Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Охрана труда и безопасность в деятельности психолога

Пример оформления раздела по охране труда в дипломной работе

 

РАЗДЕЛ 2. ОХРАНА ТРУДА И БЕЗОПАСНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА………………………………………………………………..  
2.1. Профессиограмма психолога…………………………………………..  
2.2. Охрана труда психолога и безопасность жизнедеятельности людей, с которыми он работает…………………………………………………….  
2.3. Основные принципы и мероприятия по охране труда в социально-педагогической сфере……………………………………………………….  
Выводы по второму разделу………………………………………………..  

 

Раздел 2. Охрана труда и безопасность в деятельности психолога

2.1. Профессиограмма психолога

Важным заданием вузов является формирование у студентов сознательного ответственного отношения к проблеме сохранения жизни и здоровья в современной жизненной среде. Потому освещение комплекса вопросов по охране труда в дипломных работах студентов является обязательным требованием сегодняшнего дня, что подтверждается Приказом МОН и Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охраны труда (№ 969/922/216 21.10.2010). Основная часть методических рекомендаций по охране труда касается, в основном, политехнических и строительных специальностей. Проблемы охраны труда работников социально-педагогической сферы отражены слабо. Поэтому актуальным является углубление знаний по охране труда применительно к социально-педагогической сфере, т.к. основные места работы психолога находятся именно здесь.

Каждый конкретный вид трудовой деятельности реализуется определенным нормативно одобренным (наиболее эффективным, экономичным) способом. В процессе освоения профессии человек превращает этот предписанный способ в индивидуальный, присущий только ему способ деятельности, отражая в нем свои личные особенности, в том числе и психологические.

В модель специалиста может включать следующие компоненты:

- профессиограмму как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста;

- профессионально-должностные требования (ПДТ) – описание конкретного содержания деятельности специалиста, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в условиях конкретной должности. ПДТ содержит перечисление минимума профессиональных умений которыми должен владеть специалист для обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности;

- квалификационный профиль – сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты.

Рассмотрим профессиограмму психолога [2].

Психолог относится к группе профессий, работающих с людьми (группа «человек-человек» по Е.А.Климову).

Место работы и основные задачи деятельности психолога: y а промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационную деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.

Квалификационные требования:

Должен знать: основы законодательства в области здравоохранения, образования, занятости населения, охраны труда, методические нормативные и др. руководящие материалы по практической психологии, общую и специальные психологии (педагогическую, инженерную, психологию труда и др.), основы психодиагностики, психологического консультирования, методы социально-психологического тренинга общения, диагностики и коррекции развития личности, передовой отечественный и зарубежный опыт.

Требования к профессионально важным качествам:

Должны быть хорошо развиты коммуникативные способности, тактичность, чувство ответственности, умение сопереживать, наблюдательность, аналитический ум, эмоциональная устойчивость, развитая словесно-логическая и образная память, внимательность.

Медицинские противопоказания:

Профессия не рекомендуется людям с дефектами зрения и слуха; противопоказания - нервные и психические заболевания, а также инфекционные заболевания.

Деятельность психолога регулируется:

- документами общей нормативной базы, применимыми ко всем работающим людям,

- специальными актами, касающимися социально-педагогических сфер деятельности,

- специальными актами, регламентирующими деятельность психолога [2].

Психолог должен хорошо представлять содержание нормативно- правовой базы своей деятельности.

Ведущими специальными актами, регламентирующими деятельность психолога, являются: Положення про психологічну службу системи освіти України, Про внесення змін до Положення про психологічну службу системи освіти України (Наказ МОН № 616 від 02.07.09 р.), Етичним кодексом психолога України, (затверджений 20.12 1990 р.), Должностной инструкцией психолога (образец в приложении 1).

Психолог, работающий в социально-педагогической сфере, должен уметь проанализировать условия труда и адекватно на них реагировать.

Важным условием охраны труда в социально-воспитательной сфере является профилактика таких феноменов как:

- феномен «выгорания» (сгорания) – высокие информационные и психоэмоциональные нагрузки приводят к хронической апатии, усталости и т.д.;

- синдром «кароши» - мгновенная смерть на рабочем месте как результат приложения рабочих усилий в ситуации, когда работнику не здоровится;

- посттравматический синдром - психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за рамки обыденных человеческих переживаний и экстремально стрессогенного для любого человека.

 

2.2. Охрана труда психолога и безопасность

жизнедеятельности людей, с которыми он работает

Так как работа специалиста психолога связана с людьми, то выше описанный феномен «выгорания» (сгорания) является типичным для деятельности психолога. Законодательно предусмотрено оптимальное распределение рабочего времени психолога между разными видами деятельности: Лист МОНмолодьспорт № 1/9-683 від 26.09.12 р. «Розподіл робочого часу практичних психологів та соціальних педагогів». Лишь половина рабочего времени психолога в неделю планируется на работу с людьми, другая половина времени посвящена другим видам деятельности. Предполагается, что при таком распределении времени созданы достаточные организационные условия для того, чтобы негативные последствия феномена сгорания не проявлялись.

Еще один вид деятельности психолога должен нормативно регулироваться с точки зрения законов охраны труда. Обработка информации исследований, печатание «Заключений» и «Справок» по результатам исследования, разработка программ тренингов и т.д. предполагает достаточно длительную работу психолога на компьютере. Тем не менее, длительность работы за компьютером должна быть ограничена. В приложении 2 представлен образец «Инструкции по охране труда при работе на персональном компьютере». В частности, продолжительность непрерывной работы с ПК без регламентированного перерыва не должна превышать 2 часов. Обязательны регламентированные перерывы, отвлечения на другие виды работ.

Клиентами психолога, работающего в социально-педагогической сфере, традиционно являются дети разных возрастов, их родители, работники данных учреждений (другие категории клиентов встречаются достаточно редко). Из–за специфики работы деятельность психолога относят к «помогающим профессиям». Поэтому охрана жизнедеятельности клиентов и помощь в этом является одной из задач профессии психолога. Психолог во время работы с клиентом отвечает не только за жизнь, но и за его психологическое состояние.

В Этическом кодексе психолога выделены принципы взаимодействия с клиентами (Приложение 3). Один из них: конфиденциальность. Нарушение этого принципа может повлечь у некоторых клиентов тяжелые эмоциональные состояния и неверные действия и т.д. Один из законов, регулирующих отношения в этой области - Закон України «Про захист персональних даних» (Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2010, № 34, ст. 481) {Із змінами, внесеними згідно із Законами № 4452-VI від 23.02.2012, ВВР, 2012, № 50, ст.564 № 5491-VI від 20.11.2012.

Психологу следует также обращать внимание на общие условия деятельности и условия ее безопасности (это касается как деятельности самого психолога, так и лиц, с которыми он профессионально работает).

В своей работе психологу необходимо выделять, профессионально анализировать и своевременно реагировать на проблемы физического и психологического здоровья. Вот некоторые из них.

1.Оптимальные с гигиенической позиции режимы труда специалистов социально-педагогической сферы детей учеников, воспитанников интернатов, студентов, курсантов и т.д.

2.Определение допустимых и оптимальных параметров для организации условий воспитания, проживания, обучения, организации рабочего места, природного и искусственного освещения, микроклимата помещений.

3.Требования к организации и исполнению научно-исследовательской работы и к основным мерам по безопасности в использовании технических средств (в том числе и требования к использованию персональных компьютеров и другой оргтехники).

4. Причины и условия возникновения травм несчастных случаев или профессиональных заболеваний в учреждениях социально-воспитательной сферы.

5. Требования к пожарной и электробезопасности, определение необходимых мер их предупреждения и профилактики [2].

Более того, администрация учреждений может привлекать психолога для экспертизы психологической составляющей обозначенных проблем.

2.3. Основные принципы и мероприятия по охране труда в социально-педагогической сфере

Система работы по охране труда в социально-педагогическая сфере состоит из четырех компонентов: планирование, обучение, контроль, анализ.

Обучение основам охраны труда осуществляется в виде инструктажей. Инструктажи по вопросам охраны труда проводятся согласно Типовому положению. Инструктажи по вопросам безопасности жизнедеятельности, содержащие вопросы здравоохранения, пожарной, радиационной безопасности, безопасности дорожного движения, реагирования на чрезвычайные ситуации, безопасности быта и т.д., проводятся с участниками учебно-воспитательного процесса в соответствии с Положением об обучении.

Контроль за соблюдением техники безопасности педагогическими и социальными работниками на рабочем месте осуществляется на основании следующих принципов:

- действующего законодательства по охране труда;
- правил внутришкольного трудового распорядка;
- должностных инструкций и инструкций по охране труда;
- правил обращения с оборудованием;
- правил использования средств коллективной и индивидуальной защиты [1].

В любом учреждении социально-педагогической сферы должен быть План локализации и ликвидации аварийных ситуаций и аварий, а психолог (как и всякий работник учреждения) должен быть знаком с ним. В любом учреждении социально-педагогической сферы должны быть типовые Памятки по соблюдению правил безопасности: пожарной, электробезопасности должны они быть и в кабинете психолога. Психолог должен следить за соблюдением этих правил в своей деятельности и в деятельности своих клиентов (например, детей).

Выделяют следующие виды несчастных случаев в учреждениях социально-педагогической сферы:

- с работниками на рабочем месте - производственного характера;
- с детьми (учащимися) во время учебно-воспитательного процесса;
- с работниками и учащимися в быту [1].

Действия по поводу несчастных случаев.

1. Несчастные случаи, профессиональные заболевания, аварии на производстве расследуются в соответствии с НПАОП 0.00-4.03-04 "Порядок расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве", утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 25.08.2004 г. N 1112.
2. Несчастные случаи, которые произошли с воспитанниками во время учебно-воспитательного процесса, расследуются в соответствии с Положением о порядке расследования несчастных случаев, произошедших во время учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины 31.08.2001 г. N 616, зарегистрированного в Минюсте Украины 28.12.2001р. за № 1093/6284.

3. Несчастные случаи, которые произошли с воспитанниками, работниками в быту, расследуются в соответствии с Порядком расследования и учета несчастных случаев непроизводственного характера, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 22.03.2001 г. N 270.

Роль психолога в этих ситуациях – работа режиме «скорой психологической помощи», оказание поддержки и незамедлительное проведение других психологических мероприятий по оптимизации состояния.

Выводы по второму разделу

1. Рассмотрено содержание профессиограммы практического психолога, его профессионально-должностные требования. Психолог относится к группе профессий, работающих с людьми. Проанализированы особенности охраны труда психолога и условия безопасности жизнедеятельности его клиентов.

2. Отмечено, что важным условием охраны труда в социально-воспитательной сфере является профилактика таких феноменов как: феномен «выгорания»; посттравматический синдром.

3. Раскрыты основные принципы и мероприятия по охране труда в социально-педагогической сфере.

 

 

1. Сисоєнко, Н. В. Роздiл «Охорона працi» у випускних роботах студентiв /Н. В.Сисоєнко, Л. З.Пакушина, Н. П. Черненко // Вiсник Черкаського унiверситету.– Черкаси:Черк ун-т, 2012.– №19 (232) – С. 88–92.

2. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. – Спб: Питер, 2008. – 464 с.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Стоимость этапа – 55000 рублей | Понятие развития предприятия

Date: 2015-07-01; view: 1892; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию