Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медынский, Евгений Николаевич

(1885-1957)

— педагог, деятель народного образования, действительный член АПН РСФСР (1944). Вёл научную и преподавательскую деятельность в ряде учреждений и вузов Москвы, С.-Петербурга, Нижнего Новгорода. Изучал проблемы внешкольного образования, впервые в России прочитал в 1912-15 курс лекций по этому предмету. С 1920 разрабатывал основы курса истории педагогики с марксистских позиций, автор первого советского учебника по истории педагогики (т. 1-3, 1925-29, переработан в 1938, на его основе написан ряд глав для совместного с Н.А. Константиновым и М.Ф. Шабаевой учебника, издававшегося в 1956-82). Исследовал историю российской школы и педагогики, творчество Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого и др. Автор "Очерков по истории советской школы РСФСР за 30 лет" (1948, совместно с Константиновым), учебника "Педагогика для вузов" (1948).

 


 

Отечественные педагоги-новаторы (1970 – 1990-е годы)


Амонашвили Шалва Александрович (1928)

Шалва Александрович Амонашвили (родился в 1931 году в г. Тбилиси (Грузия)) – известный психолог, педагог, доктор психологических наук, профессор, почетный профессор Тюменского государственного университета, действительный член Российской Академии Образования, руководитель Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при Московском Городском Педагогическом Университете, научный руководитель экспериментальных школ в Москве (№ 1715), С.-Петербурге (№ 38), Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах; автор книг, переведенных на многие языки: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Здравствуйте, дети», «Как живете, дети?», «Единство цели», «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», «Школа жизни», «Созидание человека» и др. Создатель и руководитель Издательского дома Шалвы Амонашвили. Совместно с академиком, членом-корреспондентом РАО Д.Д. Зуевым издает 100 - томную «Антологию гуманной педагогики». Ш.А. Амонашвили окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета. В 60 - 70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе". Его система «Школа жизни» рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике. Принципы гуманной педагогики, разрабатываемые Шалвой Александровичем Амонашвили, понятны и близки всем творчески работающим педагогам, которые хотят избавиться в своей работе от рутины и шаблонов авторитарной педагогики. Наиболее полный ответ на вопрос «Что такое гуманная педагогика?» мы находим у Шалвы Александровича: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах». В традиционной педагогике педагогическое мышление двухмерно, все строится на поощрении и наказании: ведет себя ребенок хорошо - поощряем, плохо - наказываем; учится - отлично, не учится - плохо и т.п. А педагогическому процессу, по Амонашвили, присуще «четвертое измерение в педагогическом мышлении» - духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть. Духовной основой деятельности Центра Гуманной Педагогики являются гуманные начала, приемлемые для каждого человека. Поэтому к сотрудничеству с Центром Шалва Александрович приглашает всех учителей, кому дороги идеалы добра, красоты и знания. В его Центре сегодня действуют конференции, педагогические чтения, семинары, дни открытых дверей школ, раскрывающие уникальный опыт гуманно-личностного подхода к ребенку.


 

Волков Игорь Павлович (1927)

Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса была введена “Творческая книжка школьника”. В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы, примерно по таким разделам: углубленное изучение программных и непрограммных предметов; опытная и исследовательская работа, например, по биологии; работа по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Это основные направления самостоятельных работ, на самом деле они более разнообразны. За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков— все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.

Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. И.П. Волков их определяет так:

1. В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или “через раз”).

2. В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку.

3. Организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем


За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в “творческой книжке”. И.П. Волков выделяет три возможных варианта схем обучения: прямой (кратчайший путь), по дуге и по бесформенной кривой. Это зависит от объема изучаемого материала. Он определил пять систем обучения: 1) линейно-последовательная; 2) разорванная; 3) параллельная; 4) блочно-параллельная; 5) основанная на ассоциативных связях. Автор раскрывает особенности названных систем обучения, оценивая их достоинства и недостатки.


 

Дубровский Алексей Александрович (1925)

 

врач и педагог, Почетный гражданин города-курорта Анапа, фронтовик, в числе наград имеет медаль "За отвагу". Более десяти лет руководил санаторно-курортным комплексом пионерских лагерей "Жемчужина России" (ныне "Жемчужина Анапы"), автор нескольких книг по лечебной педагогике, преподавал в анапском филиале Сочинского университета туризма и курортного дела. Анапа, Россия.


 

Ильин Евгений Николаевич (1930 г.)

— педагог-новатор. Учитель средней школы № 307 (С.-Петербург). В 60-70-х гг. разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения и систему организации занятий по своему предмету. Предложил формулу "языка" современного урока литературы: "об искусстве - языком искусства". Методика И. позволяет индивидуализировать освоение учащимися программного материала, повышать их активность в учебном процессе. По И., педагогическое общение преследует и цели творческого стимулирующего воздействия ученика на одноклассников и на учителя. Система И. стала одной из составляющих педагогики сотрудничества.


 

Иванов, Игорь Петрович (1923-1992)

— педагог, действительный член АПН СССР (1989), д-р педагогических наук (1971). С 1954 профессор ЛГПИ им. А.И. Герцена. С 50-х гг. вёл в ленинградских школах и созданных им общественных объединениях (Коммуна юных фрунзенцев при районном Доме пионеров, осн. в 1959; Коммуна им. А.С. Макаренко при ЛГПИ, осн. в 1964) эксперимент по организации коллективов детей и взрослых. Один из создателей коммунарской методики. Труды по воспитанию.


 

Лысенкова, Софья Николаевна (р. 1924)

— педагог-новатор, народный учитель СССР (1990). С 1946 работала учителем начальных классов в школах Москвы. Разработала методику перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментированном управлении учебным процессом. Использовала алгоритмизацию учебного материала в виде опорных сигналов. Предложенный Л. приём "комментированного управления" заключается в том, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики, комментируя вслух выполнение задания и ведя за собой остальных учащихся, тем самым задавая уроку общий темп. Важнейший элемент методики Л. - опережающее обучение, которое состоит в предварительном пробном изучении наиболее трудного материала (знакомство с понятиями будущей темы, их уточнение и пр.) задолго до его прохождения по программе.


 

Шаталов Виктор Федорович (1927 г.)

 

Преподаватель математики и физики, руководитель научной лаборатории. Основные работы: «Куда и как исчезли тройки», «Педагогическая проза», «Точка опоры». Основные идеи педагогического творчества: знания усваиваются на основе их вариантного многократного повторения, опорные сигналы (ОС) – «это наглядная схема, в которой закодировано содержание темы урока»; ОС являются постоянным и необходимым компонентом учебного процесса; знаки, содержащиеся в ОС, должны отвечать определенным требованиям: доступность усвоения: оригинальность оформления; многообразие форм; эмоциональная насыщенность.

Постоянные внешний контроль за ходом усвоения материала сочетается с его оценкой, самооценкой, самоконтролем: ежедневная проверка и оценка письменных воспроизведений каждого ОС; различные формы устного опроса (громкий, тихий, магнитофонный и др.)

В.Ф.Шаталов вводит нас в увлекательный поиск, результатом которого явилось учение без принуждения всех, в том числе и самых малоспособных учеников. Он признал, что основная функция педагога не только быть источником знаний, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой было невозможно не выучиться.


 

Щетинин Михаил Петрович (1944 г.)

 

 

Педагог-новатор, организатор народного образования. Основные работы: «Объять необъятное», «На пути к человеку». Основные идеи педагогического творчества: производительный труд занимает важное место в педагогике сотрудничества; чтобы определиться, найти свой предмет, нужно глубоко погрузиться в него, а не «барахтаться» на его поверхности; нельзя формировать личность, не видя способностей ребенка; необходим коллективный анализ общей работы. М.Щетинин руководил центром, в который вошли школа, детский сад, детский дом семейного типа и др. в основе работы коллектива лежит принципиально новая концепция, опирающаяся на лучший опыт педагогов-новаторов на идеи классической и советской педагогики, психологии, физиологии.

 


<== предыдущая | следующая ==>
БИЛЕТ №61 | Глава первая. Эммануил Генрихович Казакевич

Date: 2015-07-10; view: 950; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию