Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Институциональные и организационные факторы





Институциональные и организационные факторы являются ключевыми элементами для любой формы социально-экономического взаимодействия. Это становится очевидным, когда они функционируют неудовлетворительно и необходимо провести институциональные изменения в социально-экономической системе.

Институт – это права и обязательства в рамках социальных, политических и юридических правил, под влиянием которых происходит использование ресурсов сообщества в процессе производства, обмена и распределения вознаграждений. Традиции, обычаи, деловая практика, государственная политика образуют те рамки, в которых экономические агенты принимают решения о производстве и потреблении. Институты имеют дело с решениями и с процессом принятия решений. Они могут быть формальными и неформальными. Можно выделить две формы институтов, влияющих на экономическое развитие: институты, управляющие рыночными силами, и институты, воздействующие на процесс принятия решений экономическими агентами.

Институциональная среда должна обеспечивать необходимые сигналы для экономического развития. Рыночный механизм успешно с этим справляется при условии существования низких транзакционных издержек и отсутствия провалов функционирования. Нерыночные механизмы в форме государственных структур и некоммерческих организаций призваны скорректировать действия рынка, зачастую подрывающие основы экономического развития.

Институты могут влиять на сельское развитие путем оптимизации процесса обеспечения поставок ресурсов и формирования инвестиционного капитала, сокращения транзакционных издержек, укрепления рыночной силы сельских товаропроизводителей. Множество организаций и институтов принимают участие в хозяйственной жизни, определяя экономическую структуру и устанавливая правила игры в сообществе. Развитие на селе различных организационно-правовых форм экономической деятельности способствует поддержанию конкурентной среды, устойчивости сельских отношений, гарантирует в некоторой степени решение социально-экономических проблем села (в частности, проблему безработицы).

Баланс частных и общественных интересов является решающим моментом для экономического развития села. Общественная сторона этого процесса заключается в возможности центральных и местных органов государственной власти, а также общественных организаций участвовать в процессе изменения сельской жизни, применяя разумные решения в рамках экономической политики, реализуя программы развития, привлечения и эффективного использования ресурсов.

 

СТАДИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Экономическое развитие имеет довольно длинную историю. Профессор Гарвардского университета, Нобелевский лауреат в области эмпирической интерпретации экономического роста Саймон Кузнец выделял следующие стадии развития западной экономики:

I. Эпоха, предшествовавшая современному экономическому росту

1. Аграрный феодализм или традиционное аграрное общество (до 1500 г.)

2. Коммерческое аграрное общество (1500-1750 гг.)

II. Эпоха современного экономического роста

1. Промышленный капитализм (1750-1914 гг.)

2. Технократический капитализм.

Упомянутые выше периоды последовательно сменяли друг друга, постепенно прокладывая дорогу современному постиндустриальному обществу, характеризующемуся развитой информационной базой и использованием новейших технологий.

 

2.3.1. Традиционное аграрное общество

 

Традиционное аграрное общество характеризуется преобладанием сельскохозяйственного производства над другими видами экономической активности при относительно небольших объемах торговли. Возможности мобилизации доходов населения государством ограничены, доля сбережений низка. Традиционное аграрное общество является самодостаточным и состоит из обособленных локальных сообществ с устойчивой социальной структурой. Политическая жизнь характеризуется локальным сепаратизмом и феодальными отношениями.

                   
   
     
 
   
 
   
   
 

 


Рис. 2.2. Структура традиционного аграрного общества

 

На рисунке 2.2. изображена структура традиционного аграрного общества. Точками обозначены сельские населенные пункты. Территория сельскохозяйственной деятельности различных сообществ представлена в виде окружностей. Таким образом, традиционное аграрное общество состоит из обособленных сельских сообществ. Отсутствие экономических связей между ними отражает локальную самодостаточность традиционного аграрного общества.

В традиционном аграрном обществе преобладает капитал в форме запасов сельскохозяйственной продукции, формируемых с целью обеспечения потребности в продовольствии в периоды между урожаями. Таким образом, объем капитала (К) равен произведению численности населения (L) на норму подушевого потребления (с):

(2.1) К = с ´ L

Инвестиции на душу населения (I/L) в таком обществе должны быть пропорциональны уровню изменения численности населения (nL):

(2.2)

Формула (2.2) демонстрирует, что изменение численности населения является ключевым фактором экономического роста при неизменности нормы подушевого потребления и отсутствии ограничений со стороны предложения земли. Дефицит земель может быть смягчен внедрением более прогрессивных технологий.

 

Коммерческое аграрное общество

 

Появление коммерческого аграрного общества связано с развитием торговли. Торговые отношения проникли в агарную экономику благодаря укреплению межрегиональных связей, обусловливающих взаимозависимость структурных элементов экономической системы. Появляются пространственные национальные экономики.

Коммерческое аграрное общество отличается от традиционного наличием рыночной инфраструктуры и пространственных отношений, ориентированных на торговлю. Наглядно структура развитого коммерческого аграрного общества представлена на рисунке 2.3. На этом рисунке изображены сообщества крупных (С) и мелких (Т) городов, являющиеся центрами торговли, а также сельские сообщества (V). Транспортные и коммуникационные связи между сообществами обозначены линиями. Таким образом, развитие торговых маршрутов и центров трансформирует простое аграрное хозяйство в регионально или национально интегрированную экономическую систему.

 

           
     
 
 


С

V Т

С С

С

С V С Т

V V Т

Т V V

V

V V V V

V

V

 

Рис. 2.3. Структура коммерческого аграрного общества

 

Общий выпуск сельскохозяйственной продукции коммерческого аграрного общества можно разделить на четыре части: потребление (С), инвестиции в производство продукции, составляющей фонд потребления (I), поставки продукции на рынок (Т) и инвестиции в производство товарной продукции (I'). Таким образом, формируется коммерческий капитал (K'), зависящий от объемов товарной продукции (Т):

(2.3) K' = Т = L´(p-c), где

L – общая численность населения,

р – производительность труда в расчете на душу населения,

c – подушевое потребление произведенных товаров.

Отсюда получаем объем инвестиций в коммерческий капитал в расчете на душу населения:

(2.4) I'/L = (p-c)´hL, где

hL – уровень роста населения.

Если учесть традиционный спрос на капитал, необходимый для формирования фонда потребления, общие инвестиции в расчете на душу населения составят:

(2.5) I/L =p´hL.

Согласно формуле (2.5), два основных фактора влияют на экономический рост в рамках коммерческого сельского хозяйства: изменение численности населения[6] и производительность труда[7].

Необходимо подчеркнуть, что именно посредством расширения торговли, усиливающей процессы разделения труда, активизирующей деловые связи и экономическую интеграцию территориальных образований, обмен идеями и их распространение, способствующей изменению системы организации социально-экономических отношений, выросла производительность в сельском хозяйстве и была опровергнута гипотеза Мальтуса о долгосрочной стагнации, ведущей к продовольственному кризису, вызванному ростом численности населения, ограниченностью земельных ресурсов и сокращающейся отдачей их использования.

Возрастающая мобильность труда, развитие протестантской этики укрепляли процессы торговой экспансии и коммерциализации общества. Была признана неприкосновенность частной собственности, сооружены транспортные и коммуникационные сети, созданы финансовые институты. Пространственная экономика складывалась в результате развития рыночной инфраструктуры и институциональных изменений.

Такое движение от самодостаточного традиционного аграрного общества в направлении пространственно ориентированной экономической системы вышло за рамки национальных границ. Торговля развивалась между различными государствами. В результате укреплялась международная специализация, обострялась конкуренция и борьба за товарные рынки.

Подытоживая вышеописанное, необходимо еще раз подчеркнуть, что развитие торговых отношений постепенно способствовало переходу от эпохи традиционного аграрного общества к коммерчески ориентированному. Кумулятивные процессы экономического роста в аграрной экономике неизбежно готовили почву для появления и развития промышленного капитализма.

 

Промышленный и технократический капитализм

 

Переход Западной Европы от коммерческого сельского хозяйства к промышленному капитализму происходил на протяжении 18-19 вв. Этот переход ознаменовал собой наиболее значительную веху в истории человечества, положившую конец аграрной эпохе, тянувшейся со времен зарождения цивилизации. Промышленная революция возвестила о начале эпохи современного экономического роста, характеризующейся стремительными структурными изменениями и беспрецедентно продолжительным возрастанием производительности труда и подушевых доходов.

Наиболее значимое изменение в экономической системе связано с возникновением дуализма, представляющего сосуществование сельскохозяйственных и промышленных видов деятельности. Появились крестьяне, освобожденные от феодальной зависимости и влившиеся в ряды городской рабочей силы. Рабочие взаимодействуют с основным капиталом промышленности, который наряду с повышением качества трудовых ресурсов, достигаемого в процессе формального и неформального обучения, становится ключевым фактором увеличения производительности и экономического роста. Таким образом, повышение производительности труда в сельском хозяйстве, создание возможностей для перераспределения рабочей силы и ее мобильности, накопление основного капитала в промышленности составляют основу функционирования раннего промышленного капитализма, в рамках которого наряду с изменением системы организации социально-экономических отношений появляется новый способ производства.

При переходе к промышленному капитализму меняется структура капитала. Все больший удельный вес в производстве приходится на долю основного капитала, подробно рассмотренного Карлом Марксом. С точки зрения производственных отношений Маркс сделал вывод о том, что капитал впервые стал инструментом контроля буржуазии над пролетариатом. Однако Маркс не мог предвидеть во всей полноте эволюцию капиталистической системы: увеличения политической силы труда, повышения роли демократии в общественной жизни, отделения собственности на средства производства от управления.

Наряду с изменением классовой структуры общества происходило увеличение ассигнований на образовательные цели (инвестиции в человеческий капитал) и институционализацию общественных и частных научных исследований. В результате в 20 веке значение основного капитала становится второстепенным. На смену промышленному капитализму приходит технократический капитализм. Основным фактором экономического роста становится человеческий капитал и научное знание в виде интеллектуальной собственности. Процессы формирования сбережений и инвестиций сохраняют важность, главным образом, как средство реализации интеллектуального потенциала. Все это на фоне растущей глобализации и информатизации общества способствовало появлению и развитию современного постиндустриального общества.

Наименее развитые страны и экономический рост

 

В исторической ретроспективе экономическое развитие Запада основывается на переходе от коммерческого аграрного общества к промышленному и, в конечном счете, к технократическому капитализму. Однако для слабо развитых стран процессы модернизации национальной экономики следуют в другой эпохальной последовательности. Необходимо помнить, что период коммерческого аграрного общества в странах Западной Европы совпал с колонизацией, которую вполне можно рассматривать в качестве одного из факторов экономического развития Запада. Начиная с конца второй мировой войны, бывшие страны–колонии столкнулись с необходимостью повышения уровня экономического развития на базе колониального наследия в рамках открытого аграрного общества. Можно выделить следующие характеристики, присущие этим странам:

q наличие дуализма между традиционной сельской экономикой и коммерциализированными анклавами роста;

q экспортная ориентация анклавов, контролируемых главным образом иностранным капиталом;

q обособленность процесса экономического роста и стагнация большей части сельских территорий.

Постколониальное наследие явилось ключевым фактором, ограничивающим использование опыта экономически развитых держав бывшими колониями при их переходе к промышленному и технократическому капитализму. Наиболее значимым препятствием в процессе такого перехода было то, что в наименее развитых странах формирование рыночной инфраструктуры, осуществлявшееся в Западной Европе постепенно на протяжении почти трех столетий (1500-1750), не завершилось к концу эпохи колониализма. Бывшие страны–колонии продолжали оставаться аграрным придатком развитых держав вплоть до второй мировой войны. Инвестиции в основном направлялись в анклавы, ориентированные на экспорт сырьевых ресурсов в развитые страны. Это не затрагивало основную часть внутренней аграрной экономики. Слабая база сельского развития характеризовалась дефицитом капиталовложений на развитие рыночной инфраструктуры и неразвитостью социально-экономических отношений.

Пространственная структура интегрированной экономики развитых держав свидетельствует о том, что политика модернизации сельского хозяйства должна сопровождаться расширением деловых контактов и связей, которые принимают как внутреннее, так и внешнее измерение. Внешнее измерение заключается в том, что сельское хозяйство должно взаимодействовать с промышленным сектором. Внутренне измерение подразумевает активизацию контактов непосредственно между сельскохозяйственными товаропроизводителями. Поэтому модернизация сельского хозяйства может быть относительно быстро и легко проведена в странах, в которых население однородно и довольно концентрированно распределено по территории. В качестве примера можно привести Тайвань и Корею. Для редко населенных стран с относительно обширной территорией и со слабой сельскохозяйственной базой модернизация аграрного сектора и всей экономики в целом является довольно трудным и долговременным процессом.

Пытаясь пройти вековой путь Западной Европы в течение нескольких десятилетий, слаборазвитые страны сталкивались с дополнительными трудностями. К сожалению, опыт Запада не дает ответ на вопрос, каким образом совершенствование системы социально-экономических отношений и накопление непроизводственного капитала могут быть реализованы за короткий промежуток времени.

Помимо экономических, социальных и временных факторов развития следует помнить и об административном влиянии. Историческая проекция демонстрирует необходимость активного участия государственного аппарата в программах развития экономики. Однако административный опыт в бывших колониях зачастую сводился только лишь к регулированию урбанизированных анклавов в рамках системы обособленного дуализма. Государственный аппарат не был достаточно компетентным и не имел опыта решения проблем, связанных с промышленным капиталом и адекватным регулированием сельской экономики. Вдобавок к этому система органов государственной власти воспринимала сельскую экономику только лишь в качестве источника налоговых поступлений. Государственные служащие не понимали определяющей роли сельской экономики в процессе взаимообусловленного аграрно-промышленного развития страны.

Таким образом, в историческом ракурсе экономическое развитие стран третьего мира, находившихся в колониальной зависимости, ассоциируется с периодом переходного роста, связанного с движением экономики от длительной эпохи колониализма к промышленному, а затем и к технократическому капитализму. История Западной Европы показывает, что модернизация сельского хозяйства в контексте межсекторального развития не может быть осуществлена за короткий промежуток времени. Необходимым условием развития является создание пространственно интегрированной структуры экономики.

Несколько факторов оказывают влияние на этот процесс. Экзогенными факторами для слаборазвитых стран являются доступность новых технологий, появившихся в рамках технократического капитализма в развитых государствах, и инвестиционных ресурсов. К эндогенным факторам относятся необходимость изучения и заимствования адекватных технологий наряду с постепенным формированием инвестиционных источников и улучшением внутренней ресурсной базы.

Опыт слаборазвитых стран показывает, что на начальной стадии развития иностранные ресурсы играют ключевую роль. Однако необходимым условием развития экономики в целом является развитие сельской экономики: увеличение производительности в аграрном секторе, создание благоприятных условий для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимыми ресурсами и техникой, развитие инфраструктуры села. Без модернизации традиционного сельского хозяйства и без обеспечения его эффективного взаимодействия с остальными секторами экономики развитие будет трудно поддерживать. Модернизация традиционной сельской экономики неотделима от процесса внутренней индустриализации, от импорта современных технологий и их адаптации. Это обосновывает необходимость межсекторального подхода при оценке экономического роста и развития. Подобный подход следует ставить во главу угла при теоретическом осмыслении процессов экономического роста.

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА И ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ

 

За последние время в развитых странах произошли существенные изменения в экономических функциях села. С одной стороны сократилась занятость в традиционных сельскохозяйственных отраслях наряду с уменьшением их доли в ВВП. С другой стороны, в сельской местности появились новые виды экономической деятельности, относящиеся к промышленности и сфере услуг. Этому способствовали следующие характеристики сельской экономики:

q относительно низкая заработная плата и отсутствие профсоюзного движения;

q сокращение миграционных потоков из села в город;

q государственная поддержка сельского хозяйства, обеспечивающая сельхозтоваропроизводителей дополнительными средствами для инвестирования в новые виды деятельности;

q государственная поддержка диверсификации и структурной перестройки сельской экономики;

q улучшение инфраструктуры сельских территорий благодаря развитию телекоммуникаций и транспортной системы;

q высокое значение, которое придают сельской местности влиятельные и богатые слои общества, рассматривая ее как благоприятное место для проживания и проведения досуга.

Перечисленные выше характеристики присущи не всем сельским территориям и сообществам. Направления развития экономики тех или иных сельских сообществ различаются. Это связано с возрастанием конкуренции как внутри, так и между регионами в отношении привлечения или противодействия внешним силам, способствующим изменениям. К тому же не все территории характеризуются благоприятными для развития условиями. Многие сельские поселения и сообщества находятся на значительном расстоянии от городов, не имеют развитых коммуникаций, не располагают привлекательными условиями для жизни и отдыха. Развитие таких территорий полностью зависит от результатов сельскохозяйственной деятельности и государственной поддержки.

В целом можно выделить следующие типы сельской местности, сосуществующие в различных странах:

q сельские территории, наиболее подверженные влиянию современного образа жизни, обладающие хорошо развитой инфраструктурой и находящиеся в относительной близости от городов;

q сельские регионы, приходящие в упадок, характеризующиеся высоким уровнем безработицы и оттоком населения;

q маргинальные территории, где упадок носит ярко выраженный характер и существенно ограничены возможности экономической диверсификации наряду с развитием исторического и культурного наследия.

Проблемы сельского развития связаны с взаимно обусловленными процессами урбанизации и индустриализации, в рамках которых происходила концентрация капитала и труда в городах. В результате экономика превратилась в поляризованное, но национально интегрированное пространство, в котором города функционировали как центры внутри- и межрегиональных связей, концентрируя основную часть населения, культурную жизнь, коммерческую и промышленную деятельность. В сельской местности по-прежнему доминировали отрасли аграрного сектора.

Вплоть до середины 70-ых гг. XX века понятие "сельский" ассоциировалось с сельским хозяйством как отраслью экономики. Непосредственно проблема сельского развития возникла в регионах и странах, где слишком большое количество людей оставалось на земле, препятствуя перетеканию рабочей силы в города и замедляя процесс создания конкурентоспособного и эффективного аграрного сектора. Была признана необходимость улучшения связей таких регионов с динамично развивающимися центрами и расширяющимися секторами экономики. Однако до конца не было ясно, какой должен быть баланс интересов между городской и сельской экономикой. Как закономерный итог неравноценных обменных отношений с урбанизированными, промышленными полюсами роста постоянный отток населения наблюдался даже на территориях с высоко коммерционализированной аграрной экономикой.

В результате проблема сельского развития становится тесно связанной с понятием "маргинальности". При обсуждении проблем сельского развития маргинальность очень часто ассоциируется только лишь с периферийностью и отдаленностью местоположения сельских территорий. Однако помимо пространственного измерения необходимо учитывать, что маргинальность подразумевает экономические, социальные, культурные и политические аспекты. Качество коммерческих и соцально-значимых услуг в сельской местности хуже, чем в городской. Невысокая прибыльность аграрного производства обрекает сельское население на низкие стандарты жизни.

Таким образом, многие сельские районы были отдалены не только географически, но и отставали в техническом, социально-экономическом и культурном плане от урбанизированных центров хозяйственной деятельности. Следовало предпринимать меры, способствующие распространению прогрессивных форм организации производства, внедрению технологических нововведений в сельской местности. Это можно было реализовать только через преодоление многогранной периферийности сельских районов, привнося в последние элементы экономической и социальной модернизации. В основе такого экзогенного развития лежала политика государственной поддержки сельскохозяйственного производства как основы жизнедеятельности сельских поселений, а также создание условий для повышения мобильности труда и капитала.

Первая фаза реализации экзогенной модели сельского развития заключалась в содействии укрупнению аграрного производства наряду с реализацией программ по повышению плодородия земельных угодий и развитию рыночной инфраструктуры в сельской местности. Цель реализации этих мероприятий состояла в укреплении материально-технической базы и финансово-экономического положения сельскохозяйственных предприятий. Это позволило сократить количество слабых и низкорентабельных хозяйств, а также повысить степень интеграции аграрных предприятий в региональный, национальный и международный рынок.

Однако очень скоро стало ясно, что такие меры не могут стабилизировать сельскую экономику. В самом деле, они имели следствием интенсификацию производства в аграрном секторе, ведущую к оттоку населения из сельского хозяйства и зачастую из сельской местности. Поэтому вторая фаза экзогенного развития заключалась в организации на селе несельскохозяйственных видов экономической деятельности. Поощрялись процессы перемещение производств из города в село и создание новых предприятий в сельской местности. Наряду с финансовыми и фискальными стимулами, упор делался на поддержку инфраструктуры, включая улучшение транспортных маршрутов и средств связи, развитие промышленных коммуникаций. В отдаленных и горных районах приоритетная задача заключалась в развитии туризма.

К концу 1970-ых гг. экзогенная модель сельского развития себя изжила. Продолжающиеся процессы интенсификации аграрного производства и индустриализации сельского хозяйства столкнулись с насыщением внутреннего рынка, ужесточением экологических ограничений и сокращением потребности городов в рабочей силе. Более того, рецессия начала 1980-ых гг. привела к закрытию многих промышленных предприятий и к растущему беспокойству по поводу того, что сельские регионы, привлекшие значительные инвестиций, стали высоко уязвимы перед колебаниями внешних рынков. Территории, сделавшие акцент на развитии туризма, испытывали сезонные и циклические колебания, а также деструктивное влияние массового туризма на локальную культуру и окружающую среду.

В результате экзогенные подходы к сельскому развитию подвергались критике, направленной против:

q зависимого развития, опирающегося на продолжительное субсидирование и политические решения;

q искаженного развития, вызванного селективной поддержкой определенных типов бизнеса и районов, игнорирующего неэкономические аспекты сельской жизни;

q деструктивного развития, стирающего культурные и природные особенности сельских территорий;

q развития, навязанного извне.

Перечисленные выше недостатки привели к появлению в 1980-ые гг. так называемых эндогенных подходов к сельскому развитию, основанных на допущении того, что специфическое природное, культурное наследие и человеческий капитал территории являются ключом к ее устойчивому развитию. В основе таких подходов лежит необходимость создания условий для расширения возможностей участия сельского населения в программах развития (повышение квалификации, создание необходимых институтов и инфраструктуры), повышения роли сельских поселений в социально-экономическом развитии страны.

Существует несколько предпосылок возникновения и распространения идей эндогенного развития:

q Появление среди экономически развитых регионов сельских районов, не принимавших активного участия в экономической реструктуризации 1970-ых – 1980-ых гг.

q Поиск региональными органами власти менее зависимых от внешнего капитала направлений развития сельской экономики.

q Активизация попыток определения вклада окружающей среды и природных ресурсов в развитии сельской местности, а также поиск направлений развития, не имеющих следствием деградацию природы.

Помимо развитых стран Европы и Северной Америки произошло переосмысление подходов к развитию сельской экономики в странах третьего мира вследствие неудач реализации программ государственной помощи в преодолении проблемы сельской бедности. Можно выделить два подхода к эндогенному развитию, характерных для стран Юга: интеграционное развитие и самостоятельное развитие. Первый подход целью развития провозглашает интеграцию сельского население в рыночные отношения. Роль программ сельского развития видится в необходимости создания благоприятных условий для интеграции с внешним миром. Суть такого подхода заключается в расширении участия населения в процессе развития посредством увязки целей и задач конкретных проектов с нуждами и возможностями сельских жителей.

Приверженцы самостоятельного экономического развития выступают против интеграции с внешними рынками, аргументируя это увеличением зависимости и усилением процессов пролетаризации и маргинализации. Они ставят под сомнение возможность участия в глобальной экономике локального сообщества на равноправных условиях. Свои доводы сторонники самостоятельного развития основывают на социологических исследованиях сельской местности и приходят к выводу о солидарном противодействии сельского населения любым начинаниям извне. Многие беднейшие слои населения не заинтересованы в развитии и реструктуризации сельской экономики, так как это подрывает основы существования кооперативных структур, в которых они работают на привычных и понятных принципах самопомощи и самообслуживания. Поэтому любое внешнее воздействие или помощь развитию не приводят к желаемым результатам.

Для большинства сельских сообществ развитых стран самостоятельное локальное развитие не является приоритетом, поскольку в них все социальные группы и регионы в той или иной степени интегрированы в отношения с внешним рынком. Сельские районы подвержены как локальным, так и глобальным тенденциям. Поэтому ключевой проблемой является взаимодействие между локальными и внешними силами в процессе развития сельской экономики. Эффективные стратегии сельского развития должны включать создание экономических и политических институтов на локальном и региональном уровнях, способствующих поддержанию благоприятных условий обмена товарами и услугами с внешним миром.

Тем не менее, в развитых странах теория самостоятельного развития получила распространение среди радикально настроенных зеленых и чрезвычайно маргинальных групп сельского населения, выступающих за самобытность хозяйственных отношений. Первые настаивают на необходимости локального контроля над экономической деятельностью с целью противодействия силам глобализации. Это означает, что местное производство должно быть направленно на удовлетворение локальных нужд. При этом сообщество должно стремиться к контролю над производством и распределением энергетических ресурсов, а также над финансовыми средствами.

Приверженцы самобытности хозяйственных отношений призывают к развитию сельских сообществ посредством поддержки промыслов, рыбацких артелей, туризма и сельскохозяйственной кооперации. Они настаивают на том, что кооперативы могут не только мобилизовать и эффективно использовать природные и человеческие ресурсы, но также гарантируют, что хозяйственная деятельность осуществляется в интересах сообщества и результаты распределяются справедливо. Таким образом, в процессе эволюции теории и практики развития сельской экономики стало очевидно, что отраслевая политика не является адекватным механизмом решения многогранных проблем сельских жителей и не удовлетворяет их социальные потребности. Необходимо реализовывать интегрированную политику развития сельской экономики, соответствующую интересам разнообразных сельских территорий. В связи с этим важны не только объемы государственной помощи в финансировании программ сельского развития, но и использование внутреннего потенциала (культурного, исторического наследия, человеческого капитала.

 

ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

 

Предпринимательская деятельность есть производная отношений двух основных субъектов рынка – потребителя и производителя. Первому необходимо получить жизненно важный для него товар, а второй готов и способен этот товар произвести. Для налаживания производства нужных на рынке товаров и услуг особая категория людей, называемых предпринимателями, организует путем комбинации доступных им факторов производства (земли, капитала, природной среды, труда, включая и собственный ресурс) определенную деятельность. Естественным при этом является стремление предпринимателя получить определенный доход, необходимый ему для удовлетворения своих жизненных потребностей. В экономической теории этот доход называется предпринимательским, чаще именуемый прибылью.

Таким образом, под предпринимательством понимается инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение предпринимательского дохода (прибыли) на основе использования своих способностей в использовании доступных факторов производства в рамках действующих в обществе законов. В политэкономическом смысле предпринимательство есть особый вид экономической активности (деятельности) людей.

Двигателем и субъектом предпринимательской деятельности является предприниматель. Нередко допускается отождествление предпринимателей и собственников. В жизни такое происходит далеко не всегда, поскольку не все собственники обладают такими качествами, которые присущи предпринимателю: инновационное мышление, инициативность, настойчивость, коммуникабельность, способность к аналитическим обобщениям и компромиссам, способность взять на себя ответственность за судьбу своего дела и судьбу других участников, способность противостоять аритмии деятельности и еще многими.

В сельской местности имеются многие виды ресурсов и условия, позволяющие местным жителям осуществлять разнообразные виды деятельности. По количеству видов деятельности сельская местность уступает промышленно развитым территориям, но здесь также их насчитываются сотни. К тому же состав видов деятельности может существенно меняться по природно-экономическим территориям.

В сельской местности, в отличие от городских территорий, весьма существенное значение имеет подразделение видов деятельности населения на две группы – предпринимательские и непредпринимательские. Связано это с тем, что в сельской местности значительно большая доля жизненных благ обеспечивается за счет природных даров – дикорастущих плодов, ягод, трав, ловли рыбы. Местные жители обеспечивают сбор этих даров на условиях самодеятельности и, как правило, неорганизованно. По затратам времени и по роли в семейном бюджете эта деятельность может быть значительной. Однако в силу того, что она официально не регистрируется, к предпринимательству ее не принято относить, хотя во многих случаях от нее получается доход. Таких видов деятельности в сельской местности достаточно много.

Характерно, что в этом плане остается неопределенным статус ведения местным населением личного подсобного хозяйства. Ввиду отсутствия закона о личном подсобном хозяйстве этот вид деятельности также не относится к виду предпринимательства. В то же время большая часть личных подсобных хозяйств населения является товарной и от них поступает предпринимательский доход, порой более значительный, чем, скажем, от фермерских хозяйств.

В России исторически так сложилось, что приусадебное хозяйство семьи считалось подсобным, чем-то вроде самодеятельности семьи. За исключением отдельных периодов, этот вид деятельности весьма пассивно учитывался государством, но он играл очень существенную роль в обеспечении жизненных благ сельских жителей. В тридцатые-сороковые годы прошлого столетия он был фактически главным источником их поступления. Исключительное значение приобрел он и ныне в связи с бедственным положением общественного сектора производства, из которого в последние десятилетия поступала основная часть доходов сельских семей.

Принятие закона о личном подсобном хозяйстве не форсируется по причине опасения дополнительного налогового бремени для сельских жителей. Решение этого вопроса должно быть найдено государством. Но деятельность сельских жителей по ведению приусадебного хозяйства должна учитываться как предпринимательская, поскольку с этим связаны многие вопросы социального характера, например, учет трудового стажа и назначение пенсий, методология учета безработицы и выплаты компенсаций безработным и др.

Организация деятельности населения в сельской местности имеет специфические черты:

во-первых, здесь выше доля видов деятельности, которые не являются по своему содержанию предпринимательскими, то есть, не направлены на извлечение прибыли. В основном это связано с использованием населением ресурсов естественного происхождения (дикорастущих грибов, ягод, трав, других растений), обработкой земель вокруг жилья и выращиванием продукции для собственного потребления.

во-вторых, здесь большинство видов деятельности привязано к одному из важнейших ресурсов сельской местности – земле и ведущемуся на ней сельскохозяйственному производству, которое в этом случае выступает базовым видом деятельности (не будет сельскохозяйственной деятельности - не будет оснований для развития многих других видов деятельности). К ним относятся многочисленные виды деятельности, связанные с обеспечением условий для сельскохозяйственной деятельности, а также продвижением продукции к потребителям, в том числе переработка, хранение, транспортировка, строительство, ремонт, снабжение, реализация продукции и другие.

в-третьих, ввиду ограниченной продуктоемкости земли как главного производственного ресурса (небольшой выход продукции с одного гектара земель и невозможность ее многократного увеличения независимо от привлечения других видов ресурсов), а также ее пространственной рассредоточенности здесь существуют объективные ограничения масштабов деятельности. В связи с этим в сельской местности не всегда возможно организация крупномасштабного производства, а для нее весьма подходящим является «малое предпринимательство».

в-четвертых, существующий в сельских населенных пунктах тип проживания населения (частные дома, рассчитанные преимущественно на одну семью, удаленность населенных пунктов друг от друга, наличие практически в каждой семье своего приусадебного участка земли, отсутствие развитой социальной инфраструктуры) объективно делают здесь целесообразной организацию деятельности на основе семьи.

в-пятых, ввиду специфики используемых в сельской местности предметов труда (живые организмы, сезонность размножения и т.д.) многие виды деятельности имеют здесь сезонный характер, что острее ставит проблему диверсификации видов деятельности

В-шестых, ввиду некоторых из перечисленных факторов, а также территориальной удаленности от рынков сбыта, слабой развитости производственной инфраструктуры, ограниченности доступа к источникам информации, институтам повышения квалификации производство в сельской местности оказывается менее рентабельным и конкурентоспособным по сравнению с видами деятельности в промышленно развитых территориях, менее привлекательным для высококвалифицированных работников, инвесторов.

Многое из сказанного является достаточно веской предпосылкой для усиления миграции населения из сельской местности в городскую, постепенной деградации многих видов деятельности в сельской местности. Решить эти проблемы собственными силами сельская местность не может. Для обеспечения гармоничного развития городской и сельской территорий необходима разносторонняя помощь последней государства, всего общества. В экономически развитых государствах данная проблема серьезно осознана и последовательно решается.

При организации деятельности населения в сельской местности должны учитываться некоторые объективные моменты, привносящие специфику в сам процесс деятельности:

q историческую привязанность его не только к местам проживания, но и к древнейшим видам деятельности, связанным с выращиванием сельскохозяйственной продукции, использованием естественных ресурсов окружающей местности;

q меньшую склонность и способность сельского населения к инженерным знаниям, что создает ограничения для внедрения высоких технологий;

q естественную привязанность сельских жителей к приусадебному хозяйству, что вносит коррективы в ритмичность трудовых процессов (например, имеющуюся в личном подворье корову нужно непременно доить летом в дневное время, на что требуется дополнительно к обеденному перерыву не менее одного часа);

q объективную целесообразность использования имеющихся природных ресурсов, в первую очередь земли, что естественным образом сужает выбор видов деятельности;

q объективную необходимость бережного отношения к окружающей среде, что опять же ограничивает выбор видов деятельности и увеличивает издержки. Результатами последнего пользуются, между прочим, жители и городских территорий, а порой серьезные ограничения в выборе видов деятельности осуществляются в основном ради городского населения;

q наличие благоприятных возможностей для использования пространственно-территориального фактора (ресурса) с целью организации сервисных служб для обслуживания пассажиров, приезжающих на отдых городских жителей, транспортных средств, транзитных грузов и т.д.

В развитых странах мира весьма заметной стала тенденция к гармонизации городской и сельской местностей с постепенным превращением последней в «лужайку», места для охоты, сезонного проживания городских жителей. По крайней мере, эта тенденция четко просматривается вблизи крупных мегаполисов, а также в местностях с экзотическими условиями. Так, в Баварии (Германия) многие местности меняют традиционный тип сельскохозяйственной деятельности на туристско-оздоровительный.

При выборе видов деятельности в сельской местности могут использоваться три направления – ориентация на максимальное использование местных ресурсов, ориентация на широкое развитие «городских» видов деятельности и комбинированный. Каждое из этих направлений имеет свои достоинства и недостатки.

Первое направление – базирование на использовании местных ресурсов – является более естественным и доступным для местного населения, более щадящим для окружающей среды и менее капиталоемким. Но оно менее масштабно и не может гарантировать полную занятость населения, для него сложнее привлекать инвестиции и оно не обеспечивает, как правило, высоких доходов для населения.

Второе направление может быть крупномасштабным и сопровождаться строительством инфраструктуры, обеспечивает занятость для значительной части населения и более высокие доходы. Но оно бывает обычно ущербным для окружающей среды, а через нее и для населения, побуждает людей переквалифицироваться и заниматься менее привычным для себя делом, ведет к урбанизации всей территории и превращению ее в городскую.

Третье направление представляется наиболее взвешенным и приемлемым для большинства сельских территорий России. Но при этом приоритет должен отдаваться принципу первоочередной ориентации на местные ресурсы и в дополнение развитие видов деятельности, базирующихся либо на привозных ресурсах, либо являющихся продолжением «городских» видов деятельности. В принципе третье направление олицетворяет процесс агропромышленной интеграции. Важно при этом добиться такого положения, чтобы в качестве дополняющих видов деятельности создавались и развивались такие, которые формировали бы единые технологические цепочки по производству готовых продуктов. Среди них в первую очередь должны быть виды деятельности по переработке, хранению, транспортировке, строительству, ремонту и техническому обслуживанию.

В принципе нет и не должно быть жестких правил и нормативов по формированию структуры деятельности в сельской местности, количеству и величине объектов. В каждой конкретной местности может быть специфичная система организации деятельности людей. Это особенно важно в современных рыночных условиях, когда по тем или иным соображениям здесь могут размещаться разнообразные виды деятельности.

Главным при этом должно быть условие, что размещаемые на данной территории виды деятельности предпочтительно должны быть связаны с использованием местных ресурсов, в первую очередь трудовых, не ущемлять деятельность местных организаций, не наносить экологического и иного вреда местности, и, конечно, приносить реальную экономическую помощь данной территории.

 

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

 

В дореформенный период деятельность крупных предприятий в стране, в том числе и в сельской местности, регулировалась по двум направлениям: законами, которые принимались Верховным Советом СССР; административными актами, которые принимались соответствующими государственными или общественными органами управления. При этом законов было относительно немного, довлело «административное право», то есть, нормативные акты, принимавшиеся ведомствами.

Деятельность сельскохозяйственных предприятий регулировалась помимо законов общего назначения специальными нормативными актами. Так, основным нормативным актом для колхозов был Примерный устав колхоза, который принимался Всесоюзным съездом колхозников – за все время существования колхозов он принимался трижды. Деятельность государственных предприятий регулировалась Законом СССР «О государственном предприятии (объединении)», последний вариант которого был принят Верховным Советом СССР в 1987 году. На основе этого закона правительством было утверждено Положение о государственном предприятии (объединении). При этом для совхозов названное положение было утверждено с учетом отраслевых особенностей. Правовые нормативные акты имели для предприятий регламентационный характер, означавший, что делать можно было то, что в них разрешалось.

Реформа экономических отношений была направлена на изменение отношений собственности, что должно было повлечь адекватное изменение организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Поскольку новые формы базировались на частной собственности, они представляли для России фактически новые институты. Поэтому для обеспечения процесса их образования и функционирования должна была формироваться заново правовая база.

В основу законодательной реформы был положен дозволительный принцип предпринимательской деятельности (разрешается делать все, что не запрещено законом). При этом ставилась задача обеспечения законами всех аспектов деятельности граждан и организаций и сокращения по возможности рамок «административного права». В связи с этим многократно возросло количество принимаемых законов.

Особенностью законодательной реформы на первом этапе было издание Указов Президентом РФ, которые имели обязательную силу, но по сути законами не являлись. Фактически в тот период законодательство вообще и в том числе по предпринимательской деятельности формировалось тремя ветвями власти: законодательным органом (сначала Верховным Советом РСФСР, а затем Государственной Думой РФ); Президентом РФ, издававшим Указы; немало законодательных актов было сохранено от прежней системы. При этом названные ветви законодательства существенно отличались по политической и экономической направленности, что нередко приводила к противоречиям в осуществлении реформ.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность, принято подразделять на акты общего назначения, отраслевые, специальные (адресные).

Актом общего назначения является Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году. Она обладает наивысшей юридической силой и выступает в качестве нормообразующего акта при принятии других нормативных актов. Принимаемые нормативные акты не должны ей противоречить.

Конституция предоставила право каждому гражданину организовать и вести предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом (ст. 34). В ней предусмотрены также условия, необходимые для организации и ведения предпринимательской деятельности (использование различных форм собственности, включая и частную, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, предоставление права распоряжаться результатами своей деятельности и другие). Одновременно Конституция гарантировала защиту прав граждан при ведении предпринимательской деятельности.

К актам отраслевого назначения относятся в первую очередь кодексы Российской Федерации – Гражданский, Земельный, Водный, Лесной, Трудовой и другие. В Гражданском Кодексе, введенном в действие с 1 января 1995 года, определены организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в экономике для современного этапа рыночных отношений, изложены общие принципы их организации и функционирования.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса принимаются специальные законы по конкретным организационно-правовым формам. Из специальных законов приняты и действуют федеральные законы: «О сельскохозяйственной кооперации» (1995 г.); «Об акционерных обществах» (1995 г.); «Об обществах с ограниченной ответственностью» (1998 г.); «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (1998 г.). С момента принятия этих законов в них неоднократно вносились поправки.

Если говорить о развитии законодательства по вопросам предпринимательской деятельности в хронологическом порядке, в числе первых серьезных актов можно назвать Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятый в конце 1990 года. Фактически он открыл путь для институциональных преобразований в сельском хозяйстве, инициировал введение первой организационно-правовой формы, основанной на частной собственности. Причем, он не только создал прецедент появления новой формы, но и впервые предложил процедуру выхода работников колхозов и совхозов из их состава с земельным участком и имущественной долей для создания самостоятельного хозяйства. Все последующие законодательные акты, принимавшиеся вплоть до вступления в действие Гражданского Кодекса, использовали положения, заложенные в этом законе.

Важно отметить, что Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрел создание новой организационно-правовой формы хозяйствования со статусом юридического лица. В результате закон возрождал историческую форму ведения сельскохозяйственной деятельности, существовавшую в России в течение длительного времени, позволял реализовать научные идеи и принципы А.В.Чаянова. Принятие данного закона инициировало бурный рост числа фермерских хозяйств в России - за первые два года после этого их было создано более 300 тысяч.

Гражданский Кодекс принципиально изменил правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств, что в значительной степени оказало негативное отношение к фермерству как самостоятельному укладу. Кодекс ликвидировал организационно-правовую форму крестьянского (фермерского) хозяйства и рекомендовал учитывать его (по желанию членов хозяйства) либо как предпринимателя без образования юридического лица, либо как юридическое лицо при условии, что оно примет статус одной из предусмотренных в кодексе организационно-правовых форм – ООО, товарищества или кооператива. Характерно, что Кодекс не отменил действовавший закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», рекомендовав хозяйствам лишь привести свой статус в соответствие с его нормами, причем без указания сроков.

После этого для фермерских хозяйств, которые создавались в статусе юридического лица, наступил период неопределенности. Вопрос статуса фермерского хозяйства имеет важное значение. Потеря статуса юридического лица для него имеет, как минимум, два отрицательных последствия: во-первых, это означает исключение его из государственной политики; во-вторых, существующее в обществе негативное отношение к индивидуальному предпринимателю. Поэтому из 260 тысяч фермерских хозяйств только 8% приняли статус индивидуального предпринимателя.

Неразбериха со статусом фермерского хозяйства выражается еще и в том, что в случае, если оно будет зарегистрировано в статусе предпринимателя без образования юридического лица, для него применяются нормы регулирования, в частности – учета и отчетности, налогообложения и другие, такие, которые существуют для юридических лиц.

Выход из этой ситуации для фермерских хозяйств видится в узаконении самостоятельной организационно-правовой формы этого самобытного типа хозяйствования, принципиально отличающейся от всех других форм хозяйствующих субъектов.

Вторым нормативным актом, призванным регламентировать институциональные преобразования в сфере предпринимательской и иной деятельности, явился закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», принятый в декабре 1990 г. В нем было возрождено понятие «предприниматель», сформулированы принципы предпринимательской деятельности. В законе были предложены новые формы предпринимательской деятельности: государственное и муниципальное предприятия, индивидуальное (семейное) частное предприятие, полное товарищество, смешанное товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа), акционерное общество открытого типа, объединения (союзы, ассоциации, концерны и другие). В законе не была предусмотрена такая форма как кооператив, что негативно сказалось на развитии кооперации.

Закон сыграл важную роль в становлении многоукладности в экономике, так как на период его действия пришлась массовая приватизация и реорганизация предприятий во всех отраслях экономики.

По российскому законодательству субъектами права являются граждане и организации (объединения граждан). В связи с этим предпринимательская деятельность подразделяется на две категории: предпринимательская деятельность граждан (индивидуальное предпринимательство) и предпринимательская деятельность юридических лиц (копоративное предпринимательство). В первом случае субъектом хозяйствования является индивидуальный предприниматель, именуемый ныне предпринимателем без образования юридического лица (ПБОЮЛ), во втором – организация.

Общие нормы предпринимательской деятельности в России определены в ГК РФ, а более конкретизированные – в специальных нормативных актах.

Законодательством предусмотрены широкие возможности для организации и осуществления предпринимательской деятельности, при этом ряд моментов строго регламентирован.

Первым из них является обязанность государственной регистрации для каждого создаваемого субъекта хозяйствования. Предпринимательская деятельность без регистрации соответствующими государственными органами запрещена. Регистрация индивидуальных предпринимателей ведется по месту их постоянного жительства, юридических лиц – по месту нахождения организации.

Индивидуальные предприниматели представляют в регистрирующий орган заявление по установленной форме и документ об уплате регистрационного сбора. Регистрация осуществляется в день представления документов.

Юридические лица представляют следующие документы: заявление от учредителя; устав (кроме хозяйственного товарищества); учредительный договор; документ об оплате не менее 50% величины уставного капитала (для хозяйственных товариществ); документ об уплате госпошлины и некоторые другие в зависимости от типа организации. Регистрирующий орган обязан принять решение о регистрации в течение 3 календарных дней с момента подачи документов, выдать учредителю временное свидетельство о регистрации и уведомить об этом держателя реестра юридических лиц.

После получения временного свидетельства юридическое лицо становится на учет в налоговом органе, в органе госстатистики, пенсионном и других внебюджетных фондах. После оплаты уставного капитала (не менее 50%) учредителю выдается постоянное свидетельство о госрегистрации. В дальнейшем учредитель изготавливает печать, штамп, другие реквизиты, открывает счета в банке.

Организация считается созданной с момента государственной регистрации и начинает свою деятельность. Но в ряде случаев для начала деятельности требуется получение специальной лицензии на основе соответствующих законов (деятельность по производству элитных семян, по хранению зерна и продуктов его переработки, по разведению племенных животных и производству племенной продукции на продажу, ветеринарная, страховая, оценочная, биржевая, банковская, строительная деятельность, перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонн кроме своих нужд и др.).

Реорганизация юридического лица может осуществляться только по решению учредителей либо на основании закона, предусматривающего подобную процедуру по особым обстоятельствам для данной организационно-правовой формы в целом.

Ликвидация юридического лица может быть осуществлена по решению учредителей либо по решению суда по ряду обстоятельств, в том числе в случае признания его банкротом. Процедура ликвидации юридических лиц подробно прописана в ГК РФ, в специальных законах об отдельных организационно-правовых формах, в Законе «О банкротстве». В них предусмотрено первоочередное право на возмещение ущерба для кредиторов, после чего оставшееся имущество распределяется между членами организации.

В целом для осуществления предпринимательской деятельности сформирована обширная правовая база, хотя имеются и пробелы. Так, до сих пор нет законов о личном подсобном хозяйстве, о кредитных и страховых кооперативах, существует путаница в определении кооперативов по обслуживанию в сельском хозяйстве и в системе потребительской кооперации, остается неурегулированным статус фермерского хозяйства.

Устранение недостатков в федеральном законодательстве в регионах пытаются преодолеть путем принятия собственных законов, что зачастую противоречит конституционным нормам. Так, в ряде субъектов Федерации приняты и действуют собственные законы о крестьянских (фермерских) хозяйствах, хотя имеется Федеральный Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в котором подобная норма не предусмотрена, о некоторых видах потребительских кооперативов, хотя нет федерального закона.

 

ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

 

Классификация видов деятельности в сельской местности может осуществляться по многим критериям:

1. Правовому статусу хозяйствующих субъектов – физические лица и юридические лица.

2. Характеру предмета деятельности - производственные, перерабатывающие, обслуживающие, финансово-кредитные, страховые и прочие. При этом виды деятельности могут быть как единичные, так и комбинированные.

3. Формам собственности - государственные, частные, смешанные.

4. Числу участников отдельного хозяйствующего субъекта - индивидуальные, коллективные (корпоративные).

5. Организационным параметрам хозяйствующих субъектов - малые, крупные, средние.

6. Цели деятельности – коммерческие и некоммерческие.

7. Законодательно установленным организационно-правовым формам и другим критериям.

Каждый из названных видов деятельности, в свою очередь, может быть классифицирован по определенным критериям в зависимости от назначения результатов классификации. Например, при разработке мер государственной поддержки отдельных видов предпринимательства выделяются малые и крупные формы предпринимательской деятельности.

В экономическом обиходе анализ видов и форм предпринимательской деятельности принято начинать с деления их на индивидуальные и коллективные (корпоративные).

К индивидуальным формам деятельности населения относятся: крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, коллективные и индивидуальные сады, коллективные и индивидуальные огороды. Названные формы отнесены к индивидуальным потому, что субъектом права от их имени выступает отдельный гражданин, несмотря на то, что в конкретных из названных хозяйствующих субъектов может быть несколько и даже много членов. Например, в крестьянском (фермерском) хозяйстве может быть несколько членов, но интересы хозяйства представляет глава хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство создается отдельным гражданином или группой лиц, связанных родством (семьей) для осуществления сельскохозяйственной и иной деятельности, основанной на их личном участии. Оно является сельскохозяйственным товаропроизводителем, ведется на принципах самостоятельности и полной ответственности, осуществляет свою деятельность без образования юридического лица (по ГК РФ).

Право на создание и ведение фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане РФ, а также иностранные граждане.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной или долевой собственности в зависимости от договоренности. Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом, а распоряжается им в интересах хозяйства глава фермерско

Date: 2015-07-02; view: 467; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию