Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень основных понятий

1. Экономика- хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.   2. Экономическая теория- общественная наука, которая изучает проблему выбора в условиях ограниченности ресурсов для максимального удовлетворения потребностей людей   3. Микроэкономика- наука, изучающая функционированиеэкономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.   4. Макроэкономика- наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений. Впервые термин был употреблён Рагнаром Фришем 14 августа 1934 года   5. Мировая экономика- многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений. В целом мировую экономику можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединенных международными отношениями.   6. Потребности- внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.   7. Блага- всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле подразумеваются всеимущественные блага.   8. Производительность труда - мера (измеритель) эффективности труда. Производительность труда измеряется количеством продукции, выпущенной работником за единицу времени. Обратная величина — трудоёмкость — измеряется количеством времени, затрачиваемым на единицу продукции. Обычно под производительностью труда в экономической статистике разумеется фактическая производительность труда, однако в экономической кибернетике, в частности, в модели жизнеспособных системСтаффорда Бира, вводятся понятия наличной и потенциальной производительности труда.   9. Производство- в экономическом смысле — процесс создания какого-либо продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов в какой-либо продукт   10. Воспроизводство- (ср.: воспроизведение) — бесконечно повторяемый процесс созидания (произрастания, иных форм сотворения) вновь некоего результата.   11. Ресурсы- количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.   12. Факторы производства- ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг.   13. Земля- это ресурс, используемый для производства сельскохозяйственной продукции, для строительства домов, городов, железных дорог. Один из факторов производства.   14. Труд- один из четырех основных факторов производства: осознанная, общепризнанная деятельность человека, требующая приложения усилий, осуществления работы.   15. Капитал-совокупность товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. Вболее узком смысле это источник дохода в виде средств производства (физический капитал).   16. Предпринимательство- экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг.   17. Натуральное хозяйство- тип хозяйства, ориентированный на удовлетворение только внутренних потребностей. Противоположно товарному, производящему продукцию в основном для продажи.   18. Товарное хозяйство- форма экономической организации, когда товары производятся отдельными обособленными производителями и для удовлетворения потребностей требуется обмен (торговля).   19. Товар- любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена. Предметы, произведённые для личного потребления, в экономическом смысле товарами не являются.   20. Стоимость- денежная величина затрат на производство и реализацию данного товара (английское сost, немецкое Kosten - расходы, издержки, затраты, стоимость). Стоимость употребляется и как понятие, синонимичное понятию цена (английское value, немецкое Wert -цена, стоимость, номинал).   21. Цена- количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Цена — фундаментальная экономическая категория.   22. Экономическая система- совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением.   23. Традиционная экономика- такая экономическая система, в которой традиции и обычаи определяют практику использования ограниченных ресурсов. Она является самой древней. При традиционной экономике земля и капитал находятся в общем владении, а основные экономические проблемы общества — что, как и для кого производить — решаются, главным образом, на основе традиционных родоплеменных или полуфеодальных иерархических связей между людьми   24. Рыночная экономика- социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора   25. Командно-административная экономика- экономико-управленческий термин, введённый профессором экономфака МГУГ. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базегосударственной собственности; использование внеэкономических, в частности идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократиипри отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.   26. Смешанная экономика- экономика, которая включает как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах. В основном идеи смешанной экономики придерживаются сторонники демосоциализма.   27. Конкуренция- это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.   28. Совершенная конкуренция- состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.   29. Монополистическая конкуренция- тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.   30. Монополия- исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.   31. Олигополия- тип рынка, при котором в отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.   32. Рынок- категория товарного хозяйства, совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.   33. Переходная экономика- экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития.   34. Фирма (предприятие)- это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажитоваров и услуг с использованием различных факторов производства. Понятие "фирма" и "предприятие" идентичны, если предприятие является самостоятельнымюридическим лицом, реализующим свои экономические интересы   35. Издержки- затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты   36. Доход- денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим илиюридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени   37. Прибыль- положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).   38. Постоянные издержки- это расходы фирмы, которые остаются неизменными и не зависят от величины и структуры производства и реализации. К ним относятся плата за аренду помещения, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования, оплата административного и управленческого персонала, страховые взносы и т.д.   39. Переменные издержки-это та часть издержек, которая меняется в зависимости от уровнявыпуска продукции. Они противоположны постоянным издержкам, которые необходимы для того, чтобывыпуск вообще стал возможен; они не зависят от уровня выпуска.   40. Равновесная цена- это цена, при которой объём спроса равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным. Равновесная цена, это: цена, при которой спрос и предложение равны; цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг; цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.   41. Спрос- это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.   42. Предложение- возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.   43. Закон спроса- величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.   44. Закон предложения- при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.   45. Деньги- особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.   46. Ликвидность- экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный — обращаемый в деньги.   47. Эмиссия- выпуск в обращение новых денег, который приводит к увеличению всей денежной массы в обращении   48. Полезность- блага или товара — его способность удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность.   49. Собственность- исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежностьсубъекту, у которого имеются правомочия на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями   50. Приватизация- процесс преобразования отношений собственности, когда объекты собственности переходят из государственной в другие формы собственности, преимущественно в коллективную, акционерную и частную. В широком смысле под приватизацией часто подразумевают всякое усиление опоры на частных экономических субъектов   51. Амортизация- постепенное перенесение стоимости основных фондов в процессе их эксплуатации на стоимость готовой продукции. В ходе производства основные фонды подвергаются физическому и моральному износу и теряют свою потребительную стоимость и стоимость. Перенесенная часть стоимости основных фондов является частью себестоимости продукции и после ее реализации зачисляется на специальный счет — амортизационный фонд.   52. Основные фонды- это часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на продукцию постепенно, по частям, по мере использования.   53. Оборотные фонды- часть производственных фондов предприятий, полностьюпотребляемая в одном производственном цикле и переносящая свою стоимость на изготавливаемыйпродукт.   54. Национальная экономика- сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим эффектом, состоящим из отдельных ее потенциалов, накопленных в процессе своего функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.   55. Дефлирование- операция, обеспечивающая перевод экономических показателей, рассчитанных в текущих ценах, в сопоставимые постоянные цены.   56. Номинальный ВВП- стоимость всех конечных товаров и услуг рассматриваемого региона или государства, выраженная в текущих рыночных ценах. Вследствие этого номинальный ВВП зависит от изменений индекса цен и доходов рассматриваемой экономики. Номинальный ВВП растёт при инфляции в связи с ростом цен на продукцию и услуги. И наоборот, падает при дефляции в связи с падением цен. Так, уровень инфляции в 5 %, при неизменном уровне производства товаров, ведёт к росту ВВП тоже на 5 %.   57. Реальный ВВП-выраженная в ценах базового года стоимость конечных товаров иуслуг, произведенных в стране за год.   58. ВВП- Валово́й вну́тренний проду́кт- макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые это понятие было предложено в 1934 году Саймоном Кузнецом.   59. ВНП- Валовой национальный продукт- один из основных макроэкономических показателей системы национальных счетов. Зачастую употребляется совместно с показателем ВВП, или заменяется им, что в общем неверно. В отличие от Валового внутреннего продукта, отражающего совокупную стоимость всех благ, созданных на территории страны, валовой национальный продукт отражает совокупную стоимость благ, созданных только её резидентами, вне зависимости от их географического положения.   60. Безработица- наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.   61. Занятость- лица, работающие по найму за вознаграждение, а также не по найму для получения прибыли или дохода, а также лица, временно отсутствующие на работе. В численность занятого населения включаются лица, выполняющие работу (помогающие) в организации, учредителем (участником) которой является член домашнего хозяйства или родственник.   62. Полная занятость- (с точки зрения макроэкономики) - ситуация, при которой происходит полное использование всех экономических ресурсов страны, и в первую очередь - рабочей силы. (с точки зрения микроэкономики) - ситуация в отдельно взятом субъекте хозяйствования, которая подразумевает полное отсутствие свободных рабочих мест, а также полное использование экономических ресурсов субъекта хозяйствования для достижения производства максимального объема продукции и прибыли.   63. Налог-обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований   64. Бюджет- схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.   65. Государственный долг- результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.   66. Инвестиции- вложения капитала с целью получения прибыли   67. Инфляция- повышение уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились — утратили часть своей реальной стоимости.   68. Банк- финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услугиправительству, юридическим и физическим лицам.   69. Кредит- общественные отношения, возникающие между субъектами экономических отношений по поводу движения стоимости. Кредитные отношения могут выражаться в разных формах кредита (коммерческий кредит, банковский кредит и др.), займе, лизинге, факторинге и т. д.   70. Финансы- совокупностьэкономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств   71. Социальная политика- политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов   72. Совокупный спрос- это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).   73. Совокупное предложение- реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.   74. Макроэкономическое равновесие-это состояние в экономике, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Макроэкономическое равновесие является таким состоянием, которое одновременно устраивает и потребителей и производителей. То есть их устраивает уровень цен в экономике, и они не собираются менять свои планы в отношении покупок и продаж. Макроэкономическое равновесие в реальной экономике определяется по двум индикаторам: инфляции и безработице. В условиях равновесия темпы инфляции минимальны и наблюдается только естественный уровень безработицы   75. Экономический рост- это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени (как правило, за год).   76. Экономический цикл- колебания экономической активности (экономической конъюнктуры), состоящие в повторяющемся сжатии (экономическом спаде, рецессии, депрессии) и расширении экономики (экономическом подъёме). Циклы носят периодический, но, обычно нерегулярный характер. Обычно (в рамках неоклассического синтеза) интерпретируются как колебания вокруг долгосрочного тренда развития экономики.   77. Фискальная политика- меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета.   78. Денежно-кредитная политика- это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального производства.   79. Антиинфляционная политика- означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.      

 


<== предыдущая | следующая ==>
хронический остеомиелит | А) дексаметазон

Date: 2015-07-01; view: 365; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию