Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос: почему? В силу того, что социальное страхование гарантирует услугу высокого качества

Лекция 9.

Пути реформирования социальной защиты населения.

Что понимается под термином социальная защита? Политика и целенаправленные действия, средства государства и общества, обеспечивающие человеку, социальной группе, населению в целом решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере возможностей реализации прав, свобод, социального благополучия.

Можно выделить два понятия термина «социальная защита»: широкое и узкое. В широком понимании это комплекс мероприятий‚ гарантирующих человеку достойный уровень жизни‚ составляющий «Концепцию четырех столпов»:

- социальное страхование;

- социальную помощь по линии государственных и муниципальных служб;

- социальную помощь, оказываемую предприятиями;

- частную добровольную страховую инициативу.

В условиях социальной рыночной экономики основным институтом социальной защиты является социальное страхование ‚ гарантирующее 60-70 % оплаты услуг. На гарантированную социальную помощь‚ как видно‚ приходится 30-40% оплаты услуг.

Вопрос: почему? В силу того, что социальное страхование гарантирует услугу высокого качества.

Таким образом, социальное страхование, ориентированное на социально активное население, занятое в сфере труда, выплачивающее (или выплатившее в прошлом) страховые взносы, соответственно и адресовано трудозанятому населению.

Это позволяет замещать работнику в случае болезни, старости до 40 – 50% прежнего заработка. Это позволяет институтам социального страхования, кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков, нейтрализации социальных рисков, выполнять иные функции: организацию оздоровления и лечения населения; программ по реабилитации инвалидов и др. Социальное страхование позволяет для семьи с двумя работниками и одним кормильцем в случае потери работы уменьшение дохода только на 30 % во Франции‚ 36 % в Норвегии[1].

В узком понятии «социальная защита» есть комплекс мероприятий‚ гарантирующих человеку уровень жизни по минимальным стандартам‚определяемым каждым государством‚ но ориентирующимся на мировые или‚ например‚ на европейские нормы. Это комплекс включает как социальные гарантии (форма социальной защиты всех граждан, препятствующая снижению определенных социальных показателей), так и социальные льготы (механизмы социальной защиты только для отдельных социально-демографических групп, без связи с реальной нуждаемостью и как временная мера).

Социальная защита в узком смысле представляет собой социальную помощь, предназначенную для избирательной и адресной поддержки наиболее социально уязвимых групп населения.

Различие систем Социального страхования и социальной защиты можно представить в виде таблицы.

Социальное страхование Социальная защита
1. Финансирование осуществляется за счет работодателей (в том числе государством) и трудящимися 1. Финансируется за счет государственных и местных бюджетов.
2. Участие является обязательным 2. В соответствии с законодательством выплаты производятся определенным категориям нуждающимся
3. Выплаты производятся из определенных фондов, формируемых на основе взносов 3. При оценке нуждаемости учитываются доходы и размеры собственности соответствующего лица
4. Действует принцип солидарного страхования, основанный на вероятностной природе страхового случая 4. Цель выдачи пособия – доведения доходов лица до определенного обществом минимума с учетом ряда факторов. Размер пособия не связан с предшествующими уровнями заработной платы или уровнем жизни  
5. Право лиц на пособие основывается на записях об уплате взносов без учета нуждаемости при условии наступления страхового случая 5. Социальная помощь предоставляется по результатам исследования благосостояния и ориентируется на его относительное повышение.
6. Уровень взносов и выплат прямо связан с уровнем доходов.  
7. Системы страхования от несчастных случаев на поизводстве финансируется работодателем (в том числе государством)  

 

Система социальной защиты населения государством на федеральном уровне включает четыре главных направления:

– государственная социальная помощь на основе предоставленных социальных пособий, льгот и компенсаций;

– пенсионное обеспечение;

– социальное обслуживание;

– социальная защита отдельных категорий граждан (ветеранов войны, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, «чернобыльцев», и некоторые другие категории).

Социальная политика центра социальной защиты должна основываться на двух главных принципах – программно-целевом методе управления социальными процессами и социальном обслуживании интересов населения.

Субъекты РФ должны разрабатывать, реализовывать и финансировать региональные целевые программы, организовывать и предоставлять адресную целевую помощь, обеспечивать работу и финансировать учреждение социальной инфраструктуры, исходя из своих возможностей решать весь комплекс проблем в области социальной защиты, труда, быта, занятости людей по месту их проживания. На усмотрение субъектов РФ переданы полномочия по установлению некоторых льгот.

На муниципальный уровень передан целый ряд расходных обязательств в образовании, в области культуры, здравоохранении, социальной защите. Однако при концентрации доходов на федеральном уровне, продолжается процесс передачи все большего количества социальных функций на региональный и муниципальный уровень. Выход из ситуации заключается не только в изменении системы распределения собираемых налогов. Муниципализация социальной сферы должна создать новую систему отношений и по горизонтали (местные власти – предприятие – население).

Пути модернизации системы социальной защиты требуют четкого разделения всех социальных пособий и льгот на три четко разделенных категории:

-для объективно нуждающихся;

- по профессиональному признаку;

-льготы за особые заслуги с разграничением источников их финансирования.

В 2005 г. В России на Социальную защиту расходывалось 57 % всех ассигнований на социальную политику, в 2008 г. – 52 %. В 2009-2012 г. произошла стагнация величины указанных расходов. Т.е соотношение расходов на соцзащиту и соцстрахование принципиально иное, чем в РКС. Суть: на качество социальной защищенности человека тратится меньшая часть расходов.

Структура расходов представлена в Таблице «Расходы на социальную защиту в России, 2005-2011 гг.(в % по отношению к ВВП)

  2005 г. 2008 г. 2009г. 2010г.  
Все расходы 9,3 9,3 9,3 9,5 12, 5
В том числе:          
пенсии   5,6 5,6   8, 2
Программы социального страхования, в том числе:     0,9         0, 8
Пособие по безработице и активные программы на рынке труда     0,1   0,1   0,2   0,2  
Программы социальной помощи, в том числе:     1,8   1,9   1,8   1,8 2, 9
Молодежная и миграционная политика 0,04 0,1 0,1 0,1 0, 1
Ежемесячные денежные выплаты всем категориям льготников 0,8 0,9 0,8 0,8 1, 5
Адресные социальные программы 0,3 0,2 0,2 0,2 0, 4

 

Источники:Данные Федерального казначейства (консолидированные бюджеты РФ и регионов), бюджеты Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, Росстат, оценки и расчеты Независимого института социальной политики.

Как видно из материалов Таблицы, для периода 2005-2010. гг. характерна стабильность доли расходов во ВВП на Социальную защиту и рост в 2011 г. Кроме того, расходы на социальное страхование существенно меньшие, чем на социальную защиту.

Основными формами социальной защиты выступают:

– на дому;

– полустационарнное;

– стационарнное;

– консультативное

Основные сферы применения социальной защиты: пенсионное обеспечение, врачебно-трудовая экспертиза, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, протезирование и протезостроение, содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, государственные пособия многодетным и одиноким матерям.

Принципиально новые подходы к качеству социальной защиты диктует ратифицированная РФ в июне 2009 г. Европейская социальная хартия.

Управление социальной защитой населения в Свердловской области возложено на Министерство социальной политики Свердловской области‚ являющееся областным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение государственной политики и осуществляющим управление в сфере социальной защиты населения.

Основные отделы: организации учреждений социального обслуживания; семейной политики и социального обслуживания семей и детей; отдел социальных гарантий; отдел технологий социального обслуживания.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство социальной защиты населения Свердловской области осуществляет управленческие функции в следующих сферах деятельности: в области комплексных проблем социальной защиты населения‚ в области пенсионного обеспечения‚ в области социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста, ветеранов и инвалидов‚ в области социального обслуживания населения‚ в области социальной защиты инвалидов‚ в области финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

Министерство социальной политики Свердловской области систематически определяет основные категории лиц, нуждающихся в социальном обслуживании и защите. В 2009 г. на учете в управлениях социальной защиты области состояли 863‚5 тыс. человек или пятая часть населения области (пенсионеры; инвалиды; труженики тыла; многодетные семьи; участники ВОВ – и т.д.). Это на 30 тыс. меньше‚ чем в 2006 г.

Численность граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, включенных в федеральный и областной регистры, составила на 1 июля 2009 года 863,5 тыс. человек, в том числе в федеральный регистр – 412,6 тыс. человек, в областной регистр – 450,9 тыс. человек [2].

В 2014 г. эти показатели равнялись 788, 5 тыс. человек, в том числе в федеральный регистр – 409,4 тыс. человек, в областной регистр – 379,1 тыс. человек [3].

Органам социальной защиты населения Свердловской области на социальную поддержку граждан в 2011 году выделено бюджетных ассигнований в размере 25,9 млрд. рублей, что на 25 % больше, чем в 2010 году. Выделенные средства направлены на выплаты 137 видов социальных пособий, компенсаций и предоставление социальных услуг для 2,3 млн. получателей [4].

В 2014 г. эти показатели составили 36,1 млрд. рублей (рост с 2011 г. на 40 %. но без учета инфляции). В целом по Свердловской области производится выплата порядка 140 социальных пособий и компенсаций, численность получателей которых по состоянию на 1 января 2014 г. составила порядка 2,1 млн. человек [5].

Для осуществления управления социальной защитой населения в области действуют 60 территориальных управлений, 143 учреждений социального обслуживания.

На 01.01.2015 в Свердловской области социальное обслуживание населения осуществляли 143 государственных учреждений социального обслуживания (из общего количества учреждений: 4 казенных, 56 автономных и 89 бюджетных учреждений), в том числе 30 государственных учреждений стационарного социального обслуживания населения на 7 168 мест (включая Камышловское профессиональное училище-интернат для инвалидов на 110 мест), 66 государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на 1 908 мест, в том числе 1 542 койко-места с круглосуточным пребыванием (включая отделения стационарного социального обслуживания в комплексных центрах социального обслуживания «Изумруд» (г.Кировград) и «Малахит (Орджоникидзевский район г.Екатеринбурга)» на 430 мест) и 366 мест дневного пребывания, 53 учреждения социального обслуживания семьи и детей на 1 316 койко-мест, из них 1 011 койко-мест с круглосуточным пребыванием и 305 мест дневного пребывания[6].

1.Стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты, отделения временного проживания при домах-интернатах, отделения милосердия на базе домов-интернатов);

2. Полустационарные учреждения социального обслуживания (центры социального обслуживания, дома ночного пребывания, специальные дома для одиноких пенсионеров);

3. Нестационарные учреждения (специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, службы срочного социального обслуживания и др.);

4. Учреждения социального обслуживания семьи и детей (социальные приюты для детей и подростков, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, центры социальной помощи семье и детям);

5. Учреждения реабилитации инвалидов.

Налицо целый ряд нерешенных проблем. Например, число граждан, вовлечённых в процесс социальной реабилитации, из числа лиц недавно освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий, не превышает 10 %[7].

Одной из основных задач органов социальной защиты населения является проведение информационно-разъяснительной работы. Именно этой цели служит издание справочного материала «Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан», издаваемого с 2002 г. министерством социальной защиты населения Свердловской области[8]. Издание, подробно и детально перечисляя все виды социальной помощи. Но даже при таком увеличении, ряд статей выглядят маломощными (например, стоимость социального пакета в 840 рублей в месяц в 2013 г.[9] в том числе: 646,71 руб. – на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; 100,05 руб. - на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; 92,89 руб. – на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Граждане, имеющие 1 группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд для сопровождающего их лица.

Социальная работа понимается как вид профессиональной деятельности, направленный на формирование, поддержание, реабилитацию, устойчивую социальную интеграцию или реинтеграцию личности или социальной группы.

Направления социальной работы: Социальный надзор и профилактика; Социальная реабилитация ( восстановление социального статуса человека, его общественных связей), например, беженцев; алкоголиков, инвалидов‚ Социальная интеграция (процесс достижения оптимального уровня жизнедеятельности, реализации возможности личности)‚ Социальная реинтеграция. (процесс восстановления раннее присущих индивиду социальных функций)‚ Социальные службы можно подразделить на государственные, муниципальные, негосударственных (религиозные, общественные, частные).

Однако обеспеченность инвалидов, например, социально-реабилитационными центрами составляет примерно 10 %. Важную роль должна сыграть частная поддержка.

Где основные пути реформирования социальной защиты:

1 Увеличение в разы расходов на нужды социальной защиты‚ отталкиваясь от норм социальных стандартов по европейским образцам (в связи с ратификацией Государственной Думой Европейской социальной хартии).

2. Совершенствование социальной защиты детей. Выделим наиболее важных направления: детские пособия на уровне социальных стандартов‚ максимальный охват детей до семи лет дошкольным воспитанием‚ доступное бесплатное качественное школьное обучение и школьное питание, меры по оздоровлению детей.

2. Социальная защита трудоспособного населения. Эффективная занятость в соответствии с программами социально-экономического развития, защита от безработицы с акцентом на опережающее профессиональное обучение.

4. Социальная защита семьи. Пути: Государственные социальные стандарты, федеральные и федерально-региональные целевые программы. Создание необходимой структуры учреждений социальные защиты.

Рассмотрим действия органов социальной защиты на примере Социальной защиты нетрудоспособного населения – инвалидов - лиц‚ возможности которых получать‚ сохранять и находить работу – ограничены в связи с физическими или психическими недостатками. (Инвалидность означает нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности человека и вызывающее необходимость его социальной защиты).

1. Значимость проблемы. Это практически 1/10 часть населения РФ. Даже по официальным данным к 2009 г. в России насчитывалось 13‚2 млн. чел.‚ 1‚5 млн. из которых дети.[10] В 1995 г. этот показатель составлял 6 млн. чел.

Темп прироста корпуса инвалидов составляет один миллион человек в год. Доминирующее положение среди причин инвалидности занимают болезни кровообращения и онкологические заболевания. Сегодня около трети инвалидов имеют бессрочную инвалидность[11]. Но это означает‚ что у двух третей инвалидов сохраняется надежда на восстановление. Речь идет об армии в 9 млн. чел.! Для сравнения вспомним‚ что Заявка-квота на работников-мигрантов на 2009-2012 гг. в РФ не превышает 2 млн. чел.

В сентябре 2008 г. после долгих согласований и‚ по оценке Д.А.Медведева‚ не простых размышлений‚ Россия присоединилась к международной Конвенции по правам инвалидов‚ которая предусматривает создание безбарьерной среды для инвалидов и обеспечивает их право на работу‚ медицинское обслуживание‚ образование‚ полноценное участие в общественной жизни [12]. Суть документа нацелена то‚ чтобы рассматривать инвалидов как равноправных членов общества и методом реабилитации интегрировать в прежние социальные группы.

7 апреля 2009 г. состоялось первое заседание Совета при Президенте РФ по делам инвалидов.

До принятия Федерального закона № 122 существовала норма по которой каждое предприятие с числом работников более 30 было обязано квотировать рабочее место для инвалидов‚ либо платить специальный взнос в бюджет субъектов РФ‚ которые шли на создание рабочих мест для инвалидов. После 2004 г. сама норма квотирования поднялась до 100‚ а обязательность целевого взноса исчезла. По предложению А.К.Исаева председателя комитета Государственной Думы по труду и социальной политике необходимо исправить допущенные ошибки. Вариант Исаева‚правда‚ включает порог в 50 чел. для государственных предприятий и 100 –для частных[13]. По решению правительства с 2011 г. работодателям возмещаются затраты наприобретение специального оборудования для оснащения рабочих мест инвалидов – 50 тыс. рублей за одно рабочее место[14].

Сколько же всего работает инвалидов в России? В выступлении министра Минсоцздравразвития Т.А. Голиковой на первом заседании Совета при Президенте РФ по делам инвалидов указывался только диапазон: от 460 до 914 тыс. человек[15]. Д.А.Медведев подчеркнул‚ что по данным Минсоцздравразвития‚ почти 6 млн. инвалидов трудоспособны‚ но только 15 % из них смогли получить работу. Планируется, что к 2015 г. благодаря осуществлению программ поддержки трудоустройства инвалидов до 30,5 % людей с ограниченными возможностями найдут работу[16].

В 2001-2005 гг.‚ отметила министр Минсоцздравразвития Т.А. Голикова‚ в среднем ежегодно возвращалось к труду 120 тыс. инвалидов - это один процент от общего числа инвалидов. Однако‚ норма возвращения к труду в РКС составляет 7‚5 %. Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 гг.» ставит задачу доведения к 2020 г. этого показателя также до 7‚5 %. Это для России один миллион работников!

Каким путем будет осуществляться такая задача? Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 гг.» указывает на наличие в стране немалой структуры учреждений по лечению и реабилитации: 221 реабилитационный центр для взрослых инвалидов и 305 – для инвалидов-детей.

Но остаются весьма серьезные проблемы: труднодоступность таких центров‚ низкая компьютеризация оборудования‚ отсутствия паспортов здоровья и программ выздоровления. Данные обследований показывают: 70 % инвалидов не имели возможностью воспользоваться помощью специалиста по социальной работе. 80 % инвалидов считают себя уязвимой категорией. Только 3‚8 % инвалидов считают себя социально защищенными. Между тем‚ инвестиции на очное образование инвалидов в течение семи лет полностью окупаются за счет выплата налогов в течение четырех лет[17]. Исследования ученых показывают: новейшая аппаратура позволяет значительно увеличить планку реабилитации‚ возвращения к труду. Конвенция по правам инвалидов требует от РФ: бесплатной базовой индивидуальной программы реабилитации инвалида; пенсий по европейским стандартам; бесплатной медицинской помощи‚ например‚ набора лекарств; курса на трудоустройство инвалидов.

В Свердловской области утверждена областная целевая программа «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 гг. Намечена полная реабилитация 5,5 % и частичная – 15, 4 % инвалидов в области. В чем проблема? К категории инвалидов сегодня относится 7,9% жителей Свердловской области - это более 320 тысяч человек. При этом более 100 тысяч из них являются людьми трудоспособного возраста. Вместе с тем о желании и перспективе трудоустройства заявляют лишь 2-5 тысяч человек. Столь малое число желающих трудиться вызвано вовсе не ленью, а невозможностью найти хоть какую-то работу. И в первую очередь проблема вызвана нежеланием работодателей идти навстречу инвалидам. Например, в 2009 году в центры занятости населения обратилось 12,5 тысяч инвалидов, но работу нашел лишь каждый четвертый - 3 тысячи человек. Ведомственной целевой программой содействия занятости населения Свердловской области на 2011-2012 гг. намечено трудоустройство 4 тыс. инвалидов, т.е. примерно 2 тыс. человек в год. Как видно, предполагается не увеличение, а сокращение трудоустройства инвалидов.

1. Анализ динамики расходов программы указывает и на сокращение расходов с 800 млн. рублей в 2010 г. до 600-650 в 2012-2014 гг. и 700 млн. в 2015 г.

2. Показатель частичной реабилитации инвалидов на 2015 г. (15,8%) фактически копирует показатель прошлой программы на 2010 г. (15,7%). Показатель полной реабилитации не указан вообще[18].

Все это говорит о неудовлетворительном состоянии столь важной программы социальной защиты.

 

 

 


[1] Новая и новейшая история. 2009. № 5. С.47.

[2] Там же. С. 2.

[3] Об основных итогах деятельности органов социальной политики Свердловской области

в 2014 году и приоритетных направлениях на 2015 год. // Сайт Министерства социальной политики Свердловской области. С.14.

[4] Результаты деятельности Министерства социальной политики Свердловской области в 2011 году и задачи на 2012 год // Сайт Министерства социальной политики Свердловской области.

[5] Об основных итогах деятельности органов социальной политики Свердловской области

в 2014 году и приоритетных направлениях на 2015 год. // Сайт Министерства социальной политики Свердловской области. С.15.

 

[6] Об основных итогах деятельности органов социальной политики Свердловской области

в 2014 году и приоритетных направлениях на 2015 год. // Сайт Министерства социальной политики Свердловской области. С.23.

 

[7] Там же.

[8] Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. (под ред. В.Ф.Туринского). справочно-информационное издание. Екатеринбург, 2007 г.

[9] Меры по социальной поддержке граждан. Справочно-информационгое издание. Екатеринбург, 2013. С.65..

 

[10] Уровень жизни населения регионов России.2009. № 7.С.6.

[11] Там же.

[12] Там же. С.4.

[13] Там же. С.10 -11.

[14] Низова Л., Сидоркина Т. Занятость инвалидов в фокусе социальной политики // Человек и труд. 2012. № 10. С.37.

[15] Там же. С.6.

[16] Низова Л., Сидоркина Т. Занятость инвалидов в фокусе социальной политики // Человек и труд. 2012. № 10. С.37.

[17] Уровень жизни населения регионов России.2009. № 7.С.45.

[18] Областная целевая программа «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» (в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 05.05.2011 N 522-ПП, от 27.05.2011 N 618-ПП)

 


<== предыдущая | следующая ==>
Буддизм в Китае и на Дальнем Востоке | Заболевания щитовидной железы, надпочечников, гормональные опухоли поджелудочной железы)

Date: 2015-07-01; view: 193; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию