первого перелета через Северный полюс на дирижабле "Норвегия" (1926 г.). В 1929-1931 гг. руководил двумя экспедициями на судне "Норвегия" вокруг Антарктиды; открыл часть ее побережья, в том числе Берег Принцессы Рангхилль».

 

19. «Италия» – дирижабль полужесткого типа, построен в 1927 г. в Италии. Объем 18.500 куб.м., скорость 90 км/ч. В 1928 г. итальянская экспедиция (16 человек) под руководством У. Нобиле совершила на «Италии» полет со Шпицбергена к Северному полюсу. На обратном пути она потерпела катастрофу. Из оставшихся в живых участников полета 7 человек спасены советской экспедицией на ледоколе «Красин» и один человек (сам Нобиле) – шведским летчиком Лундборгом.

 

20. «Малыгин» – российский ледокольный пароход. Построен в 1912 г.; водоизмещение 3200 т. Участвовал в поисках экспедиции У. Нобиле (1928 г.); в 1922-1939 гг. на «Малыгине» велись гидрологические исследования в Арктике. В 1937 г. ледокол дрейфовал во льдах вместе с «Георгием Седовым» и «Садко». Назван в честь С.Г. Малыгина. В 1940 г. ледокол снят с эксплуатации.

Малыгин Степан Гаврилович (1702-1764) – русский полярный исследователь, капитан-командор (1762 г.). Участник 2-й Камчатской экспедиции. В 1736-1737 гг. руководил описанием и составлением карты побережья Северного Ледовитого океана от реки Печора до реки Обь. Автор первого руководства по навигации на русском языке (1733 г.).

 

21. «Георгий Седов» – ледокольный пароход, назван по имени Г.Я. Седова. Построен в 1909 г. Водоизмещение 3217 т. Участвовал в первой русской арктической экспедиции к устьям рек Обь и Енисей (1920 г.); в поисках экспедиции У. Нобиле (1928 г.); в плавании к Земле Франца-Иосифа (1929 г.); в экспедиции по исследованию Карского моря (1930 г.; руководители О.Ю. Шмидт, В.Ю. Визе, капитан В.И. Воронин). В 1937-1940 гг. ледокол совершил дрейф через Центральный Арктический бассейн. Находился в эксплуатации до 1967 г. В 1967 г. построен новый ледокол «Георгий Седов» водоизмещением около 6 тыс. т для гидрографических работ.

Седов Георгий Яковлевич (1877-1914) – русский гидрограф, полярный исследователь. В 1912 г. организовал экспедицию к Северному полюсу на судне «Святой Фока». Зимовал на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа. Пытался достигнуть полюса на собачьих упряжках. Умер близ о. Рудольфа.

 

22. Визе Владимир Юльевич (1886-1954) – российский ученый, исследователь Арктики, член-корреспондент АН СССР (1933 г.). Участник экспедиции Г.Я. Седова (1912-1914 гг.), экспедиции на «Таймыре» (1921-1922 гг.), «Малыгине» (1924, 1928, 1931 гг.); научный руководитель экспедиции на судах «Георгии Седове» (1930 г.), «Сибирякове» (1932 г.), «Федоре Литке» (1943 г.) и др. Автор трудов по океанологии, метеорологии, ледовитости арктических морей и ледовым прогнозам, истории исследования Арктики. Государственная премия СССР (1946 г.). В честь В.Ю. Визе назван остров в Карском море.

 

23. Юнкерс (Junkers) Гуго (1859-1935) – немецкий авиаконструктор и промышленник. Создал ряд самолетов, в том числе первый цельнометаллический Ю-1 (1915 г.), транспортный Ю-52, авиационные двигатели. Основал несколько фирм, в том числе самолетостроительную фирму «Юнкерс» (1919-1945 гг.).

 

24. Трешников Алексей Федорович (1914-1991) – российский полярный исследователь, академик АН СССР (1981 г.), Герой Социалистического Труда (1949 г.). Руководитель многих полярных экспедиций (в том числе «СП-3», 2-й и 13-й советских антарктических экспедиций). Труды по Арктике и Антарктике. Участник создания «Атласа Антарктики» (т. 1-2, 1966-1969 гг.). Президент Географического общества СССР (1978-1991 гг.). Государственная премия СССР (1971 г.).

 

25. Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (Фабиан Готлиб) (9 (20) сентября 1778 г., Лахетагузе, остров Эзель, Эстония – 13 (25) января 1852 г., Кронштадт) – русский мореплаватель, дважды обогнувший Землю, первооткрыватель Антарктиды.

Детство прошло в родовом имении Пилгузе, на балтийском острове Эзель (ныне – Сааремаа). В 1789 г. Беллинсгаузен поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте. После его окончания в 1797 г. шесть лет плавал по Балтике на судах Ревельской эскадры. Любовь к наукам была замечена командиром Кронштадтского порта, рекомендовавшим Беллинсгаузена Ивану Крузенштерну, под руководством которого в 1803-1806 гг. Беллинсгаузен совершил первое кругосветное плавание на корабле «Надежда», выполнив почти все карты, вошедшие в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна».

В июне 1819 г. капитана 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена назначили командиром трехмачтового парусного шлюпа «Восток» и начальником экспедиции для поисков шестого континента, организованной с одобрения Александра I. Капитаном второго шлюпа «Мирный» был определен молодой лейтенант Михаил Лазарев. 4 июля 1819 г. суда вышли из Кронштадта. 16 января 1820 г. корабли Беллинсгаузена и Лазарева в районе Берега Принцессы Марты подошли к неизвестному «льдинному материку». Этим днем датируется открытие Антарктиды.

Еще трижды в это лето они пересекали Южный полярный круг; в начале февраля вновь приблизились к Антарктиде у Берега Принцессы Астрид, но из-за снежной погоды не смогли его хорошо рассмотреть. В марте, когда плавание у берегов материка из-за скопления льдов стало невозможным, суда по договоренности разлучились, чтобы встретиться в порту Джексон (ныне – Сидней). Беллинсгаузен и Лазарев отправились туда разными маршрутами. Были произведены точные съемки архипелага Туамоту, обнаружен ряд обитаемых атоллов, в том числе острова Россиян.

В ноябре 1820 г. корабли вторично направились в Антарктиду, обогнув ее со стороны Тихого океана. Были открыты острова Шишкова, Мордвинова, Петра I, Земля Александра I. 30 января, когда выяснилось, что шлюп «Восток» дал течь, Беллинсгаузен повернул на север и через Рио-де-Жанейро и Лиссабон 24 июля 1821 г. прибыл в Кронштадт, завершив свое второе кругосветное плавание. Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 тыс. км. Было открыто 29 островов и 1 коралловый риф.

По возвращении из антарктической «кругосветки» Ф.Ф. Беллинсгаузен два года командовал флотским экипажем, три года занимал штабные должности; в 1826 г. возглавил флотилию в Средиземном море; участвовал в осаде и штурме Варны. В 1831-1838 гг. руководил флотской дивизией на Балтике; с 1839 г. до кончины был военным губернатором Кронштадта, а на время летних плаваний ежегодно назначался командующим Балтфлотом.

В 1843 г. получил звание адмирала. Беллинсгаузен многое сделал для укрепления и благоустройства Кронштадта; по-отечески заботился о подчиненных, добиваясь улучшения питания матросов; основал морскую библиотеку. Биографы Беллинсгаузена отмечали его доброжелательность и хладнокровие: присутствие духа он сохранял как под неприятельским огнем, так и в борьбе со стихией.

Беллинсгаузен был женат и имел четырех дочерей. Умер в Кронштадте, где в 1869 г. ему был поставлен памятник. Его именем названы море в Тихом океане и подводная котловина, ледник в Антарктиде и антарктическая станция, мыс на острове Сахалине и три острова.

Сочинения: «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820, 1821 годов, совершенные на шлюпах "Восток" и "Мирный"…» (1831, 1949, 1960 гг.).

 

26. Лазарев Михаил Петрович (3 (14) ноября 1788 г., Владимир – 11 (23) апреля 1851 г., Вена, похоронен в Севастополе) – русский мореплаватель, трижды обогнувший Землю, флотоводец, один из первооткрывателей Антарктиды, адмирал (1843 г.).

Родился в семье владимирского губернатора, но рано потерял родителей. По ходатайству Гаврилы Державина в 1800 г. определен в Морской кадетский корпус. В 1803-1808 гг. волонтером на судах британского флота плавал в Атлантике, у Антильских островов и в Индийском океане, участвовал в Трафальгарском сражении (1805 г.) и в войне со Швецией (1808 г.); за отличие произведен в лейтенанты (1810 г.).

В 1813-1816 гг., командуя корветом «Суворов», совершил свое первое кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Русской Америки и обратно; на пути туда (1814 г.) в Тихом океане обнаружил пять необитаемых атоллов (острова Суворова) – первое российское открытие в южном полушарии; доставил из Перу в Петербург почти 13 тонн коры хинного дерева, а также американских лам, альпака и викунью, невиданных дотоле в России представителей семейства верблюдовых.

В 1819 г. Лазарев получил назначение в экспедицию по поискам Южного материка, должность начальника которой долгое время оставалась вакантной. Лишь за месяц до выхода в море на нее утвердили Фаддея Беллинсгаузена, ставшего одновременно командиром шлюпа «Восток». Все трудности по набору экипажей (около 190 человек), обеспечению всем необходимым для длительного плав

Date: 2015-07-10; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию