Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы гуманного понимания





 

(Цель – развитие холистического мышления)

 

Принцип 1:

видеть реальность в целом, отстраняясь от себя

 

Чтобы понять других людей нужно время и определенные усилия, к тому же надо отказываться от поспешности и односторонности в суждениях. Это сложно. Чаще всего у нас при обработке информации о другом человеке задействуются такие механизмы социального познания, как когнитивное упрощение и селекция значимой информации. Это гораздо проще и эффективнее в плане социального взаимодействия, поскольку увеличивает оперативность наших реакций. Но искажаемая таким образом информация явно не способствует пониманию другого человека.

 

Уменьшить действие этого фактора негуманности можно, руководствуясь следующим принципом: видеть реальность в целом, отстраняясь от себя. При восприятии какого-нибудь объекта социальной реальности нужно сознательно стремиться не упустить из виду любую информацию о нем и рассматривать его во всем многообразии его связей с другими объектами. Главное – суметь абстрагироваться от себя, как бы забыть на время о своем существовании, о своих чувствах и интересах. Подобное «отодвигание» рассматриваемого объекта от себя позволяет снизить нашу заинтересованность в том, как его видеть. Это дает возможность увидеть во взаимосвязи все факторы, влияющие на него и все его характеристики, и таким образом разглядеть его полностью, в целом.

 

Интересно, что здесь можно провести аналогию с тем, как мы видим естественный мир: многие его элементы можно разглядеть целиком и, соответственно, понять только на значительном расстоянии.

 

«Я желал бы при исследовании человека поступать также, как в своих астрономических: мысль моя иногда выходит за пределы земного шара, с которого все движения небесных тел должны представляться неправильными и запутанными. После того как я понаблюдаю за движениями планет так, как если бы я находился на Солнце, я сравниваю кажущиеся, видимые мной с Земли, с истинными движениями, которые наблюдал бы, находясь на Солнце. Таким же точно образом я попытаюсь, исследуя человека, выйти прежде всего за пределы сферы человеческих интересов, отделаться от всех предрассудков воспитания, места рождения, и особенно от предрассудков философа.» [3, с. 228].

 

Тип мышления, характеризующийся беспристрастностью, целостным восприятием мира во всем его многообразии иногда называют холистическим, противопоставляя его элементалистическому с пристрастным, «однобоким» восприятием реальности. Холистическое мышление – основная цель принципов гуманного понимания.

 

Принцип 2:

 

видеть противоречивость и непостоянство человека

 

Воспринимая себя как единое, неделимое целое (образ «Я») мы также воспринимаем и других людей (образ «Другого»). Несмотря на то, что мы стремимся сохранить целостность и устойчивость своей картины мира, наше мировоззрение может содержать достаточно много противоречивых взглядов. Под их воздействием мы можем действовать совершенно непредсказуемо, неожиданно даже для себя самих и нелогично по отношению к основным своим жизненным принципам. Наши мысли меняются: сегодня мы думаем так, завтра – уже по-другому.

 

 

Таким образом, нельзя согласиться с тем, что человек целостен и неделим. Просто так нам проще думать и выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Но при этом мы многого не видим и не понимаем. Исправить это можно, согласившись с тем, что человек не целостен, признав, что нам свойственна противоречивость и непостоянство.

 

Принцип 3:

 

обращать внимание сначала на ситуацию, а уже потом на человека

 

Так же, как мы воспринимаем собственное «Я» источником нашего поведения, так и образ «Другого» мы склонны воспринимать, как первопричину действий другого человека. Это лежит в основе того, что в социальной психологии называется фундаментальной ошибкой атрибуции – тенденцией воспринимающего недооценивать воздействие ситуационных факторов и переоценивать роль личностных факторов в контролируемом поведении. В последнее время для обозначения этого эффекта используется более «мягкий» термин – искажение соответствия. Оно определяется, как тенденция делать предположение о личностных характеристиках действующего на основе его наблюдаемого поведения, даже когда предположение неоправданно, потому что существуют другие возможные причины поведения [7, с. 201-202, 226]. Бороться с этим искажением можно, сознательно заставляя себя обращать внимание и учитывать, прежде всего, обстоятельства, а уже потом личность человека.

 

Принцип 4:

 

признавать право других быть такими, какими они являются

 

Образ каждого «Другого» занимает определенное место на шкале ментальной репрезентации. Оно может меняться, но в каждый конкретный момент образ другого человека содержит только одну обобщающую оценку, то есть не может быть такого, чтобы к кому-то мы одновременно относились, например, с положительным безразличием и с категорическим отрицанием.

 

Позицию, которую занимает образ «Другого» в сферах принятия, безразличия, неприятия можно назвать его ментальным статусом. Этот статус формирует наши представления, относительно того, как человек должен вести себя, то есть определенные ожидания. Кроме того, образ «Другого» включает в себя и социальный статус человека, также формирующий соответствующие ожидания. Механизм ожиданий прост и эффективен в межличностном общении. Поэтому в отношениях с другими людьми мы руководствуемся больше не пониманием, а ожиданиями от них, что довольно сильно может искажать представления о социальном мире.

 

Эти ожидания связаны с представлением о справедливом устройстве мира, поэтому, видя несоответствие реального поведения людей тому, что ожидается нами, мы испытываем негативные переживания, похожие на те, что вызываются несправедливостью и это может побудить нас к негуманному поведению.

 

Отказаться от ожиданий нельзя, но их негативное действие можно «смягчить». Для этого нужно признавать право других быть такими, какими они являются. Помня об этом праве людей, человек вкладывает в свои ожидания представления не о должном поведении, а о желательном, не исключая возможность не соответствия ему того, что происходит в реальности.

 

Содержание

 

Date: 2015-07-01; view: 273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию