Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Д. Косарев





Из статьи «Опасное сходство: айнско-индоевропейские параллели»

 

Айнский язык признан изолированным. На протяжении многих десятилетий делались попытки сопоставить его с языками соседних и даже очень далеких народов — палеоазиатских, сибирских, аустронезийских, американо-индейских, кавказских и даже басков Испании. Было много предположений, в том числе довольно экстравагантных. Под воздействием теории Л. Я. Штернберга («Айнская проблема») интенсивно велся поиск параллелей и аналогий с малайско-полинезийскими языками.

На мой взгляд, это был совершенно напрасный труд.

Язык айнов моносиллабический, с элементами агглютинации. В нем весьма развита система суффиксов и префиксов; кроме того, можно усмотреть и определенные признаки инкорпорации. В фонетическом отношении обращают внимание обилие гласных, закономерности чередования их с согласными, особая звучность, музыкальность тона и, соответственно, «плавающая» акцентуация. Это резко отличает айнский язык от типично северных — палеоазиатских, тунгусо-маньчжурских и приближает к японскому. Однако в звучании и сочетании звуков между ними есть столь серьезные различия, что японцы с трудом осваивают айнскую фонетику. Резко отличаются и морфология, синтаксис, весь грамматический строй. Помимо всего прочего, айнский язык, на мой взгляд, сохранил ряд весьма архаических черт; в частности, они позволяют представить, как создавались слова (и стоящие за ними понятия) путем слияния «элементарных частиц» первобытного общения (протоязыка)…

Результаты, которые у меня получились, удивляют и требуют объяснения. Каким оно может быть? Не стану вдаваться в воспоминания о давней и маловероятной гипотезе насчет принадлежности айнов к европеоидам, к «белой расе», якобы некогда населявшей ныне исчезнувший материк в Океании, а их языка — к «кавказоидным», «арийским» и т. д. Но уместно заметить, что есть немало оснований предполагать праистоки айнского народа на континентальном Востоке, да и в мифологии айнов содержится смутное свидетельство о приходе их предков с неизвестной земли на западе. И если искать самые древние следы предков айнов на материке Азия, то это может быть весьма обширный ареал — от Енисея и Алтая до Гималаев, от Тибета до Средней Азии, может быть, от Урала до Кавказа.

Отмечу, однако, глубокую давность обитания айноидного населения на Японском архипелаге. Связь культуры дземон с предками айнов ныне в науке общепризнанна. Эта культура, хотя ее иногда называют японским неолитом, по недавним представлениям, зарождалась от 7 до 8 тыс. л. н. Но теперь установлено, что ее начальный этап формировался ранее 12 тыс. л. н. Эпоха дземон длилась более 10 тыс. л., преемственно развиваясь главным образом на собственной основе. И есть ряд неоспоримых свидетельств об органической связи этой первобытной культуры с историческими и этнографическими айнами. Таким образом, предки айнского народа появились на Японских островах еще в палеолите, в эпоху, примерно соответствующую западноевропейскому мадлену. Это должно было случиться не позже, но, видимо, и не многим ранее 12 тыс. л. н., поскольку прямой последовательности (континуитета) между дземоном и предшествующими палеолитическими культурами не прослеживается379.

Я не думаю, что 12 тыс. л. н. уже существовали индоевропейские языки. С учетом столь почтенного исторического срока можно лишь предполагать, что протоайнский или праайнский язык некогда выделился из предшествующего языкового массива. А в обозначенное время это была ностратическая общность (ностратический праязык, ностратическое языковое единство). Если предки айнов отделились от какой-то палеолитической межплеменной общности, мигрировали и затем оказались в длительной изоляции на островной периферии Азии, то это хорошо объясняет реликтовый характер айнского языка, законсервировавшего весьма архаические лингвистические черты.

Из этого следует, что в нем вероятны элементы, присущие ряду других, помимо индоевропейской, языковых общностей, носители которых (вернее, их отдаленные предки) населяли указанный выше гипотетический регион, где полагается искать прародину айнов. В ностратическую макросемью объединяют такие ныне разные, некогда «разведенные» языки, как индоевропейские, тюркские, угро-финские, картвельские. Исследователи, трактующие ностратическую общность еще шире, полагают, что в нее входили и нынешняя семито-хамитская, и дравидийская группы, а иные авторы сюда же подключают юкагиро-чуванскую и чукотско-камчадальскую группы. В иных из этих языков стоило бы поискать соответствующие параллели. Вспомним, что даже южные арии (индоиранцы) пришли в Индию с более северных территорий. Южная Сибирь, Алтай, Иранское нагорье, Средняя Азия и Тибет — зона, ставшая колыбелью множества народов, впоследствии растекшихся по огромным пространствам на север и восток, юг и запад. Один из примеров — литовцы, сохранившие в языке поразительные параллели с санскритом и хинди.

Итак, я отстаиваю давно известную гипотезу: «исход» протоайноидных групп из мест первоначального обитания и прибытие их в пределы Айнумосири происходили из внутренней части азиатского материка около или ранее 12 тыс. л. н., в эпоху ностратической языковой общности.

 

1. sine один, sina связывать — sin- (греч.) составление воедино, соединение.

2. tu два — duo (лат.); two (англ.); два (русск.). Отмечено Нисудзуру Т., Карафуто айну. № 5. Тоехара, 1945 (на яп. яз.).

3. re/tre три — treis (греч.); три (русск.); tragah (санскр.); erekh (арм.) и др. Отмечено Нисудзуру Т., Карафуто айну. № 5. Тоехара, 1945 (на яп. яз.).

4. hon/gon живот — goneios (греч.) рождение; genus (лат.) род. Корень hon/gon связан с понятием деторождения.

5. vakka/vaxka вода — aqua (лат.) вода. Отмечено Нисудзуру Т., Карафуто айну. № 5. Тоехара, 1945 (на яп. яз.).

6. mat/max женщина — mater (лат.); мать (русск.); materis (лит.) женщина.

7. hokui жечь, гореть — focus (лат.) огонь.

8. patum kamui, pa kor kamui божество эпидемии (оспы) — pathos (греч.) страдание, болезнь.

9. se/sex гнездо, нары, место сидения — set (англ.) установка, стойка, нора; сид(еть) (русск.). В др. — русск. «сидеть» значит «жить, пребывать, находиться».

10. kamure скрывать, закрывать — camera (лат.) свод; то, что под сводом, накрыто

11. itak слово, речь, разговор — talk (англ.) говорить; толк(овать) (русск.).

12. топ рука — manus (лат.) рука.

13. kasi дом — casa (лат.) дом.

14. poni кость — bone (англ.) кость.

15. re имя; называть — (на)речь (русск.).

16. sanu нрав, обычай, поведение, порядок — sanction (лат.) постановление; sancire постановлять; делать священным, обязательным.

17. kem/gem кровь — haima/gema (греч.) кровь.

18. ре/be предмет, существо — be (англ.) быть, существовать; быти (др. — рус.) и производные: бе, бяше.

19. ruru море — jura (лит.) море.

20. pet река — upe (лит.) река; pet (греч.) течет.

21. kes конец, край — galas (лит.) конец.

22. etoko исток — ток, течь, исток (русск.) См. ниже о частице «е-».

23. rus/tus шкура, кожа, мех — руно, рухлядь, рубище (др. — рус.). Все слова в русск. яз. относятся: 1) к одежде; 2) к шерсти, меху. То же в айнск.: корень «rus» в названии халата из луба «ах» (прежде из шкуры) — «axrus/artus».

24. kam мясо, плоть — саго (лат.) мясо; kama (санскр.) плотское чувство, плоть, телесное наслаждение. В айнск. — замена конечного г на п или т.

25. undzi огонь, очаг — agni (санскр.) огонь; ignis (лат.) огонь или: очаг (общеслав.) оджах (арм.) очаг. В индоевр. яз-х «огонь» представлен формами: agn/ign/ing/ ogn; одж = og/ag//ig; айнск. dz = дж.

26. re имя — rhema (греч.) сказанное; слово, речение.

27. uturu между — antar (иранск.) между; inter (лат.) между.

28. tane вытянутый — ten (индоевр.) тянуть; tanaos (греч.) вытянутый; тетива (рус.) из тентива.

29. keu/kev череп — kefalos (греч.) череп.

30. upsoro/ussoro запазуха, чрево, лоно — uter- чрево или: uxor (лат.) жена.

31. kata по, вдоль по — kata (греч.) по.

32. retar белый — ruad (древнеирл.) белый; rodr/ rudhirah (санскр.) красный; рудый (укр.) красный, рыжий. Понятия «красный-белый» в ряде древних языков отождествляются.

33. rok сидеть, находиться в данном месте, жить — loc(us) (лат.) место; лог, лог(ово), (бер)лог(а) (слав.). В айнск. яз. нет звука «1», он заменяется на «г».

34. han жениться, выйти замуж — gamos (греч.) брак.

35. cip лодка — skafe (греч.) лодка.

36. horokeu волк — vorkah/vrokah (санскр.) волк; vilkas (лит.) волк; бирюк (укр., русск.) волк. Налицо «звукоряд» vrk — vlk — brk — hrk.

37. uari варить— virti/verdu (лит.) варить; варить (русск.).

38. asikin(ne) пять — cinco (исп.); cinci (рум.) пять.

39. rup(a itak) разорванные слова (речитатив) — (cor)rup(tion) (лат.) разрушение, разламывание.

40. ta ударять, бить; собирать, заготавливать — tak (греч.) выбивать; делать; отрабатывать.

41. kotan селение; место/местность; земля — ko-to-na (крито-мик.) земля общественной собственности.

42. met(otuspe) среди (гор) находящееся существо (бог-медведь) — mes(os) (греч.) средний; med(io) (лат.) среди, посреди.

43. pen- относящийся к верху тела, истокам реки, передней части животного — pen- (англ. из лат.) пред-(шествующий).

44. pan- относящийся к низу тела, устью реки, задней части животного — pan- (англ. из лат.) все-(общий).

45. ara/ari настоящий, подлинный; совсем, совершенно — ar (ностр.) понятие старшинства, превосходства, верховенства.

46. ko- префикс соединения, слияния, совместного действия — co- из cum (лат.) c, вместе c — префикс соединения, слияния, совместного действия; пример: со-operatio

47. u- объединительный префикс — unio (лат.) объединение

48. е- префикс переходного, направленного вовне действия — е- (лат.) то же значение; примеры: e-missio изливание, e-manatio излучение

49. i- префикс, показывающий действие в отношении 3-го лица — i- (рум.) частица, показывающая действие в отношении 3-го л. мн. ч. муж. р.

50. han из ha an отрицательная частица; не, без — а- (греч.) отрицательная частица: не, без; а- (санскр.) отрицательная частица: не, без.

51. va прийти, прибыть, достигнуть; перейти; переправа, брод — vad-, vag- (ром. языки) корни, связанные с движением, переправой; примеры: Quo vadis? Куда идешь? (лат.); vadear переходить вброд; vado брод на реке; vagar бродить (исп.).

52. para широкий — para- (лат. из греч.) около, вокруг.

53. ru путь, дорога; след — route (англ.) путь, дорога; рух (укр.) движение.

54. siri земля; гора — sierra (исп.) горный хребет; terra (лат.) земля.

 

Date: 2015-07-02; view: 258; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию